Степени заикания

Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции (стр. 1 )

Причины развития фобии

Логофобия чаще всего развивается на фоне перенесенных в прошлом психологических травм, связанных с особенностями речи человека. Развитию этого нарушения способствуют насмешки, презрение, травля в детстве со стороны сверстников.

У взрослого человека причиной логофобии может выступать боязнь быть неправильно понятым. Еще одним фактором, провоцирующим развитие патологического страха заговорить, может быть нежелание слышать, как заикающихся людей поправляет или поторапливает их собеседник, поэтому логофобия может быть связана и с неприятием своей речевой особенности самим человеком.

Исходя из специфики развития такого нарушения как заикание, можно сделать вывод, что логофобия развивается на фоне слабости нервной системы. В целом, эта же причина стоит у истоков появления дефекта речи.

Лечение логофобии

При лечении данного вида фобии работа ведётся в двух направлениях: стабилизация психоэмоционального состояния пациента
(работа с психологом или психотерапевтом) и коррекция речи
(работа с логопедом). Так как заикание связано с неврозами или с нарушениями в работе центральной нервной системы, в лечении может активно участвовать и невролог.

Как решиться сказать слово?
Есть несколько приёмов, которые помогут человеку на какое-то время отвлечься от страха.

  1. Во время беседы следует смотреть собеседнику в глаза. Мозг должен сосредоточиться именно на удерживании взгляда, а не на том, как прозвучит речь.
  2. Говорить нужно на выдохе, сделав ударение на первый слог.
  3. Если слова «застревают» в горле, стоит выдохнуть и повторить попытку (не отводя от собеседника глаз).
  4. Если попытка удалась, следует продолжить свою мысль.

По характеру течения

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

При составлении статьи использована информация:

Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

Заикание

Заикание (balbuties) — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции. Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические судороги речевых мышц), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические судороги).

Заикающимся также свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофразия), например, «ну», «вот», «значит», сопутствующих речи движений (кивки, подёргивание, зажмуривание, покачивание), подмена «трудных» слов «лёгкими» (так называемый уловки), стремление избегать трудных речевых ситуаций. У многих заикающихся наблюдается страх речи в официальной обстановке, при необходимости быстрых и точных ответов и при обращении.

Этиология и патогенез

Среди этиологического факторов наибольшее значение имеют генетическая предрасположенность, влияние различных вредных факторов на организм плода во время беременности матери, соматические заболевания и психическая травматизация в раннем детстве — в период наиболее интенсивного развития речи («детская болезнь» по И. А. Сикорскому). Чаще Заикание отмечается у мужчин.

Большинство исследователей считает, что в основе Заикание лежит патологический рефлекторный акт, развившийся после психической травмы на общем невротическом фоне. Некоторые исследователи полагают, что Заикание является следствием нарушения афферентного синтеза из-за расхождения во времени костной и воздушной проводимости, неустойчивости функциональной асимметрии больших полушарий мозга, нарушения голосообразования.

Клиническая картина

Речь заикающихся, особенно в ситуации волнения или ожидания, протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащённого сердцебиения, покраснения или побледнения лица, усиленного потоотделения и тому подобное Степень выраженности всех этих явлений в одних случаях отражает тяжесть собственно речевого дефекта, в других — находится в тесной зависимости от эмоционального состояния больных в речевых ситуациях. Различают два вида Заикание — эволюционное и симптоматическое, или вторичное.

Эволюционное Заикание возникает от 2 до 5 лет в период формирования речи. В зависимости от того, возникает ли оно на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, различают невротическое и неврозоподобное Заикание. По течению эволюционное Заикание бывает прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим.

Эволюционное Заикание может иметь как острое, психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Нередко появлению первых запинок в речи предшествуют соматическая ослабленность и некоторые невротические расстройства (нарушение сна, плаксивость, пугливость, астения) как соматического, так и реактивного генеза. В этих случаях достаточно бывает внезапного изменения обстановки, появления резких звуков и тому подобное, чтобы у ребёнка появились запинки в речи. Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм (молчание) и даже предшествующую ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое Заикание, часто обозначаемое термином «логоневроз», обычно начинается по психогенно-реактивному типу, вслед за реакцией испуга, у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. Динамика клинический, картины в этих случаях выражается в нарастании как речевых нарушений (речевой судорожности), так и невротических расстройств (появление навязчивых страхов, раздражительной слабости, утомляемости, в особо тяжёлых случаях — ночного энуреза, снохождения). С возрастом Заикание усложняется речевыми уловками, эмболофразиями, сопутствующими движениями и нарастающей робостью перед речью. Обычно к 11—13 годам ребёнок осознает речевой дефект, у него формируется страх речи и отмечается активное стремление избегать трудных речевых ситуаций.

Отличие неврозоподобной формы от невротической

Помимо невротической и неврозоподобной форм, в некоторых источниках выделяют смешанное заикание. Основное отличие неврозоподобного заикания от остальных форм – отсутствие триггерных факторов для появления речевого дефекта. Перед появлением невротической формы возникает состояние психогении (сильный испуг или длительный стресс).

Невротическое заикание появляется внезапно в возрасте 2 лет. У некоторых детей возможно позднее развитие в 6 лет. Для этой формы не характерна гипоксия плода или черепно-мозговая травма в анамнезе.

Неврозоподобная форма характеризуется монотонностью. В отличие от нее, невротический дефект речи усиливается, если ребенок перенервничает. Отличаются изменения психики при двух формах болезни. При неврозоподобной ребенок вспыльчив, не слушается родителей, не может усидеть на месте. При невротической, наоборот, робок, плаксив, обидчив, тревожен.

Для последней не характерно нарушение координации, гиперактивность, однако развиваются такие сопутствующие симптомы:

Таким образом, невротическая форма заикания носит психогенный характер, а неврозоподобная развивается при органическом повреждении центральной нервной системы.

Для первичной диагностики заикания применяется несколько классификаций: по степени тяжести, этиологическая классификация, классификация по типу и локализации судорожной активности речевых мышц.

Стадии заикания у детей

Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.

1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.

При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.

3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.

При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.

Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления

Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений

В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.

Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.

Психологический подход

Чаще всего, для лечения страхов и фобий использую психологический подход. Его использование оправдано, поскольку позволяет добиться быстрого и устойчивого результата. Самые распространенные практики, среди психологов следующие:

  • Психотерапия — с пациентом выясняется первопричина появления страха. После чего, проводиться его проработка на глубинном уровне подсознания.
  • Психо-коррекция — суть заключается в моделировании специальных ситуаций, справившись с которыми, человек избавляется от страха.
  • Гипноз — специалист водит человека, в транссовое состояние в котором, навязывает правильную реакцию на раздражитель.
  • Аутотренинг — в результате регулярных аутогенных тренировок, у человека снижается уровень стресса. Что соответственно облегчает его состояние.

В медицинской психологии, для преодоления страхов и фобий в основном используются комплексные методики и подходы. Из всего их многообразия, особо выделяется

Имеет варианты: страх говорить вообще или с незнакомыми людьми, страх публичных выступлений (пейрафобия
) и страх сцены, с заиканием (лалофобия
), страх отдельных слов (вербофобия
).

Фобия может быть частичной, в таком случае она называется селективный мутизм
. Например, страдающий логофобией свободно говорит с близким человеком, испытывает логоневроз с менее близкими и не может говорить с незнакомыми людьми, избегает их и обязанностей, требующих вербального контакта с ними.

Разделение по нарушениям психики и другим проявлениям

Еще одна классификация выделяет невротическую и неврозоподобную формы заикания. Второй тип является следствием психического расстройства, сопровождается нарушением моторики, потерей контроля над артикуляционными движениями. Такие дети отстают в развитии от сверстников. Необходимо отметить, что этот тип нарушения речи возникает вторично и всегда связан с отклонениями в психике больного. Изменения выявляют во время МРТ-диагностики или на электроэнцефалограмме.

Особенность невротической формы в том, что невозможно обнаружить во время инструментального обследования какие-либо изменения. Болезнь поражает детский организм в 3-4 года и отличается быстрым прогрессированием. Наедине с самим собой заикание практически не проявляется, что объясняется отсутствием стресса и дискомфорта. Усиление проявлений заикания происходит в младшем школьном возрасте, у подростков. Патологии свойственно хроническое течение.

При возникновении запинки возникают такие дополнительные признаки: дети могут нервно топать ногами, бить рукой о предмет или причмокивать. Вначале это помогает проговариванию фразы, но в дальнейшем усугубляет течение патологии.

Классификация заикания также осуществляется по причине его возникновения:

  • из-за левшества;
  • подражающего характера;
  • связанное с неустойчивым эмоциональным фоном;
  • вторично при аномалиях органов речевого аппарата.

По анатомо-физиологическому признаку дети подразделяются на две группы: с паллидарным синдромом и стриарным. В первом случае они заторможены, скованны, плохо ладят с окружающими. Во втором присутствуют явные нервно-психические нарушения, но дети общительны и подвижны, их не беспокоит заикание.

По клиническим проявлениям выделяют такие типы:

  • врожденное заикание (патология возникла на этапе внутриутробного развития, вследствие перенесенных травм, инфекций, соматических заболеваний);
  • на фоне запинок в речи появилась неуравновешенность;
  • заиканию предшествовали истерические реакции, тяжелый невроз;
  • психически неустойчивая эмоциональность спровоцировала нервное расстройство.

А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.) также выделяла отдельно запинки в речи, которые возникли из-за ЗРР, связанной с алалией. Такие дети страдают от общей слабости, недостаточности мускулатуры органов речи, возможно «косноязычие». Отдельной оценке подлежит заикание у психопатов с эписиндромом, шизоидов, людей с истерией (М. Е. Шуберт (1928)).

Еще одна классификация патологии Н. М. Асатиани и В. Г. Казакова, связанная с психическими отклонениями:

  • заикание сопровождается органическим поражением ЦНС;
  • с невротическими расстройствами;
  • психопатиями;
  • вялопрогредиентной шизофренией.

В целом, разделение на типы и группы возможно по ряду признаков. Каждая из классификаций может быть использована в клинической практике.

Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.

Симптомы и особенности

При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может активно жестикулировать. Характерно, что при этом типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, больной не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрыть свой недостаток.

Обычно органическое заикание слабо выражено сначала, и со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и появлением в речи фраз. Судороги концентрируются в губах, мягком нёбе и языке. Сложнее всего ребенку даются согласные звуки. Но, несмотря на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.

Чаще всего органическое заикание проявляет себя в период активного развития речи – в 3-4 года.

Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, связанные с осознанием проблемной речи. Подросток испытывает сложности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, из-за чего возникают логофобия, потливость и паника при необходимости выступать на публике. Заикание усиливается в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В этом случае идет речь о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.

Последствия

Следствием логофобии обычно является социофобия , неуверенность в себе и снижение самооценки, избеганиеответственности, публичных мест, обязанностей, при которых требуется говорить, отказ от престижной работы и снижение уровня жизни. Постепенно сужается круг общения, ограничивается зона комфорта. Это, в свою очередь, является фактором возникновения психоэмоционального напряжения, которое может как усиливать заикание, самоё логофобию, так и вызывать другие расстройства невротического круга.

Также повышается риск возникновения различных аддикций, вредных привычек и маний . Например, курение табака, алкоголизм или наркомании «для смелости». Или привычка делать превентивные ритуалы, например, крестные знамения, молитвы и т. п., переходящая в обсессивно-компульсивное расстройство .

Причины возникновения

В отличие от невротического, неврозоподобное заикание не имеет связи с психотравмирующей ситуацией. Оно обусловлено функциональными изменениями ЦНС, возникшими в результате той или иной, возможно нерезко выраженной, органической патологии головного мозга. Последняя может быть вызвана неблагоприятными воздействиями на формирующийся организм ребенка в антенатальный период, родовой травмой, различными заболеваниями в постнатальном периоде. К моменту возникновения заикания органические изменения церебральных структур обычно носят резидуальный, или остаточный, характер.

К предрасполагающим триггерам, способным вызвать неврозоподобное заикание, относят тяжелые заболевания родителей, как правило, инфекционного или нервно-психического типа (туберкулез, сифилис, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз); вредоносные воздействия на организм беременной (производственные вредности, курение, токсикоманию и наркоманию, прием медикаментов, противопоказанных в период беременности), осложнения беременности (токсикозы, эклампсию, фетоплацентарную недостаточность, внутриутробные инфекции, гипоксию плода) и родов (асфиксию новорожденных, внутричерепную родовую травму).

Не последнее значение имеют наследственные факторы, лежащие в основе генетической предрасположенности к заиканию. Отмечено, что многие дети с неврозоподобным заиканием имеют близких родственников с речевой патологией.

Лечение

Используются комбинации различных методов:

  • Физиологические (логопедический массаж, дыхательные упражнения) — для избавления от привычки зажимать мышцы шеи и рта в ожидании ситуации, когда надо будет говорить.
  • Аффирмации (вариант — молитвы) для успокоения, повышения самооценки и ответственности за своё мнение.
  • Аутогенная тренировка . Мысленная регулярная концентрация на области уровня рта и шеи, с подавлением возникающего желания отвлечься на другие мысли, из-за появляющегося при этом аутотренинге психического дискомфорта, воспоминаний обид и т. п.
  • Работа в группах с психологом, логопедом, лингвистом, ритором.
  • Могут использоваться антидепрессанты .

Также требуется устранение причин появления

По локализации речевых судорог

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

Голосовое заикание:

  1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  2. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.

Дыхательное заикание:

  1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.

Артикуляционное заикание:

  1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

Этиоло гическая класси фикация

В зависимости от причин, по которым появилось заикание, принято выделять психогенное, органическое и наследственное заикание.

Психогенное заикание

Или невротическое заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм в детстве или в старшем возрасте.

Органическое заикание

Или неврозоподобное заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий. Например, такое заикание может появиться вследствие осложнений во время родов, черепно-мозговых травм, перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, отравлений нейротоксичными веществами.

Наследственное заикание

Предрасположенность к такому заиканию передается по наследству и связана с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA.

Важно учитывать понятие предрасположенности к заиканию. Например, вследствие индивидуального статуса нервной системы, генетических или врожденных особенностей, перенесенных травм или неврологических патологий у человека может быть только предрасположенность к заиканию, без каких-либо явных нарушений речи

В таком случае заикание может проявиться только в определенных условиях, например после испуга или перенесённого стресса. Такое заикание будет сложно отнести отдельно к невротическому или неврозоподобному, поэтому этиологическая классификация является условной.

При истинно органическом (неврозоподобном) заикании в ряде случаев можно диагностировать различные неврологические патологии при помощи ЭЭГ, томографии МРТ, КТ и ПЭТ, а также рентгенограмме головного мозга. Во всех остальных случаях заикание можно считать психогенным, хотя даже серьезная диагностика не всегда дает точный ответ насчет этиологии заикания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: