Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией

Содержание

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный. 

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество. 

Развитие психомоторных функций при стертой форме дизартрии разными методами

Нарушение психомоторных функций является одним из симптомов проявления стертой формы дизартрии. Они проявляются в разных формах и требуют своевременной и систематической коррекционной работы.
Для коррекции, развития и активизации психомоторных функций организма применяются следующие методы коррекционной работы:

  • Игры и упражнения, ориентированные на совершение движений в определенном ритме, темпе, с проговариванием.
  • Логоритмические занятия.
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения на развитие мышц, отвечающих за работу органов артикуляции.
  • Постановка речевого дыхания. Оно тесно связано не только с произношением, но и с работой органов артикуляции. Дыхание должно быть приведено в соответствие с движением артикуляционного аппарата.
  • Физические упражнения, ориентированные на развитие кистей и пальцев рук.
  • Графические упражнения, ориентированные на развитие мелкой моторики.
  • Обязательная изобразительная деятельность и иные творческие направления деятельности.
  • Регулярное проведение подвижных игр.
  • Проведение мероприятий, тесно связанных с музыкальным и физическим развитием детей и основанных на различных видах двигательной активности.
  • Конструктивная деятельность.

Следует отметить, что только комплексная работа, включающая все направления коррекционной деятельности, в том числе речевое развитие, активизацию моторных функций, развитие двигательной активности и разработку органов артикуляции, поможет скорректировать стертую дизартрию и повысить качество функционирования психомоторных функций организма ребенка с речевой патологией.

Развитие артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией

Чтобы развить моторные функции организма, совершенствовать работу артикуляционной и мимической моторики, выступающих составными компонентами психомоторных функций, используются игровые приемы. Все они делятся на группы:

  1. Творческие игры. Творческие игры основаны на фантазиях детей. Они самостоятельно выбирают сюжет игры и ее атрибуты. Как правило, к таким играм относятся сюжетно-ролевые, театрализованные, предметные.
  2. Дидактические игры. Это игры с правилами. Они имеют образовательную направленность т.е. ориентированы на формирование у детей конкретных навыков, конкретных действий. Игровое действие выполняется на основании соблюдения конкретных правил. Это позволяет сформировать навыки выполнения различных движений органами артикуляции, заложить основы выполнения мимических движений в определенной последовательности.
  3. Подвижные игры. Они ориентированы на общее физическое развитие ребенка и активизацию двигательной сферы организма.

Наиболее часто используемыми играми, направленными на развитие артикуляционной и мимической моторики, являются дидактические игры. Они нацелены на формирование конкретных артикуляционных навыков, активизацию тех или иных органов артикуляции, выработку правильного артикуляционного уклада, координацию работы всех частей артикуляционного механизма.

Кроме того, дидактические игры ориентированы на развитие речевого дыхания и постановку мимики при произнесении конкретных звуков, слов и фраз.

Кроме игровой деятельности используется логопедический массаж, направленный на развитие органов артикуляции, проводятся мимические упражнения, гимнастика и логопедический самомассаж лица. При этом, мимические упражнения проводятся в связи с артикуляционной гимнастикой, а, соответственно являются составными компонентами игровой деятельности.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. 

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Организация и методика констатирующего эксперимента

Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют, что дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям, так как развитие их речи протекает на фоне нарушений деятельности центральной нервной системы. Б. П. Пузанов указывает, что коррекция речи детей с ОНР — длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Однако опыт обучения и воспитания дошкольников с данной речевой патологией показывает, что они обладают довольно большим потенциалом развития, который может быть реализован в результате правильно организованного коррекционного воздействия. Целью констатирующего эксперимента явилось изучение особенностей моторных функций у детей с дизартрией. Было обследовано 96 человек: 30 здоровых и 66 — с дизартрией. Последние были разделены на группы: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6 чел.), с нерезко выраженным ОНР (10 чел.) и с ОНР III уровня (50 чел.). Третью группу составили две подгруппы — экспериментальная и контрольная — по 25 человек в каждой.

Для подтверждения обоснованности выделения 4 указанных выше групп (3 группы дизартриков плюс группа нормальных детей) был проведен кластер-анализ выборки. Матрицу объект-свойства сформировали 9 показателей, характеризующих состояние общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, моторики артикуляционного аппарата, динамической организации движений артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия, просодики речи. Значение каждого показателя было рассчитано для 30 детей с нормальным развитием (на рис.3 соответствующие им случаи обозначены С_1—С_30), 6 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (С_31—С_36), 10 детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (С_37—С_46) и 50 детей с общим недоразвитием речи III уровня (С_47—С_96). Мера близости между объектами задавалась как евклидово расстояние р(л )=(хгЛу)2- Расстояние между классами определялось по типу «дальний сосед». Наблюдения проводились на базе логопедического кабинета психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) департамента образования Кировского района города Екатеринбурга, в детской клинической больнице № 7, в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений №517 и 547.

При проведении исследований мы опирались на основные методологические принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р. Е. Левиной , Л. С. Выготским , В. И. Лубовским : квалификации главного, первичного звена в структуре дефекта; системного анализа картины нарушения; связи речи с другими сторонами психического развития; учета данных онтогенеза и патогенеза.

В констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи: 1. Определить уровень сформированности моторных функций в 5-летнем возрасте у детей с дизартрией и у детей, не имеющих речевых нарушений. 2. Установить особенности нарушений моторных функций у детей с дизартрией. 3. Выявить взаимосвязь состояния артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения. 4. Выявить взаимосвязь нарушений внимания, памяти, словесно-логического мышления с нарушением пальцевой и артикуляционной моторики.

При составлении схемы обследования дошкольников мы руководствовались методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р. Е. Левиной , Г. В. Чиркиной , Л. Ф. Спировой , 3. А. Репиной , тестами по исследованию двигательных функций, рекомендованными А. Р. Лурия , Н. И. Озерецким , М. Б. Эйдиновой , и методами психологического исследования. Указанных выше приемы и методы обследования были адаптированы с учетом целей исследования и особенностей контингента обследуемых детей. В исследовании использовались методы: анализ анамнестических сведений (по медицинской и логопедической документации); наблюдение, беседы с педагогами, родителями и детьми; психолого-педагогический эксперимент.

Нарушение моторных функций при дизартрии

Введение.

Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных
функций при дизартрии.

.1 Дизартрия как речевое нарушение

.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с дизартрией.

.3 Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного
возраста. Развитие движений и действий дошкольников

.4 Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного
возраста с дизартрией

Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных
функций у детей с дизартрией

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В современной логопедии вопросы диагностики дизартрии остаются
дискуссионными. При этом дефекте речи нарушены общая моторика, а также и другие
процессы моторной реализации речевой деятельности: голос, мимика, мелодико-интонационная
сторона речи, а также мелкая и артикуляционная моторика.

От того, как рано или поздно выявлены дефекты речи, от того, когда начата
логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит
результат исправления дефектов речи. Раннему речевому развитию ребенка и
проблемам дефектологии посвящены работы Винарской Е.Н., Гвоздева А.Н.,
Архиповой Е.Ф. Отсутствие гуления, лепет и двигательных реакций у ребенка до 1
года требуют педагогической коррекции со стороны дефектолога, логопеда. К
сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда
находит свое понимание у врачей педиатров, не всегда и родители, имеющие детей
с проблемами в развитии от 0 до 1 года обращаются за помощью к логопеду или
педагогу-дефектологу. А ведь раннее выявление дизартричечких расстройств и,
следовательно, ранняя коррекционная работа педагога-логопеда непременно дадут
положительные результаты в динамике речевого развития ребенка.

Все выше сказанное позволяет назвать проблему речевых нарушений у детей с
дизартрией необычайно актуальной. Несомненный интерес представляет также
педагогическая коррекционная работа с детьми, имеющими дизартрические
расстройства.

Природа указанных нарушений остается недостаточно раскрытой, вследствие
чего нет единого определения этой формы речевого нарушения. Одни авторы относят
к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения
звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами
артикуляционных мышц. Другие толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят
к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в
результате поражения различных уровней центральной нервной системы ( А.
Митронович-Моджеевска). Гутцман, определяя дизартрию как нарушение артикуляции
и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи
дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого
оформления и недостаточную модуляцию голоса.

Дизартрия -нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата.Термин «дизартрия» образован от
греческих слов arthson- сочленение и dys -расстройство.

Выбор термина в современной логопедической науке до сих пор остается
дискуссионным, так как имеющиеся терминологические обозначения данного речевого
нарушения все же не отражают клиническую и нозологическую самостоятельность
данной группы речевых расстройств.

Объект исследования — проявление дизартрии у детей.

Предмет исследования — изучение особенностей симптоматики речевых
нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Цель исследования — изучение особенностей общей, мелкой и артикуляционной
моторики у детей с дизартрией .

Задачи исследования:

. Проанализировать психолого — педагогическую литературу по особенностям
речевых нарушений у детей;

. Охарактеризовать психолого — педагогические особенности детей с
дизартрией;

. Описать методики выявления особенностей речевых нарушений у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией ;

. Проанализировать полученные данные.

Гипотеза:……………

В исследовании применялись следующие группы методов:

)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез
исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных
этапах поисковой работы;

)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка,
наблюдение, обобщение педагогического опыта).

Глава I. Теоретические основы проблемы
нарушения моторных функций при дизартрии.

Речевая симптоматика

У дошкольников с дизартрией смазанное и нечеткое звукопроизношение, можно наблюдать фонационные и просодические расстройства речи, нарушено речевое дыхание.

Звукопроизношение. Недостатки звукопроизносительной стороны речи выражены в многочисленных искажениях, смешениях, заменах и пропусках звуков. Наиболее распространенные нарушения: дефект произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных , , .

Дизартрия — это речедвигательное расстройство, при котором нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность иннервации речевой мускулатуры, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Расстройства звукопроизношения отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей и вызывают вторичные недостатки письма и чтения.

Интонационно-выразительная окраска речи. У детей-дизартриков снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться носовой или хриплый оттенок голоса, отсутствует мелодичность и выразительность речи. Так, дети испытывают трудности при передаче голосом различных эмоциональных состояний людей (печаль, испуг, усталость, удивление), особенностей характера животных и сказочных персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.

Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает их высказывание в речь «на бегу».

Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен темп речи. У одних детей он ускоренный, у других — замедленный. Недостатки темпо-ритмической стороны речи видны при отраженном проговаривании за взрослым чистоговорок в ускоренном ритме и при воспроизведении ритмических рисунков путем отхлопывания или отстукивания карандашом по столу. Дети не владеют быстрым, четким проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.

Неречевая симптоматика

Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей моторике и мелкой моторике рук.

Артикуляционная моторика. Дети с дизартрией медленнее других пережевывают твердую пищу, оставляют недоеденными хлебные корки и комок пищи за щекой. При специальном логопедическом обследовании выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения «качели» и «маятник»), трудности в вытягивании и растягивании губ (упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении («иголочка», «лопата»), трудности в удержании широко раскрытого рта на счет до 10. Данные недостатки артикуляционной моторики могут сопровождаться гиперсаливацией (повышенным слюнотечением), тремором (дрожанием) и цианозом (посинением) кончика языка. Все описанные проявления обусловлены нарушением иннервации органов артикуляции вследствие неврологической патологии в анамнезе.

Общая моторика. Несмотря на то что у детей с легкой степенью дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, их общая моторика отличается неловкостью и недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, их мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.

При специальном обследовании можно выявить недостатки статической и динамической координации движений, двигательную диспракию (нарушение произвольных движений) и атаксию (нарушение равновесия). Это проявляется в следующем:

  • неустойчивость при стоянии на одной ноге, особенно с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной или даже двух ногах;
  • затруднения при ходьбе по «мостику», расчерченной мелом дорожке, а также по спортивной скамейке;
  • неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
  • трудности при подражании или имитации движений (как идет солдат, летит птица, режут хлеб).

На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения на другое.

Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.

В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов, что является одним из проявлений ММД и другой неврологической патологии.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином, при этом прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.

Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» — поочередно соединять одноименные пальцы обеих рук; «колечки» — поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке; пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».

Впоследствии дети в школе испытывают трудности в овладении графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме, пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.

Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют на их психическое здоровье и вторично вызывают нарушения в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.

Связь состояния речевой функции с уровнем развития двигательного анализатора

XIX в. был отмечен бурным развитием исследований в области тонкой морфологии мозга, становлением методологии физиологического эксперимента и научных клинических наблюдений. В 70-х гг. прошлого века русский анатом В. А. Бец впервые описал тонкое клеточное строение задних (сенсорных) и передних (двигательных) участков мозговой коры, а в передних центральных извилинах выделил гигантские пирамидные клетки, названные по его имени. Клетки Беца подробно описаны в литературе как двигательные клетки коры головного мозга.

В это же время (1870) немецкие физиологи Фрич и Гитцинг провели первые опыты, показавшие, что раздражение ограниченных участков мозговой коры собаки приводит к возникновению непроизвольных сокращений определенных мышц ее тела. Позднее подобные эксперименты Шер-рингтон и его сотрудники провели на обезьянах, а Ферстер, Петцль, Хофф и, наконец, группа ученых во главе с Пенфилдом — на человеке. Все эти опыты с очевидностью показали: раздражение одних участков мозговой коры приводит к возникновению движений, раздражение других — к появлению зрительных, слуховых или тактильных ощущений. Таким образом, разные участки мозговой коры имеют отношение к разным психическим функциям.

Данные, указывающие на неоднородность функций различных участков мозга, были получены также при клиническом наблюдении больных с локальными поражениями мозга. В 1861 г. французский анатом П. Брока указал, что поражение задних отделов нижней лобной извилины левого полушария вызывает у человека нарушение моторной речи. Он назвал это явление афемией (позднее закрепился термин «моторная афазия»). Через 10 лет немецкий психиатр Вернике установил, что разрушение задней трети верхней височной извилины слева приводит к нарушению понимания речи (сенсорная афазия).

Вскоре было замечено, что поражение затылочных отделов мозга вызывает нарушение зрительного восприятия (оптическая агнозия), поражение теменной области — утрату способности правильно строить предметное действие (апраксия).

Материалы аналогичных наблюдений накапливались. Неврологи стали говорить о нарушениях счета (акалькулия), письма (аграфия), чтения (алексия), музыкальных способностей (амузия), конструктивной деятельности (конструктивная апраксия), каждое из которых возникало при узкоограниченных поражениях определенных участков мозга.

Р. Шмидт доказал, что при нарушениях деятельности мозжечка возникают расстройства координации движений и регуляции мышечного тонуса, характеризующиеся следующими симптомами: 1. Асинергия — невозможность посылать должное количество нервных импульсов к различным мышцам, выполняющим движение. При этом отдельные компоненты двигательной программы выполняются не одновременно, а скорее последовательно (распад движений); движения выполняются в избыточном или недостаточном объеме, затем наступает их чрезмерная компенсация (дисметрия). У таких больных наблюдается неверная походка с широко расставленными ногами и избыточными движениями, при которых больного как бы «бросает» из стороны в сторону (церебеллярная атаксия). Выполнение быстрой последовательности движений также становится невозможным (адиадохокинез, или дисдиадохокинез).

2. Тремор, отсутствующий в покое, но возникающий при целенаправленных движениях (интенционный тремор). Может переходить в такие размашистые колебания, что достижение цели становится невозможным. Это связано с нарушением коррекции движений в ходе их выполнения, особенно наглядно проявляющимся при поражениях ядер мозжечка.

3. Гипотония, или снижение мышечного тонуса. Этот симптом часто сопровождается слабостью и быстрой утомляемостью мышц. Он связан главным образом с повреждением полушарий мозжечка; изолированные поражения червя (в передней доле) сопровождаются скорее увеличением тонуса. 4. Нистагм. 5. Головокружение. 6. Дефекты речи.

Морфологическая структура двигательного анализатора человека очень сложна. Мышцы связаны с центральной нервной системой посредством проприоцептивных моторных безусловно-рефлекторных дуг. Возбуждение, возникающее при растяжении и сокращении мышц, передается по афферентным волокнам в спинной мозг, в нем по задним столбам (пучки Голля и Бурдаха) достигает больших полушарий и передается в заднюю центральную и теменную области — поля 1 и 3 и отчасти 5 и 7. Это область проекции мышечной чувствительности. Основная масса кинестетической информации поступает сюда и далее по ассоциативным волокнам передается в переднюю центральную область — поля 4 и 6. Верхние этажи поля 4 и поля 6 являются афферентными, а нижние их этажи — эфферентными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: