Приемы работы по выработке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) навыка правильного чтения на уроках чтения и развития речи

Обучение детей с глубокой умственной отсталостью чтению. умственная отсталость (олигофрения). лечение, коррекция и обучение детей. реабилитация и прогнозы. стойкие интересы и обходные пути

Система коррекционной учебно-воспитательной работы.

  • Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта;
  • Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей;
  • Формирование ментальных процессов (умственное воспитание);
  • Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью;
  • Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
  • Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью;
  • Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
  • Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;
  • Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.

При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю и строятся с учетом онтогенетических особенностей структуры дефекта и его проявлений.

Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизация собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения. Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведении нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки)

Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности

Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведении нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки). Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности

*В статье использованы материалы пособия «Воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Д.В. Зайцев, Саратов, 2000.

Учим читать по кубикам Зайцева

Эта замечательная методика объединяет в себе сразу два занятия: игру и обучение. Поэтому по ней учить чтению можно с двухлетнего возраста. Даже если перед вами еще стоит задача выучить свою кроху говорить правильно, можно уже ставить другую: как научить читать

В этом возрасте азбука или букварь не привлекут внимание ребенка надолго. Два или три года — это возраст, когда хочется все трогать, передвигать, бросать, складывать, то есть изучать руками, движениями

Кубики с различными изображениями и издаваемыми звуками будут для него очень заманчивым занятием.

Зайцев, разрабатывая свою систему, пытался понять, как же ненавязчиво учить малыша читать. Для этого нужно просто понаблюдать за его поведением. Ребенок не может долго сидеть на одном месте, ему будет скучно, он устанет. Поэтому Зайцев придумал, как заниматься с интересом — через игру в стучащие и звенящие кубики!

По методике Зайцева можно научить читать малыша раньше, чем он начнет более или менее правильно говорить. Главное — ребенок должен уметь произносить звуки. Основу составления слов из «складов» и чтения таким способом заложил еще Лев Толстой. Он использовал букварь Кузьмичева. Великий классик сам учился чтению, используя склады. Зайцев объединил систему Толстого по обучению чтению детей с элементами игры. С кубиками использовать склады стало удобнее и проще.

Этот способ уникален тем, что дает возможность освоить чтение на русском языке даже детям иностранных государств, которые никогда не разговаривали по-русски. Причем эту науку они осваивали за рекордно короткий срок. Их родители, не зная ни одной буквы русского языка, уже через 30 минут занятий овладевали азами беглого чтения.

  • Положительные стороны:
    • Дети очень быстро осваивают чтение. На это потребуется: ребятишкам до трех лет — 8-9 месяцев, до четырех лет — 16 уроков, до пяти лет — 10 уроков, до шести лет — 6 уроков; взрослым иностранцам — до 40 минут.
    • Метод обучения чтению по кубикам Зайцева поможет найти общее увлекательное занятие взрослым и детям, сблизит их, поможет лучше понимать друг друга.
    • Этим способом можно учиться как индивидуально, так и группой. Можно использовать в детских садах и других дошкольных учреждениях.
    • В случае отъезда или болезни в занятиях можно сделать перерыв. Это не скажется негативно на пройденном материале.
    • Методикой могут воспользоваться, показав прекрасные результаты, «особые» дети с диагнозами ОНР, ЗПР, ММД, аутизм, алалия. Способ подойдет для ребят, которые имеют проблемы со слухом и зрением.
  • Отрицательные стороны:
    • Набор кубиков с таблицами стоит довольно дорого.
    • Метод предполагает использование таблиц и схем большого формата. Их развешивают на стене выше роста ребенка.
    • Не рекомендуется допускать перерывы в занятиях с ребенком.

У методики Зайцева есть свои противники. Это консерваторы, предпочитающие использовать традиционные методы в решении вопроса обучения детей чтению. Однако большой разницы между слогами и складами нет, поэтому проблемы в школе не возникнут. К сожалению, сберегающий здоровье детей метод Зайцева — как научить читать малыша, используется не повсеместно. Его, в большинстве случаев, применяют отдельные негосударственные организации. Но в Белоруссии эту систему планируют рекомендовать государственной системе образования.

Занятия для детей с умственной отсталостью

При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии

Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта. Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.

В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка. Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

Программа занятий включает:

  • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
  • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
  • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
  • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • Томатис-терапию;
  • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.

О методиках – традиционных и новаторских

С нуля научить читать и понимать то, что прочитал, особенного ребенка непросто. И легко точно не будет – ни родителям, ни детям. Сегодня чтению обучают одной из следующих методик:

  1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
  2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.

Или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.

Дидактическое пособие для уроков чтения и письма для обучения детей с интеллектуальными нарушениями

Организация: МБОУ школа №2

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Обь

Дидактическое пособие для уроков чтения и письма

для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Пояснительная записка.

Последнее время стали больше внимания уделять коррекционному развитию детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью и их социализации и адаптации в обществе. Одним из необходимых предметов для коррекционного общего развития этих детей и для социализации и адаптации в обществе является чтение и письмо. Чтение и письмо являются такими предметами, которые дают возможность этому ребенку-подростку-взрослому:

-познавать окружающий мир

-ориентироваться внутри помещения, в котором он проживает (если есть надписи, светящиеся табло- вход, выход и др.)

-прочитать ценник в магазине,

-прочитать программу для просмотра телевизора

-почитать самому (небольшой рассказ, сказку),

— прочитать вывески в поликлинике, на почте и др.,

-пользоваться компьютером ,

-прочитать распространенные знаки безопасности и информации,

— прочитать фамилию в телефоне,

-прочитать инструкцию по выполнению определенного задания: прибором, рецепт кулинарии, лечения болезни и т.д.

Для детей с интеллектуальными нарушениями (умеренная и глубокая умственная отсталость) одним из методов при обучении чтению и письму является методика «Глобального чтения».

Использовать данную методику пришлось, т. к. ребёнок знал буквы (писал под диктовку, читал их, мог прочитать открытые слоги и ВСЁ). Начинали с самого необходимого. «Еда» — суп, каша и т. д. Учимся так уже 3 года, к чтению так и не перешли. Но знает названия всех магазинов и врачей в поликлинике, «читает» ценники в магазине и др.

Цель:

— активизация умственной деятельности детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, через обучение.

Задачи:

— повышать уровень социализации и адаптации ребёнка

— повышать познавательную активность

— воспитывать положительные и сглаживать отрицательные черты характера.

Работа с дидактическим материалом.

По каждой теме ребёнку предлагается 10 слов. Например: тема «Школа». Слова: урок, мел, парта, учитель, ученик, учебник, пенал, школа, ранец, доска. В альбом для глобального чтения наклеиваются картинки (на картинках не должно быть надписей и дополнительных рисунков), под каждой картинкой наклеивается слово, напечатанное на компьютере печатными буквами. В конверт складываются карточки со словами (второй комплект). Ребёнка знакомят со словами, изучают новые слова в течении нескольких уроков. Затем можно предложить карточки с дидактическим материалом. С помощью учителя прочитать предложение, а затем записать его в тетрадь. (картинку заменить словом).

Ожидаемые результаты: у ребёнка повышается интерес к обучению, формируется социальный опыт, повышается уровень самооценки, самосознания.

Основные признаки проблем с чтением

Если ребёнок в 3-4 классе не может нормально прочитать несколько предложений или даже слов, то здесь уже очевидно, что у него есть серьёзные проблемы с этим навыком. Однако наличие трудностей можно выявить и по другим признакам.

Обычно нарушения чтения у детей с дислексией сопровождаются:

  • чтением с пальцем, но при этом все равно наблюдаются пропуски строк, перескакивания со строчки на строчку, перестановка букв и их путаница;
  • наличием большого количества ошибок – замены/пропуски букв, которые созвучны по произношению, перестановка звуков и др.;
  • непониманием прочитанного текста и сложностями с его пересказом;
  • медленным чтением с короткими паузами;
  • пропусками слогов или даже отдельных слов при чтении;
  • быстрым чтением, но без интонации и плохим пониманием прочитанного.

Tсли ребёнок не хочет читать или стремится скрыть от окружающих свои трудности с чтением, то он часто жалуется на головную боль, общую усталость, постоянно потирает глаза, с нежеланием выполняет домашнее задание, которое так или иначе связано с чтением.

Стоит обратить внимание и на общее состояние ребёнка. Если он невнимателен, рассеян, не организован, если у него есть сложности с восприятием времени и информации, оценкой письменных данных, то все эти факторы также негативно сказываются на освоении навыка чтения

При этом у ребёнка даже может не быть дислексии, однако из-за отсутствия общей координации, рассеянности и слабой внутренней организации он тоже может испытывать проблемы с чтением.

Как преодолеть данное состояние – ответы ниже.

Что не так с методами обучения чтению при дислексии

Основная проблема состоит в том, что специалисты, которые работают с детьми-дислексиками, решают только последствия этого неврологического расстройства, а не устраняют его первопричину.

Как традиционно строится работа с ребёнком-дислексиком?

Сначала определяется, какие у него есть проблемы с чтением: фонематические, аналитико-синтетические, оптические, оптико-пространственные и другие. В зависимости от этого уже определяется «алгоритм» работы и выбирается специалист, который должен работать с ребёнком.

В большинстве случаев обучением чтению детей с дислексией занимается школьный логопед, а если выявляются ещё и проблемы с физическим и психическим здоровьем, то подключаются неврологи, нейропсихологи, психологи, массажисты. Часто детям-дислексикам назначают ноотропы, но таблетки никак не могут научить ребёнка читать.

Здесь всё иначе! И результаты другие

Тренируя своё тело, мы тренируем свой мозг

Серьёзных результатов можно добиться исключительно педагогическими методами и в короткие сроки

Важно в коррекционную работу включать физические упражнения, которые направлены на формирование речевого дыхания и развитие артикуляционного аппарата.

Секрет обучения чтению при дислексии – доминация левого полушария мозга

Другими словами, ребёнка-дислексика не нужно заставлять читать – это не даст никакого результата, а, наоборот, только ухудшит ситуацию. Ребёнок может закрыться в себе, будет находиться в состоянии постоянного стресса, то есть придётся потом решать ещё и комплекс психоэмоциональных проблем.

Коррекция чтения в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, как и самой дислексии, сводится к обеспечению доминации левого полушария мозга.

Почему именно левое полушарие должно доминировать – ответы здесь

И важно понимать, что у дислексиков не прыгают строчки перед глазами, как это принято считать: у них прыгает взгляд. То есть им трудно следить глазами по строчке, поэтому они переставляют буквы и слоги местами.

Ещё один ключевой момент, который нужно учитывать при коррекции дислексии – образность восприятия текстами дислексиками. У многих у них при чтении возникают образы слов, поэтому мозг, увидев первые 2-3 буквы слова, просто дальше его додумывает. Это т.н. «угадывающее чтение», из-за которого ребёнок не понимает, что именно он прочитал.

Поэтому для того чтобы научить ребёнка дислексика читать, нужно сначала:

  • обеспечить доминацию левого полушария мозга;
  • сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
  • научиться контролировать и удерживать взгляд на строчке;
  • научиться управлять своим телом, в том числе преодолеть его раскоординированность.

И как только удастся этого добиться – дислексик сам начнёт проявлять интерес к чтению и у него появится сильное желание читать.

Кажется сложным? Нисколько! Ведь на самом деле курс коррекции дислексии и вместе с ним решения проблем с чтением по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе занимает всего 14 дней. Дети начинают нормально читать уже через 3-4 занятия!

И все упражнения можно делать дома самостоятельно

А начать мы рекомендуем с освоения вебинара «Контролирующий поведение мозг», из которого вы узнаете, как научить ребёнка контролировать своё поведение и как в целом исправить ситуацию с обучением.

«Дислексия мозга. За гранью известного»

Упражнения

Для того чтобы развить навык письма, необходимо проводить комплексную работу, в которую должен быть вовлечен и психолог, и логопед, и педагог, и родители.

Первым делом проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза. На данном этапе дети учатся самостоятельно составлять предложения и даже маленькие рассказы по иллюстрациям, читать графические схемы предложений, самостоятельно их составлять, искать необходимое слово в предложение, составлять предложения с указанным словосочетанием.

На втором этапе проводится работа по развитию слогового анализа и синтеза:

  • определение гласных и согласных звуков в слове;
  • разбиение слова на слоги;
  • подсчет слогов;
  • определенное количество слов разграничить по количеству слогов;
  • из набора слогов составить как можно больше слов.

На третьем этапе проводится работа над развитием фонематических навыков:

  • назвать количество звуков в слове и проговорить их все по порядку;
  • написать как можно больше слов, в которых, например, 5 звуков;
  • разделить слова по количеству звуков;
  • определить пропущенные в слове звуки и вставить их;
  • преобразовать слово из 3 звуков в слово из 4-х, например, рот-крот.

Таким образом, на уроках внеклассного чтения с ограниченными возможностями здоровья детьми реализуются следующие принципы:

Подготовленность учащихся к урокам (на это отводится целый месяц);

Предельная самостоятельность школьников на самих уроках (достигается за счет длительной подготовки);

Праздничность уроков. Занятие внеклассным чтением — это такая работа, в течение которой надо увлечь детей чтением, и дать им запас специальных знаний и умений для самостоятельной работы с незнакомой книгой, что бы искра увлеченности не угасла.

Вывод. Чтение — это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. Над этим сейчас работают многие учителя. Главное в этой работе — добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребенка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся. Необходимо следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные усилия ребенка. Только творческий, новаторский подход в вопросе путей формирования полноценного навыка чтения младших школьников, даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению.

В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока:

Урок подготовительного этапа;

Урока начального этапа;

Урок основного этапа;

Руководство учителя внеклассным чтением детей в специальной (коррекционной) школе направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению (для этого можно в ходе урока использовать красочные и интересные презентации).

Подготовительная работа (в 1 — 2 классах)

2. Наглядная агитация: изготовление книжных стендов, витрин, специальных выпусков газет, организация уголка внеклассного чтения.

Организация первого знакомства с детской книгой, беседы учителя и библиотекаря со школьниками, выступления учащихся с чтением сказок, стихотворений.

Создание праздничной обстановки при записи в библиотеку; наглядный показ, как надо выбирать книгу, тренировка каждого ученика в выборе книг.

Чтение учителем отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно (или прослушивание записи сказки), использование на уроке различных анимаций к изучаемым произведениям

Составление списка книг для класса с учетом техники чтения.

Проведение конкурсов, викторин в масштабах класса и школы; организация вечеров сказок и других праздников, связанных с книгой.

Специфика формирования навыка осознанного чтения у детей с легкой степенью умственной отсталости

Замечание 3

Формирование навыка осознанного чтения у детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости осуществляется в рамках специально организованного коррекционного педагогического процесса.

В формировании навыка осознанного чтения у детей с легкой степенью умственной отсталости используются те же виды занятий, что и в массовой школе:

  1. Индивидуальная подготовка ребенка к восприятию прочитанного текста – подразумевает предварительное проведение ряда диагностических методик с целью установления нарушения интеллектуальной сферы ребенка. Кроме диагностики, предварительная работа, подразумевает проведение бесед, рассматривание иллюстраций, экскурсии, походы и т.д.

  2. Систематическое проведение словарной работы – значительно глубже, чем у детей с нормой развития. Для работы используется не более четырех слов, в то время как дети с нормой развития могут работать с большим количеством слов одновременно. Во время словарной работы педагог привлекает детей к обсуждению слов, заслушивает их самостоятельные определения их понимания.

  3. Выразительное чтение вслух перед другими детьми и педагогом – является достаточно сложной работой, требующей от педагога значительных усилий. Сложности связаны с тем, что у детей достаточно бедный чувственный опыт и практически отсутствует абстрактное мышление. Большое значение для формирования выразительного чтения имеет предварительная работа, которая подразумевает предварительные беседы на тему текста, который предстоит прочитать. Если текст содержит описание природы, то используют такие приемы как наблюдение, прогулки и экскурсии.

  4. Вторичное чтение текста, который ранее был прочитан педагогом – педагог предварительно читает текст, по ходу которого дает детям пояснения о прочитанном. Задача ребенка прочитать текст повторно, понять смысл прочитанного, выделить его основную мысль.

  5. Совместный анализ прочитанного – подразумевает совместное обсуждение, в котором педагог действует по ситуации. Если дети справляются, то его задача — руководить и направлять. Если дети испытывают сложности, то задача педагога помогать им, направлять, корректно поправлять.

  6. Составление плана пересказа и непосредственно сам пересказ прочитанного – в отличие от работы с детьми с нормой развития, составление плана осуществляется не только устно, но и с использованием дополнительных средств (иллюстрации, схема и т.д.).

  7. Систематическая и планомерная работа над выразительностью чтения – подразумевает постоянную работу в данном направлении. Если дети с нормой развития занимаются работой над выразительным чтением в рамках специально организованных занятий, то дети с легкой степенью умственной отсталости тренируют выразительное чтение на каждом уроке, в рамках специально отведенного времени. Дети читают текст по цепочке.

  8. Формирование умения выделять главного и второстепенного героев, их основных характеристик – используются дополнительные приемы работы, которые помогают детям сосредоточиться, не потерять смысл прочитанного. Это могут быть иллюстрации, схемы, игрушки и т.д.

  9. Обобщение прочитанного. Заключительной стадией работы над произведением является обобщающая беседа в связи со всеми текстами темы или по всему произведению. Эта работа часто сопровождается творческой деятельностью школьников. Виды творческой деятельности различны: выполнение рисунков к тексту, изготовление макетов, инсценировки.

Таким образом, все указанные виды работ имеют ряд специфических черт, которые проявляются в использовании коррекционных приемов работы с детьми, углублении и усилении подготовки и предварительной работы и т.д. Также необходимо отметить, что скорость овладения детьми техникой чтения и навыками осознанного чтения осуществляется значительно медленнее, чем у детей с нормой развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: