Интеллектуальные нарушения

Умственная отсталость: причины, симптоматика, виды, особенности протекания

Проявление

В самом начале больной не может демонстрировать другим свои чувства в обычных ситуациях. Дальше все только усугубляется, и человек уже не способен ни на какие чувства, его эмоциональные реакции снижаются, он выглядит отстраненным, бесчувственным и холодным.

Человек теряет смысл жизни, целеустремленность. В запущенных случаях характер больного полностью меняется до неузнаваемости, приобретает несвойственные ему черты. Ясность мышления нарушается. Человеку сложно сфокусироваться на одной мысли и выразить ее. Он теряет интерес к любым своим прошлым увлечениям и в итоге замыкается в себе, становится зацикленным на своих внутренних размышлениях.

Профилактика развития интеллектуальной недостаточности

При соблюдении осторожности, родители могут предупредить развитие умственных отклонений приобретенного типа:

  • применение всех возможностей, чтобы минимизировать травмирование ребенка при родах;
  • при планировании ребенка, родители должны укрепить свое здоровье, исключить развитие инфекционных, воспалительных процессов;
  • необходимо отказаться от вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании и т.д.;
  • во время беременности избегать стрессовых ситуаций, конфликтов;
  • регулярно посещать врача, измерять показатели на случай развития дефектов плода;
  • проконсультироваться у генетиков на факт наличия отклонений в организме матери и отца.

Умственная отсталость — это совсем не приговор на социальном развитии человека

Несмотря на то, что в детстве ставится диагноз «малоумие», в будущем большинство из больных лиц растворяются в общей массе людей. Они с успехом женятся, заводят детей, устраиваются пусть и на простую, но все же работу среди людей. Но это не значит, что ему не нужна помощь близких, которые всегда должны быть рядом с больным человеком.

Диагностика

Степень тяжести и выраженность умственной отсталости определяют психиатр, психолог и невролог. Они используют такие методы диагностики детей с интеллектуальными нарушениями, как:

  • Клинические. Врач беседует с ребенком и его родителями, устанавливает причины изменений, уровень адаптации в обществе, оценивает бытовые навыки. Специалисты выясняют словарный запас, уровень грамотности и умение решать простые жизненные задачи, наблюдают за преобладающими эмоциями.
  • Патопсихологические. Традиционное тестирование на общую осведомленность, дополнительные пробы на внимательность, механическую память и мыслительные возможности позволяют оценить серьезность проблемы и представить перспективы дальнейшей жизни ребенка.
  • Инструментальные. Обследование мозга при помощи КТ, МРТ, записи энцефалограммы выявляет врожденные и приобретенные особенности развития, аномалии строения отдельных мозговых структур. 
  • Консультации смежных специалистов. В большинстве случаев требуется осмотр и лабораторное исследование у эндокринолога, окулиста, ЛОР-врача и сурдолога для диагностики нарушений слуха.

Лечение интеллектуальных нарушений

Пациентам с задержкой интеллектуального развития показаны такие виды помощи, как:

  • Медикаментозная терапия. При первичном поражении мозга назначаются препараты для коррекции кровообращения в мозге, ноотропные средства и психостимуляторы для улучшения мыслительных способностей. Если изначально нарушен гормональный фон (например, при заболеваниях щитовидной железы), проводится коррекция функций эндокринных органов. При агрессивном поведении используются успокаивающие препараты, нейролептики — при психических отклонениях. 
  • Психотерапевтическое лечение нарушений интеллекта. В индивидуальных и групповых занятиях участвуют психологи, психиатры и педагоги, имеющие навыки работы с больными детьми. Они применяют специальные программы для развития практических умений и навыков повседневной жизни, адаптируют пациентов к общению с родственниками и сверстниками.
  • Реабилитационные мероприятия. При легкой степени заболевания дети обучаются в специализированных коррекционных школах. В них проводятся учебные, спортивные занятия, прививаются трудовые навыки. Занятия проходят по индивидуальным программам, которые составляют врачи и педагоги совместно.

Несмотря на необратимость умственной отсталости, правильно подобранное медицинское и педагогическое воздействие ведет к устойчивой положительной динамике, развитию навыков адаптации к жизни среди обычных людей. 

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Факторы, влияющие на интеллект

Основу развития умственных способностей человека составляют три основных фактора:

  1. Наследственность. Гены считаются одним из главных факторов. Опытным путем доказано, что в высокоинтеллектуальных семьях дети вырастают более развитыми, чем их сверстники. Показатели памяти, мышления, грамотности речи и способности к сосредоточенности у таких детей обычно выше.
  2. Окружающая обстановка. Именно она формирует систему ценностей, стремления и цели человека. Умение правильно избрать свою жизненную задачу помогает интеллекту развиваться в должной степени.
  3. Раса, пол и возраст. Ряд исследований подтверждает, что некоторые расы обладают признаками низкого интеллекта в гораздо большей степени, чем другие. Так, к примеру, европейцы в среднем умнее выходцев из Африки, а мужчины умнее женщин. Возраст тоже влияет на интеллект — пик развития умственных способностей приходится примерно на 25-летний возраст. В дальнейшем с возрастом интеллект постепенно угасает.

Нарушение интеллекта: причины и симптомы

Также до настоящего времени не установлена точная этиологическая причина олигофрении. К возможным причинам врожденного нарушения интеллекта у детей ученые относят следующие факторы:

  • генетические причины – хромосомные аномалии и нарушения функций отдельных генов;
  • внутриутробное поражение плода, вызванное сильнодействующими химическими агентами или спровоцированное источниками ионизирующего излучения, например действием свободных радикалов;
  • тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности, например: перенесенная болезнь, спровоцированные цитомегаловирусной инфекцией;
  • рождение ребенка значительно раньше установленного срока;
  • повреждения органов детей, полученные во время родов;
  • кислородное голодание при сдавливании дыхательных путем в первые минуты жизни детей;
  • черепно-мозговые травмы, полученные в раннем детском возрасте;
  • пониженное содержание кислорода в тканях головного мозга, вызванное разными причинами;
  • инфекционное поражение нервной системы детей.

Нарушение интеллекта у детей проявляется, в первую очередь, в значительном отставании развития от возрастной нормы. Развитие психических функций происходит крайне замедленными темпами. Формирование высшей психической деятельности носит атипичный характер и часто имеет резко выраженные количественные и качественные отклонения.

Лица, страдающие врожденным слабоумием, растут ослабленными и болезненными детьми. Для них характерна чрезмерная раздражительность, сочетаемая с яркой пассивностью. Дети с расстройствами интеллекта мало интересуются явлениями окружающего мира. У них существенно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не включаются в игры с ровесниками. Их не увлекают процессы конструирования, лепки, рисования.

Они не способны действовать спонтанно в соответствии с меняющимися условиями действительности. Им очень тяжело усвоить навыки для верной ориентации в происходящем. Дети с нарушением интеллекта с трудом понимают важные свойства окружающих объектов. Они не могут установить существующих связей между предметами.

У детей с расстройствами интеллектуальной деятельности недостаточно развито произвольное внимание. Они не способны усилиями воли целенаправленно концентрировать внимание на требуемом задании. Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности

Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности.

Практически всегда при олигофрении страдает речевая функция: у таких детей фиксируется существенное недоразвитие речевой деятельности. Некоторые олигофрены не разговаривают вплоть до пятилетнего возраста. Со значительным опозданием происходит становление слуха. Огромные трудности дети с врожденным нарушением интеллекта испытывают при необходимости выполнения заданий, требующих наглядно-образного решения.

Большинство детей, страдающих слабоумием, воспринимают предъявляемые им изображения, как реально существующую ситуацию. Они начинают действовать, как будто сцены на картинках существуют в реальном мире.

Еще один симптом нарушения интеллекта у детей – существенные трудности в процессах запоминания и воспроизведения информации. Олигофрены способны запомнить очень малый объем информации. Как правило, они могут зафиксировать в памяти лишь яркие, броские, привлекательные детали.

Существенно страдает и волевая сфера психики. Дети с олигофренией безынициативные и нерешительные. Они не могут действовать самостоятельно и часто действуют согласно указаниям других людей. Дети с нарушением интеллекта поступают импульсивно и хаотично.

Характерный признак олигофрении – эмоциональная незрелость. У таких детей сильно ограничен диапазон эмоций и чувств. Они не способны к глубоким переживаниям. Для них свойственна нестабильность эмоционального фона. Они не могут ярко демонстрировать свои переживания.

А теперь поговорим о том, как развить способности ребенка

Нельзя судить об умственном развитии малыша, который только родился, потому что он еще неспособен к действию. Определенно у него есть природные задатки. Это заложенные от рождения особенности, в виде физиологических, анатомических, психологических свойств, которые будут надежно способствовать развитию талантов в какой-либо деятельности. Допустим, чувство ритма и умение слышать музыку для танцев, быстрота реакция и точность двигательных движений для занятия определенным видом спорта и др.

Задатки потом выражаются в предрасположенности ребенка к любому роду занятия (танцы, рисование, пение). Это увлекает малыша, причем доставляет огромное удовольствие.

Для выявления данных талантов, ребенка необходимо погрузить в определенный процесс. Ну и, конечно же, их развитие будет происходить только при регулярном, системном занятии с преподавателем.

Но следует отметить, что какими бы природными задатками ни обладал ребёнок, без трудолюбия, дисциплины, воли, старания нельзя добиться высот. Порой, люди, не имеющие талантов, добиваются небывалых результатов благодаря силе воли и упорству.

В принципе мы раскрыли вопрос «понятие об умственном развитии ребенка», но еще можно кое-что добавить.

Ученые предполагают, что у малыша основа умственных способностей заложена на 50 — 60 %. Причем они имеют больше творческий характер, который не всем удается развить. И только от процесса воспитания будет зависеть, насколько они разовьются.

Об умственных способностях ребенка судят по количеству и качеству полученных знаний. С раннего возраста он совершенствует ум. На основании этого можно сделать вывод, что развитие способностей зависит от ряда социальных и биологических составляющих.

Клиническая картина

Проявления интеллектуальной недостаточности – это разнообразные клинико-психофизиологические состояния, зависящие от ряда факторов. Подобные нарушения проявляются в виде слабой любознательности и замедленной обучаемости. У таких детей практически отсутствует восприимчивость нового. При этом первичные нарушения наблюдаются уже с первых дней жизни ребенка:

  • отсутствует реакция на внешние раздражители;
  • поздно проявляется интерес к окружающему миру;
  • в поведении такого малыша преобладает вялость и сонливость, однако это не исключает крикливости и беспокойства;
  • малыш не умеет различать своих и чужих людей;
  • не проявляет живого интереса при общении со взрослыми;
  • не проявляет интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой, и не реагирует на игрушки, находящиеся в руках взрослого.

У детей первого года жизни с различными формами нарушения интеллекта долго отсутствует рефлекс хватания. Лишь к двум-трем годам у них происходит некоторый сдвиг в овладении навыками манипуляции, однако интеллектуальная недостаточность проявляется в поведении и игровой деятельности.

Дети долгое время не могут самостоятельно обслуживать себя, не выказывают живого интереса к чему-либо и не проявляют любознательности. Редко возникающая заинтересованность быстро исчезает. В процессе игр такой ребенок ограничивается элементарным манипулированием, слабо контактирует с окружающими сверстниками, мало двигается.

В старшем дошкольном возрасте для него характерно отсутствие интереса к интеллектуальным занятиям. В играх со сверстниками такие детки несамостоятельны и не проявляют инициативу, при этом копируют окружающих детей.

В общении со сверстниками никогда не имеют статуса лидера. Эти дети гораздо охотнее играют с младшими детьми, причем стремятся проявить излишнюю активность и внести в игру дезорганизованность.

Интеллектуальные расстройства выходят на первый план в школьном возрасте: они особенно заметны в учебных сферах деятельности и поведении. Восприятие новой информации замедленно, а учебный материал усваивается в узком объеме. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут выделить главное или общее на картинке или в тексте и не понимают связи между частями. Они не воспринимают логику событий, а при пересказе сюжета или описании картинки воспроизведение носит бессмысленный характер.

Большинству детей данной категории присущи локальные нарушения, выражающиеся затруднениях при восприятии таких понятий, как «право — лево», «над — под», и усвоении школьных навыков. Некоторые дети с подобными патологиями не различают правую и левую сторону даже к девяти годам, часто не способны найти свой класс. У многих из них возникают трудности в определении времени на часах, дней недели, месяцев и времен года.

Очень часто такие дети страдают фонетико-фонематическим недоразвитием речи и не способны правильно воспроизвести лексико-грамматический строй предложения. Для них характерна скудность словарного запаса, поэтому они испытывают трудности при выражении своих решений и действий. На вопросы обычно отвечают импульсивно, не задумываясь над ответом. В развитии детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение функции внимания, частая отвлекаемость и быстрая истощаемость.

Формы умственной инвалидности

Самым ощутимым проявлением олигофрении является интеллектуальная несостоятельность, которая представляет собой часть общего недоразвития психики. Известный врач-психиатр, профессор Исаев Д.Н. в зависимости от особенностей нарушений в эмоционально-волевой области выделяет следующие степени малоумия:

  • стеническую. Больные с данным типом психического отклонения деятельны и работоспособны, что объясняется наличием у них достаточно сильных и устойчивых волевых процессов. При стенической форме олигофрении человек активно пользуется усвоенными навыками и знаниями, обладает способностью к социальной адаптации. В зависимости от аффективной неустойчивости стенический тип патологии может протекать в двух вариантах: уравновешенной и неуравновешенной;
  • дисфорическую. Больные склонны к регулярному злобно-тоскливому аффективному поведению: импульсивным поступкам, повышенной конфликтности, явно выраженному негативизму по отношению к окружающим, расторможенности влечений. Субъект с этим видом интеллектуальной отсталости практически не поддается обучению, не приспособлен к выполнению трудовой деятельности. Такие больные склонны проявлять жестокую ухищренную агрессию по отношению к себе (нанесение порезов и других увечий, вырывание волос) или к близким людям, осуществляющими уход за ними;
  • астеническую. Таким индивидам свойственны неустойчивость волевых процессов, частая утомляемость, явная медлительность действий и мыслей, нарушения концентрации и внимания, трудности в применении практических навыков;
  • атоническую. Особенностью данной формы патологии выступает полное отсутствие способности осуществлять целенаправленную деятельность, а также невозможность переживать психическое напряжение. Такие пациенты полностью бездействуют или пребывают в состоянии двигательной расторможенности. 

Развитие интеллектуальной инвалидности

У каждого человека олигофрения развивается по-разному. Современные исследования дают возможность проводить раннюю диагностику малоумия, что позволяет начать корректирующее медицинское вмешательство на самых ранних сроках развития патологии.  

Люди с данным психическим отклонением нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих. Помощь должна носить персонализированный характер и основываться на проведенной специалистом предварительной оценке потребностей и индивидуальных особенностей субъекта. Несмотря на одинаковый диагноз, интеллектуально отсталые люди нуждаются в разных методиках терапии и их интенсивности. 

На сегодняшний день приоритетом является разработка специальной системы поддержки людей с психическими патологиями, которая проектируются на основании индивидуального подхода к каждому субъекту. Для повышения общего качества жизни психически отсталых индивидуумов учитываются их желания, потребности, жизненный опыт, сильные стороны. 

Классификация

Виды нарушений интеллектуального развития отличаются по степени тяжести:

  • легкая степень — соответствует дебильности;
  • средняя — имбецильности;
  • тяжелая и глубокая — идиотии.

Именно так представлена классификация интеллектуальных нарушений в МКБ 10 (в Международном классификаторе болезней).

Практические врачи используют представления об умственной отсталости в зависимости от происхождения (этиологии) и патогенеза интеллектуальных нарушений:

  • Задержка психического развития конституционального происхождения. Эта форма болезни вызвана генетическими факторами, хромосомными нарушениями. У детей отстают в развитии все сферы психической деятельности.
  • Недостаток умственного развития соматогенного происхождения. Чаще это следствие перенесенных заболеваний и травм головного мозга. Отмечаются негрубые нарушения, которые проявляются замедленным созреванием мозга и его психических функций. Проблемы возникают у ослабленных, часто болеющих детей, у которых ограничено общение со сверстниками.
  • Церебрально-органическая болезнь нарушения интеллекта. Отстают в формировании все сферы мозговой деятельности. Изменения присущи пациентам со средней и тяжелой степенью заболевания.
  • Расстройства интеллекта психогенного происхождения. Могут возникать как результат педагогической запущенности в асоциальных семьях, а также быть следствием гиперопеки, воспитания ребенка в качестве семейного кумира. Характерен недостаток познавательной деятельности.

По преобладанию клинических признаков интеллектуальных нарушений ученые выделяют 4 типа:

Низкая способность к обобщению понятий. Свойственно плохое понимание обращенной речи. Дети могут высказать свои мысли на основании наглядных изображений предметов.

Замедление мыслительных процессов. Пациенты не способны решать какие-либо логические задачи, испытывать умственное напряжение. Они легко обижаются, замыкаются в себе, повторяют однотипные фразы, не общаются с ровесниками.

Ослабление целенаправленной деятельности. Больные пассивны, их не заинтересовывают игры и развлечения, склонны к агрессивному поведению по отношению к окружающим детям и взрослым. Они слабо привязаны к родителям, не интересуются происходящими вокруг событиями.

Недостаток самокритики. Адекватная оценка собственных действий затруднена. К поступкам других дети равнодушны, если не затрагиваются их личные интересы

Память и внимание не развиты, высказывания непоследовательные и часто абсурдные.

Независимо от причин, нарушения интеллекта у детей и взрослых необратимы, но поддаются коррекции и адаптации для жизни в обществе. 

Лечением интеллектуальных нарушений занимаются врачи-психиатры специализированной клиники психического здоровья.

ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Общество должно быть толерантно людям с умственной отсталостью, необходимы специальный подход и педагоги, знающие специфику работы, способные дать интеллектуальным инвалидам образование и помочь реализоваться.

Дети с УО нуждаются в поддержке окружающих, особенно родителей, которые должны обеспечить таким чадам психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.

У младенцев довольно тяжело выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они почти не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они поздно начинают держать головку, лепетать, сидеть, ползать.

Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в садик, становится заметно, что он испытывает трудности с соблюдением режима дня, общением со сверстниками, овладением новыми навыками. К примеру, трехлетний малыш не может сам собрать пирамидку, хотя много раз повторял это с воспитательницей. Одногруппникам это удалось после 1–2 занятий.

Дети-олигофрены не любознательны, они не могут долго усидеть на одном месте, но устают очень быстро. Речь их скудна, они путают буквы (особенно согласные). Так как фонематический слух и анализ у них развивается слабо, они неправильно произносят слова, а потом – неправильно и пишут. Отстает в развитии слуховое различение и артикуляционный речевой аппарат – отсюда невнятная речь.

Страдает общая и тонкая моторика, так как центральная нервная система развивается аномально. Движения малыша неуверенные и вялые, с предметами он манипулирует хаотично. Он долго не может определить «главную» руку, обеими двигает несогласованно.

Сложности со «щипковым» и «пинцетным» захватом не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку, научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает обслуживать себя.

Ребенок не может сконцентрироваться и что-то запомнить. Это отрицательно влияет на познавательную активность и мыслительную деятельность. Малыш не видит и не слышит, что ему говорят из-за нарушения внимания.

Учеба таким детям дается тяжело: они медленно усваивают материал, потому что не запоминают его и не могут воспроизвести полученную информацию. Усвоенный после многократных повторений навык или знания они не могут применить и быстро забывают.

Вербально (словесно) чувства ребенок выразить не в состоянии, потому что плохо владеет речью, но зато выражают эмоции мимикой, касаниями, жестами. Сопереживать он не способен. Воля у него слабая, потому он доверчив к любому человеку, легко внушаем, а это весьма опасно.

Без промедления обращайтесь к специалисту (неврологу), если ваш ребенок ведет себя необычно или вы не понимаете, что с ним происходит. Польза от этого двойная – в лучшем случае развеются все сомнения в адекватности вашего чада, а в худшем (что, впрочем, тоже неплохо) – ранняя диагностика позволит незамедлительно принять меры к решению проблемы. Это позволит лучше социализировать такого ребенка и адаптировать к жизни.

Врач осмотрит маленького пациента, расспросит родителей о симптомах, когда они появились, о практических и социальных навыках ребенка, адаптивном поведении и т.д. Обязательно проводится тест на интеллект, позволяющий выяснить, насколько малыш обучаем, может решать задачи и абстрактно мыслить. IQ ниже 70 может свидетельствовать о наличии интеллектуальной инвалидности и его уровне.

Советы родителям

Мамам и папам особенных детей можно дать такие рекомендации:

Не ждите чего-то особенного от всех ваших усилий, какого-то сверхрезультата, радуйтесь самому малому прогрессу. Но и останавливаться на достигнутом не следует. Даже если вы понимаете свое чадо по отдельным словам, для коммуникации с другими и социальной адаптации этого мало. Двигайтесь дальше, не опускайте руки и не потакайте лени ребенка.

Для уменьшения вероятности рождения умственно отсталого ребенка беременной женщине следует:

После рождения ребенка:

Сопровождение специалистами

Ребенку с интеллектуальной инвалидностью необходимо комплексное сопровождение на протяжении всего детства следующих специалистов:

Если существуют и другие нарушения (слепота, глухота, ДЦП, расстройства аутистического спектра), то к вышеупомянутым профессионалам добавляются реабилитолог, окулист, массажист, преподаватель ЛФК.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: