Зрительное восприятие дошкольников

Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста. курсовая работа (т). психология. 2015-07-28

Цветовосприятие у детей дошкольного возраста

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что цвет – первый признак, бросающийся в глаза. Однако дети от рождения не наделены способностью цветоразличения. Восприятие цвета детьми происходит постепенно.

На первом году жизни малыши осознают только отличительность расцветки одной игрушки от другой. О конкретных цветах они еще не знают.

Первые цвета, которые малыш различает и запоминает, – красный и желтый. К младшему дошкольному возрасту он уже знает оранжевый, зеленый и синий, но два последних может спутать, если ему показывать абстрактный предмет, а не известный образ. Елочку ребенок точно назовет зеленой, а с кружочком какого же цвета может ошибиться.

Пятилетние дети не только воспринимают всю палитру спектра, но и заинтересовываются различением цветовых оттенков. Такой интерес связан с развитием как цветовосприятия, так и речи. Ведь каждый оттенок имеет свое название, да еще так занятно образующееся: светло-коричневый, темно-синий…

Некоторые сложные оттенки дети начинают воспринимать не ранее старшего дошкольного возраста. К ним относятся бордовый, бирюзовый, горчичный, лиловый и др. Сложность вызывает как различение подобного цвета, так и вспоминание названия.

Средства развития восприятия цвета

Чтобы быстрее освоить с детьми дошкольного возраста цветовую палитру, проводите познавательные игры и упражнения. Вот несколько примеров:

  1. Превращение воды в разноцветную. Налейте воду в прозрачные стаканчики и вместе с ребенком придайте ей различные цвета, растворив немного краски. Получите разные оттенки одного цвета – от светлого к интенсивно насыщенному. Этот эксперимент станет для дошкольника незабываемым открытием и поможет понять закономерность получения оттенков.
  2. Создание модного гардероба для куклы. Озадачьте малыша желанием куклы иметь одежду или аксессуары одного цвета. Вместе подберите подходящий шарфик, заколку, ремешок и пр.
  3. Рисование с использованием выбранного цвета. Предложите нарисовать семью так, чтобы у каждого в наряде была деталь одного и того же оттенка.

Полезно практиковать соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета. Например, ребенок выберет красный цвет, а вы – синий. Достаточно просто указывать на предмет соответствующего цвета, обнаруженного в непосредственном окружении. Не забудьте первый раз проиграть, чтобы не отбить охоту у ребенка упражняться в поиске соответствующих объектов.

Восприятие, что это такое

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.


Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.

Значение восприятия

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти

Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии


Познание мира ребенком начинается с восприятия

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения // Школа здоровья,1995.
  2. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход Издательство «Питер» 2008 – 320с.
  3. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие.- СПб.: Речь, 2005.
  4. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.
  5. Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. — С. 63 — 68.
  6. Т.Г. Визель Основы нейропсихологии
  7. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 2. — С.53 — 54.
  8. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М, : Издательский центр «Академия», 2009 – 272с
  9. Н. И.Ж и н к и нМЕХАНИЗМЫ РЕЧИИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК МОСКВА 1 9 5 8 – 43с
  10. Н. К. Корсаков, Л.И. Московичюте. Клиническая нейропсихология. М., МГУ, 1988.
  11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей, М.: Изд-во МГУ,1985.
  12. Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К. С. Лебединской. —Москва: Педагогика, 1982. — С. 128.
  13. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: Учеб. Пособие. 4-е изд., перераб.: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – 196с.
  14. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека — М., 2000.
  15. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы — М., 1970.
  16. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии — М., 2001.
  17. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции — Л.Наука,1986
  18. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
  19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», — 456 с.
  20. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998
  21. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка — СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
  22. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов // М.: ВЛАДОС, 2004. — 126с.
  23. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996

Причины возникновения галлюцинаций

Учеными до сих пор не выявлены конкретные факторы, которые могут повлиять на возникновение галлюцинаций. Причины пока остаются полностью неизученными, но все же имеются предположения:

  • алкогольное и наркотическое опьянения могут нанести весомый ущерб не только физическому, но и психическому здоровью;
  • нарушение работы головного мозга;
  • тактильные галлюцинации могут быть вызваны шизофренией или энцефалитом;
  • побочное действие медикаментозного лечения;
  • нарушение органов чувств;
  • специалисты выявили еще один фактор, имеющий название «массовый психоз» — происходит это в том случае, когда абсолютно здоровый человек поддается массовому внушению.

Старые и новые методы обучения детей

В воспитательной практике ещё используется устаревшая практика знакомить малышей с основными цветами и формами и требовать, чтобы они запомнили их и правильно называли. По современным представлениям такое обучение представляется малоэффективным, не способствующим зрительному развитию, поскольку резко ограничивается круг представлений малыша о свойствах предметов. К тому же, вызубривая одни разновидности, дети не обращают внимания на другие. В результате накапливаются ошибки восприятия. Например, зная только жёлтый цвет, но, не зная оранжевого, ребёнок будет воспринимать последний тоже как жёлтый. При знакомстве детей со свойствами предметов не следует упирать на запоминание и последующее употребление их названий. Важнее, чтобы дети могли во время действий с предметами учитывать их свойства. Не страшно, если они назовут «треугольник» «крышей» или «угольником». То есть сам воспитатель должен при занятиях с детьми использовать названия форм и цветов, но не должен требовать этого от дошкольников. Вполне достаточно, чтобы они научились правильно понимать выражения «цвет», «форма», «такой же». Но при ознакомлении с величиной предметов требования другие, поскольку у «величины» нет абсолютного значения, и понять её можно только при сравнении с другой величиной. О предмете можно сказать, что он большой, только сравнив его с другим, меньшим предметом. И подобное отношение можно зафиксировать лишь в форме слова.

Что такое зрительное восприятие?

Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребёнка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами. Современная наука разделяет понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», поскольку последние восприятием изначально не являются, а лишь становятся им со временем. На всех этапах развития дошкольной педагогики одно из центральных мест занимала проблема сенсорного восприятия у ребёнка. В жизни он сталкивается с многообразием цветов, форм и прочих свойств объектов (первоначально это игрушки и бытовые предметы). Затем он знакомится с произведениями искусства – скульптурой, живописью, музыкой. Со всех сторон его окружает природа с невероятным обилием сенсорных признаков: шумами, запахами, многоцветием. Естественно, что любой малыш это всё способен воспринимать и без целенаправленного воспитания. Но при стихийном усвоении, без грамотной помощи взрослых педагогов это восприятие получается неполноценным, поверхностным. Разумеется, восприятие и ощущение поддаются совершенствованию и развитию, особенно в дошкольном возрасте.Здесь может помочь сенсорное воспитание

Целенаправленное формирование сенсорной сферы особенно важно для детей, имеющих особенности развития, выраженные в нарушениях слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В первые семь лет у ребёнка бурно развиваются все системы и органы

Рождаются дети с некими унаследованными биологическими качествами, к которым относятся типологические особенности таких нервных процессов, как подвижность, уравновешенность, сила. Но эти особенности являются лишь основой для дальнейшего психического и физического развития, поскольку с первых месяцев жизни определяющими факторами становятся воспитание малыша и окружающая среда.

Свойства восприятия

Среди ведущих качеств восприятия отражают следующие параметры:

  • Конкретность, то есть способность отражать разнообразные объекты и процессы настоящего мира в виде отдельных предметов.
  • Монолитность или полнота, то есть отражение объектов в комплексе их свойств.
  • Структурность – особенность, которая демонстрируется в том, что личность усваивает, так сказать, обособленную от зарождающихся ощущений собирательное устройство, формирующееся в течение определенного временного периода.
  • Стабильность, выражающаяся в постоянстве конкретных параметров предметов в комбинации с варьированием условий их восприятия.
  • Рациональность, то есть существование взаимосвязи с мыслительными процессами.
  • Инициативность (или селективность), которая состоит в восприятии в определенный временной период только одного предмета или их группы.

Особенности методов формирования восприятия в дошкольном возрасте

По характеру восприятия учебного материала можно обратиться к наглядным, практическим, игровым и словесным методам их формирования.

При наглядных методах формируют умения старших дошкольников наблюдать наглядные средства, рассматривать образцы предъявляемого учебного материала.

К практическим методам относят упражнения, проведение опытов и экспериментов, различных исследований и моделирования.

На словесные методы сейчас обращают основное внимание. Это рассказы педагога, детей, им читают литературу, беседуют с детьми. Это, пожалуй, один из основных методов при подготовке к школе

Это, пожалуй, один из основных методов при подготовке к школе.

Но ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая. И именно она должна быть во главе формирования всех познавательных психических процессов. Восприятие ребенка наиболее эффективно формируется в ходе дидактических игр, когда создаются игровые и воображаемые ситуации, разыгрываются роли.

Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.1
Психологическая характеристика восприятия

.2
Особенности развития детей дошкольного возраста

.3
Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи

ГЛАВА 2.
ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

.1 Методика
«Чего не хватает на этих рисунках?»

.2 Методика
«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

.3 Методика
«Чем залатать коврик?»

.4 Методика
«Узнай, кто это?»

.5 Методика
оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)

ГЛАВА 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

.1
Результаты, полученные при проведении методики «Чего не хватает на этих
рисунках?»

.2
Результаты, полученные при проведении методики «Какие предметы спрятаны в
рисунках?»

.3
Результаты, полученные при проведении методики «Чем залатать коврик?»

.4
Результаты, полученные при проведении методики «Узнай, кто это?»

.5
Результаты, полученные при проведении методики оценки уровня развития
зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста
чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере психолого-педагогического
исследования.

Зрительное восприятие имеет огромное значение для разных сторон
психического развития ребенка . Под влиянием восприятия развивается речь.
Развитие речи теснейшим образом имеет связь с расширением круга представлений
ребенка об окружающих его объектах, предметах и явлениях.

Исследованием проблемы зрительного восприятия занимались: А. Запорожец,
А.Ю. Лурия, Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, Л. А. Венгер, М.М. Безруких.

Цель исследования — изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста,
составить и апробировать диагностическую программу, направленную на изучение
особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста.

Объект исследования — развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — изучение особенностей зрительного восприятия у
детей пятилетнего возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для изучения
особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста может быть
использована диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:
«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?»,
«Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей
5-7,5 лет (М.М. Безруких)

Для проверки данной гипотезы требуется решить
следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по
проблеме изучения зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;

. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить
особенности развития зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;

. Составить и апробировать диагностическую программу, направленную на
изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;

. Проанализировать результаты, полученные в ходе применения данной
диагностической программы, сформулировать выводы и рекомендации.

Методы исследования:

.        Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы
по исследуемому вопросу;

.        Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование. В
ходе эксперимента использовалась диагностическая программа, включающая в себя
следующие методики: «Чего не хватает в этих рисунках?», «Какие предметы
спрятаны в рисунках?», «Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития
зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких);

.        Методы обработки данных: количественный и качественный анализ
полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в мае 2014
года среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения №115 города Тулы.
Всего в исследовании приняли участие 15 дошкольников в возрасте 5 лет.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития зрительного восприятия в детстве

Зрительное и тактильное восприятие опережают в развитии другие познавательные процессы. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.

В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд  ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания.

Это самый быстрый способ получения комплексного представления об окружающем, поэтому зрительное является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте.

Восприятие становится более точным и полным благодаря предметным действиям. Ребенок прикладывает друг к другу и примеряет детали, из чего получает первичные знания о размерах и формах.

Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми. Коробки и кубики напоминают им домик, все округлые предметы – мячик, а колечки – колесо.

То есть, происходит зрительное соотнесение с неким образцом, который ребенок непроизвольно выбрал в качестве мерки.

Также важнейшей особенностью данного вида восприятия является то, что зрительные перцептивные функции в детстве объединяют в себе действие других ориентировочных сигналов. Если взрослый определенно пожелает прислушаться к звукам природы, принюхаться к аромату фрукта, то дошкольник, без специального побуждения, только смотрит на все широко открытыми глазами.

Особенности восприятия изображения

На 3-ем году жизни формируются зрительно-двигательные координации более высокого уровня, чем те, которые проявляют малыши в раннем возрасте. Зрительные анализаторы обеспечивают сосредоточение и последовательное движение взора при рассматривании всего вокруг.

Чрезвычайно полезно рисование с детьми 3 4 лет. Глаза начинают управлять мелкими движениями руки, в результате чего ребенок способен не случайно, а целенаправленно нарисовать карандашом какие-то линии или завитки.

Еще несколько месяцев – и зрительное восприятие порадует новым достижением. Младший дошкольник уже не только изобразит каракули, но и увидит в них знакомые ему образы. Это очень важный этап, потому что ребенок учится устанавливать связь изображения с настоящим предметом.

Прежде всего, дошкольник пытается передать в своем рисунке форму предметов

А вот цвет еще не завоевал столь важного значения, чтобы его реалистично передавать. Или наоборот: он находится вне конкуренции, и ребенок выбирает исключительно по своему усмотрению

Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки.

Цвет и размер изображений до старшего дошкольного возраста передает не реальные признаки, а отношение юного художника к тому, что он рисует. Любимая мамочка появится на листе наряженной в красные одежды, а изображение строгой воспитательницы – в черно-коричневых тонах. Это не означает каких-либо нарушений зрительного восприятия, так как дошкольник изображает свое комплексное представление и отношение к объекту.

Восприятие картинки

Большое значение при развитии у дошкольников зрительного восприятия имеет и восприятие картинки. Дошкольники с трудом воспринимают картинку правильно. Ведь даже на самой простой картинке, где есть хотя бы два предмета, уже присутствует какая-либо пространственная связь между ними. Для раскрытия взаимоотношения между частями изображения требуется осмысливание этих связей, поэтому картинки традиционно используются для определения общего умственного развития малыша. В своё время А. Бине использовал этот тест в придуманной им шкале измерения ума. Он и его последователь В. Штерн определили три уровня детского восприятия картинки.

  • Первая стадия перечисления (или предметная) характерна для 2-5-летних детей.
  • На второй описательной или стадии действия находятся дети возрастом 6-10 лет.
  • Для детей старше 9-10 лет наступает третья стадия отношений (или истолкования).

Очень важен сам вопрос, с которым к ребёнку обращается взрослый. Когда воспитатель спрашивает, что дети видят на картинке, то он ориентирует их на перечисление всех подряд предметов (второстепенных и важных) в произвольном порядке. А вопрос «Что на этой картинке делают?» подталкивает малыша к раскрытию функциональных связей, иными словами, действия. При просьбе рассказать об изображённых событиях малыш пытается именно понять изображённое, то есть поднимается на уровень истолкования. То есть, ребёнок во время эксперимента может одновременно продемонстрировать все три уровня своего восприятия картинки.
С развитием восприятия дошкольники способны узнавать свойства объектов, различать предметы, выяснять, есть ли между ними некие отношения или связи. Как только появляется реакция на зрительную информацию, начинается акт зрительного восприятия, происходит выделение, анализ и синтез качеств воспринимаемых объектов, пока не наступает осознание и фиксации данной информации в виде образа восприятия

Затем зрительная информация переходит в мыслительный образ, который хранится в памяти и используется для обучения, ориентации и действий в окружающей обстановке.Зрительное восприятие относится к важнейшим видам перцепции, оказывающим значительное влияние на психическое развитие малыша, ведь оно важно как информационным, так и операционным значением. Оно участвует в удержании равновесия, ориентировки в пространстве, регуляции позы и контроле поведения

Сформировавшееся зрительное восприятие является основой, на которой базируются использующиеся в школьном возрасте образные формы познания.

Заключение

В психологии является несомненным положение о важной роли образов-представлений в психической сфере человека. Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований — представлений

Образы-представления занимают важных мест в познавательной деятельности, являясь ее продуктом и неотъемлемым компонентом. Образ-представление включен в структуру перцептивных процессов: при восприятии объекта его идентификация и наименование осуществляются на основе сличения с эталонами, хранимыми зрительной памяти. В литературе можно найти множество указания на тесную генетическую и функциональную связь наглядно-образных представлений и мышления; важная роль образного компонента мышления прослеживается на всех этапах онтогенеза ребенка и не утрачивает своего значения для мыслительной деятельности взрослого, особенно в процессе творческого мышления.

В данной работе было рассмотрено формирование процессов познавательной деятельности у старших дошкольников;

Детиданноговозраста имеют определенную несформированность некоторых характеристик сферы образов-представлений, таких как, например, семантическая организация.

Развитость изучаемых характеристик достаточно важна, их несформированность может вести к последующим трудностям в школьном обучении, например, в математике —  к непониманию структуры графических и алгебраических задач и алгоритма решения, в грамматике – к непониманию графического строя предложения, да и просто в различении букв и слов в целом, данные проблемы могут являться показателями  дизграфии и дислексии.

Исходя из сделанных выводов, можно разработать нейропсихологическую программу коррекции для детей ЗПР ЦОГ  профилактическую нейропсихологическую программу развития необходимых функций для детей нормы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: