Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с зпр

➤ специфические особенности памяти у детей с зпр

Диагностика памяти детей с ЗПР

В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.

Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.

Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году. Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения. За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов – от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.

Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.

Статья в тему: Критерии оценивания детей с ЗПР

Особенности внимания у детей с ЗПР

Внимание у детей с ЗПР является неустойчивым, поэтому работоспособность этих детей распределена не равномерно. Дети испытывают трудности с концентрацией и удержанием внимания

Действия детей часто носят импульсивный характер, они отвлекаются чаще здоровых детей. С другой стороны, могут встречаться и случаи заторможенности, в таком случае ребенку трудно переключаться на другой вид деятельности.

У детей часто присутствует «синдром дефицита внимания»

Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на каком-то одном действии, постоянно отвлекается или переносит свое внимание с одного предмета на другой слишком быстро, в итоге чего не может сосредоточится ни на чем конкретном

Особенности детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР практически не страдает интеллектуальное развитие, однако подобное состояние все же затрагивает:

Внимание. Оно становится кратковременным и поверхностным
Ребенок в процессе обучения часто отвлекается, ему бывает сложно сконцентрироваться на конкретной задаче.
Память. Изучаемый материал усваивается избирательно, а ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые.
Восприятие. У ребенка возможны трудности в процессе формирования зрительных образов

При обучении важно учитывать, что таким детям лучше дается усвоение материала по наглядным пособиям.
Речь. Словарный запас ребенка скудный, возможны нарушения при произношении отдельных звуков

Ребенку с трудом удается выстраивать сложные предложения, поэтому его речь упрощена.
Мышление. При отсутствии помощи взрослых ребенок не способен к абстрактно-логическому мышлению. Ему трудно дается сравнение, возникают сложности с построением своих умственных заключением, а также заключением выводов.
Эмоциональную сферу. Дети с ЗПР часто идут на поводу у сверстников, так как не имеют проявлять инициативу. Также они склонны к резкой смене настроения.

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на
    мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая
    астения и др.
  • Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в
    неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской
    любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в
    развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,
    вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые
    травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и
симптоматикой и курсом лечения.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако
затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают
полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего
мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала
детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые
посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях
переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и
дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,
слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной
активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается
образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое
мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,
сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать
выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих
звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью
произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного
высказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой
настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут
отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся
контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто
— гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений
возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно

Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года

Причины

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют
несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Представление опыта работы учителя-дефектолога по формированию слуховой и зрительной памяти у детей с задержкой психического развития

На память часто жалуются, часто восхищаются ею. В древние времена люди делали зарубки «на память» на кустах дерева или камнях, вели счет, завязывали узелки на веревках.

Мы окружили себя записными книжками, дневниками, конспектами, диктофонами.… Сколько всего, чтобы не забыть что-либо нужное и ценное!

Память – это запоминание и сохранение человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и переживал, прочитал и понял.

Память – это возможность узнать и вспомнить знакомые предметы и людей, воспроизвести прошедшие события, усвоенную информацию. Вот как о памяти говорят народные пословицы: «Доброму – память добрая», «По старой памяти – что по грамоте».

С древних времен люди пытались развивать свою память, изобретали приемы, помогающие запомнить нужную информацию, получившие общее название «мнемотехника» (от греческого мнемо – «память»).

В древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемозина стала матерью девяти муз: Эрато – лирической поэзии, Клио – истории, Мельпомены – трагедии, Эвтерпы – песни, Каллиопы – письменности, Полигимнии – музы гимнов, Терпсихоры – танца, Талии – комедии, Урании – астрономии. Отцом их считался сам Зевс – громовержец. Так, в соединении с памятью, божественное первоначало подарило миру искусство и творчество.

Существует несколько видов памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная, осязательная, и т.д.

Улучшение памяти по мере взросления связано с двумя факторами:

— во–первых, взрослея, ребенок обучается более эффективным стратегиям запоминания (то есть действиям, улучшающим запоминание);

— во–вторых, расширение знаний об окружающем мире позволяет ребенку организовать поступающую информацию более совершенным образом, а, следовательно, лучше ее запоминать.

В раннем детстве наиболее развита двигательная и эмоциональная память. Чем интереснее предмет, которым манипулирует ребенок, тем лучше он запомнится.

У детей 3-4 лет память носит непродуктивный характер: ребенок не делает активных попыток запоминания, а лишь усваивает то, что запоминается само собой. Именно с этого возраста необходимо ставить перед ребенком задачи по запоминанию имен взрослых, стихотворений, правил поведения.

К 4 годам, с развитием восприятия, «подключаются» и другие виды памяти. Нередко мы замечаем, как четырехлетний карапуз без труда цитирует рекламные блоки. Это связано с развитием слуховой памяти. Способность запоминать на слух легко развить, читая малышу детские стихи и рассказы.

Тренировка зрительной памяти у детей трех – пяти лет – залог их успешной адаптации к учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста

В этом возрасте не менее важно формирование моторной, двигательной памяти. Повторяя движения, ребенок совершенствует свои навыки, доводя их до автоматизма

Задача взрослых – проследить, чтобы закрепился правильный навык. Так, от умения держать в руках карандаш, кисточку и ручку, зависит точность воспроизведения, подвижность руки, сила нажима, продолжительность работы. Неправильное расположение кисти и пальцев рук приводит к быстрой утомляемости и появлению напряжения, что замедляет выполнение заданий ребенком и в конечном итоге приводит к потере интереса к письму и рисованию.

«Чистые» виды памяти практически не встречаются – чаще работают смешанные типы с преобладанием того или иного вида памяти.

Одной из особенностей детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, памяти и внимания.

Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.

Недостаточность произвольной памяти у этих детей в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Развитие общения с взрослыми происходит как смена форм коммуникативной деятельности (М.И. Лисина). Дети с ЗПР не проявляют инициативы в общении, используют невербальные средства, пассивно ожидают помощи взрослого, оценки их действий. Организуя совместные игры, продуктивные виды деятельности, взрослый стремится вызвать у них потребность в сотрудничестве, учит обращаться за помощью, оценивать их.

Свою работу я построила по двум направлениям: развитие слуховой и зрительной памяти.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить
либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания
отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё
    исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им
    оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить
комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
  • Помощь и консультации родителям:
    • Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
    • Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
    • Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
    • Выбрать учебную программу;
    • Преодолеть семейные проблемы.
  • Диагностированные детские:
    • СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
    • РДА — ранний детский аутизм;
    • Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
    • ЗПР — задержка психического развития;
    • УО — умственная отсталость;
    • ДЦП — детский церебральный паралич.

Показать все

№ 8394 Методическая разработка: «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для развития памяти у детей с задержкой психического развития»

Опубликовано 09.02.2024

МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2» структурное подразделение ЛО г Сертолово

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для развития памяти у детей  в разновозрастной группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития (5-7 лет).

Подготовила учитель-дефектолог Солнцева Е.В.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности (Л.С. Выготский, Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, К. Дугкер, А.В. Запорожец, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский и др.).

Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это — объекты запоминания. Человек может запоминать их, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-нибудь заинтересовали. Запоминаемый материал может потребоваться для выполнения какой-либо конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени.

Уже в раннем возрасте память ребёнка с сохранным интеллектом развивается интенсивно. В школе ребёнок встаёт перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от школьника запоминания. Благодаря памяти обеспечивается организация, хранение и повторное использование прошлого опыта.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) память значительно ослаблена: ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации. У этих дошкольников ослаблены сами механизмы памяти: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания (А.Н. Антипина, Ю.А. Блинков, Л.Н. Блинова, Н.Ю. Борякова, Т.Н. Волковская, Н.А. Деревянкина, В.В. Кисова, И.А. Конева, И.Ф.Марковская, В.Б. Никишина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).

Авторами подчёркивается, что дошкольники с ЗПР с трудом запоминают стихи, содержание сказок, плохо удерживают в уме цель и условия заданий, упражнений, дидактических игр. Дети с ЗПР быстро забывают изученное.

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у дошкольников с ЗПР имеют специфические особенности, так как формируются в условиях нарушенного развития. Эти дети лучше запоминают внешние, иногда случайные признаки, зрительно воспринимаемые. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с ЗПР позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. При этом преимущество преднамеренного запоминания у ребёнка с ЗПР выражено не так ярко, как у их здоровых сверстников.

Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР

«Квадрат»

Цель: развивать кратковременную память.

Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.

«Пара»

Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.

Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 – 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое – нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе

«Ряд – 1»

Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.

«Ряд – 2»

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.

«Срок»

Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте  карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.

«Кто больше»?

Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.

Тесты для тренировки памяти

«Купи в магазине»

Для игры понадобится 10 – 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания. После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 – 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».

Симптомы

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при
подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни
можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие
    действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,
    самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих
    играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и
признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их
комбинация

Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего
отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего
обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,
логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и
изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном
порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-
волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки
психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях
специальных образовательных учреждений.

Особенности памяти ЗПР

У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.

Восприятие графической информации

Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.

Статья в тему: Внимание у детей с ЗПР

Лечение

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками
обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Педагоги и родители
должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не
результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые
должны быть совместно преодолены. Родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок
в силу особенностей
своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать,
чтобы помочь маленькому школьнику.

Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детских
психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна
начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VII
вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР
относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая
смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия,
внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии и
др. современных методов

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках
индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению
учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные
педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в
соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию,
ЛФК, массаж, водолечение.

1 блок: Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти

1. «Фотоаппарат»

Инструкция: ребенку предлагается лист с готовыми рисунками (слайд) и рядом стоящими пустыми клеточками: «Посмотри на рисунок, в течении 8-10 секунд, закрой листком бумаги и нарисуй фигуру в пустой клетке».

2. «Близнецы»

Инструкция: «Посмотри и постарайся запомнить подробно до мелочей. Закрой первую картинку бумагой и дорисуй вторую так, чтобы картинки не отличались»

3. «Перестановки»

Инструкция: «Запомни все детали, не спеши, что поможет тебе лучше запомнить. Закрой листком бумаги первый рисунок. Что изменилось на втором рисунке?»

4. «Узоры»

Инструкция: «Посмотри внимательно на первый узор. Постарайся его хорошо запомнить. Закрой листком бумаги и нарисуй точно такой же».

5. «Рассеянный художник»

Инструкция: «Давай проверим, все ли нарисовал художник. Дорисуем недостающие детали».

6. «Вырежи и собери»

Инструкция: «Посмотри и из вырезанных деталей собери такую же картинку».

7. Пиктограммы

Инструкция: знакомство: Пиктограмма – это символическое изображение, какого – либо слова, предложения, или даже текста. В ней отражается самое главное. Сейчас мы будем рисовать пиктограмму к предложению: «Ты должен мыть руки перед едой, так как они грязные и на них могут быть микробы».

8. «Вспомни, что было»

Инструкция: Посмотри и запомни. Переверни лист, и найди предметы с предыдущей страницы.

9. «Числовые цепочки»

Инструкция: Тебе нужно вписать числа в цепочку из геометрических фигур, соблюдая определенные правила, например: если число помещается в круг, то оно должно увеличиться на «1», если в треугольник, то уменьшиться на «1».

Диагностика ЗПР и способы коррекции

Для диагностики ЗПР у ребенка необходима консультация сразу нескольких специалистов, которые могут подтвердить или опровергнуть данное состояние. Это логопед, дефектолог, психолог, невролог, педиатр, а также психиатр.

Для диагностики ЗПР необходимо следующее:

  1. Подробный сбор анамнеза.
  2. Проведение КТ, МРТ, а также энцефалограммы, результаты которых могут указать на наличие физиологических причин возможного развития ЗПР.
  3. Проведение психолого-педагогического обследования, в ходе которого устанавливается способность ребенка к мышлению, игровой деятельности. Проводится диагностика памяти, внимания, а также эмоционально-волевой сферы ребенка.
  4. Детальное обследование особенностей речи.

Если в результате проведенных исследований, диагностики, а также консультаций было подтверждено данное состояние, малыш нуждается в коррекционных мероприятиях. Лечение комплексное и требует привлечения целой группы различных специалистов. В процессе обучения важен акцент на повторении, частой смене деятельности, а также визуализации учебных материалов.

Чему важно уделять особое внимание в процессе коррекционной работы:

  • Увеличению количества познавательных процессов.
  • Эмоциональной сфере ребенка, которая нормализуется в результате активных занятий в игровой форме.
  • Нормализации речевой деятельности, которая возможна в ходе проведения регулярных логопедических занятий.

Заключение

На современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений

Специальному психологу необходимо владеть системой теоретических знаний, акцентирующих внимание на особенностях развития детей с задержками развития, проблемах психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению. Кроме того, у психолога, работающего с детьми с ЗПР, должны быть сформированы практические навыки диагностики и коррекции задержки психического развития в целом и познавательных процессов – в частности

На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно осуществлять психолого-педагогическое изучение детей «групп риска» с целью своевременного оказания психокоррекционной помощи детям с нерезко выраженными отклонениями. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для интенсивного интеллектуального, эмоционального, социального развития. При условии ранней диагностики и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны преодолеть психическое недоразвитие до начала систематического обучения.

Поэтому нами были рассмотрены научно-теоретические основы развития памяти у детей с ЗПР, а также методики исследования состояния памяти.

Использованная литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. /Под ред. К.С. Лебединской/ – М., 1982

2. Введение в психологию./ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996 .

3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979.

4. Дети с временными задержками развития / под ред. Т.А. Власовой, М. С. Певзнер. – М., 1971.

5. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

6. Дефектология. Словарь – справочник. / Под ред. Пузанова / – М., 1996.

7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001

8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.

9. Занков Л.В. Память. − М., 1949.

10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.

11. Лапшин В.А., Пузанов Б.Н. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. – М., 1991.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М., 1981

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. − М., 1972

14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. – М., 1990.

15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. − М., 1989.

16. Лурия А.Р

Внимание и память. – М., 1975

17. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1, Общие основы психологии. − М., 1997.

18. Немов Р.С. Психология в 3-х томах. – М., 1993.

19. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1997.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах, – М., 1989.

21. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала. // Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.А. Смирнова. – М.: 1967.

22. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. – М., 1966.

23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов Н/Д, 1997.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: