Публикация «Конспект урока по русскому языку в 1 классе „Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли.
Регулятивные: формировать самоконтроль, самооценку, умение понимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: воспитывать интерес к изучению русского языка, уважение к себе, товарищам, учителю, способность к сопереживанию.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.
Литература: методичка, стихи А. Л. Барто, интернет ресурсы.
Упражнения для тренировки
Упражнение 1
Самостоятельно подберите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
Упражнение 2
Самостоятельно подберите местоименное наречие которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится
Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
Упражнение 3
Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок.) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.
Упражнение 4
Самостоятельно подберите местоименное наречие которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. <…> древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
Упражнение 5
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. <…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.
Упражнение 6
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.
Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др
Этот театр не перестает привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.
Ответы:1. Например2. Поэтому3. Именно4. Поэтому5. Однако6. Которая
Что нужно сделать ученику
Согласно заданию, выпускнику нужно самостоятельно подобрать пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово является средством связи предложения с предыдущим, поэтому надо установить смысловые связи между предложениями текста. Эти связи могут быть:
- причинно-следственные,
- пояснительные,
- уточняющие,
- усилительные,
- отношения противопоставления и т.д.
Такие связи выражают в тексте так называемые «маленькие» слова — служебные части речи, наречия и местоимения, а также вводные слова и словосочетания.
Как выполнять задание (поделитесь алгоритмом с учениками)
- Внимательно прочитайте задание.
- Найдите в тексте задания морфологическую характеристику пропущенного слова
- Внимательно и не спеша прочитайте предложенный текст несколько раз.
- Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением или частью текста до этого предложения.
- Определите тип логических отношений между предложениями или частью текста.
- Вспомните разряды указанной в задании части речи. .
- Подберите подходящее по смыслу слово, соответствующее заявленной характеристике.
Требования к уроку русского языка в начальной школе
К уроку русского языка в начальной школе предъявляют серьезные требования. Это обусловлено возрастом учащихся и растущей ролью родного языка в воспитании будущих поколений. Действующий ФГОС предъявляет следующие требования к урокам русского языка в начальной школе:
- Урок русского языка в начальной школе обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- На уроке русского языка необходимо активно развивать навыки самостоятельной работы у учащихся
- В процессе урока необходимо осуществлять практический, деятельностный подход.
- Каждый урок русского языка в начальной школе должен быть направлен на развитие универсальных учебных действий.
- Взаимоотношения между учителем и учениками должно строиться в демократическом, а не в авторитарном стиле.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Дежурные
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
2. Включение в учебную деятельность
Начнем урок с повторения изученного.
— С помощью чего люди общаются друг с другом?
— Какая бывает речь?
— Что такое устная речь? письменная речь?
— Из чего состоит речь?
— Какие бывают предложения по цели высказывания? по интонации?
— Из чего состоят предложения?
— Сколько слов может быть в предложении?
— Назовите слова, которые очень важны для вас.
Каждое слово что-либо означает, обращаться со словом нужно аккуратно и бережно.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
3. Чистописание.
Тт
Тамара, Тимофей, Татьяна
Труд – основа жизни.
4. Повторение.
Слайд 1 катаются на дети коньках
— Это предложение? Почему? Как оформляется предложение на письме?
Составьте из этих слов предложение и запишите.
— Как вы укрепляете свое здоровье? Какими видами спорта занимается?
5. Физ. минутка.
6. Постановка целей и определение темы урока.
Слайды (картинки)
— На какие 2 группы можно разделить эти слова? Что они обозначают? Какой вопрос вы поставите к каждой группе?
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Тема урока и цели.
7. Работа по теме.
Запишите слова в 2 столбика.
Кто? Что?
Заяц, цветок, лиса, дерево, волк, гриб
8. Физ. минутка.
9. Прочитайте стихотворение (слайд)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
— Вам жаль зайку? Что вы думаете о хозяйке?
Подчеркните слова, отвечающие на вопросы кто? что?.(карточки)
Проверка.
10. Игра «Доскажи словечко».
На ветке не птичка- зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка. Кто же это? Белка
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый…василек.
Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной … медведь.
Берегите, дети, нос – на дворе такой …мороз.
— На какие вопросы отвечают отгадки?
11. Подведение итогов.
— Какая тема нашего урока?
— Какие слова отвечают на вопрос кто? что?
— Вам интересно было на уроке? Покажите светофором ваше настроение7