Нарушения и патологии речи: сущность и особенности проявления

«логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников» учитель-логопед мбдоу «детский сад 13»: бахарева п.с. курган 2013. - презентация

Физическое развитие и функциональное состояние дошкольников

В дошкольный период происходит становление речи. В норме к 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Однако в ряде случаев ребенок не начинает говорить к 2-3 годам. Нарушения речи многообразны по своим проявлениям и зависят от ряда причин. ОНР при синдроме стертой дизартрии обычно сочетается с неврологической симптоматикой, которая свидетельствует не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении мозговых структур. В результате проведенных предварительных исследований было выявлено, что у испытуемых нарушение речи сочетается с различными заболеваниями. Так, у обследованных детей наиболее часто встречаются: — неврологические заболевания — 40%; — нарушения осанки — 25%; — заболевания мочевыделительной системы — 15%; — желудочно-кишечного тракта — 10%; — сердечно-сосудистой системы — 7%; — аллергические заболевания — 3%. Анализ причин отклонений показал, что наибольшее количество обследуемых имеет нарушение речи по причине патологий беременности и родов. Для понимания этиологии и патогенеза отмеченных нарушений были проанализированы данные анамнеза беременности и родов. Анамнестические сведения, полученные в результате просмотра медицинских карт, показали, что у 21,3% течение беременности было нормальным, 55,6% — имели токсикоз первой половины беременности; 15,2 % — угрозу прерывания и токсикоз второй половины беременности; 7,9% -инфекционные заболевания во время беременности (рис.2). Наибольший процент детей при рождении имели родовые травмы (46,8%); асфиксию — 31,7%. И лишь у 21,5% роды протекали нормально (рис.3). Этиология и патогенез ОНР многообразны и связаны с ранним органическим поражением ЦНС. В зависимости от времени поражения выделяют внутриутробную патологию; нарушение со стороны ЦНС, связанные с родовой травмой, и постнатальное повреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребенка (113; 172). Как показали проведенные нами исследования детей с нарушением речи, наиболее часто имели место осложнения пренатального, натального и постнатального периодов. И как следствие этого, нарушение моторной сферы у детей. Из вышеизложенного можно классифицировать детей, выделив основные причины и механизмы нарушения речи (рис.4). Одним из критериев состояния ребенка является его физическое состояние (127)

Важно отметить, что дети имели сходные габариты при рождении: длина тела составляла 51,5 ± 0,7 см; масса тела — 3,500 ± 16 г (по результатам исследований медицинских карт дошкольников). Результаты предварительного обследования физического развития и функционального состояния: длина и масса тела, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, кистевая динамометрия — показаны в таблице 1

В связи с тем, что дети в группах праворукие измерения динамической силы кисти проводились правой рукой. Средние показатели детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, составили: длина тела — 116,4 см; масса тела — 19,48 кг; экскурсия грудной клетки — 2,63 см; показатели ЖЕЛ — 1191 л; кистевая динамометрия — 6,1 кг. Оценка физического развития и функционального состояния показала, что исследуемые дети развиты гармонично (отсутствует дефицит массы тела, не отстают в росте от нормы). Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

2.1 Формирование психологической базы движения

Задачи: — развивать высшие психические функции;

— развивать эмоционально-волевую сферу;

— воспитывать личностные качества (волю, инициативность,..)

Формы работы: индивидуальная (развитие высших психических

функций), групповая, подгрупповая.

Средства работы: — упражнения, активизирующие внимание;

— упражнения в игре на инструментах;

— музыкальная самостоятельная деятельность;

— игровая деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы.

Упражнения, активизирующие внимание:

Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, моторная, слуховая. Дети учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Воспитывается устойчивость внимания, наблюдательность, переключение, распределение; а ведь именно эти операции особенно нарушены, как показало исследование, у детей с ОНР.

Упражнения в игре на инструментах:

Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие способности.

Игра на музыкальных инструментах-игрушках способствует развитию движений кисти руки, дыхания, голоса, артикуляции, слуха, темпа и ритма.

Музыкальная самостоятельная деятельность:

Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию координации слуха, голоса и движения, ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.

Музыкальная самостоятельная деятельность включает в себя: музыкальные занятия, на которых дети разучивают песни, игры, танцы; праздники, кукольные театры.

Игровая деятельность:

Игра имеет очень большое значение для общего развития ребенка, для его умственного и физического развития, для развития его эмоционально-волевой сферы.

В статических, малоподвижных и полуподвижных играх главным действующим элементом является эмоциональный фактор

В подвижных играх у детей воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Дети под влиянием подвижных игр хорошо физически развиваются

Музыкальное сопровождение игр ведет к развитию и закреплению полезных качеств и умений, воспитывает чувство ритма. Игры-драматизации могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Речевой материал усложняется в зависимости от этапа коррекционной работы.

Упражнения для развития творческой инициативы:

К этим упражнениям относятся: дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество

Важно стимулировать воображение и фантазию детей, обращать их внимание на различный характер музыки, на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т. п

Приемы:

Цель – развитие распределения внимания, развитие двигательных умений.

Упражнение: Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает педагог. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки и который сделает «запрещенное» движение, выходит из ряда, или можно назначить на место педагога.

Игра-драматизация «На кого я похож?».

Цель – развитие воображения, развитие двигательных умений, развитие мышления.

Упражнение: Каждому играющему предлагается изобразить в движениях любое известное ему животное. Остальные по характеру движений должны отгадать и назвать его. Кто первый отгадает, тот идет изображать другое животное.

Наиболее удачное подражание животному повторяется всеми играющими.

Правила проведения занятий с детьми с особенностями психофизического развития:

  1. Не принуждайте ребенка к выполнению задании. Этот путь только отдаляет ребенка от занятий вообще и от вас лично;

  2. Приспосабливайте задания, даваемые детям, к их игрушкам и предметам, с которыми они постоянно играют;

  3. Давайте ребенку посильные задания, постепенно усложняя их;

  4. Не критикуйте ребенка, если ОН не справляется с заданием. Каждый ребенок индивидуален. Вы можете заниматься с ним без видимого прогресса, оценивая его способности как слабые по сравнению с другими детьми, но это не должно вас огорчать, потому что не все умения формируются у детей одинаково. Так же как ребенок вдруг начинает ходить, но однажды после многих «безрезультатных» занятий начнет поражать вас своими способностями;

  5. Занимайтесь с ребенком не только в определенные часы, но и тогда, когда есть подходящие условия (на прогулке, в игре т.д.);

  6. Хвалите, подбадривайте его;

  7. Привлекайте ребенка к выполнению коллективных заданий. Дети теряются в большом количестве участников игры, их   сдерживает боязнь разбить   очки; покалечиться. Но малоподвижный образ жизни вызывает различные физические отклонения: деформацию скелета, — мышечную вялость и др. поэтому необходимо устраивать соревнования между двумя группами детей;

  8. Стимулируйте ребенка каким-нибудь лакомством (орешки, изюм и др.) либо призом (открыткой, картинка и др.). Но поощрение ребенок должен получать после выполнения задания, а не до него;

  9. Не угрожайте ребенку, если он проявляет негативизм и не хочет заниматься, не ругайте его за это. Лучше отложите задание до подходящего момента;

  10. Радуйтесь вместе с ребенком его успехам, приучите его радоваться успехам других;

  11. Не выделяйте кого-либо из детей даже если он, и обладает большими способностями по сравнению с другими детьми. Не унижайте ребенка, у которого эти способности беднее. Вы всегда можете найти достоинство, за которое ребенка можно похвалить (например, за аккуратность, за старательность и др.);

  12. Дети тонко чувствуют наше настроение и либо входят в такое же состояние, либо начинают нас бояться. Формируйте, и у себя положительную мотивацию к занятиям. Они должны приносить радость вам, чтобы те же чувства начал испытывать ребенок;

свернуть

Список литературных источников

1. Бумаженко Н.И., Швед М.В., Федорова М.Г. Организационно-методические аспекты осуществления персонального сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях учреждения образования /Методические рекомендации/ Витебск ВГУ имени П.М. Машерова, 2021.

2. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма: методическое пособие для родителей. Под общей редакцией В.Н. Касаткина — М.:2006.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд.3-е, стер.- М.: Теревинф, 2005.

4. Интернет-ресурсы: https://outfund.ru/strukturirovannoe-obuchenie-dlya-detej-s-autizmom/.

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/10/09/organizatsiya-speetsialnych-obrazovatelnyh-usloviy-v-doo.

Л.Ф.Тризно

Цель и задачи исследования

Выше указанные цель и задачи настоящего исследования решались с помощью применения общепринятых методов исследования (43; 44; 54; 138; 201): — анализ научно-методической литературы; — педагогические наблюдения; — тестирование психофизической подготовленности; — исследование психомоторики; — психологическое обследование; — врачебно-педагогический контроль; — пульсометрия, хронометрирование; — антропометрия; — педагогический эксперимент; — анкетирование; — методы математической статистики. Проведенный анализ научно-методической литературы выявил, что в изучаемой проблеме практически нет сведений о направленной коррекционно-развивающей работе, физическом воспитании дошкольников с нарушением речи. Не изучена взаимосвязь вынужденной гипокинезии и состоянием функционального и физического развития, подготовленности у дошкольников, имеющих нарушение речи и задержку моторного развития с самого рождения. В то же время, есть сведения, что в результате поражения ЦНС вследствие родовой травмы главный удар приходится на моторную (двигательную) функцию. В настоящем исследовании процесс формирования нейропсихологических функций психомоторных нарушений рассматривается в психолого-педагогическом аспекте с учетом смежных наук на основе интеграции различных подходов: клинического, психологического и педагогического. В связи с этим научно-теоретическое исследование представлено рядом положений, разработанных в психофизиологии, медицине, нейропсихологии, психологии, логопедии, педагогике и методах музыкального и физического воспитания. Среди них наиболее значимы для исследования представления о психофизиологических механизмах формирования двигательных и речевых функций (21; 23; 64; 82; 83; 105; 139)

Важность оценки двигательных нарушений в структуре аномального развития определяется, прежде всего, исключительной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Изучение речедвигательных функций невозможно без исследования моторных функций организма в целом, так как речь является высшим уровнем развития произвольных движений

Для проведения занятий с детьми, имеющими нарушения речевой функции, существенны исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики (139), рассматривающие речь как «прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов» и представляющие собой Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н.А. Берштейна (1966) показали иерархическую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи, отнеся ее к высшему уровню символических координации и психологической организации движений. Принимая непосредственное участие в речевой деятельности, двигательный анализатор, кроме того, является интегратором различных сторон чувственного познания (40; 104). Данные психологических наук (психология, нейропсихология, психолингвистика) раскрывают механизмы функционирования речи как деятельности (86; ПО; 122; 156; 180). С психофизиологической точки зрения речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координации. На это указывает Н.И. Жинкин (1982), утверждая, что для речи наиболее существенными являются 3 группы механизмов: слуховая, зрительная и двигательная. Выявленные в дефектологии особенности развития двигательных, речевых и музыкально-ритмических способностей в условиях речевой патологии лежат в основе нашего исследования (39). Развитие в педагогике и логопедии методики формирования двигательных, речевых и музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста, существенно дополняют наше исследование (39; 59; 60). Опосредованно увеличивается вариативность в темпах физического развития, в показателях функциональных и моторных систем в одних и тех же возрастных группах. Программа же по физическому воспитанию не учитывает этих особенностей и первопричину речевого нарушения. Все это обуславливает актуальность изучаемой проблемы. Подведенное резюме по литературе позволяет еще раз сказать об актуальности изучения состояния моторной (двигательной) функции, об ее влиянии на общее физическое развитие, коррекцию и восстановление речевой деятельности дошкольников. Кроме того, изучались затрагивающие проблему данного исследования вопросы педагогики, физиологии, психологии, математики. Полученные данные использовались при обсуждении результатов исследования. Педагогическое наблюдение проводилось в течение всей экспериментальной работы как при проведении основного эксперимента, так ипредварительного(13; 38; 102; 158).

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Организация времени

Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий. Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий, стенда с размещением карточек в последовательности «сначала-потом», коробки «ожиданий» (в коробке расположены предметы, которые могут занять ребенка в процессе ожидания чего-либо).

В качестве символов для обозначения определенных событий могут быть использованы:

  • различные предметы (например, мяч-время игры, кепка-прогулка, тарелка-обед и т.д.);
  • фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности);
  • изображения предметов, вызывающих ассоциацию с определенным видом деятельности или режимным моментом);
  • пиктограммы;
  • карточки с надписями, цифрами, цветовым обозначением.

Использование наглядного расписания позволяет лучше организовать ребенка, независимо от тяжести аутистического нарушения.

Организация социального окружения включает:

  • установление эмоционального контакта;
  • предупреждение ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка;
  • использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок с РАС испытывает интерес;
  • дополнительное поощрение.

Таким образом, специалистами создаются и поддерживаются условия, которые делают образовательную среду адаптированной к возможностям ребенка с аутизмом и адаптирующей его самого к окружающей действительности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: