Слайд 23 Примерная структура логопедического занятия Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:Развитие
умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.Развитие ручной моторики.Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.Развитие элементарных произносительных навыков.Развитие понимания обращённой речи.Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.Развитие активной речи.Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
Логопедическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость
Для адаптации ребенка с УО работа логопеда-дефектолога должна сочетаться с методиками поведенческой терапии. Программа коррекции разрабатывается с учетом степени недоразвития речи, а также физиологических возможностей ребенка.
Особенности построения тактики занятий:
- Поиск индивидуального подхода. Работая с ребенком, имеющим УО, невозможно ориентироваться на «средние» показатели. Отталкиваться необходимо от частных особенностей.
- Стимулирование подражательной способности. Склонность ребенка повторять за педагогом поможет ему в дальнейших занятиях.
- Организация рабочей обстановки, не отвлекающей от занятий. Дети с УО отличаются слабыми показателями концентрации внимания, поэтому необходимо убрать все отвлекающие предметы из поля зрения.
- Все уроки имеют комбинированный характер, позволяющий задействовать разные уровни речевого развития и переключаться на другие занятия, чтобы не потерять внимания ребенка и включенности в процесс.
- Постоянное моделирование ситуаций, стимулирующих ребенка к общению.
При этом работа не должна прекращаться с окончанием урока. Здесь важна деятельность родителей, которые бы создавали ситуации для общения, делали усвоенные ребенком навыки востребованными и актуальными. У детей с отсталостью крайне долго формируется автоматизация навыка, поэтому на быстрый результат рассчитывать не стоит.
Чем занимается логопед-дефектолог:
- Улучшением работы артикуляционного аппарата (все дети с таким диагнозом имеют проблемы со звукопроизношением).
- Стимулированием слухового восприятия и внимания.
- Развитием коммуникативной функции речи.
- Развитием эмоционально-волевой сферы.
- Формированием правильного понимания грамматического построения фраз и предложений, семантики языка.
- По возможности осваивается чтение и письмо, проводится работа с дислексией.
Родителям важно понимать, что необходимо создать оптимальные условия для интеграции ребенка с умственной отсталостью в социуме. Развитая речь позволит ему адаптироваться и получить определенную самостоятельность
Также ознакомьтесь с диагнозом аутизм.
Слайд 27 Библиографический список: Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М.: АРКТИ, 2006.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.Питерси М., Трилор Р., Утер Д. и др. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 1998.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2009.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2010.
Особенности развития речи при умственной отсталости у детей
При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть:
- нарушения фонематического восприятия (подробнее о фонематическом нарушении речи);
- аграмматичная речь,
- дизартрия,
- задержка речевого развития;
- формирование связной речи.
В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три уровня:
- Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.
- Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые предложения. Активный словарь расширился до построения коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное повествование.
- Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен. Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.
Слайд 11Коррекционное занятие «Домашние животные. Кошка»Задачи:Уточнять и пополнять пассивный словарный запас по
теме
Учить понимать и выделять из речи названия предметов и действий с ними, отвечать на вопросы с помощью жеста.Формировать умение выполнять по показу и самостоятельно по заданию следующие действия с предметами: складывание предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывание и закрывание коробки.Формировать умение выполнять действия с предметами разного цвета, величины (находить, показывать, группировать).Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему.Развивать активную подражательную речевую деятельность.Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи, подвижность артикуляционного аппарата.Развивать внимание, память, мышление.
Слайд 5Особенности речи:Медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи,
а окончательное ее формирование ограниченно. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений. Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычиеНарушения структуры многих слов и аграмматизмы. В ряде тяжелых случаев речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые безречевые дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 — 25 % (Л.М.Шипицина 2004).
Особенности развития речи при умственной отсталости
Развитие речи при умственной отсталости может быть замедленным. Стоит отметить следующие особенности формирования речи при умственной отсталости:
- дети с таким расстройством начинают говорить позже, чем их сверстники без отклонений. Между прочим, поздний молчаливый период и отсутствие речи до двух лет не являются предиктором умственной отсталости;
- ограниченный словарный запас. Ребенок с таким расстройством может иметь ограниченный словарный запас и затрудняться с усвоением новых слов;
- проблемы с грамматикой. Дети с умственной отсталостью могут иметь трудности с правильным использованием грамматических правил, таких как согласование времен, формы глаголов и падежи. Они могут делать ошибки в построении предложений и использовании союзов и предлогов;
- трудности с пониманием и выражением. Люди с умственной отсталостью могут испытывать трудности с пониманием сложных инструкций и абстрактной речи.
Важно отметить, что развитие речи может быть очень индивидуальным и зависит от степени умственной отсталости, а также от других факторов, таких как индивидуальные возможности и внешние стимулы. Подходящая специальная помощь и речевая терапия могут помочь развить речевые навыки у людей с умственной отсталостью
Логопедическая коррекция при умственной отсталости
Логопедическая коррекция при умственной отсталости направлена на улучшение коммуникации и развитие речи у детей. Вот несколько подходов, которые могут быть использованы:
- Оценка речевых возможностей. Логопед проводит оценку речевых навыков ребенка, чтобы определить его уровень коммуникативных возможностей. Это помогает разработать индивидуальный план коррекционных занятий.
- Развитие речи при умственной отсталости. Логопед использует различные методы и техники, чтобы развивать речевые навыки у ребенка. Это может включать занятия для развития артикуляционных навыков, увеличения словарного запаса, расширения предложений и обучения правильной интонации и ритма речи.
- Использование альтернативных методов коммуникации. Для детей с тяжелыми или неполными речевыми нарушениями, которые могут испытывать трудности с произнесением слов, логопед может использовать альтернативные методы коммуникации, такие как жесты, картинки, символы или коммуникаторы с кнопками. Это помогает ребенку выразить свои мысли и потребности.
- Развитие навыков социальной коммуникации. Специалист работает с ребенком над развитием навыков социальной коммуникации, таких как взаимодействие с другими людьми, понимание невербальных сигналов и умение поддерживать диалог.
Вовлечение родителей
Важно, чтобы родители были вовлечены в процесс логопедической коррекции. Логопед может давать родителям рекомендации и стратегии, которые могут использоваться в повседневной жизни для поддержки развития речи и коммуникации у ребенка.
Проявления УО
Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста. Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных расстройствах, задержке формирования речи.
В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей.
Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия с логопедом-дефектологом.
Для реализации эффективной логопедической коррекции с детьми с умственной отсталостью выделяются приоритетные направления:
обеспечение личностного и интеллектуального роста детей, с учетом их индивидуальных особенностей;
поощрение способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в различных видах деятельности;
развитие речи;
консультативно — методическая поддержка родителей.
В коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью Т.В.Хисамова выделяет следующие специфические особенности логопедической коррекции.
Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику — инвалиду. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа логопедической коррекции.
Формирование подражательной деятельности. Развитие произвольного внимания является первым шагом в коррекционной работе. Ребенок должен привыкнуть вслушиваться в речь, реагировать на слова.
Организация обстановки занятий
Для того, чтобы удержать внимание детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо уделить внимание каждой мелочи в организации занятия: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов, местоположение логопеда и т.д
Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер
Такая форма занятий позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, при этом не потеряв внимание ребенка и его заинтересованность. На занятии ведется работа над развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха
Моделирование ситуаций. Специально созданные условия необходимы, чтобы вызвать у ребенка желание говорить.
Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка. Для того, чтобы не нарушалась эмоциональная атмосфера занятия, и не снижалась результативность, необходимо вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться.
Медленный темп формирования новых навыков. От детей данной категории нельзя ждать быстрого результата, он может проявиться только через 2 — 3 года.
Постоянная востребованность приобретенных навыков. Для того , чтобы логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью была эффективна, необходим тесный контакт логопеда с другими педагогами и родителями.
Таким образом, логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с умственной отсталостью характеризуется спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью, а также характером и структурой речевого дефекта у детей данной категории.
Причины возникновения умственной отсталости
Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако исключительно наследственность редко является единственной причиной возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды также способны оказать большое влияние на формирование высшей психической деятельности.
Принято выделять несколько причин:
- хромосомные аномалии, отягощенная наследственность;
- поражение плода в период внутриутробного развития (перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания, воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь);
- гипоксия мозга в период гестации или родов;
- тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией, наложением щипцов и т. д.);
- значительная недоношенность ребенка;
- социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая запущенность;
- в раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную нервную систему.
Последние новости центра
-
258
16.04.2024
График работы в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…
-
262
16.04.2024
Центр в Реутово закрывается на ремонт
Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …
-
1236
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
696
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
889
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
633
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…
-
1020
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
981
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…
-
620
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …