Расстройство счета

Мбоу "цпмсс"

Этиология

Причина нарушений способности к арифметическому счету неизвестна. В более ранних теориях высказывалось предположение, что в правом полушарии мозга, в частности, в затылочной доле, имеет место неврологическое нарушение. Эти области «ответственны» за переработку зрительно-пространственных стимулов, которые в свою очередь «ответственны» за математические способности. Однако эта теория не подтвердилась в последних нейропсихиатрических исследованиях.
Современная точка зрения на этиологию — многофакторность. Зрелость, когнитивные, эмоциональные, социально-экономические факторы и образование играют свою роль в развитии данного расстройства и его выраженности.

Симптомы нарушения счета у детей

Умение считать на пальцах – самая простая счетная способность. Она не относится к абстрактному мышлению, потому что есть предмет счета – пальцы. Для оперирования двузначными числами, математическими действиями требуется абстрактное числовое мышление. Именно это не может делать человек при акалькулии и дискалькулии. Нарушение счета у детей проявляется в том, что ребенок не может оперировать абстрактными понятиями, не способен выполнять простые математические действия, притом пересчитывать предметы он умеет. Сам пересчет становится механическим действием, ребенок считает, будто стихотворение рассказывает. Ему трудно назвать местоположение цифры в ряду чисел, сравнивать количество разных предметов.

Классификация

По образованию дискалькулия бывает двух типов: врожденная и приобретенная.

Системные нарушения в процессе развития ребенка могут отрицательно сказываться в изучении математических наук. Психологическая травма также может послужить развитию дискалькулии, если в раннем возрасте ребенок получил негативный опыт обучения счету.

Формы дискалькулии:

  • Практогностическая или пространственная — проявляется в затруднении абстрактно считать или делить предметы.
  • Графическая — проявляется в нарушении «кодировки», то есть ребенок не воспринимает на слух цифры, не способен записать называемое число.
  • Вербальная — сложность состоит в словесном обозначении математических действий, ребенку трудно назвать цифру, символ, формулу.
  • Операциональная — затруднения при выполнении арифметических действий, нарушения зрительно мышления.

Профилактика дискалькулии

Коррекционную работу по исправлению и профилактике дискалькулии проводят в процессе ведущей деятельности ребенка-дошкольника, то есть в основном в процессе игровой деятельности. Математические игры помогают сделать процесс обучения дошкольников доступным и привлекательным, они создают благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Профилактика дискалькулии включает следующие мероприятия:

  • вербальную дискалькулию предупреждают посредством обучения детей названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речевой деятельности, развивать все виды памяти, обучать пониманию идей и форме, цвете, размере предметов, использовать данные понятия в речи;
  • практогностическую дискалькулию предупреждают посредством обучения детей навыкам счета, выполняя арифметические операции и проговаривая их, называя результат и показывая соответствующее количество пальцев, развитием всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучение соотносить реальный предмет и его изображение;
  • дислексическую дискалькулию предупреждают развитием зрительного восприятия ребенка, его представлений о цвете и форме, обучением его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков и развитием памяти и логического мышления;
  • графическую дискалькулию предупреждают упражнениями для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации зрения и движения рук, тренировкой различных видов памяти, пониманием связей между предметом и его изображением, обучением математическим терминам;
  • операциональная дискалькулия предотвращается обучением детей счету, действиям с числами, использованием математических терминов в речи и счете, развитием речи, памяти и мышления, разных типов восприятия.

Диагноз

В типичных случаях нарушения развития арифметических способностей тщательное исследование успеваемости в школе позволяет выявить это расстройство в раннем детском возрасте. Точный диагноз можно поставить после того, как будут проведены арифметические тесты и их показатели окажутся намного ниже ожидаемого уровня, причем даются стандартизированные тесты на интеллект для определенного школьного возраста. Первазивное расстройство личности или умственная отсталость должны быть исключены, прежде чем подтвердится первичный диагноз нарушения развития арифметических способностей.

Клинические особенности

В большинстве случаев нарушение способности к арифметике может быть диагностировано в первом классе. У пораженных детей способность к овладению простыми арифметическими действиями, например счетом или прибавлением даже единиц, значительно ниже ожидаемых норм, тогда как в других областях дети обнаруживают нормальные способности.

Во время первых трех лет средней школы ребенок с нарушением способности к арифметическому счету может обнаружить определенный прогресс, опираясь на свою механическую память. Но вскоре, по мере того, как арифметика становится более сложной и требуются более высокие уровни различения и оперирования пространственными и цифровыми отношениями, наличие расстройства становится все более явным.

Некоторые исследователи подразделяют расстройство на несколько субкатегорий: 1) трудности в осознанном овладении счетом; 2) трудность в овладении кардинальными и ординарными системами; 3) трудность в выполнении арифметических операций; 4) трудность в объединении предметов в группы. Кроме того, трудности могут иметь место в понимании вербальных и зрительных символов, запоминании последовательных шагов арифметических операций, понимании устойчивости количества и нахождении принципов решения задач. При этом у детей сохраняются хорошие слуховые и вербальные способности.

Связь между нарушением способности к счету и другими, языковыми нарушениями и нарушениями общей успеваемости еще не вполне ясна. Хотя дети с нарушением развития языковых способностей, рецептивных или экспрессивных, не обязательно страдают нарушением способности к счету, оба эти расстройства часто сосуществуют, поскольку оба связаны с нарушением процесса кодирования и декодирования.

У некоторых детей с нарушениями арифметических способностей отмечаются также трудности в обучении чтению и правописанию. Дети с церебральным параличем могут иметь нарушение арифметических способностей при сохранности интеллекта в других сферах.
Сопутствующие особенности включают расстройства развития в определенных областях, в успеваемости, не связанной с арифметическими способностями, и вторичные поведенческие и эмоциональные нарушения. Еще имеют место рецептивные расстройства языка, нарушения способности к чтению, нарушение развития экспрессивной памяти и дефицит внимания. Часто у детей младшего школьного возраста с нарушением арифметических способностей эти сопутствующие нарушения являются основной жалобой. При обследовании таких детей надо выяснять, действительно ли нарушение арифметических способностей является первичным расстройством или оно сопутствует другому расстройству развития.

Сущность и проявление дискалькулии

Определение 1

Дискалькулия — это частичное нарушение способности произведения арифметических действий.

Дискалькулия проявляется у детей целым комплексом симптомов, наиболее значимые из которых:

  • недостаточная степень владения математической терминологией;
  • недостаточно развитые представления, касающиеся графической структуры цифр;
  • автоматизированное повторение порядка чисел;
  • трудности в момент определения места числа в ряду натуральных чисел;
  • затруднения при установлении отношения числа с его соседом;
  • незнание состава чисел;
  • трудности при усвоении правил образования чисел;
  • несформированные количественные отношения чисел;
  • элементарные способы выполнения арифметических действий;
  • незнание таблицы сложения и вычитания;
  • мыслительные операции преимущественно конкретного характера.

Классификация видов дискалькулии:

  • вербальная дискалькулия, при которой нарушается словесное обозначение математических понятий, восприятие формы и величины, а также не идет формирование количественных представлений;
  • практогностическая дискалькулия – предполагает расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов, нарушение зрительно-двигательной координации;
  • дислексическая дискалькулия – проявляется нарушением чтения математических знаков, не сформированностью представлений об образе математических знаков;
  • графическая дискалькулия – проявляется нарушением записи математических знаков и воспроизведения геометрических фигур, ручной моторики;
  • операциональная дискалькулия предполагает непонимание математических терминов, текстов задач, не формируются логические и математические операции.

Коррекция дискалькулии

Необходимо формировать речевые предпосылки овладения ребенком математическими знаниями, умениями и навыками, что представляет важное направление работы по профилактике дискалькулии. Корректируют данное нарушение посредством расширения словарного запаса ребенка с одновременным обучением математическим терминам, их значению и правильному употреблению

На первом этапе коррекционной работы необходимо научить детей пониманию речевых конструкций и обобщающим словам, которые употребляются взрослыми при демонстрации действий математического содержания, соответствующих возрастным нормам и программным требованиям.

Дети должны учиться презентовать результаты своей практической деятельности в устной форме, развивать коммуникативную функцию речи и связную речь детей.

Также первый этап предполагает обучение детей сравнению количества предметов в двух группах, с использованием приемов наложения и приложения. Обучение детей уравниванию количества предметов в двух группах двумя методами:

  • добавив предметы в меньшую группу;
  • убрав предметы из большей группы.

Обучение детей сравнению предметов по размеру и выражение результатов сравнения устно. Распознавание и называние фигур – круга, квадрата, треугольника.

Второй этап коррекционной работы предполагает дальнейшее развитие диалогической речи при выполнении математических действий, умение задавать вопросы и давать на них устные ответы.

Следует продолжать развитие лексико-грамматического строя речи: образовывать множественное число существительного, согласовывать существительное с числительным по роду, числу и падежу. Обозначать количество цифрой и записывать числа.

Также нужно развивать слуховое восприятие детей, обучать их считать звуки и движения. Дети должны освоить количественный и порядковый счет в пределах пяти, опираясь на наглядный материал, уметь сравнивать числа на основании сопоставления соответствующих групп предметов.

Задачи третьего этапа коррекционной работы включают знакомство детей с арифметическими выражениями, обучение их оформлению результатов практической деятельности в речевой форме. Обучение детей пониманию условий и задач и ее вопросов. Учить их сравнению содержания задачи и рассказа, поиск отличий. Научить детей составлению задачи, продолжать расширение словарного запаса детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: