Речевые нарушения у детей при умственной отсталости

Презентация на тему: "особенности коррекционной логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. макурина е.ю. учитель - логопед.". скачать бесплатно и без регистрации.

Слайд 23 Примерная структура логопедического занятия Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:Развитие

умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.Развитие ручной моторики.Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.Развитие элементарных произносительных навыков.Развитие понимания обращённой речи.Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.Развитие активной речи.Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Логопедическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость

Для адаптации ребенка с УО работа логопеда-дефектолога должна сочетаться с методиками поведенческой терапии. Программа коррекции разрабатывается с учетом степени недоразвития речи, а также физиологических возможностей ребенка.

Особенности построения тактики занятий:

  • Поиск индивидуального подхода. Работая с ребенком, имеющим УО, невозможно ориентироваться на «средние» показатели. Отталкиваться необходимо от частных особенностей.
  • Стимулирование подражательной способности. Склонность ребенка повторять за педагогом поможет ему в дальнейших занятиях.
  • Организация рабочей обстановки, не отвлекающей от занятий. Дети с УО отличаются слабыми показателями концентрации внимания, поэтому необходимо убрать все отвлекающие предметы из поля зрения.
  • Все уроки имеют комбинированный характер, позволяющий задействовать разные уровни речевого развития и переключаться на другие занятия, чтобы не потерять внимания ребенка и включенности в процесс.
  • Постоянное моделирование ситуаций, стимулирующих ребенка к общению.

При этом работа не должна прекращаться с окончанием урока. Здесь важна деятельность родителей, которые бы создавали ситуации для общения, делали усвоенные ребенком навыки востребованными и актуальными. У детей с отсталостью крайне долго формируется автоматизация навыка, поэтому на быстрый результат рассчитывать не стоит.

Чем занимается логопед-дефектолог:

  • Улучшением работы артикуляционного аппарата (все дети с таким диагнозом имеют проблемы со звукопроизношением).
  • Стимулированием слухового восприятия и внимания.
  • Развитием коммуникативной функции речи.
  • Развитием эмоционально-волевой сферы.
  • Формированием правильного понимания грамматического построения фраз и предложений, семантики языка.
  • По возможности осваивается чтение и письмо, проводится работа с дислексией.

Родителям важно понимать, что необходимо создать оптимальные условия для интеграции ребенка с умственной отсталостью в социуме. Развитая речь позволит ему адаптироваться и получить определенную самостоятельность

Также ознакомьтесь с диагнозом аутизм.

Слайд 27 Библиографический список: Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении

умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М.: АРКТИ, 2006.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.Питерси М., Трилор Р., Утер Д. и др. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 1998.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2009.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2010. 

Особенности развития речи при умственной отсталости у детей

При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть:

  • нарушения фонематического восприятия (подробнее о фонематическом нарушении речи);
  • аграмматичная речь,
  • дизартрия,
  • задержка речевого развития;
  • формирование связной речи.

В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три уровня:

  1. Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.
  2. Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые предложения. Активный словарь расширился до построения коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное повествование.
  3. Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен. Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.

Слайд 11Коррекционное занятие «Домашние животные. Кошка»Задачи:Уточнять и пополнять пассивный словарный запас по

теме

Учить понимать и выделять из речи названия предметов и действий с ними, отвечать на вопросы с помощью жеста.Формировать умение выполнять по показу и самостоятельно по заданию следующие действия с предметами: складывание предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывание и закрывание коробки.Формировать умение выполнять действия с предметами разного цвета, величины (находить, показывать, группировать).Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему.Развивать активную подражательную речевую деятельность.Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи, подвижность артикуляционного аппарата.Развивать внимание, память, мышление.

Слайд 5Особенности речи:Медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи,

а окончательное ее формирование ограниченно. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений. Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычиеНарушения структуры многих слов и аграмматизмы. В ряде тяжелых случаев речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые безречевые дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 — 25 % (Л.М.Шипицина 2004).

Особенности развития речи при умственной отсталости

Развитие речи при умственной отсталости может быть замедленным. Стоит отметить следующие особенности формирования речи при умственной отсталости:

  • дети с таким расстройством начинают говорить позже, чем их сверстники без отклонений. Между прочим, поздний молчаливый период и отсутствие речи до двух лет не являются предиктором умственной отсталости;
  • ограниченный словарный запас. Ребенок с таким расстройством может иметь ограниченный словарный запас и затрудняться с усвоением новых слов;
  • проблемы с грамматикой. Дети с умственной отсталостью могут иметь трудности с правильным использованием грамматических правил, таких как согласование времен, формы глаголов и падежи. Они могут делать ошибки в построении предложений и использовании союзов и предлогов;
  • трудности с пониманием и выражением. Люди с умственной отсталостью могут испытывать трудности с пониманием сложных инструкций и абстрактной речи.

Важно отметить, что развитие речи может быть очень индивидуальным и зависит от степени умственной отсталости, а также от других факторов, таких как индивидуальные возможности и внешние стимулы. Подходящая специальная помощь и речевая терапия могут помочь развить речевые навыки у людей с умственной отсталостью

Логопедическая коррекция при умственной отсталости

Логопедическая коррекция при умственной отсталости направлена на улучшение коммуникации и развитие речи у детей. Вот несколько подходов, которые могут быть использованы:

  1. Оценка речевых возможностей. Логопед проводит оценку речевых навыков ребенка, чтобы определить его уровень коммуникативных возможностей. Это помогает разработать индивидуальный план коррекционных занятий.
  1. Развитие речи при умственной отсталости. Логопед использует различные методы и техники, чтобы развивать речевые навыки у ребенка. Это может включать занятия для развития артикуляционных навыков, увеличения словарного запаса, расширения предложений и обучения правильной интонации и ритма речи.
  1. Использование альтернативных методов коммуникации. Для детей с тяжелыми или неполными речевыми нарушениями, которые могут испытывать трудности с произнесением слов, логопед может использовать альтернативные методы коммуникации, такие как жесты, картинки, символы или коммуникаторы с кнопками. Это помогает ребенку выразить свои мысли и потребности.
  1. Развитие навыков социальной коммуникации. Специалист работает с ребенком над развитием навыков социальной коммуникации, таких как взаимодействие с другими людьми, понимание невербальных сигналов и умение поддерживать диалог.

Вовлечение родителей

Важно, чтобы родители были вовлечены в процесс логопедической коррекции. Логопед может давать родителям рекомендации и стратегии, которые могут использоваться в повседневной жизни для поддержки развития речи и коммуникации у ребенка.

Проявления УО

Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста. Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных расстройствах, задержке формирования речи.
В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей.
Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия с логопедом-дефектологом.

Для реализации эффективной логопедической коррекции с детьми с умственной отсталостью выделяются приоритетные направления:

обеспечение личностного и интеллектуального роста детей, с учетом их индивидуальных особенностей;

поощрение способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в различных видах деятельности;

развитие речи;

консультативно — методическая поддержка родителей.

В коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью Т.В.Хисамова выделяет следующие специфические особенности логопедической коррекции.

Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику — инвалиду. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа логопедической коррекции.

Формирование подражательной деятельности. Развитие произвольного внимания является первым шагом в коррекционной работе. Ребенок должен привыкнуть вслушиваться в речь, реагировать на слова.

Организация обстановки занятий

Для того, чтобы удержать внимание детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо уделить внимание каждой мелочи в организации занятия: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов, местоположение логопеда и т.д

Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер

Такая форма занятий позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, при этом не потеряв внимание ребенка и его заинтересованность. На занятии ведется работа над развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха

Моделирование ситуаций. Специально созданные условия необходимы, чтобы вызвать у ребенка желание говорить.

Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка. Для того, чтобы не нарушалась эмоциональная атмосфера занятия, и не снижалась результативность, необходимо вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться.

Медленный темп формирования новых навыков. От детей данной категории нельзя ждать быстрого результата, он может проявиться только через 2 — 3 года.

Постоянная востребованность приобретенных навыков. Для того , чтобы логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью была эффективна, необходим тесный контакт логопеда с другими педагогами и родителями.

Таким образом, логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с умственной отсталостью характеризуется спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью, а также характером и структурой речевого дефекта у детей данной категории.

Причины возникновения умственной отсталости

Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако исключительно наследственность редко является единственной причиной возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды также способны оказать большое влияние на формирование высшей психической деятельности.

Принято выделять несколько причин:

  • хромосомные аномалии, отягощенная наследственность;
  • поражение плода в период внутриутробного развития (перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания, воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь);
  • гипоксия мозга в период гестации или родов;
  • тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией, наложением щипцов и т. д.);
  • значительная недоношенность ребенка;
  • социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая запущенность;
  • в раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную нервную систему.

Последние новости центра

  • 258

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 262

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1236

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1020

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: