Воспитание ребёнка по системе марии монтессори

Это вам не игрушки! 5 идей монтессори-педагогики, которые помогут в обучении взрослых

Метод Монтессори. Что это?

Метод Монтессори поощряет самостоятельное развитие ребенка и дает свободу в выборе деятельности. В классе Монтессори дети выбирают материалы для работы из предложенных педагогом и учатся в собственном темпе. Они работают с особыми обучающими материалами, которые помогают развивать творческое мышление, навыки сенсорного восприятия, концентрации, координации движений и порядка.

Важная часть методики — подготовленная среда, которая подталкивает детей к самостоятельному изучению. Она устроена так, что ребенок имеет доступ к обучающим материалам. А сами материалы расположены в определенном порядке.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно  прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня  легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.

О системе Монтессори ходят многочисленные мифы:

  • Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
  • Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
  • Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
  • Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
  • Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.

Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.

Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

  • сравнение детей;
  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;
  • принуждения.

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Особенности применения методика Монтессори в детском саду

Данный метод предусматривает специально подготовленное помещение,разделённое на тематические зоны: речевая, сенсорная, творческая, логическая, математическая, и другие зоны, доступные для детей.

Также основополагающим в даннойметодикеявляется то, что ребёнок заранее изолируется от всего, что непозволительно ему по объективным причинам

Все опасные для жизни и здоровья предметы, ценные вещи, которые могут быть по неосторожности или из любопытства испорчены ребёнком, убираются из поля зрения и зон досягаемости. В том числе применяются все необходимые системы безопасности: закрытие розеток и выключателей, острых углов, скользких, холодных полов и так далее

Прежде чем запустить в работу детский сад с методикой Монтессори, гос. служащие соответствующих министерств принимают помещение, а воспитатели для своего же спокойствия, проверяют каждый сантиметр «свободных зон» ребенка.

Незаметно для ребёнка, взрослые стараются лояльными методами обучать его морально-этическим моделям поведения в обществе. Таким образом,в саду по методике Монтессори учат взаимодействовать, учиться и учить своих товарищей. Дома вы вряд ли сможете их научить общению со сверстниками, даже если будете ходить на детскую площадку. Ведь детки меняются на площадке, и коллектив как таковой отсутствует

А умение жить и развиватьсяв коллективе, общаться и учиться самостоятельности очень важно для маленького крохи и для вас!

Однако родители, поверхностно знакомые с частностями данной методики, часто принимают во внимание только один её аспект — вседозволенность действий ребёнка. Но это неверное и явно однобокое знание приводит к диаметральному искажению результата

Ведь свобода волеизъявления в принятии решений и вседозволенность — это не одно и тоже.Метод Марии Монтессоридает возможность детям самостоятельно принимать решения в рамках их возможностях, постепенно они учатся придумывать и искать разные подходы для решения одной и той же задачи, но результат будет истинным и верным лишь в случае, когда будут соблюдаться все необходимые требования.

Воспитание ребенка

Любая методика воспитания – это прежде всего влияние на ребёнка с целью направления его умственного и творческого потенциала на совершенствование, путём приобретаемого практического опыта. Однако, позволяя ребёнку принимать на себя главенствующую роль без каких-либо ограничений, даёт явно негативный результат. Дети, которых не приучают считаться с мнением близких и, вообще, окружающих их людей, вырастают убогими личностями. Которые попадая в нормальную среду в школе, в институте или на работе, начинают себя чувствовать изгоями, и прячутся за своим негативным отношением к окружающим людям и обстановке. Очень часто такие состояния приводят в той или иной степени к психическими отклонениями уже в более зрелом возрасте.

Поэтому, прежде, чем внедрять в свою практику (в саду или дома) какую-либо из множественных методик воспитания, в изобилии изложенных на просторах интернета, следует детально и предельно внимательно изучить все аспекты предложенного метода, понять плюсы и минусы, выбрать или смоделировать из нескольких свою систему.

В идеале, наиболее целесообразно использовать не один какой-то принципразвития способностей вашего ребёнка, а симбиоз различных методик и техник в данном направлении. Так как не существует безупречной методики, подходящей абсолютно каждому ребёнку, невзирая на его индивидуальные особенности. Поэтому отдавая малыша в сад с Монтессори методикой тоже продумайте – сможете ли вы дома обеспечить ему другое направление развития, чтобы ребенок в итоге рос с широким кругозором.

Любая методика воспитания, помимо огромного ряда достоинств, обязательно имеет недостатки и несоответствия касательно некой личности. Принимая во внимание вышеизложенное, молодым родителям было бы полезно больше наблюдать за направленностью интересов своего дитя. И в соответствии с этим подбирать самые различные приёмы из многообразия систем воспитания

Одно очень важное средство, абсолютно всегда дающее положительный результат в воспитании и гармонизации личности, это требовательность. Поэтому, если вы не готовы отдать своего малыша в сад с методикой Монтессори на весь день, то рассмотрите для начала группы раннего развития с применением этой системы, либо развивающие центры

На этих занятиях вы точно поймете, нужна ли ребенку развитая логика (чего очень много в методике Марии Монтессори) или он все-таки больше любит творческие направления. В самом начале развития вы уже, просто наблюдая за ним, сможете понять все сами.

Вернемся к требовательности. Она не должна переходить рамки доброжелательности и уважения к мнению ребёнка, его возможностям. Однако именно этот фактор обучает маленького человека самоорганизации и адаптации в обществе. Под данным термином, подразумевается создание таких условий и мотиваций, чтобы ребёнок сам принимал решение поступать этично, и внутренне развивал способность к самоанализу своих действий.

Также для дальнейшего сохранения тёплых родственных связей, невзирая на процесс взросления ребёнка, родителям необходимо выработать дружеский подход к решению различных, возникающих в данном процессе, проблем.

Сосредоточенная работа как источник энергии


Фото: LightField Studios / Shutterstock

Фото: Littlekidmoment / Shutterstock

Монтессори считала глубокую концентрацию в какой-либо деятельности ключом к внутренней гармонии, а достигается концентрация благодаря удовольствию от выполняемой работы. Когда ребёнок заинтересован тем, что делает, в нём развивается внутренняя мотивация к обучению, возникает чувство ответственности за результат. Но сосредоточенно заниматься сложно, если вокруг множество отвлекающих факторов

Именно поэтому большое внимание в системе Монтессори уделяется оформлению классных комнат: оно должно пробуждать любопытство, но и не отвлекать лишними деталями.

Идеи о взаимосвязи концентрации и удовольствия подтвердили и исследования современного американского психолога Михая Чиксентмихайи о состоянии потока — полного сосредоточения на своей деятельности. Например, если человек увлекается рисованием, то в состоянии потока он может два часа провести у мольберта, даже не заметив, как пролетело время

Учёный, на примере работы хирургов, описывает это так: «Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своём теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук»

При этом «погружаться» в поток можно по необходимости, а для этого сформировать чёткие цели, направить всё внимание на процесс и регулярно проверять себя.

Что об этом говорила Монтессори: «Духовная жизнь на самом деле строится на фундаментальной основе целостной личности, пребывающей в гармонии с внешним миром. Блуждающий разум, оторванный от реальности, также, надо сказать, отходит от здоровой нормы».

Зачем это взрослым: концентрация позволит добиться своих образовательных целей и не сойти с намеченного пути. Для многих студентов соблюдение этого принципа станет залогом возвращения инвестиций в обучение.

Как это применять в обучении взрослых:

  • Учебное пространство должно быть красивым, минималистичным и упорядоченным, и к онлайну это тоже относится. В приятной атмосфере, где всё продумано до малейших деталей и нет ничего лишнего, студент расслабляется — в этом состоянии сосредоточиться на получении знаний гораздо проще.
  • Процесс учёбы нельзя прерывать на технические вопросы, неэффективное общение, гаджеты и социальные сети. Студент исключает всё, что отвлекает от учебной цели, а организатор обучения предотвращает появление нежелательных организационных проблем в процессе.
  • У студента должна быть ясная цель. Он должен чётко представлять, каких результатов хочет добиться, ведь когда знаешь цель — легче сосредоточиться на маршруте.

Детский сад по методике Марии Монтессори

Сейчас очень популярной стала методика воспитания детейпо системе Марии Монтессори.Основу этой методики составляет то, что малыш является сам себе учителем. Ребёнку предоставляется полная свобода действий и выбора решений. А роль взрослого сводится к организации зон и изготовления дидактических материалов, используемых для реализации детских замыслов. Попутно взрослый ненавязчиво учит малыша, предлагая новые решения, но только в случае его согласия на взаимную деятельность. Таким же образом действуют в группе малышей, то есть если они хотят помочь друг другу, то им не мешают, потому что ответ на свой вопрос и поиск решения задачки они ищут сообща.

Ограничения метода Монтессори

В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей

Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план

Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.

Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.

Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку

Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.

Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.

Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.

В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.

Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Особенности методики Монтессори

Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса

Зона реальной жизни

Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

  • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
  • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
  • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать

Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др

Развитие самостоятельности как залог успеха

Одна из главных задач системы — развитие самостоятельности. С раннего возраста дети учатся не только решать без помощи взрослых бытовые задачи, но и выражать свои мысли, желания, просьбы о помощи. Так, малыши в детском саду, устроенном по методу Монтессори, могут самостоятельно приготовить простое блюдо, постирать одежду и организовать рабочее место.


Фото: Natalia Lebedinskaia / Shutterstock

С возрастом бытовая независимость переходит к независимости интеллектуальной: повзрослевший ребёнок учится самостоятельно добывать знания, планировать дела, выбирать формат и время своего обучения и нести за него ответственность. Автор метода представляла себе обучение именно как переход на новые ступени независимости.

Что об этом говорила Монтессори: «Человек, собственными силами выполняющий все работы, необходимые для удобств и потребностей жизни, побеждает себя, тем самым умножая свои способности и совершенствуясь как личность».

Зачем это взрослым: развивать самостоятельность сегодня многим приходится уже старшем возрасте, ведь в традиционных школах знания получались пассивно, и не всех учили применять их в деле. Использование этого принципа поможет студентам научиться ответственности, развить мотивацию и решать сложные задачи.

Как это применять в обучении взрослых:

  • Дать учащимся свободу выбора — предмета, времени и места занятий, возможности заниматься одному или в паре.
  • Предоставить возможность самоконтроля. Учебные материалы могут быть устроены так, чтобы студент мог увидеть и исправить свои ошибки. Этому помогут, например, прозрачные критерии результатов, шаблоны верных решений и другие инструменты.
  • Сформировать особую позицию преподавателей и кураторов. Главные их задачи — поддержка и организация самостоятельной деятельности обучающихся, поощрение экспериментов и креативности. У студентов есть право выбирать свою образовательную траекторию и работать с комфортной скоростью, педагог же выступает в этом процессе скорее в качестве коуча и фасилитатора, нежели источника знаний.

Программа Монтессори в детском саду: описание

Каждый родитель задается вопросом: какой детский сад выбрать для своего ребенка? На сегодняшний день все больше мам выбирают учреждения, в которых малышей развивают не только интеллектуально, но и эмоционально. Ниже более подробно рассмотрим, по какому принципу работает программа занятий Монтессори.

Данная программа — это способ психологической и педагогической поддержки. Благодаря методу Монтессори можно добиться хорошей социализации и при этом индивидуализации малыша. Если говорить об этом более понятным языком, то воспитатель или педагог в дошкольном учреждении помогает ребенку на пути его знакомства с миром и приспособлении к жизни в обществе. Программа по системе Монтессори позволяет малышам учиться познавать окружающий мир так, как они хотят сами. Это утвержденная образовательная система, которая прописана в виде специальных положений. Главной задачей дошкольного учреждения, где используется программа развития Монтессори является создание комфортных условий для обучения малыша и его социализации в обществе.

Основой программы является положение о детском возрасте как об особом и важном периоде жизни каждого человека. Например, в авторитарной системе воспитания малыш считается маленькой копией взрослого, тут педагоги стараются научить ребенка вести себя по общественному примеру, то в гуманистическом обучении каждая маленькая личность уникальна

Чтобы детская программа Монтессори была эффективной, в дошкольные учреждения принимают воспитателей, которые прошли специальное обучение и получили диплом, подтверждающий их знания касательно данной методики. Тут педагог не просто смотрит за детьми, а выявляет их интересы и тактично предлагает им новый подходящий материал для обучения. Воспитатели бережно относятся к раннему развитию малыша и знакомы с психологическими особенностями детей.

Обратите внимание на то, что в подобных детских садах роль педагога значительно отличается от привычных всеми нами воспитателей. У него на первый план выступает направление малыша и помощь

Немаловажную роль играет похвала и уделение особого внимания достижениям ребенка. Таким образом, у малыша появляется желание развиваться и познавать этот мир в комфортной для себя обстановке.

Потому что обучение отталкивается от интереса и способностей ребенка

Мария Монтессори считала, что ребенок может развиться гармонично и раскрыть своей потенциал, если ему не мешать и подталкивать его в нужном направлении. В монтессори-подходе стараются следовать этому правилу. Во-первых, создают развивающую среду с различными игровыми и обучающими зонами. Во-вторых, учитывают свободный выбор ребенка. Он входит в развивающую среду группы, знакомится с зонами с разными инструментами и игрушками и занимается тем, чем хочет. В-третьих, педагоги наблюдают за детьми во время таких игр, фиксируют их интересы и склонности. И затем будут строить общение с ними и обучение, учитывая эти склонности. В-четвертых, педагоги учитывают сензитивные периоды и требуют от детей разного возраста именно того, к чему они склонны.

В обычных садах сензитивные периоды развития учитываются, по крайней мере при составлении программы. Насколько этому следуют педагоги в группе, это другой вопрос. Но точно у педагогов меньше времени и сил, чтобы следить за каждым и учитывать его склонности. С одной стороны, это уравнивает детей, с другой мешает им полностью раскрыть свой потенциал.

Влияние методики на детей

Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.

Обучение по методике Монтессори  предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.

Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».

Программа Монтессори: плюсы и минусы

Плюсов программа Монтессори для детей имеет много, а вот минусов не наблюдается. Главным преимуществом системы является то, что малыши учатся и развиваются в маленьких группах. Так у них появляется возможность проявляться и активно участвовать в обучении. Такой метод позволяет развивать внутреннюю мотивацию. Кроме того, малышей не заставляют совершать какие-либо действия без их желания и не отчитывают за совершенные ошибки, особенно публично. Таким образом, у ребенка формируется здоровая самооценка и крепкая психика. В будущем малыш не будет сомневаться в себе, самое главное — у него будет здоровая самооценка.

Как и упоминалось выше, дети, которые ходят в сад с программой обучения Монтессори, сами решают, чем они хотят заниматься, а цель преподавателя — подстроиться под его увлечения и обеспечить комфортную обстановку для учебы. Дети сами выбирают объем заданий, что позволяет избежать негативных эмоций.

Закономерности формирования личности ребенка

Немаловажную роль в выполнении программы играет знание педагогом важнейших закономерностей формирования личности ребенка. Одна из них заключается в том, что изменения в организме человека происходят всю жизнь. Развитие не сводится лишь к количественному изменению.

В каждом возрастном периоде происходят преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Известно, что развитие личности определяется воздействием трех факторов — наследственности,воспитания и среды. Влияние наследственности и среды может значительно корректироваться воспитанием и обучением.

Воспитание личности происходит в основном в процессе включения ее в разнообразную деятельность: предметную, двигательную, игровую, конструктивную, бытовую, трудовую, художественную, познавательнопрактическую.

Психологическими стимулами активной деятельности человека являются потребности, мотивы, интересы, установки.

Выполнение программы невозможно без знаний возрастных особенностей развития дошкольников.

Особенности дошкольного образования по системе Монтессори

При выборе детского сада по системе Монтессори рекомендуют уделить внимание следующим вещам:

  • Уточнить образование педагогов и их соответствие стандартам Монтессори.
  • Убедиться в наличии свободного времени у детей, предоставляемого для самостоятельных занятий (не менее 1–2 часов в день).
  • Изучить структуру класса и то, какие области развития он предоставляет для детей определенного возраста.


Особенности дошкольного образования по системе Монтессори

Одной из центральных идей Монтессори является развитие самостоятельности и инициативы. Узнайте, какой уровень свободы предоставляется детям в этом детском саду, как они могут выбирать задания и работать над ними в своем темпе. Ознакомьтесь с разнообразием используемых обучающих материалов и методик

Важно, чтобы они соответствовали принципам Монтессори и стимулировали активное участие и исследование

Ассоциация подчеркивает важность создания подходящей среды для развития детей и обеспечения классов соответствующими материалами и зонами для обучения, в зависимости от возрастных характеристик. Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 02 июня

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 02 июня

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

При выборе детского сада по системе Монтессори следует учесть его особенности:

  • С небольшими группами: в детских садах Монтессори они составляют от 15 до 25 детей разных возрастов (0–3 и 3–6 лет) с двумя педагогами. Это создает более индивидуальный подход к развитию каждого ребенка.
  • Методы обучения и дидактическая система Монтессори: материалы, утвержденные Международной ассоциацией Монтессори, помогут детям развивать навыки распознавания цветов, форм и размеров.
  • Порядок и самостоятельность. Монтессори-сады, где дети учатся убирать за собой и имеют свободу выбора в использовании учебных материалов. Это способствует формированию ответственности и навыков самостоятельности.
  • Практические навыки: они развиваются через использование обычных предметов быта, таких как предметы для приготовления пищи и ухода за растениями.
  • Режим и обряды: как организованы прогулки, время для сна и приемы пищи. Систематизированный распорядок помогает детям ощутить структуру дня и учиться ориентироваться во времени.
  • Роль социализации: на мероприятия вроде «круга», которые способствуют контактам и общению между детьми. Это важный аспект в развитии навыков взаимодействия.

Такие стандарты обеспечивают эффективное функционирование монтессори-садов в России и способствуют развитию детей в соответствии с принципами данной методики.

Свобода ребенка и роль воспитателя

Под ролью воспитателя мы будем понимать не только сотрудников детских учреждений, но и родителей ребенка, и других взрослых, которые решили применять данный метод.

Монтессори предлагает воспитателю овладеть сознанием ученого. Принять на себя более специальную роль наблюдателя за ребенком (подобно ученому в лаборатории, который наблюдает за микроорганизмами через микроскоп), нежели просто следить за его безопасностью и раздавать задания.

Задача воспитателя заключается в осмысленном наблюдении за ребенком. Воспитатель не должен навязывать знания или целенаправленно учить ребенка. Он может иногда и только слегка направлять действия ребенка (не давая ему тем не менее почувствовать свое присутствие). А помогать он может только по просьбе самого ребенка.

Самому же ребенку отводиться задача быть свободным и делать что угодно в окружающей среде, при этом, не мешая другим детям. Но даже при этом воспитатель не должен быть пассивным наблюдателем, а должен быть активным ученым:

В такой свободной среде ребенок учится и развивается самостоятельно, через Монтессори-материал (родители называют его «Монтессори-игрушки»), в который заложены функции самообучения.

Классическая Монтессори-группа состоит из детей от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Все дети учатся в одной группе, не разделяясь по возрастам. Это является хорошим решением, так как младшие учатся у более старших, берут с них примеры поведения, действия с предметами и т.д.; а старшие учатся учить младших, проявляя чуткость и заботу, они берут на себя роль лидера и наставника. Такое взаимодействие помогает установить доброжелательную атмосферу в группе.

Итоги

Дети – это те же взрослые, со всем комплексом внутренних проблем и противоречий. Они понимают и анализируют ваши действия на подсознательном уровне. Поэтому не следует относиться к ним, как к неразумным существам, сюсюкая и улюлюкая с ними.

Любовь заключается не в том, чтобы беспрекословно удовлетворять все прихоти маленького человека, а в том, чтобы, уважая его мнение, находить методы и подходы для направления его развития в русле общечеловеческих ценностей и гуманизма. Имейте это ввиду, в том числе и когда выбираетедетский сад с применением методики Монтессори или без нее.

Фото: свободные источники Интернет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: