ДИАГНОСТИКА
Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.
Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.
Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).
Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом
Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.
Диагностика и тесты
Как она диагностируется?
Диагностика умственной отсталости обычно представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов. Это потому, что для ее диагностики требуется оценка вашего интеллекта и способностей к адаптивному поведению. Ключевой частью диагностики является понимание сильных сторон, а не только проблем. Знание сильных сторон человека может помочь разработать методы лечения и вмешательства, которые укрепят его сильные стороны и помогут ему справляться с трудностями.
Существуют различные тесты и методы, которые могут помочь с этими оценками, в зависимости от вашего возраста. Некоторые формы тестирования могут выявить умственную отсталость у очень маленьких детей. Но эти тесты, как правило, не могут определить, насколько она серьезна, пока они не станут достаточно взрослыми для тестирования IQ и полной оценки адаптивного функционирования.
ЖИЗНЬ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Люди с легкой степенью олигофрении медленно запоминают полученную информацию, быстро ее забывают. Для них не свойственно обобщение, они не владеют абстрактными понятиями. Нарушение понимания логической связи между событием и явлением приводит к тому, что индивид не в состоянии делать какие-либо выводы о происходящем.
Кристальная честность – отличительная черта такого человека
При этом важно понимать, что делает он это не из высоких моральных соображений, а лишь потому, что не в состоянии фантазировать. Сопутствующими признаками можно считать: однообразность речи, ее явные нарушения, безэмоциональность, низкий уровень словарного запаса, примитивизм при постройке предложений
Больные чувствуют себя максимально спокойно в привычной обстановке, обладают повышенной внушаемостью. Доверчивого олигофрена легко превратить в исполнительного «зомби», который будет полностью уверен в том, что все действия он совершает по собственному желанию.
Взрослых людей, которые имеют легкую форму умственной отсталости, сложно определить в современном обществе. Начальную стадию развития заболевания наиболее точно можно диагностировать в детском возрасте.
На сегодняшний день люди с особенностями развития психики имеют все шансы успешно интегрироваться в общество. Для этого создаются инклюзивные школы, классы, детские сады, профессиональные технические училища. Педагоги в таких учебных заведениях обладают специальными знаниями и навыками, которые определяют специфику работы с умственно отсталыми людьми.
Человек с таким отклонением крайне нуждается в поддержке родственников и окружающих. Данное обстоятельство оказывает кардинальное влияние на психологический комфорт, качество жизни, самореализацию больного. Умственно отсталые люди требуют от общественности максимального терпения и толерантности.
Удачная социализация олигофренов с легкой формой слабоумия делает из них верных супругов, послушных, неконфликтных личностей, которыми легко управлять.
Но следует понимать, что такие качества, как внушаемость и управляемость может сделать из человека с легкой степенью УО как адекватного члена общества, так и жестокого, мстительного, злобного индивида. Все зависит от того, в каком окружении он находится.
Наблюдение таких лиц у психотерапевта существенно повышают их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Несмотря на то, что умственную отсталость относят к неизлечимым дефектам, люди, которые страдают этой патологией, могут быть максимально приспособлены к условиям жизни. И основополагающую роль в этом играет ранняя диагностика заболевания, его грамотная коррекция и толерантная окружающая среда.
Степени умственной отсталости
Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:
- легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
- умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;
- тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
- глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.
Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ
С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.
К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.
Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.
Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.
Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного
В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.
КОРРЕКЦИЯ
Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.
Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.
Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:
В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО СЛАБОУМИЯ
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу
Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
Суть проблемы
Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.
Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».
Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.
Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).
Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).
Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.
Диагностические критерии
Согласно DSM-5 (пятой редакции Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) интеллектуальная инвалидность относится к расстройствам нейроразвития, характеризуется и определяется такими симптомами:
- Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью. Все это должно подтверждаться соответствующими тестами.
- Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная ответственность, трудности с общением. То есть, индивид не может общаться и обслуживать себя, нуждается в опеке, где бы он ни находился.
- Человеку затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи, письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические навыки.
- Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и мыслей.
- Проблемы в практической области. Слабая степень обучаемости навыкам, неконтролируемость собственного поведения, не способность ухода за собой, безответственность и т.п.
Другие признаки
Вместе с упомянутыми критериями определить наличие какой-либо стадии УО можно по следующим признакам.
В первичный период развития здоровый ребенок овладевает простыми навыками, которые по мере взросления хорошо осваиваются и переходят к более сложным. Адаптивные и интеллектуальные проблемы становятся заметны в процессе развития ребенка. Когда они проявятся, зависят от вида, причины и степени умственной отсталости.
Этапы развития (моторика, речь, социализация) детей с интеллектуальной инвалидностью такие же, как и у здоровых, но проходят заметно медленнее, то есть, определенного уровня они достигают намного позже. При легкой форме умственной отсталости отставание от сверстников становится заметным только при начале обучения в школе (трудности с обучаемостью), а при тяжелой – в первые годы жизни.
Как правило, если интеллектуальная инвалидность передана по наследству (генами), то это сказывается на внешнем виде человека.
У олигофренов чаще встречаются физические, неврологические и другие проблемы со здоровьем. Для таких индивидов также обычны нарушения сна, тревожные расстройства, шизофрения. Распространены диабет, ожирение, заболевания передающиеся половым путем, эпилепсия.
Люди с легкой и умеренной степенью интеллектуальной инвалидностью говорят намного хуже своих сверстников, как младшие по возрасту. Чем выше уровень расстройства, чем хуже речь.
Нарушения поведения, свойственные олигофренам, связано с дискомфортом, испытываемым ими при общении, невозможности довести до других свои мысли, с недопониманием их желаний и потребностей. Кроме этого, они страдают от социальной изоляции. Отсюда и вытекают проявления волнения, тревожности, нервозности и т.д.
ПРИЗНАКИ УО ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ
Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.
Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.
У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.
Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:. Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне
Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.
Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.
Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе
Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне
Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.
Оглавление
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
§ 2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний
Литература
Глава II. ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДОВ ВЫЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
§ 1. Разработка методов выявления умственно отсталых детей за рубежом (до середины XX в.)
§ 2. Разработка методов выявления умственно отсталых детей в России до Великой Октябрьской социалистической революции
§ 3. Разработка методов выявления умственно отсталых детей в СССР
§ 4. Современное состояние методов выявления умственно отсталых детей за рубежом
Литература
Глава III. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР
§ 1. Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения
Литература
§ 2. Организация и содержание работы медико-педагогических комиссий по комплектованию детских садов для детей с органическим нарушением центральной нервной системы
Литература
§ 3. Организация и содержание работы медико-педагогических комиссий, комплектующих вспомогательные школы
Литература
§ 4. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии детей школьного возраста
Литература
§ 5. Пути изучения детей, дополняющие работу медико-педагогических комиссий
Литература
§ 6. Организация и содержание работы медико-педагогических комиссий, комплектующих дома для детей с глубоким нарушением интеллекта (имбецилов)
Литература
§ 7. Организация изучения умственно отсталых детей после обследования их в медико-педагогических комиссиях
Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Положение об областной медико-педагогической комиссии
Приложение 2. Инструкция по приему детей в специальные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей
Приложение 3. Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей школьного возраста в медико-педагогических комиссиях