Симптоматика сдвг у подростков

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)

А что вы можете сказать о побочных эффектах?

У любого препарата есть побочные действия. Поделюсь лайфхаком: если вы открываете инструкцию рекомендованного доктором препарата, и там написано, что побочных действий нет, то, я вас уверяю, что основного действия там тоже нет. Другое дело — частота возникновения подобных реакций. Чем больше перечислено побочных действий препарата, тем больше он исследован. Любая уважающая себя солидная фармакологическая компания исследует препарат и перечисляет все побочные действия, которые были выявлены. Поэтому бояться их не надо, но во время приема лекарств за ребенком, конечно, нужно наблюдать.

Симптомы СДВ

СДВ проявляется уже в раннем детстве. Такие дети капризны и плаксивы, требуют к себе внимания. Они плохо засыпают, а затем часто просыпаются. Живой интерес к новым играм и игрушкам у них так же быстро пропадает, как и появляется. О таких часто говорят: «трудный ребенок».

У детей школьного возраста дефицит внимания с гиперактивностью проявляется со всей полнотой:

  • Ребенку трудно сконцентрироваться на чем-то определенном. Внешние раздражители в виде громких звуков, яркого света, вибрации, еще больше затрудняют концентрацию внимания.
  • Отмечается высокая эмоциональная лабильность – изменчивость. Она характеризуется бурными перепадами настроения, от радости и веселья до беспокойства, злости и плача.
  • Эмоциональные перепады сопровождаются выразительной мимикой. По лицу можно без труда «прочесть», какое сейчас настроение у ребенка.
  • Нет осмысления своих слов и действий. Такие дети сначала говорят, а затем думают. При этом их речь громкая и быстрая, нередко они пропускают отдельные слоги и целые слова.
  • Высокая двигательная активность. При сопутствующей гиперактивности дети не ходят, а бегают. Иногда они совершают многократные бесцельные действия, но при этом быстро устают.
  • Нервно-психическая астения – умственная и эмоциональная слабость. Даже при небольших нагрузках, когда ребенок пытается усвоить новую информацию, овладеть практическими навыками, он ощущает себя уставшим, разбитым, и восстановление возможно только после отдыха.
  • У многих детей нарушены восприятие и координация движений. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве. Рисование, письмо, черчение, подвижные игры, танцы или синхронные коллективные действия вызывают затруднения.

Признаки, которые не всегда, но часто сопутствуют СДВГ:

  • Нарушения ритма сна — бессонница ночью и сонливость днем.
  • Плохие привычки во время нервных стрессов — обкусывание ногтей, сосание пальцев.
  • Периодические однообразные движения — кивки головой, раскачивания на стопах вперед и назад.
  • Тики — неконтролируемые движения мышц лица, конечностей.
  • Заикание.
  • Пищеварительные расстройства из-за плохого аппетита3.

Нарушения эмоций, поведения и когнитивных функций при СДВГ приводят к низкой успеваемости в школе. Таким детям трудно налаживать контакты со сверстниками. У подростков проявления дефицита внимания могут уйти полностью, или остаточные явления будут едва заметными. Тем не менее, негативный опыт, полученный в детстве, может наложить отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь людей с синдромом дефицита внимания. Они замкнуты и необщительны, с заниженной самооценкой. Из-за этого им трудно реализовать себя в обществе и достичь жизненных успехов.

Советы родителям детей с СДВГ

Когда специалисты провели комплексную диагностику и поставили диагноз СДВГ, то подростку требуется медико-психологическая помощь. Родителям в обязательном порядке необходимо провести лечение ребенка. Кроме медикаментозной терапии подросток должен получить психолого-педагогическую помощь. Также нужно позаботиться о записи ребенка на психокорректирующие занятия.

Специалисты также советуют родителям:

  • Больше уделять внимания подростку, показывать ему свою любовь;
  • Посетить школу, поговорить с администрацией по поводу дальнейшей учебы;
  • Предложить ребенку занятия спортом в секции, помощь в выполнении домашних заданий;
  • Пересмотреть режим дня подростка;
  • Составлять перечень дел, которые ребенок должен делать ежедневно;
  • Отказаться от авторитаризма в воспитании школьника.

Специальные диеты способствуют снижению частоты эмоциональных вспышек. В рационе подростка должны преобладать белки, сложные углеводы. Стоит исключить употребление ребенком искусственные и химические продукты.

Родителям нужно развивать у подростка навыки самоконтроля. Научившись сдерживать свои эмоции, ребенок успешнее социализируется. Также нельзя усугублять проблему строгими наказаниями, постоянными упреками. Главная задача родителей – помочь ребенку справиться с заболеванием.

Неправильно думать, что патология пройдет с возрастом. Ее необходимо обязательно лечить. В противном случае болезнь негативно скажется на социализации ребенка. Но самостоятельная терапия здесь противопоказана. Лекарства должен назначать только врач.

Осложнения

Негативное влияние синдрома на психоэмоциональную, когнитивную и социальную сферы жизни приводят к нежелательным последствиям.

Осложнения СДВГ у детей включают:

Неуспеваемость

Детям с таким диагнозом часто трудно концентрировать внимание, организовывать задачи и выполнять домашнее задание. Эти трудности приводят к отставанию в учебе и плохим оценкам.

Проблемы с поведением

Болезнь приводит к деструктивному поведению, неповиновению взрослым и более высокому риску участия в правонарушениях. Подросткам сложнее соблюдать правила, выполнять работу по дому и ладить со сверстниками.

Когнитивные нарушения. Болезнь негативно влияет на рабочую память, способность решать проблемы и планирование. Эти когнитивные нарушения могут затруднить обучение, достижение целей и самостоятельное функционирование.

Плохие социальные навыки. Дети с СДВГ могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, что приводит к неприятию со стороны сверстников и ощущению изоляции. Им может быть сложно поддерживать дружеские отношения и контролировать свои импульсы.

Психоэмоциональное здоровье. Синдром дефицита внимания и гиперактивности часто сочетается с другими психическими патологиями, включая тревожные расстройства и депрессию. Эти коморбидные состояния еще больше усложняют лечение симптомов СДВГ.

Осложнения у взрослых:

  • Профессиональная деятельность. Невозможность грамотно управлять временем, организовать решение сложных задач и поддерживать концентрацию на рабочем месте приводят к снижению трудоспособности больного, неудовлетворенности результатами своего труда и отсутствию карьерных перспектив.
  • Трудности в отношениях. Взрослые с СДВГ часто сталкиваются с межличностными конфликтами. Это связано с непостоянством, забывчивостью и импульсивностью. Симптомы болезни ухудшают отношения с партнерами, семьей и друзьями.
  • Проблемы психического здоровья. Болезнь у взрослых также связана с повышенным риском развития расстройств настроения, сопровождающихся тревогой и депрессией. Люди часто испытывают чувство разочарования, низкую самооценку и хронический стресс.
  • Злоупотребление психоактивными веществами. Больные более склонны к развитию аддикции по сравнению со здоровыми людьми. Это связано с импульсивностью, чувством неудовлетворенности и желанием получить новый опыт. Они быстро привыкают наркотикам или алкоголю в качестве средства преодоления симптомов СДВГ или облегчения чувства беспокойства.
  • Проблемы с финансами и законом. Симптоматика синдром негативно влияет на планирование своих финансов, приводит к неразумной трате денег и получению кредитов. Пациенты сталкиваются с финансовой нестабильности и юридическим проблемам, таким как долги и банкротство.

Тяжесть этих осложнений варьируется от человека к человеку. Своевременное комплексное лечение заболевания значительно снижает риск возникновения негативных последствий

Важно понимать, что никогда не поздно начать работать над собой под руководством грамотного специалиста

Симптомы СДГВ у детей

Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.

По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают. Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках. Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.

Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство. У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность. Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.

Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:

  • нарушение сосредоточенности и внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • повышенная нервозность и раздражительность;
  • постоянные движения;
  • трудности обучения;
  • отставание эмоционального развития.

Как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Справиться с дефицитом внимания помогают психолог и невролог

Работа психолога направлена на то, чтобы корректировать эмоции, поведение и когнитивные функции: мышление, внимание и память. Для этого проводят сеансы когнитивно-поведенческой терапии

На них ребенка обучают, как правильно воспринимать окружающую обстановку и контролировать себя.

Чаще всего психотерапевтические сеансы проводят в формате игр, в ходе которых воспроизводят определенные жизненные ситуации. Вместе с ребенком в обучении могут участвовать родители или другие дети с дефицитом внимания. Для улучшения когнитивных функций эффективна арт-терапия: занятия рисованием, лепкой, игрой на музыкальных инструментах.

В отличие от психолога, невролог — это дипломированный врач, прошедший подготовку для диагностики и лечения нервной системы. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью невролог назначает лекарства для улучшения функции головного мозга4.

Один из них — препарат Проспекта. В качестве действующего компонента это лекарство содержит вещество, которое регулирует активность специального мозгоспецифического белка. Этот белок в норме присутствует в головном мозге и необходим для нормальной мозговой активности, а также обладает свойством  влиять на активность нервных клеток головного мозга и защищать их от повреждения. Средство способствует снижению до нормы избыточно выраженных функций и улучшению угнетенных, связанных с дефицитом внимания, уменьшению гиперактивности, улучшению мышления, внимания и памяти.

Форма выпуска препарата – таблетки для рассасывания. При СДВГ принимают по 1 таблетке 2 раза в день между приемами пищи. Курс лечения длится 8 недель. Спустя 1–2 месяца врач может назначить повторный курс. Таблетки  Проспекта можно принимать детям, начиная с 7 лет.

1Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции. СибСкрипт. 2013. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-i-podhody-k-ego-korrektsii (дата обращения: 17.12.2023)

2 Абшилава Э.Ф. Клинико-психопатологические и патопсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihopatologicheskie-i-patopsihologicheskie-osobennosti-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-sdvg (дата обращения: 17.12.2023)

3 Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностика и коррекция нарушений. Практическое пособие. 2019. URL:
  https://azon.market/image/catalog/v_1/product/pdf/377/3764391.pdf?ysclid=lq9n63c8kt313303078 (дата обращения: 17.12.2023)

4 Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Журнал медико-биологических исследований. 2014. URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-novoe-v-diagnostike-i-lechenii?ysclid=lq9n5ovyzx512724311 (дата обращения: 17.12.2023)

Симптомы СДВГ у школьников

Вышеперечисленные симптомы особенно обостряются в школьном возрасте. У некоторых детей также наблюдается задержка речевого развития, что может проявляться в трудностях в построении связных высказываний.

Студенты, страдающие гиперкинетическим расстройством, также часто не соблюдают грамматические и стилистические правила при письме и в речи. Также больные характерно часто отклоняются от темы, переходят от темы к теме. 

Характерная особенность, когда речь идет о симптомах СДВГ, — отсутствие способности следовать установленным правилам или проблемы с регулированием собственного настроения, мотивации и уровня возбуждения. Поэтому дети, страдающие СДВГ, обычно чрезмерно подвижны, «их много», у них проблемы с фокусировкой внимания. Обычно даже во время занятий они прыгают, бегают, часто не могут сесть на скамейку, могут встать, помахать руками, ища возможность хоть как-то разрядить энергию движением. 

Просьбы учителей соблюдать правила обычно не работают. 

Однако не только этот вопрос может стать источником проблем в школе. Несомненное препятствие в процессе обучения — трудности с фокусировкой внимания или небрежное письмо из-за слишком быстрых и неточных движений.

Другая проблема — чрезмерная импульсивность. Дети с СДВГ хотят сделать все «немедленно». Ожидание расстраивает их. Очень метко импульсивность в двигательной сфере представлена следующими предложениями:

  • Я бегу туда, куда хочу.
  • Я беру то, что хочу.
  • Я трогаю то, что мне нравится.
  • Я бью, когда что-то меня расстраивает.
  • Я делаю все раньше, чем думаю.

Более того, люди с СДВГ обычно имеют ряд проблем:

  • плохое чувство течения времени;
  • тенденцию забывать о прошлых событиях;
  • ослабленную способность размышлять о том, что произошло;
  • проблемы с прогнозированием последствий действий.

Особенности диагностики синдрома дефицита внимания

При выборе методов лечения врачи учитывают следующие виды СДВГ:

  • смешанный тип – гиперактивность сочетается с выраженным нарушением концентрации внимания, чаще наблюдается среди мальчиков;
  • невнимательный– наиболее заметен дефицит внимания, маленький пациент много фантазирует, избегает общения с другими детьми. Чаще встречается среди девочек;
  • гиперактивный – достаточно редкий вид заболевания, связанный с индивидуальными чертами характера, социальными проблемами семьи, болезнями нервной системы.

При проявлении первых признаков расстройства дефицита внимания родителям необходимо обратиться к детскому неврологу или психиатру.

У многих детей симптомы гиперактивности проявляются до 5 лет. В редких случаях признаки СДВГ диагностируют в год. У врачей существуют основные критерии, которые используются при постановке диагноза у детей и подростков:

ребенок не уделяет внимание деталям, допускает одинаковые ошибки при учебе;

отличается повышенной забывчивостью;

легко отвлекается на посторонние дела;

часто теряет личные вещи;

не хочет выполнять задачи, которые требуют приложения усилий;

не может соблюдать режим дня;

не способен сконцентрировать внимание на одной цели.

Для подтверждения диагноза детям подросткового и школьного возраста достаточно 6 основных критериев, при этом врачи наблюдают ребенка в динамике. Необходимо, чтобы перечисленные критерии присутствовали на протяжении минимум 6 месяцев.

Для постановки диагноза также имеют значение следующие условия:

  • у детей не наблюдаются тревожные расстройства и другие неврологические проблемы;
  • симптомы негативно влияют на качество учебы, отношения со сверстниками;
  • наблюдаются в раннем возрасте, от 6 до 12 лет.

Диагностику детей с СДВГ врач проводит в форме тестов. По результатам осмотра, беседы с родителями специалист дает направление на аппаратные методы обследования:

  • электроэнцефалографию;
  • нейросонографию;
  • компьютерную томографию или МРТ головы;
  • допплерографию.

Для консультации могут привлекаться специалисты узкого профиля: кардиологи, нейрохирурги, психотерапевты. Комплексный подход к диагностике дает возможность исключить опухоли и органические поражения головного мозга, дегенеративные заболевания.

Кроме признаков СДВГ, по результатам диагностики часто выявляют:

  • патологии вестибулярного аппарата;
  • гидроцефалию (в большинстве случаев со стертыми симптомами);
  • повышение внутричерепного давления;
  • врожденные пороки сердца, сосудов;
  • изменения мышечного тонуса.

При обследовании психолога нередко выявляются психогенные факторы, которые усиливают вероятность прогрессирования синдрома дефицита внимания у детей. К ним относятся конфликты в семье и школе, злоупотребление родителями спиртных напитков, отсутствие эмоционального контакта со сверстниками.

Комплексная диагностика СДВГ у подростков должна исключить специфические заболевания, которые имеют схожие симптомы: патологии щитовидной железы, эндокринные нарушения, шизофрению, депрессию.

Возможные причины

Курение беременной женщины может способствовать развитию СДВ у ребенка

Существуют два вида причин, которые влияют на развитие данного синдрома.

  1. Генетическая предрасположенность. Риск возникновения в разы повышается, если среди родственников имелись случаи данного недомогания. Причем, тут может присутствовать, как ближняя, так и дальняя наследственность.
  2. Патологическое влияние, которое может наблюдаться при наличии таких факторов:
  • нейротоксическое воздействие на организм;
  • курение женщины при вынашивании беременности;
  • стремительные роды, или преждевременные;
  • наличие инфекции любой этиологии;
  • прием медикаментов во время вынашивания плода;
  • отсутствие правильного питания у ребенка;
  • плохие экологические условия.

Причины

Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.

Патологическое влияние происходит по следующим причинам:

  • курение матери;
  • прием лекарств во время беременности;
  • преждевременные или быстрые роды;
  • неправильное питание ребенка;
  • вирусные или бактериальные инфекции;
  • нейротоксическое действие на организм.

Какие другие методы лечения лечат СДВГ у подростков?

Поведенческие, образовательные / профессиональные и психотерапевтические компоненты лечения СДВГ по меньшей мере так же важны, как медикаментозное лечение. Решение специфических проблем, с которыми сталкиваются подростки с СДВГ, требует терпения, понимания и баланса структуры и гибкости. Знание того, что мозг людей с СДВГ, как правило, примерно на три года менее зрелый, чем мозг людей без расстройства, может иметь большое значение в плане обучения обращению с подростками с СДВГ дома или в классе. Например, задержка созревания мозга часто приводит к тому, что у подростков с СДВГ возникают проблемы с обработкой информации и своевременным ее повторным вызовом. Это часто приводит к сложностям с такими задачами, как написание эссе или тестовых вопросов, выполнение многоэтапных математических задач, повторное чтение прочитанного и выполнение долгосрочных заданий. Учителя и школы, которые хорошо разбираются в работе с подростками, страдающими СДВГ, часто используют такие методы, как физические и визуальные учебные материалы, игры на память, частые перерывы и стратегические занятия, чтобы помочь подросткам в решении этой проблемы на ежедневной основе достичь своего самого высокого академического потенциала.

Мифы о людях с СДВГ

О синдроме дефицита внимания и гиперактивности есть множество стереотипов, но далеко не все из них правда. Команда фонда «Обнаженные сердца» развенчивает самые распространенные мифы.

Миф 1. СДВГ встречается только у мальчиков

СДВГ диагностируется у детей обоих полов, хотя у мальчиков, действительно, намного чаще — примерно в три раза. Но с возрастом этот разрыв уменьшается. Возможно, это связано с тем, что у девочек чаще, чем у мальчиков, встречается менее заметная окружающим форма этого нарушения — синдром дефицита внимания, без гиперактивности и импульсивности. Он также приводит к существенным трудностям в обучении и социальной адаптации.

Миф 2. Дети с СДВГ необучаемы

Несмотря на непоседливость, проблемы с вниманием, забывчивость, дети с СДВГ могут прекрасно учиться, реализовывать свои способности и развивать академические навыки. Интеллектуальный уровень детей с СДВГ может быть самым разным, в том числе и очень высоким

В редких случаях СДВГ может сочетаться с интеллектуальными нарушениями.

Для успешного усвоения материала ребенком с СДВГ педагогам необходимо грамотно организовывать учебный процесс: у занятий должна быть структура, распорядок, между уроками — перерывы на двигательную активность. А родителям следует устанавливать контакт с учителями, помогать детям с выполнением домашних заданий. Например, если ребенок пропустил новую тему, забыл сделать уроки, не стоит его ругать, лучше вместе с ним попробовать разобрать материал еще раз. 

Миф 3. Дети с СДВГ обязательно агрессивные

Агрессия не входит в список критериев, по которым диагностируют СДВГ. Некоторым детям с этим синдромом просто трудно регулировать свои эмоции, и из-за этого они могут тяжело переживать неудачи в играх, в общении со сверстниками, в учебе. Другие с трудом дожидаются своей очереди, не умеют проигрывать, нередко бросаются игрушками

Ребенка важно обучать тому, как распознавать свои эмоции, а также выражать негативные чувства и несогласие социально допустимыми способами. 

Импульсивность этих детей также часто принимают за агрессию. Но на самом деле такой ребенок нередко просто действует и принимает решения быстрее, чем успевает их обдумать. Например, из-за этого диагноз «СДВГ» резко повышает вероятность получения травм, случайных отравлений химическими веществами.

Миф 4. Гиперактивные дети не чувствуют усталости

На самом деле ребенок с СДВГ устает так же, как и другие дети. Но проявляется у него это действительно по-другому: зачастую еще большей двигательной активностью и перевозбуждением. Вот почему ребенку с СДВГ еще важнее, чем всем остальным детям, соблюдать режим дня, высыпаться, вовремя есть, чередовать подвижные виды деятельности (игра, физическая активность, прогулки на природе) и спокойные (чтение книги, лепка) — это нормализует его состояние и помогает избежать перевозбуждения.

Как диагностируется и лечится синдром

Гиперактивность — это, вопреки распространенному мнению, не характерная особенность поведения многих детей дошкольного и школьного возраста. Это диагноз, и поставить его может только врач – невролог или психиатр — в кооперации с психологом. И этот диагноз поведенческий, а значит, его нельзя определить, сделав, например, медицинский анализ или исследование (ЭКГ, КТ или МРТ). Диагноз ставится в результате комплексной оценки специалистов, которая включает в себя наблюдение за пациентом, беседу с ним и его родителями, учителями и близкими.

Определяющими для постановки диагноза становятся сложности бытового и социального характера, трудности в обучении и повседневном функционировании, которые наблюдаются у ребенка и существенно осложняют его жизнь. Например, детям с СДВГ может быть трудно обучаться из-за неустойчивого внимания, а проблемы с развитием мелкой моторики могут мешать им развивать простейшие бытовые навыки (завязывание шнурков, застегивание пуговиц)

Воспитателям в детском саду, а затем и учителям в школе бывает трудно справляться с поведением, удерживать внимание ребенка и структурировать его активность без специальных знаний об особенностях детей с СДВГ

Чтобы помощь ребенку с СДВГ была эффективной, стоит привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров, школьных учителей. Методы и отдельные стратегии помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий когнитивно-поведенческую терапию, обучающие программы для родителей и визуальную поддержку. При необходимости врачи назначают медикаментозное лечение, но это делается далеко не всегда. Например, детям до шести лет обычно рекомендуют только поведенческие стратегии вмешательства. 

С возрастом проявления СДВГ становятся менее заметны и могут практически сходить на нет к окончанию подросткового возраста. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения, как правило, никуда не исчезают. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, ДТП, разного рода зависимостям, конфликтам. Например, в молодом возрасте влияние СДВГ может приводить к увольнениям и частой смене работы. 

Татьяна Морозова
клинический психолог и эксперт фонда «Обнаженные сердца»

Многие люди с СДВГ замечают, что постановка диагноза даже во взрослом возрасте — большое облегчение. Это помогает в принятии себя, своих особенностей, трудностей и сильных сторон. На сегодняшний день существуют эффективные стратегии, помогающие человеку с СДВГ лучше осознавать и регулировать свое эмоциональное состояние, планировать дела, контролировать то, что необходимо сделать, и регулярно проверять результаты работы. Данные стратегии прежде всего используются в когнитивно-поведенческой терапии. Некоторым взрослым людям с СДВГ дополнительно помогает также медикаментозная терапия, но ее никогда не используют отдельно от когнитивно-поведенческих методов. 

Стоит ли раскрывать диагноз СДВГ при поступлении в детский сад и в школу? Должны ли воспитатели и педагоги знать о том, что ребенок имеет особенности развития?

Мне кажется, диагноз нельзя скрывать ни в коем случае. Нужно обязательно объяснить воспитателям, педагогам и психологам в детском саду, какие у вашего малыша особенности, почему он ведет себя именно так, какие простые стратегии могут скорректировать его поведение. Если педагоги мало знакомы с диагнозом СДВГ, родители могут порекомендовать им специализированную литературу. Для школьной системы образования дети с гиперактивностью и дефицитом внимания самые неудобные. Как правило, педагоги стараются от них избавиться, потому что они — возмутители спокойствия: нарушают дисциплину, безобразничают, не могут контролировать свое поведение, не реагируют на дисциплинарные воздействия

Но хороший, профессиональный учитель поймет, что проблемы такого ребенка обусловлены его психическими особенностями и обратит на это внимание родителей

Плохое воспитание или генетика?

Взрослые люди с СДВГ могут сталкиваться с упреками со стороны окружающих (работодателей, семьи) — в лени, недостаточной силе воли, неряшливости и прочих отрицательных качествах, проявление которых нормотипичные люди могут контролировать произвольно и с легкостью. Это создает порочный круг, в результате которого страдающие СДВГ испытывают дополнительный стресс, тревогу, чувство вины, что плохо отражается на их психологическом благополучии. Также существует заблуждение, что такие проявления СДВГ, как невнимательность, нетерпеливость, отсутствие мотивации, прокрастинация, — это всецело результат плохого воспитания в детстве.

Но генетические исследования частично свидетельствуют об обратном: наследуемость СДВГ 74%. Это значит, что 74% вариаций проявлений СДВГ связаны с вариациями в генах, а не с влияниям окружающей среды. Примерно тот же высокий уровень наследуемости наблюдается у расстройств аутистического спектра, биполярного расстройства и шизофрении.

Функции выявленных генов-кандидатов, вариации которых ассоциированы с СДВГ, связаны с транспортом и рецепторами серотонина и дофамина.

Интересно, что симптомы СДВГ оказались сопряжены с закономерностями и в наследуемых функциональных связях упоминаемой ранее сети пассивного режима работы мозга (DMN) и вентральной сети внимания (см. рис. 3).

Рисунок 3. Сети мозга, функциональная связность которых высоко наследуема. (A) DMN-сеть. (B) Вентральная сеть внимания. Источник

Несмотря на то что в области генетики СДВГ было обнаружено немало, некоторые аспекты требуют дополнительных исследований. Среди них, в частности, случаи, когда из двух монозиготных близнецов, которые идентичны по генотипу, один страдает СДВГ, а второй — нет. Почему так происходит? Дело не только в генах?

Исследование пар идентичных близнецов, в которых только у одного был СДВГ, показало, что при равном общем объеме коры таламус и полосатое тело близнецов с СДВГ меньше, чем у их нормотипичных братьев или сестер. Дальнейшее изучение генетических проявлений СДВГ возможно именно в привязке к этим анатомическим структурам.

В условиях отсутствия прочих генетических различий оказалось важным следующее наблюдение: именно в генах тех структур мозга, в которых обнаружились отличия между идентичными близнецами (полосатом теле и таламусе), был выявлен и различный уровень метилирования — процесса добавления метиловых групп к молекуле ДНК. И эти различия относятся уже не столько к генетическим факторам, сколько к эпигенетическим, то есть к внешнему воздействию на текущие генетические процессы (экспрессия генов и т. д.), не изменяющему последовательность нуклеотидов в ДНК.

Впрочем, несмотря на вклад генетики и эпигенетики в изучение СДВГ, следует помнить о некоторых аспектах образа жизни, которые могут повлиять на проявления этого синдрома.

Статистика СДВГ

Главной причиной развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности считается генетическая предрасположенность. Частота наследования составляет 72 % . У ребёнка с СДВГ, согласно научным данным, родители страдают этим заболеванием от 2 до 8 раз чаще. С такой же частотой могут болеть СДВГ братья и сёстры .

На основании научных данных, частота возникновения СДВГ составляет 3–7 % . По некоторым источникам распространённость этой болезни в популяции достигает 7–12 % .

Независимо от того, что диагноз СДВГ (ADHD) ставят зачастую детям 7–10 лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно увидеть уже с 3‑летнего возраста . Эпидемиологические исследования показали, что 2–6 % дошкольников соответствуют критериям диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности . Если диагноз поставлен детям в раннем возрасте, то в 60–85 % случаев присутствовала клиника СДВГ и в подростковом возрасте, которая соответствовала диагностическим критериям . У 60 % пациентов проявления СДВГ можно наблюдать и во взрослом возрасте .

В каком возрасте у ребенка можно заметить первые признаки СДВГ?

Первые признаки СДВГ можно заметить и в раннем возрасте, около 1-2 лет, но официально диагноз ставится с 3 лет. До этого возраста рекомендуются занятия с психологом, которые помогут скорректировать нежелательные формы поведения. Обычно родители гиперактивных детей говорят, что сталкиваются с первыми проблемами, когда ребенок начинает ходить. Он бегает по квартире, забирается на шкафы, падает, открывает окна, хватает все в рот, часто травмируется и т. д. Следующая волна обращений к психиатру начинается в школе, когда ребенок попадает в жесткие рамки образовательного учреждения и имеет дело с нагрузками, которые не может выдержать.

Диагностика

Для постановки диагноза необходимо общение ребенка с врачом

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: