Содержание
Слайд 1
Автор проекта: Цыганкова О.З.
Место работы: ГБОУ ООШ№20
д/с «Василек», г. Новокуйбышевск,
воспитатель
Ресурсный центр 2016
Слайд 2
Способствовать активному формированию технического, пространственного и математического мышления.
Развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.
Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.
Слайд 3
Конструирование– одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.
Слайд 4
В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций).
Слайд 5
Слайд 6
Что за инструмент ударный
Есть у каждого в квартире,
И в кладовке кому место
Все давно определили?
Чем мы гвозди забиваем,
Даже иногда шурупы…
И по пальцам ударяем
Если бьём по шляпке грубо?
Ну-ка, подскажи дружок,
Что же это? … (Молоток)
Слайд 7
Слайд 8
Сначала от ребенка не требуется ответа словом. достаточно, чтобы он показал предмет изображенный на картинке.
Затем воспитатель побуждает ребенка произнести слово вместе с собой.
Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения из 1–2 слов; наконец, разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2–3 слов, и потом из 3–4 слов.
Слайд 9
Стихотворение « Строитель»
Точно в срок построит он: Небоскрёб и стадион. Детский садик и больницу, Магазинов вереницу. Даже дом, скажу вам я, Где живет моя семья, (и другие жители) Строили – строители!
(И. Ильх)
Слайд 10
Слайд 11
Дети учатся :
правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,
понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий);
правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:
размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,
накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,
замыкает пространство (загородка, забор, домик,
делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Слайд 12
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
Дети научились делать поделки из подручного, бросового материала, комбинированных с конструктором, деревянным конструктором, глядя на пример воспитателя хорошо ориентировались, планировали свою работу. Это доставляло радость как детям, так и воспитателю
Слайд 13
Электронные ресурсы
http://pptcloud.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/07/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie-u-detey-rannego-vozrasta
Спасибо за внимание!!
Посмотреть все слайды
Чудесное влияние конструктора лего на развитие ребенка
В этом плане очень показательна история сына моих друзей. Мальчик отставал от сверстников, в том числе в плане способностей. Даже выполнение заданий в детском саду давалось ему с трудом. Он не хотел писать и рисовать, лепить и проходить тесты. Все вызывало яростный протест!
И тогда его мудрый папа купил сыну несколько конструкторов. Это был и традиционный Лего, и новые, более сложные вариации на тему. Папа и сын конструировали вместе, и это занятие увлекло их!
Спустя некоторое время мальчик стал более усидчивым, стал проявлять интерес к математике. Он отлично соображал, как сделать модель, руководствуясь инструкцией. Более того, стал придумывать свои собственные модели! К первому классу стало ясно, что это умный, сообразительный ребенок с прекрасно развитым воображением.
Работа с чертежами
Работа с чертежами подробно описана В.В. Холмовским.
Он считает, что эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Это позволяет ребенку учиться наглядному моделированию.
Для этого нужно учить детей строить сначала простые чертежи и схемы, которые бы демонстрировали особенности будущей постройки. И только после этого нужно приступать к обучению конструировании по чертежу.
Как результат, дошкольники научатся образно мыслить и расширят свои способности узнавать что-то новое.
Основные виды конструкторов для детей
- Кубики – настоящая «классика», примитивный, но эффективный конструктор для малышей. Он знакомит с формой, цветом, фактурой. И дает возможность придумывать собственные модели, пусть пока примитивные.
- Вкладыши – помогают научиться сопоставлять формы и размеры элементов, но воображение практически не развивают.
- Мозаика – развивает образное мышление, ведь из нее можно собрать свою, настоящую картину!
- Конструкторы блочного типа. Из этих можно создать все, что угодно, дать волю воображению! Можно делать дома, самолеты, ракеты, что угодно!
- Лего – это максимум преимуществ обычного конструктора, плюс возможность более сложного 3D моделирования, из сотен и тысяч деталей. Границ для воображения практически нет, ведь здесь можно воплотить в жизнь любую фантазию!
Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников
Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
Задачи Лего-методики
Младший дошкольный возраст (2–4 года):
- учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
- знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
- создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
- пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
- развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей
Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
- формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
- учить конструированию с использованием Лего-карточек;
- запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.
В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей
Старшая и подготовительная группы:
- стимулировать детское техническое творчество;
- обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
- формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
- познакомить с основами компьютерного моделирования.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей
Базовые идеи Лего-технологии:
- от простого к сложному;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- созидательность и результативность;
- развитие творческих способностей;
- комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Особенности практического использования с учётом возраста детей:
- С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
- С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
- В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль
Формы реализации Лего-методики в детском саду:
Недостатки конструирования у дошкольников
Благодаря систематическим хорошо организованным занятиям дети преодолевают следующие недостатки своих личных попыток конструирования:
- замысел ребенка нечеткий, структура образа также размыта;
- замысел имеет склонность к неустойчивости (дошкольники приступают к конструированию одного объекта, а в результате создают иной и этим довольны);
- излишняя поспешность и увлеченность самой деятельностью, что отвлекает от общего замысла занятия;
- размытые представления о том, в какой последовательности должны совершаться действия и как их нужно планировать;
- дети не умеют предварительно проанализировать поставленную задачу.
Если эти недочеты не преодолеть, то ребенок так и будет заниматься конструированием на очень низком уровне.
Дошкольники умеют принимать участие в двух видах конструирования: художественное конструирование и техническое конструирование.
Детское конструирование по образцу
А. Н. Миренова предлагает собственную модель упражнений по конструированию. Ее суть в том, что дошкольники получают модель, которая играет роль образца.
Причем элементы, из которых состоит модель, скрыты от глаз ребенка. Дети должны постараться из предложенного им строительного материала создать похожую модель.
Ребенок получает задание, но не получает способа его выполнения.
Согласно исследованиям, которые провела А.Р. Лурия, подобный способ работы с дошкольниками эффективно решает задачу активизации их мыслительных процессов.
Таким образом, дети учатся в своем воображении разбирать готовую модель на отдельные детали, далее правильно подобрать подходящие детали для подобной модели. При этом становится очевидным, что данный тип конструирования является более сложным вариантом работы с образцом.
Н.Н. Поддьякова пишет о том, что мозг ребенка как бы переломляет все новые знания и впечатления.
Влияние конструкторской деятельности на развитие ребенка
Все из описанных ранее методов конструирования оказывают позитивное воздействие на развитие разных способностей у детей дошкольного возраста, которые формируют их творческое развитие.
Дети учатся использовать разные исходные материалы для конструирования. От того, каков вид исходного материала зависит, какой тип конструирования больше для него подходит.
Обычно под строительным материалом подразумевают различные геометрические фигуры, которые могут иметь разные размеры.
Руководя конструктивной деятельностью дошкольников, нужно применять разные материалы. При этом нужно добавлять к ним различные небольшие модельки, изображающие людей или животных, растения или транспорт. Это позволит детям создавать конструкции для конкретных задач. Например, домик они смастерят для человека, а дорогу для машинки.
Игрушки расширяют возможности конструирования: они придают ему некоторую осмысленность и целенаправленность. Это дает возможность ребенку воспринимать конструкторские упражнения как игру.
Дети занимаются конструированием не только на специально организованных занятиях. Они с удовольствием это делают самостоятельное в свое свободное время.
Для этого они используют имеющиеся у них конструкторы, выполненные из разнообразных материалов. Дети учатся также создавать разные подвижные модели, практикуются с использованием разных способов крепления.
Дети также учатся работать с разными методами соединения деталей. Они создают подвижные модели, основываясь на чертежи или изображения
Важно учить детей правильно соединять детали с помощью таких инструментов, как гайки и гаечные ключи. Это развивает мелкую моторику рук, которая обычно плохо развита в этом возрасте
Для создания простых поделок или игрушек в детских садах часто используют бумагу и природные материалы. Это не просто приносит пользу детям, но и помогает им интересно провести время.
И.В
Новикова пишет о том, что очень важно давать детям образы моделей, созданных из природных материалов. Это поможет детям лучше воспринимать разные структуры материалов, учиться видеть характер предметов и выражать к ним свои чувства
Поэтому природный материал привносит в детское конструирование элементы художественного искусства. Так параллельно решаются задачи по художественному и эстетическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, для старших дошкольников нужно таким образом организовывать занятия, чтобы учить их правильно располагать элементы конструкции в пространстве, объединять их на основании общей логики.
Дети должны учиться предварительно продумывать свойства создаваемой ими конструкции и методы ее разработки.
К окончанию дошкольного периода дети должны быть способны самостоятельно конструировать что-либо согласно собственному замыслу.
Для успешного формирования навыков конструирования у старших дошкольников необходимо применение важных педагогических условий, которые мы обсудим в следующих статьях.
Публикация «Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось»
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов дошкольный возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является мелкая моторика рук.
Конструирование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Существует много самых разнообразных конструкторов, их необычность, для каждой возрастной группы детей.
Процесс конструирования – это построение разнообразных моделей, а также сборка отдельных частей и элементов в единое целое. Такой вид деятельности очень интересен для любого ребенка, а также он приносит огромную пользу, способствуя развитию мелкой моторики и ловкости рук. Хорошо способствует развитию образного мышления у ребенка. Конструирование дает возможность детям изучать мир, который вокруг, не поверхностно, а изнутри.
На сегодняшний день выпускается очень множество конструкторов
Конструктор «ЗВЁЗДОЧКИ» поможет
Набор разработан в сотрудничестве с детскими психологами и специально предназначен для раскрытия творческих способностей Вашего малыша и изучения им сложных геометрических фигур. Ваше чадо будет с увлечением проводить часы за сооружением забавных зданий, зверей и прочих 3D объектов. Конструктор поможет развить нестандартное и аналитическое мышление, ведь ребенку придется использовать как воображение, так и инженерные «навыки»
Детский конструктор «ЗВЁЗДОЧКИ» поможет Вам справиться с этой задачей. Набор разработан в сотрудничестве с детскими психологами и специально предназначен для раскрытия творческих способностей Вашего малыша и изучения им сложных геометрических фигур. Ваше чадо будет с увлечением проводить часы за сооружением забавных зданий, зверей и прочих 3D объектов. Конструктор поможет развить нестандартное и аналитическое мышление, ведь ребенку придется использовать как воображение, так и инженерные «навыки». Превратите.
LEGO. Уникальные игрушки, которые в этой компании, завоевали сердца и умы многих людей во всем мире, и это относится не только к детям, но и взрослым, в том числе их родителям. Ведь эти игрушки — не просто кубики, а что-то большее. Конструкторы помогают окунуться в сказку, в которой все крутится вокруг ребенка и происходит так, как он этого пожелает. Конструкторы и другие игрушки от LEGO позволяют детям узнать легенды прошлых веков, играть вместе с отважными героями из будущего и воссоздавать любимые свои фильмы. Благодаря конструктору, можно воплотить в реальность любые фантазии и желания ребенка.
Конструкторы Фанкластик : Изобретен Дмитрием Соколовым, производится в России!
Можно строить любые 3Д-модели, на что хватит фантазии
Развивает пространственное воображение, мышление, фантазию
На долгое время отвлечёт ребёнка от ТВ и компьютера
Блочный конструктор Фанкластик – это уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов. В отличие от классических детских конструкторов LEGO, Brick, Bela, LOZ и других, использующих плоское соединение деталей, в конструкторе Фанкластикдля детей используется оригинальный трёхмерный способ соединения элементов, безгранично расширяющий возможности сборки и ассортимент моделей.
Самое прочное соединение деталей среди всех пластиковых конструкторов даёт возможность создавать объемные модели высотой до 3 метров. Собранные модели отличаются не только высокой прочностью, но и мобильностью – их можно брать с собой куда угодно, не опасаясь за целостность конструкции
Конструирование – инструмент развития личности ребенка
- Категория: Страница Крайновой И.М.
- Обновлено 12.03.2023 15:42
- Создано 12.03.2023 08:09
«Конструирование — инструмент развития личности ребёнка«
(консультация для воспитателей)
Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.
Конструирование привлекательное для детей дошкольного возраста занятие.
Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста.
— Развиваются конструктивно-технические умения. Дети учатся сооружать отдельные предметы из строительного материала (здания, мосты и т.д.)
— Формируются умения обобщать. Дети учатся целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
— При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
— Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
— Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
— Конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями , архитектурными памятниками развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности
Кубики (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Сейчас в связи с появлением большого количества новых необычных конструкторов, кубики утратили свою былую популярность. Но практика показывает, что чем проще материал для строительства, тем больше вариантов построек из него можно соорудить и тем лучше будет задействоваться воображение ребенка. К тому же у кубиков есть существенное отличие от конструктора: не скрепляющиеся между собой кубики учат ребенка находить баланс, тренируя выдержку, аккуратность и точность движений. Попробуйте-ка выстроить из кубиков высокую непадающую башню!
Что можно построить из кубиков с маленьким ребенком – это тема безграничная, заслуживающая отдельной статьи. Здесь же мне только хотелось бы сказать, что с 2 лет желательно приобрести такой набор кубиков, который содержит не только непосредственно кубики, но и продолговатые бруски (они же «кирпичики»), арки, конусы, цилиндры и т.д. Их присутствие существенно расширит границы вашего творчества. Пример набора.
Виды детского конструирования
Техническое конструирование – это моделирование с помощью строительного материала. Также применяются разные детали от конструкторов, работа с большими модулями или с компьютерными программами.
Детское конструирование из строительных деталей
Работа со строительным материалом изучена больше всего. Методы обучения конструированию чаще всего касаются именно этого типа деятельности. Однако принципы, в них заложенные, можно использовать и для других форм конструирования.
Конструирование из элементов с разными типами креплений, а также работа со строительными материалами – это и есть технический тип данного вида деятельности.
Работа с большими модулями стала применяться в детском саду недавно. Это позволяет детям усвоить особенности работы с объемными и плоскостными конструкциями. Однако лучше этим заниматься в возрасте от пяти до семи лет, что соответствует возрастным особенностям этих детей.
Конструирование из бумаги
Работа с бумагой обычно проводится на специально организованных для этого занятиях.
Чаще всего в детских садах строят работу по конструированию на основе подражания.
Детям предоставляется образец, демонстрируется и объясняется процесс, как правильно изготовить такой же.
Конструирование из природного материала
Традиционно в детских садах применяются природные материалы для конструирования. Эти занятия также чаще всего проводятся по принципу подражания.
Художественная деятельность по конструированию в основном проводится с использованием бумаги.