Работа логопеда со взрослыми

Логопед для взрослых – цели, диагностика и коррекция

Действительно узкоспециализированный специалист

Выполняя свои обязанности, логопед для взросылх часто работает в сотрудничестве с другими специалистами. Задержка речи, дефекты произношения, такие как дислексия, дисфазия, заикание, шепелявость; но также трудности с письмом или арифметикой являются ситуациями, которые чаще всего мотивируют занятия с логопедом. Помимо нарушений письменной и устной речи, логопед лечит также неврологические расстройства (например, болезнь Альцгеймера), расстройства аутистического спектра, людей с глухотой, генетическими или нейродегенеративными заболеваниями. Подавляющее большинство пациентов — дети школьного возраста, но и взрослым может потребоваться консультация логопеда, особенно в случае случайной травмы или после оперативного вмешательства.

Как настоящий профессионал, он в наибольшей степени способен точно определить логопедическую помощь, максимально соответствующую случаю пациента и способную эффективно помочь ему преодолеть все неудачи.

Сначала логопед проводит логопедическую оценку, которая включает: логопедический диагноз, цели и план ухода. Для этого он будет использовать различные игры или упражнения, адаптированные к каждому пациенту. В конце этой оценки он должен определить с пациентом, семьей, родителями, если это ребенок, проект, который позволит ему открывать, учиться и быть автономным. Во время этой оценки хороший логопед всегда должен интегрировать в свою работу психологическое, социальное, экономическое и культурное измерение своих пациентов. Он должен уметь анализировать трудности пациента и ценить его достижения, чтобы помочь ему быстро восстановить уверенность в себе.
Помимо диплома и регулярного обучения на протяжении всей своей карьеры, чтобы упорствовать в этой профессии, хороший логопед должен учитывать личность каждого из своих пациентов, а для этого он должен уметь демонстрировать большие человеческие качества, терпение и умение слушать, а также иметь большие возможности для решения проблем. Перед ними люди, у каждого из которых есть возраст, история, ожидания, присущие только им.

С чего начать?

С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны — хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – , , .

Коси, коса, пока не высохла роса.
В зоопарке Зина видела разных зверей.
В конце деревни цветет акация.

2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – , , , .

У Наташи новая шуба и шапка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У причала кричали чайки.
Волки рыщут, пищу ищут.

2. Звук .

Клава надела на голову белый платок.
У Лёни болит левое колено.

3. Звук .

В порту разгружают пароходы.
Марина принесет грецкие орехи.

4. Все звуки.

Галин черный щенок резвится около дома.
Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

Процесс работы над звуком включает в себя четыре обязательных этапа:

  1. подготовительный;
  2. этап постановки звука;
  3. этап автоматизации;
  4. этап дифференциации;

А также один дополнительный этап: введение звука в речь.

О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

Мы предлагаем несколько вариантов работы:

1. Оnline или в центре (с обязательной дистанционной поддержкой)

2. Индивидуально, в мини-группе (3-5 человек) или в группе большей наполняемостью (6-8 человек)

3. В рабочее время (в будни с 10.00 по 17.00) или с возможностью выбора времени (в том числе в вечернее время с 17.00 до 21.00 и в выходные дни по договоренности с логопедом).

Исключение составляет Основной курс, который организуется только в рабочие часы.

4. С авторами методики (только индивидуально и только в режиме онлайн) или со специалистами центра (этот вариант возможен в группе и индивидуально; в центре и online).

От выбранных Вами условий зависят:

стоимость полного курса,

количество затраченных часов,
выбранное время занятий,

но НЕ ЗАВИСИТ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ!

Важно только Ваше желание и ответственное отношение к рекомендациям специалистов.

ПРОГРАММА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ начинается с подробной длительной семейной консультации (продолжительность, примерно, 1,5-2 часа), на которой человек, страдающий заиканием и его близкие получают исчерпывающую информацию о методике лечения заикания, о том, как подготовиться к занятиям, а также ответы на все вопросы.

Программа по преодолению заикания рассчитана на 2,5–3 года, из которых, примерно, первые 1,5 года отводятся на активную речевую работу и еще от 1-1,5 лет – на продолжение самостоятельных занятий и закрепление полученных результатов.


Чтобы у вас появилось представление о том, как организуются занятия, предлагаем ознакомиться с планом работы для группы из 6-8 человек, занимающихся в Центре (примерный план для других вариантов сообщается на консультации)

1. Первый шаг в речевой работе – это основной курс. Он включает в себя 11 занятий по 7 часов ежедневно.

2. Последующие шаги – это 7 микрокурсов,
которые организуются в течение последующих 9 месяцев после основного курса. Микрокурсы проводятся с интервалом около 30 дней (исключение составляет первый микрокурс, который назначается, примерно, через неделю после основного курса). Каждый микрокурс продолжается 4 дня по 7 часов ежедневно.

Точный план занятий на весь год сообщается при зачислении в группу. В план занятий включаются так же три поддерживающих микрокурса, присутствие на которых обязательно. По желанию учеников, возможна, организация дополнительных поддерживающих микрокурсов.

Между микрокурсами и после прохождения микрокурсов всем ученикам гарантируется дистанционная поддержка. В этом поможет Skype, анализ диктофонных и видеозаписей, устройство Hands’ Free.

Параллельно с логопедическими занятиями по преодолению заикания все ученики получают дистанционную риторическую поддержку – курс эффективного общения с профессиональным ритором (в настоящий момент только для учеников головного офиса) и курс ориентированной телесно-двигательной психотерапии (занятия свободным выразительным движением) с профессиональным психотерапевтом.

В результате уже после основного курса Вы сможете говорить без спазмов и ступоров не только в кабинете логопеда, но и во многих реальных ситуациях общения, пользуясь уникальной техникой речи, которая защитит вас от заикания и поможет связать речь с ощущением спокойствия. Темп речи на этом этапе везде только медленный.

Каждый последующий месяц занятий постепенно позволит приблизится к обычному темпу речи, речь зазвучит все более спокойно, уверенно и красиво во всех реальных жизненных ситуациях, везде, где раньше было трудно и страшно.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПОЛНОГО КУРСА возможно достижение нового устойчивого состояния плавной речи, которое признается сформированным, если:

в течение длительного времени (не менее 1,5 лет) избавляющийся от заикания не испытывает речевых судорог;
не использует приспособительных уловок;
не страдает от навязчивых мыслей и логофобии;
его спокойная речь в нормальном темпе многократно опробована во всех эмоционально значимых для него ситуациях.

ВАЖНО!

Присутствие на ВСЕХ занятиях – обязательное условие успешного преодоления заикания.

С учениками, занимающимся дистанционно, микрокурсами становится регулярное дистанционное сопровождение, целью которого является не только поддержание полученных навыков, но и продвижение к устойчивому результату.

В настоящий момент дистанционные основной курс и дистанционное сопровождение возможны только со специалистом главного офиса в г. Москве.

Некоторые виды занятий предполагают наличие группы, поэтому ученики, занимающиеся индивидуально, могут объединяться.

Каждый месяц центр организует открытые речевые испытания (речевые экзамены), когда ученики «Арлилии» выступают публично или участвуют в дебатах. Посмотреть, оценить результаты работы и познакомиться с учениками, их близкими и специалистами центра может каждый желающий. О месте проведения таких мероприятия и дате ближайших испытаний можно узнать в разделе новости. Сейчас такие встречи, на которых собираются ученики всех специалистов (и в том числе специалистов наших филиалов) организуются в программе Zооm. Если вы хотите получать рассылку о наших мероприятиях, то можете зарегистрироваться на сайте или узнать о ближайшем мероприятии по тел.: +7 (929) 588-12-38 или получить приглашение во время консультации.

Запись в группу только после консультации! В настоящий момент консультация проходит в программе Zoomили в Skype.

ДЛЯ СПРАВКИ тем, кто принял решение пройти наш курс по методике устойчивой нормализации речи. При необходимости мы выдаем документы, подтверждающие Ваши занятия в «Арлилии», ходатайства по месту работы для предоставления отпуска или по месту учебы для освобождения от учебы, иногородним пациентам, желающим пройти курс непосредственно в Центре, помогаем устроиться в Москве в соответствии с вашими пожеланиями.

Автоматизация.

Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

Автоматизацию начинают с произношения слогов — прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их — ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная , а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

Отличия взрослой логопедической практики от детской

Логопедическая работа со взрослыми имеет несколько важных отличий:

  • Продолжительность коррекционной работы, ее эффективность во многом зависят от заинтересованности, целеустремленности пациента.
  • Логопедические занятия проводятся в форме беседы – специалист не использует в работе игровые приемы.
  • На уроках применяют сложные методики, не подходящие для детской практики.
  • Особенности речевых нарушений – у взрослых они имеют длительный устойчивый характер. Поэтому исправление даже одного звука может повлиять на качество связной речи.

Перед началом занятий логопед должен четко ставить цель, объяснять для чего выполняется упражнение. Часто при работе со взрослыми людьми используют диктофон, чтобы наглядно продемонстрировать успехи коррекционной работы. Создание ситуаций успеха позволяет повысить результативность занятий.

Логопед для взрослых улучшит не только речь, но и качество жизни

Люди с хорошей дикцией и выразительной, яркой речью обычно добиваются в жизни куда большего, чем те, кто стесняется собственного произношения. Занятия с логопедом для взрослых не просто устраняют дефекты речи, но и способствуют карьерному росту. Не стоит думать, что упущенное в детстве невозможно наверстать, или считать, что новый протез служит непреодолимым препятствием для ясной речи.

Ему все возрасты покорны

Логопед для взрослых в СПб работает с самыми разными клиентами. Нередко за профессиональной помощью обращаются люди, которые не имеют никаких проблем с произношением на родном языке, а вот русская речь дается с трудом.

Иногда для того, чтобы взрослый человек научился правильно произносить определенные звуки, достаточно упорной самостоятельной работы, упражнения можно найти в соответствующей литературе. Однако буква р с логопедом для взрослых зазвучит в вашей речи намного быстрее. К специалисту стоит обратиться, если после нескольких месяцев занятий вы не добились нужного результата. Вполне возможно, что проблемы имеют более глубокие корни, чем просто недоразвитие мышц.

Логопед для взрослых может прибегнуть к помощи других специалистов, когда дефекты речи имеют психосоматический или физиологический характер. К примеру, заикание излечивается намного быстрее, если параллельно ведется психотерапевтическая работа, устраняющая комплексы и повышающая стрессоустойчивость.

Чтобы вернуть речь

Существует отдельная категория речевых нарушений, которые возникают вследствие серьезных поражений головного мозга в результате черепно-мозговых травм или инсультов. Афазия в логопедии – известное и неоднократно описанное явление, когда взрослый человек утрачивает речь. Несмотря на определенную схожесть, каждый случай уникален, и коррекционная работа должна вестись очень тщательно.

Чем раньше логопед после инсульта начнет занятия, тем больше вероятность восстановить речь в объеме, достаточном для нормального общения. Однако следует обязательно учитывать личностные характеристики пациента, так как возможна не совсем адекватная реакция на предложение начать занятия, особенно у пожилых людей.

Логопед афазиолог нередко сталкивается с тем, что утрата ранее сформированного навыка влечет существенные изменения в личности пациента, негативная реакция на болезнь еще больше осложняет состояние человека. Иногда психологическая помощь нужна и близким людям больного, так как от их терпения и мягкой настойчивости зависит очень многое.

Инсульт логопед может провести диагностику характера нарушения речи и подобрать наиболее подходящую методику. Для хорошо мотивированных пациентов вполне достаточно нескольких занятий со специалистом, а затем самостоятельное выполнение упражнений позволяет восстановиться после перенесенной болезни.

Логопеды в СПб ведут прием и в медицинских клиниках, и в частном порядке. В Центре доктора Голубева работают квалифицированные специалисты, оказывающие действенную логопедическую и психологическую помощь взрослым независимо от возраста и причин, которые послужили «спусковым механизмом» для развития дефектов речи.

Направления работы:

Индивидуальные занятия с логопедом для взрослых, исправление нарушения звукопроизношения.

Работа со всеми видами нарушений:

  • Консультация (диагностика),
  • Нарушение звукопроизношения (дислалия),
  • Дизартрия (расстройство артикуляции звуков, наарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, интонации),
  • Восстановление речи после инфаркта, черепно-мозговой травмы, микроинсульта,
  • Афазия (восстановление речи после ЧМТ, микроинсульта),
  • Нарушение слуха,
  • Заикание.

Предварительная запись на консультацию со специалистом по телефону: 8 (495) 220-79-89

Говорить правильно и красиво – возможно!

Мы готовы Вам в этом помочь!

Заикание

Заикание — это постоянное прерывание речи, выражаемое в повторении одинаковых звуков, слогов или целых фраз и практически всегда сопровождается состоянием тревоги и напряжением.

Занятия с логопедом, направленные на избавление от заикания, носят долгосрочный характер. Чаще всего речь идет о коррекционной работе в течение нескольких месяцев. Поэтому не стоит обольщаться многообещающими предложениями: вылечим от заикания за 1 сеанс, избавим от дефекта за 2 недели и т.п.

Универсальной «пилюли» от заикания нет. В каждом отдельном случае логопед разрабатывает индивидуальную методику, исходя из разных факторов: возраст пациента, его психоэмоциональное состояние, возможные причины дефекта (поражение головного мозга, наследственная отягощенность, физическая ослабленность и многое другое), степень заикания, его тип и т.д.

Логопедические занятия хорошо проводить в совокупности с физиотреапией, психотерапией, возможно даже медикаментозное лечение.

Виды нарушений и их этиология

В старшей возрастной категории встречаются не все виды дефектов речи. Чаще всего это неправильное произношение определенной группы звуков. Обычно к логопеду взрослые обращаются с просьбой исправить картавость или неправильное произношение звука Р. Реже – с нарушениями произношения свистящих, шипящих.

Этот дефект может быть проявлением стертой формой дизартрии, на которую не обратили внимание в детском возрасте, или это результат неправильной коррекционной работы. Еще одна группа речевых нарушений, с которыми обращаются за логопедической помощью, – расстройства голоса и дикции

Они могут проявляться в:

Еще одна группа речевых нарушений, с которыми обращаются за логопедической помощью, – расстройства голоса и дикции. Они могут проявляться в:

  • нарушениях силы голоса (слабый, слишком громкий);
  • расстройствах тембра − у голоса назальный оттенок (гнусавое звучание);
  • ускоренном или замедленном темпе речи;
  • нечетком произношении звуков.

Причиной перечисленных расстройств является неправильная работа органов артикуляции или особенности их анатомического строения.

Более сложное речевое нарушение – заикание. Коррекция этого дефекта может занять длительное время, поэтому необходимо комплексное воздействие логопеда, невролога. Взрослым людям может понадобиться помощь психолога. Часто человек с заиканием стесняется своего дефекта и переживает, если после первых занятий нет заметного результата. Причины заикания:

  • появление судорог в артикуляционном аппарате во время речи;
  • несформированное речевое дыхание;
  • особенности нервной системы;
  • испуг.

При работе с заикающимися людьми важно создавать ситуацию успеха, объяснять важность и цель каждого занятия

Еще одно сложное речевое нарушение – афазия, или распад речи. У человека сформированы речевые средства, но из-за органического поражения центров коры головного мозга возникает дефект произношения и понимания речи. Это может быть вызвано травмами головы или инсультом. В этом случае логопед заново учит человека общаться и составлять высказывания.

Реже к специалисту обращаются люди, имеющие дислексию и дисграфию – расстройства процессов чтения и письма. Обычно это клиенты, стремящиеся повысить свой уровень грамотности. Ведь ошибки при чтении и письме не всегда связаны с трудностями освоения грамматики. Логопед поможет скорректировать эти недостатки письменной речи.

Как построить грамотную фразу — рассказывает логопед для взрослых

Как построить грамотную фразу — рассказывает логопед для взрослых

       Многие люди уверены, что они умеют говорить грамотно. И действительно в большинстве случаев каждый из нас изъясняется ясно и последовательно. Иногда этот навык нас подводит и мы произносим нелепые фразы, переставляя в них слова или добавляя лишние: «У меня у сестры…» , «Я забочусь за своим телом…», «Вам необходимо подняться вверх по лестнице…». При этом мы отдаём себе отчёт, что наше высказывание звучит неграмотно. Из-за этого часто испытываем чувство неловкости, даже стыда.

Важно отметить, что спонтанная устная речь — самый сложный вариант речевой деятельности, к которому люди не готовятся заранее. В спонтанной речи могут встречаться такие ошибки, как:

  • фальстарты
  • повторы
  • оговорки
  • недомолвки
  • запинания
  • самоисправления говорящего
  • сбои в употреблении грамматических форм и порядка слов.

Ошибки в спонтанной речи вполне допустимы, поскольку осуществляется она говорящим в постоянно изменяющихся коммуникативных условиях. Другими словами, содержание речи определяется некоторыми факторами:

  • эмоциями говорящего человека
  • ситуацией, в которой он находится
  • мотивом и содержанием его высказывания
  • уровнем языковой компетенции говорящего

Чтобы говорить грамотно, нужно понимать, как устроен процесс перехода мысли в устное высказывание. Сначала появляется МОТИВ высказывания — передать информацию или побудить к действию. Мотив оформляется в МЫСЛЬ. Затем осуществляется поиск СЛОВ для передачи сообщения.

Модель порождения устного высказывания

Как правило, человек с высоким уровнем языковой компетенции, богатым опытом общения, хорошо владеющий собой допускает в спонтанной речи меньше ошибок, чем человек эмоционально несдержанный или робкий. Нельзя сказать, что построение грамотного высказывания — задача, с которой не так просто справиться. Напротив, специальные приёмы сведут к минимуму ошибки в спонтанной речи.

1. Каждый день объясняйте значения разных слов — названия предметов, действий, явлений или признаков. Это могут быть простые или сложные слова. Например, попробуйте объяснить значение данных слов НОЯ́БРЬ ОБАЯ́НИЕ ОБЪЯ́ТИЕ

2. Придумывайте речевые шаблоны для разных условий общения и не стесняйтесь использовать их в повседневной речи. Например, «Я ничего не имею против…», «Позвольте дать вам совет…», «На мой взгляд это очень хорошая идея…»

3. Если ситуация общения вызывает у вас сильное волнение, вам стоит произвести несколько простых действий. Когда вы стоите, перенесите вес с одной ноги на другую. Когда вы сидите — поставить ступни на пол и согнуть ноги под прямым углом. Такое положение тела помогает снять беспокойство и говорить увереннее.

Отредактировал Мерзляков Н

Источник 

Подробнее

Успешный случай работы с логопедом взрослого человека

Однако есть такие случаи, и об одном из них рассказывает в этом видео логопед , когда у взрослого человека высокая мотивация. И человек реально хочет откорректировать свое произношение определенного звука. Тогда за пару месяцев вполне возможно добиться хорошего результата.

К примеру, Анна Евгеньевна рассказывает о случае, когда к ней обратилась учительница. Учительница хотела правильно произносить все звуки, чтобы дети повторяли за ней в речи правильные звуки. Мотивация у нее была высокая. Самодисциплина тоже. И результат занятий получился очень хорошим.

Но если взрослый человек сам не до конца уверен, стоит ли исправлять этот звук, или не хочет много времени и сил на это тратить, то еще один вариант — обратиться к психологу. И вместе с психологом, может быть, поработать над тем, чтобы принять себя целиком, даже с этой «изюминкой» звукопроизношения.

Запись на консультацию к логопеду или психологу нашего центра в г. Раменское ведется по телефону и whatsApp +79683796066, а также через электронную почту [email protected]. Также возможны консультации и занятия онлайн.

Работа над текстом.

1. Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

2. Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки

Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук в слове “замок”, мягкий звук в слове “зима”, звук в слове “мороз”, мягкий звук в слове “гвоздь”

Буква “ч” в некоторых словах читается как звук : “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

3. Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

4. Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

Помощь логопеда при различных речевых нарушениях

Логопед — специалист, который занимается лечением и коррекцией различных речевых нарушений у детей и взрослых. Речевое нарушение может проявляться различными способами и иметь разные причины

Важно обратиться к логопеду в случае выявления проблем с произношением, речью, пониманием или другими аспектами коммуникации

Дислалия

Дислалия — это речевое нарушение, при котором человек испытывает сложности с правильным произношением звуков, слогов или слов. Логопед проводит диагностику и разрабатывает индивидуальные упражнения для улучшения артикуляции и звукопроизношения. Также может быть использована методика «зеркального произношения», при которой пациент наблюдает за процессом артикуляции в зеркале.

Афазия

Афазия — это нарушение речи, вызванное поражением мозга, например, после инсульта или черепно-мозговой травмы. Логопед помогает взрослым с афазией восстановить утраченные навыки коммуникации. Методы включают в себя работу с артикуляцией, улучшение понимания языка, тренировку чтения и написания.

Ринолалия

Ринолалия — это нарушение произношения звуков, при котором речь звучит носовым или назальным. Логопед работает с пациентами, предлагая специальные упражнения для разработки правильного произношения и снижения назальности звуков. Также часто используется обучение правильному дыханию и артикуляции.

Стаммеринг

Стаммеринг — это речевое нарушение, характеризующееся повторением звуков, слогов, слов или задержкой речи. Логопед проводит тренировки по улучшению ритма и плавности речи. Методы включают в себя упражнения на релаксацию, правильное дыхание и речевую мелодику.

Методика Л.С. Шейкера

Методика Л.С. Шейкера — это комплекс техник и упражнений, разработанных американским логопедом Лорейнем Шейкером. Она помогает улучшить артикуляцию, голос, речевую моторику и память. Логопед инструктирует пациента по правильному использованию мышц речевого аппарата и проводит тренировки для их развития.

Логорея

Логорея — это речевое нарушение, при котором пациент не может контролировать поток своих мыслей и слов. Логопед помогает взрослым с логореей снизить скорость речи и улучшить ее понятность. Работа включает в себя тренировки по управлению дыханием, речевым темпом и паузами.

Логопед может быть необходим для различных речевых нарушений у взрослых

Важно обратиться к специалисту вовремя, чтобы получить поддержку и профессиональную помощь в решении проблемы

Логопедические методики для взрослых

1. Работа с артикуляцией

Артикуляция – это процесс формирования звуков, который может быть нарушен у взрослых при разных причинах, таких как травма, инсульт, нарушение нервной системы и др.

Одной из методик работа с артикуляцией является методика Вербаланг, которая включает в себя упражнения для развития моторики артикуляционного аппарата. Работа проводится с помощью специальных положений языка и губ, а также повторения звуковых комбинаций.

2. Терапия речи после инсульта

После инсульта многие взрослые сталкиваются с проблемами восстановления речи. В логопедии для взрослых существуют различные методики, которые могут помочь в этом процессе.

Например, в методике Лингвагимназия используются специальные упражнения для тренировки мимических мышц, улучшения артикуляции и восстановления слухового восприятия.

3. Работа с дисфонией

Дисфония – это нарушение голоса, которое может возникать из-за неправильного использования голосового аппарата или из-за патологических изменений в голосовых связках.

Одной из логопедических методик для работы с дисфонией является методика ФОНИ-ЯНА, которая включает в себя упражнения для улучшения дыхания, тренировки голосовых связок и формирования правильного голосового почерка.

4. Терапия для пациентов с неокрепшими речевыми структурами

Неокрепшие речевые структуры могут возникать в результате травмы головы или других патологий нервной системы.

Методика НМТ-Носовицкой, например, предлагает комплекс упражнений и игр, которые направлены на улучшение моторики речевого аппарата и формирование связной речи у пациентов с неокрепшими речевыми структурами.

Примеры методик для работы с дисфонией

Методика Описание
ФОНИ-ЯНА Упражнения для улучшения дыхания, тренировки голосовых связок и формирования правильного голосового почерка.
ФОНА Серия упражнений и массажей для восстановления голоса и его нормализации.
ЛФГ-терапия Тренировка голосовых связок, артикуляции и дыхания с помощью специальных звуковых упражнений.

Особенности диагностики

Логопед беседует с клиентом, спрашивает, имелись ли у него проблемы с речью в детские и школьные годы; занимался ли он со специалистами. Поэтому взрослому человеку нужно подготовиться к консультации, пообщаться с родителями, чтобы больше узнать о своем речевом развитии в раннем возрасте. Такой подход поможет логопеду точнее определить речевое нарушение и причины его появления.

Специалист смотрит на анатомическое строение органов артикуляционного аппарата и его работу. Затем просит выполнить задания на удержание определенной артикуляционной позы, дает динамические упражнения

Обращает внимание на сформированность речевого дыхания

Логопед проверяет состояние произносительной стороны речи:

  • правильно ли человек произносит все группы звуков;
  • оценивает силу, тембр голоса;
  • смотрит на общее состояние дикции.

Проверяется работа фонематических процессов (умение различать звуки в речевом потоке, владение навыками звуко-буквенного анализа), сформированность слоговой структуры.

При афазии, расстройствах письменной речи логопед проверяет импрессивный и экспрессивный словарь; сформированность грамматического строя, связной речи. Особенность диагностики пациентов с афазией – определение сохранности речевых компонентов. Ведь именно на их основе будет строиться коррекционная работа.

При заикании логопед обращает особое внимание на психологическое состояние человека и деятельность моторной сферы. Одно из главных направлений работы при коррекции этого речевого расстройства – нормализация мышечного тонуса

Поэтому специалист оценивает общую и пальчиковую моторику.

При дисграфии, дислексии логопед проверяет письмо и чтение. Проверка в этом направлении включает следующие задания:

  • письмо под диктовку;
  • списывание;
  • чтение с использованием разных шрифтов;
  • написание буквы на разных сторонах и частях листа;
  • объяснение смысла прочитанного.

Существует несколько форм дисграфии и дислексии, обусловленных различными причинами. Необходимо сделать полное логопедическое обследование, чтобы определить точную этиологию и подобрать подходящие упражнения для коррекции.

Нарушение звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения проявляются через гнусавость (ринолалия), плохую артикуляцию, когда человек говорит, словно «с кашей во рту». Коррекция данных дефектов занимает в среднем от 5 до 20 занятий. Следует учесть, что одно из них логопед-дефектолог посвятит подробной консультационной работе, чтобы выяснить точный характер нарушения и его причину, а также проверке состояния подвижности органов речевого аппарата.

Главная трудность, с которой приходится сталкиваться во время логопедических занятий — это неуверенность взрослых. Дело в том, что скорректировать сам звук чаще всего не так сложно и первые шаги по его автоматизации даются весьма легко. Но, когда человек пытается применить его в кругу своего общения, ему кажется, что звук какой-то уродливый. На самом деле человек ещё не привык к новому звучанию и, во-вторых, первые попытки, конечно, немного отличаются от идеала. В итоге, опасаясь быть «смешными», взрослые боятся практиковать звук, что совершенно напрасно, так как если этот барьер преодолеть, то уже через 1-3 месяца новый звук полностью войдет в речь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: