Чем логопед отличается от дефектолога?

Профессия дефектолог, ее основные плюсы и минусы

Содержание

Слайд 1
Родительское собрание на тему: «Дефектолог, кто же это? Давайте познакомимся…»
Составители: Учитель-дефектолог Кибирева А.Е.
Учитель-дефектолог
Ерофеенко М.А.

Слайд 2

Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка, развитии его познавательных способностей, таких как восприятие, память, внимание, воображение, мышление, развитии и обогащении его речевой стороны.

Слайд 3

Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка.
Проведение индивидуальных и групповых занятий.
Динамическое наблюдение.
Консультирование педагогов и родителей ребенка.

Слайд 4

Основные формы работы-дефектолога:
подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя- дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка.

Слайд 5

Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению

Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие).
Развивает коммуникативные способности детей.
Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – учебная деятельность, на чтение, письмо и т. д.

Слайд 6

Целевая аудитория. Дефектолог работает с детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь ребёнку научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
Ограничения в возрастной категории детей. Дефектолог может проводить занятия с детьми начиная от 1 года. Логопед начинает свои занятия с трехлетнего возраста.

Слайд 7

Очень важным моментом при организации коррекционного процесса является взаимодействие педагога с родителями детей. Родители активным образом должны вовлекаться в коррекционную работу через:
мастер-классы,
методические рекомендации,
индивидуальные консультации,
непосредственное включение родителей в работу на коррекционном занятии.

Слайд 8

Педагог-дефектолог Ерофеенко Мария Александровна

Слайд 9

Посмотреть все слайды

Известные педагоги в области логопедии и дефектологии

Логопедия, как отрасль дефектологии, являлась предметом исследования многих ученых в области педагогики и психологии. Но наибольший вклад в развитие науки и разработку программ по устранению речевых нарушений внесли участники научной школы Л. С. Выготского.

Благодаря работам таких выдающихся советских педагогов, как М. С. Певзнер, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, формировалась данная отрасль.

Но, если говорить о более узком понимании логопедической работы именно в рамках дефектологии, то необходимо отметить Л. С. Волкову, которая на протяжении всей своей жизни занималась исследованиями в данной области.

Где может работать дефектолог?

Дефектолог работает в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях, в больницах, поликлиниках, медицинских центрах и реабилитационных учреждениях. Он может открыть свой кабинет и вести частную практику, или совмещать работу на себя с работой в организациях.

Чем именно занимается дефектолог:

  • Проводит диагностику с учетом особенностей развития ребенка. На каждого маленького пациента заводится логопедическая карта обследования. 

  • Подбирает методы и упражнения коррекционной работы, составляет план действий.

  • Проводит коррекцию произношения, помогает сформировать правильный ритм речи. Слабослышащих детей учит читать по губам, произносить правильно слова, чтобы его могли понимать даже люди, которые не знают язык жестов. Слабовидящих детей дефектолог учит четко произносить слова, читать книги для слепых.

  • Корректирует ошибки при чтении и письме.

  • При необходимости назначает консультацию узких специалистов-медиков: сурдолога, окулиста, невролога и т. д.

  • Занимается с детьми индивидуально и в группах.

  • Общается с родителями, рассказывает о занятиях, динамике, консультирует по самостоятельным занятиям дома и взаимодействию с ребенком в рамках своей специализации.

Как стать дефектологом

Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.

В программу обязательно включают следующие дисциплины:

  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
  • речевые практики;
  • нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
  • генетика;
  • психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.

Необходимые качества специалиста

Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.

Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:

  • имеют организаторские способности;
  • умеют быстро принимать решения;
  • внимательны и терпеливы;
  • психологически устойчивы;
  • любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
  • могут проявить строгость, когда это необходимо;
  • коммуникабельны;
  • неравнодушны к чужим проблемам.

Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.

Кому противопоказана специальность

У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:

  • нарушениями зрения, слуха или речи;
  • психическими расстройствами;
  • заболеваниями ЦНС;
  • судорогами или потерей сознания;
  • проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.

Условия труда

Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.

Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.

Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.

Рабочее место

Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:

  • школы;
  • детские дома, сады и интернаты;
  • медицинские и реабилитационные центры;
  • санатории.

Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.

Плюсы и минусы профессии

Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • оказание помощи другим людям;
  • работа с детьми;
  • востребованность специальности;
  • возможность карьерного роста;
  • многогранность дефектологии как науки.

Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:

  • постоянные психоэмоциональные нагрузки;
  • успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
  • небольшая заработная плата;
  • много должностных обязанностей;
  • ежедневное общение с людьми;
  • возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.

Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.

https://youtube.com/watch?v=NWSvGJaj1cw

Кто такой дефектолог?

Дефектолог – высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками. Дефектологов принято делить на две группы: тех, кто изучает, обучает и воспитывает аномальных детей, и тех, кто специализируется на коррекционной педагогике.

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами.

И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитием – это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и многие другие.

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая их которых занимается определенным направлением:

  • дефектолог-логопед – изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
  • дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог – специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-амблиолог – является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.

Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога включают в себя: осмотр ребенка, выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений, назначение и проведение коррекционных занятий, мероприятия, направленные на адаптацию аномальных детей в обществе, разработка программ реабилитации, проведение мероприятий по предупреждению отдельных нарушений, исследовательская деятельность, консультационные услуги и т.д.

Плюсы профессии

  • Короткий рабочий день – большинство дефектологов, работающих в бюджетных учреждениях, освобождаются уже через четыре часа, что позволяет с легкостью совмещать несколько профессиональных интересов или уделять больше времени себе и семье.
  • Большой отпуск: дефектологи могут позволить себе отдыхать почти все лето, ведь их отпуск длится целых 56 дней (это опять же касается бюджетных образовательных учреждений).
  • Социальная значимость профессии: педагоги помогают детям даже с самыми тяжелыми нарушениями встать на ноги и стать если не полноценным, то все же самостоятельным членом общества.
  • Огромное пространство для самореализации: существует великое множество самых разных методик преподавания, которые можно освоить с помощью семинаров и курсов. Особо креативные могут даже разработать свой собственный метод и пользоваться им.
  • Возможность вести частную практику: многие родители готовы отдавать немаленькие деньги за индивидуальные занятия с их ребенком. Достаточно набрать клиентуру, и тогда можно забыть о финансовом неблагополучии, ведь довольные результатом родители обязательно посоветуют знакомым хорошего специалиста.

Методы работы

Методика образовательного процесса будет выстраиваться исходя из тех особенностей в развитии, которыми обладает ребенок или группа детей, с которой проводит работу специалист. Для примера можно привести ребенка страдающего от глухоты, в его случае непременно возникает проблема распада разговорной речи. Это имеет особое значение у детей младшего возраста (дошкольников) так как именно в этот период происходит основное формирование речи.

 Детям с потерей слуха и отсутствием нормальной коммуникативной связи приходится очень непросто и часто это может приводить к тому, что ребенок попросту замыкается в себе. Если вовремя не обратиться к специалисту ребенок может полостью утратить возможность разговаривать. Конечно, его обучат языку жестов, но без возможности разговаривать это сильно ограничит его в возможностях и контакте с социумом.

Возможность нормально жить и адаптироваться в обществе – вот основная цель специалиста дефектолога. Так сурдопедагог развивает речевые возможности, а тифлопедагог прокачивает социальные и бытовые навыки ребенка. Дети обучаются познавать мир с помощью пальцев рук.

Для слабовидящих и слепых детей создаются специальные книги, выполненные из различных материалов и имеющих объем. Это позволяет слепым детям правильно представить окружающий их мир.

Еще одной важной целью работы специалиста является прививание детям простых с нашей точки зрения, бытовых навыков. Самообслуживание должно быть привито ребенку как можно скорее, зачастую родители особенных детей не только не прививают им этот навык, но и всячески пытаются оградить от этого, уничтожая шансы ребенка на дальнейшую самостоятельную жизнь

Олигофренопедагоги ведут работу с детьми, имеющими нарушения интеллекта. К этим нарушениям относят задержку психического развития и умственную отсталость. При работе с этими детьми упор делается на развитее мышления

Для них так же важно получить в полной мере навыки самообслуживания и коммуникации с обществом. Дети, имеющие легкую форму интеллектуальных нарушений могут быть обучены несложному труду, что в дальнейшем позволит им получить профессию

Требования к дефектологу

Конечно, базовое требование к логопеду-дефектологу и со стороны организаций, и со стороны клиентов в частной практике – это профильное образование. Его можно получить в вузе или на специализированных курсах, где выдают диплом о дополнительном профессиональном образовании на базе высшего или средне-специального образования, например, в нашей академии, по окончании курса «Специальное дефектологическое образование». И, конечно, нужно не просто иметь диплом, но и уметь применять все полученные знания и инструменты на практике.

Много требований выдвигается к личным качествам специалиста:

В первую очередь – это любовь к детям, умение находить к ним подход.

Терпение и стрессоустойчивость – еще один важный момент, так как работать с особенными детьми гораздо сложнее, чем со здоровыми. До них труднее донести информацию, это занимает больше времени и усилий со стороны педагога. 

Эмоциональная устойчивость тоже поможет в работе

Важно не принимать близко к сердцу проблемы со здоровьем подопечных, их ситуацию, уметь ограничивать сопереживание, так как чрезмерное погружение и пропускание через себя всех проблем – это прямой путь к быстрому выгоранию.

Постоянное повышение квалификации, желание развиваться в профессии, узнавать новое и заниматься самообразованием.

Творческое начало поможет найти новые способы работы и взаимодействия с разными детьми.  

Дефектолог должен иметь знания из разных сфер: психологии, педагогики, медицины. Он должен понимать, как какие отклонения влияют на развитие ребенка в общем и развитие речи в частности. Он должен уметь правильно провести диагностику, знать как минимум несколько способов решения проблем и подобрать тот, который будет наиболее эффективен в работе с конкретным ребенком.

Направления работы дефектолога

Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.

Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.

Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:

  1. организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

  2. обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;

  3. проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;

  4. консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;

  5. ведение документации.

Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.

Место работы

Работать дипломированные специалисты могут в различных частных и государственных образовательных заведениях:

  • в школах-интернатах;
  • детских центрах;
  • в санаториях;
  • в специализированных школьных учреждениях;
  • в медицинских центрах.

Во многих государственных школах есть кабинет дефектолога, оборудованный специальной компьютерной техникой, укомплектованный методическими пособиями.

Опытные дефектологи ведут и частную практику, работая с одним ребенком или группой воспитанников. Востребованы коррекционные педагоги в тех учреждениях, которые специализируются на лечении, обучении, социализации школьников и подростков.

Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать такой специалист, выделим владение коррекционно-педагогическими методиками. Сложно представить себе дипломированного дефектолога, не имеющего базовых психологических и медицинских знаний.

Минусы профессии

  • Зачастую приходится работать с очень сложными детьми – в дефектологе нуждаются ребята с крайне тяжелыми отклонениями. К этому нужно быть готовым, иначе увиденное может повергнуть в шок.
  • К сожалению, в детских садах услуги логопеда-дефектолога не слишком хорошо оплачиваются – средняя заработная плата варьируется от 15000 до 35000. Однако если помнить о коротком рабочем дне, это кажется довольно справедливым.
  • Конкуренция довольно большая, ведь опытные специалисты могут оставаться таковыми до весьма преклонного возраста, а молодым кадрам нужно постараться, чтобы найти свое место под солнцем.
  • Очень часто оказывается так, что занятия не влекут за собой совершенно никакого эффекта. Это может подорвать профессиональную уверенность в себе. Нужно понять, что все дети абсолютно разные, и то, что одному удается с легкостью, другой может так и не усвоить. Разумеется, задача дефектолога – сделать все возможное, чтобы ребенок смог говорить, читать и писать, но успеха можно добиваться годами.

Когда нужно обратиться к дефектологу

На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.

Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.

Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.

Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.

Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.

Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.

Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.

Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.

Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:

  • в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
  • в год не «лепечет»;
  • в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
  • в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
  • в 5 лет не составляет предложения;
  • заикается;
  • отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
  • имеет заболевания психики, нервной системы;
  • имеет болезни слуха или зрения.

Многие проблемы решаются только у невролога. Но даже при подтвержденных неврологических проблемах не помешает консультация дефектолога.

Когда нужно обращаться к дефектологу

Консультация дефектолога необходима, если ребенок:

  • в семимесячном возрасте не реагирует на обращенную к нему речь;
  • в год не произносит «лепетные» слова;
  • в 2 года не разговаривает при помощи простых слов;
  • в 2,5 года не способен построить простые предложения;
  • в 3 года испытывает трудности с артикуляцией, не глотает слюну;
  • в 5 лет не использует в речи грамматически согласованные предложения;
  • заикается;
  • не произносит звуки в соответствии с возрастной нормой;
  • отстает в умственном развитии;
  • страдает нарушениями центральной нервной системы;
  • страдает патологиями органов слуха;
  • имеет заболевания органов зрения;
  • страдает психическими нарушениями.

Страхи родителей

Иногда родители не обращаются к учителю-дефектологу. Они боятся диагноза о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений. Но дефектолог не ставит диагноз, а только описывает состояние ребёнка, производит оценку тех или иных навыков. Диагноз ставит врач.

Случается, что нарушения поведения и неуспеваемость вовсе не являются проявлением отклонений физического или интеллектуального развития. Для преодоления трудностей в учёбе и поведении родителям и педагогам достаточно выполнить рекомендации учителя-дефектолога по вопросам воспитания и создания благоприятной среды в семье и детском коллективе.

Например, однажды учитель обратился с запросом: «Ребёнок плохо пишет. Может у него дисграфия?» Дисграфия – очень серьёзный дефект. В данном случае диагностика показала норму в развитии, отсутствие нарушений письма. У ребёнка просто была плохо развита мелкая моторика. Регулярные простые упражнения на развитие мелкой моторики вскоре позволили ученику соответствовать школьным требованиям навыка письма.

Родителям нужно смело обращаться к дефектологу. От консультации вреда быть не может. Консультация – это всего лишь беседа. А несвоевременное обследование, диагностирование и лечение ребёнка не позволит получать коррекционно-развивающую помощь. Это нарушает право обучающегося на получение качественного образования и благополучную жизнь.

Один обучающийся третьего класса не умел читать. У него диагностировали умственную отсталость. Только когда мама предоставила заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в школе смогли проводить коррекционно-развивающие занятия. Ребёнок научился читать. Без своевременного обследования и помощи учителя-дефектолога такой ребёнок не будет развиваться, а время сгладить нарушения в развитии будет безвозвратно упущено.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: