Необходимые образовательные условия при создании безбарьерной среды для детей с нарушением слуха

Инклюзия: преимущества и недостатки

Виды инклюзии: частичное и обратное включение

При полной инклюзии дети с особенностями учатся наравне с нормально развивающимися сверстниками. Но иногда требуется помощь тьютора — педагога, который помогает ученику с особенностями на уроках и на переменах. Тьютор может доступно объяснить сложный материал, поддержать при взаимодействии со сверстниками, помочь с передвижением по школе.

При частичной инклюзии дети большую часть времени обучаются по коррекционной системе, а на занятия в обычном классе отводится несколько часов.

Для тех, кому некомфортно в шумной нормативной среде, предусмотрена обратная инклюзия: ребенок обучается в коррекционном классе, но на некоторые занятия приходят и дети без особенностей развития. Например, это может быть совместный урок рисования, пения, труда.

Что это вообще такое?

Инклюзивное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В широком же смысле это означает равный доступ к образованию для каждого ученика. Такой подход признает, что все без исключения — личности с различными потребностями в обучении. И речь тут, конечно, не о пандусах (или не только о них). Говоря об инклюзии, мы имеем в виду комплексное развитие среды, подготовку учителей, работу с родителями, освещение проблемы через СМИ и многие другие факторы, которые позволят детям с особенностями получить образование.

Что такое инклюзивное образование

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

«Плюсы» инклюзивного образования

При получении образования по инклюзивному принципу у лиц, имеющих особые потребности, открываются возможности, которые можно отнести к несомненным плюсам.

  1. Возможность взаимодействия с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью, которое практически отсутствовало до начала участия в образовательном процессе, иными словами с обычными людьми.
    Как известно, у большинства лиц с нозологиями круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, совместно с ними проживающими, либо «коллегами» по центру реабилитации.
  2. Возможность вхождения в общество (социализации) вместе и наравне с другими членами социума.Примером может служить посещение мест культурного отдыха (театры, музеи и кинотеатры) адаптированных к необходимым потребностям, облегчающим пребывание в этих местах, то есть «доступная безбарьерная среда». В наши дни это уже обычное явление.
  3. Возможность иметь по жизни и в период получения образования психологическое, психолого-социальное, коррекционное и социализирующее сопровождение. Эти типы сопровождения могут и должны обеспечивать специалисты, подготовленные к преподаванию по инклюзивному типу.
  4. Развитие социальных и коммуникативных навыков, взаимодействие с обществом посредством тьютерского сопровождения на всех этапах получения образования и первичного вхождения в общество. Необходимо отметить, что лица с ограниченными возможностями и особыми потребностями не обладают развитыми социальными и коммуникативными навыками. По этой причине аспект тьютерского сопровождения чрезвычайно важен. Тьютер часто выполняет роль посредника между человеком с особенностями и социумом. Особенно на первичных этапах развития социальных навыков. В образовательных учреждениях, не имеющих инклюзивной направленности, тьютеры отсутствуют.
  5. Несомненным плюсом образования по инклюзивному типу является возможность разбиения общеобразовательного учебного плана с увеличением срока обучения на 1/3 времени. Это позволяет человеку с проблемами здоровья осваивать учебную программу в удобном для него темпе. Совмещать образовательный процесс с необходимыми для него мероприятиями по улучшениям качества жизни с учётом его особенностей здоровья.

Как вести себя родителям «обычных» детей, которые обучаются в инклюзивных классах?

Для начала понять, что особенный ребенок в классе — это не проблема, а подарок. В таких классах учебный процесс расширяется и выходит за рамки школьной программы. Инклюзия учит заботиться о ближних, учит гуманизму. Также существует мнение, что в инклюзивных классах дети лучше усваивают знания. Простой пример: одноклассников могут попросить помочь особенному ребенку в обучении, а когда ты что-то объясняешь другому, то и сам запоминаешь лучше. И конечно, родителям не стоит переживать за возможное ухудшение уровня обучения детей — идея подхода, как мы уже говорили выше, как раз в том, чтобы ни один ребенок не упустил возможность получить необходимое образование. Это, к слову, показывают и исследования: «обычные» дети, которые учатся в инклюзивных классах, лучше справляются с учебными нагрузками и легче находят общий язык со сверстниками. Ну и, конечно, в инклюзивной среде дети видят жизнь с разных сторон, благодаря чему спустя время человек, например, в инвалидной коляске будет восприниматься детьми как равный, а не «другой». Все это возможно в совокупности с квалифицированными учителями и подготовленными родителями, которые помогут максимально комфортно погрузиться в инклюзию.

Инклюзия в образовании: взгляд общества

Инклюзия предполагает, что все, с кем ребенок сталкивается в школе, будут с пониманием относиться к его потребностям. Например, если ученик использует «говорящую» программу вместо речи, сверстники должны научиться взаимодействовать с ним. В сложных ситуациях помогает тьютор.

Любовь Олтаржевская, руководитель московского психолого-педагогического центра Департамента образования, отмечает, что инклюзию желательно начинать в дошкольном возрасте. В этом случае дети быстро находят общий язык в процессе различных игр. Отношение к сверстникам с особенностями зависит и от педагога

Учитель не должен делить коллектив на группы и акцентировать внимание на разнице в способностях учеников

Родителей детей без особенностей развития нужно заранее предупредить о введении совместного обучения. По результатам опроса ВЦИОМ, 66% россиян согласны с тем, что дети с инвалидностью могут учиться в общем классе. 16% относятся к этой идее негативно и 13% заняли нейтральную позицию.

Обычно конфликты возникают, если родители узнают новость об инклюзивном обучении неожиданно

Руководство школы должно объяснить им, что учителя будут уделять внимание каждому и образовательный процесс не пострадает

Инклюзия для каждого

Около 2 млн российских детей нуждаются в особом подходе к обучению, за последний год их стало больше на 9,4%.

До XX века врачи изучали инвалидность только с медицинской точки зрения

Со стороны государства внимание уделялось лечению, а не развитию талантов, социализации, получению человеком профессии

Все изменила Конвенция о правах инвалидов, принятая в 2006 году. Ее подписали 164 государства, в том числе Россия. Согласно Конвенции, проблемой является не инвалидность, а среда, которую нужно адаптировать под разных людей. Это касается и системы образования.

Если сравнивать разные формы обучения, то при индивидуальных занятиях ребенку часто не хватает общения со сверстниками и положительного примера, на который можно равняться. А коррекционные школы и классы рассчитаны на учеников с тяжелыми нарушениями развития. В таких учреждениях больше внимания уделяется реабилитации и терапии, чем получению знаний.

С учетом этого родители детей с особыми потребностями часто выбирают обычную школу. При наличии свободных мест ребенка обязаны туда зачислить.

Но для полноценного образования могут потребоваться специальные условия. И это не только пандусы для колясочников и тактильные указатели для слабовидящих, это также адаптированные программы для разных категорий учащихся. Кроме того, педагогам необходимо пройти курсы по инклюзивному обучению. На практике далеко не везде есть необходимый кадровый состав и соответствующая техническая оснащенность. И когда особенных учеников отдают в обычные школы, худшие опасения родителей оправдываются: педагоги не знают, как адаптировать материал и методы ведения уроков для детей с инвалидностью. В то время как подготовленный учитель может выстроить работу так, чтобы сильные ученики не скучали, а отстающие развивались в соответствии со своими возможностями.

8 принципов инклюзивного образования

Дети с особенностями развития получают возможность обучаться в обычных школах. При этом в школе создаются для этого все необходимые условия. Это касается не только упомянутых пандусов, но и другого оборудования, а также самих образовательных программ и методик. Коротко говоря, не ребенок подстраивается под требования школы, а школа подстраивается под его особенности.

Инклюзивный подход к образованию базируется на следующих принципах:

1.    Каким бы ни был ребенок, он в любом случае представляет ценность сам по себе

2.    Каждый из учеников способен думать и чувствовать

3.    Право на общение и быть услышанным дано всем детям без исключения

4.    Мы все нуждаемся друг в друге, в том числе дети

5.    Настоящее образование —  это не просто определенный уровень знаний, но и умение строить реальные взаимоотношения с разными людьми

6.    Особенные дети, как и другие, не могут жить в изоляции. Им нужна поддержка и дружба

7.    Любой человек имеет предел возможностей. Поэтому прогрессом лучше считать то, что ребенок может сделать и сделает, а не завышенные ожидания, которые ему не по силам и никогда не произойдут

8.    Разнообразие положительно влияет на все стороны жизни.

Дальнейшие перспективы

Инклюзия – это не только про создание подходящих условий для людей с особенностями развития, но и про отношения. В первую очередь это про отношение остального общества к ним.

Современному обществу, к сожалению, все еще не хватает здоровой нравственной основы. Мы недостаточно готовы к принятию самой идеи равных возможностей и взаимодействия на равных. Все еще слабо сформирована та среда, которая является платформой для развития инклюзивного мировосприятия.

Но постепенно взгляды меняются. Поэтому формирование инклюзивного общества – это не утопия. Это – уже происходящий сейчас процесс. И то, насколько он будет быстрым, в значительной степени от нас самих.

Какие дети попадают в инклюзивные классы?

Ответ есть в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Нуждающимися могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, одаренные дети и дети-сироты, которые рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Большинство из них сейчас обучаются дома, следовательно, не имеют возможности социализироваться в обществе.

Важно понимать, что если на улицах мы не видим людей с физическими или психологическими отклонениями, это не значит, что в нашей стране их нет. Вывод совсем другой: среда не приспособлена для комфортной жизни всех групп населения

Плюсы

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Трудности

Внедрение инклюзивного образования в России также сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Выходит, любое учреждение, где учится особенный ребенок, инклюзивное?

Есть нюансы. Изначально нужно понимать, что такая школа редко возможна только за счет бюджетных средств. В Москве, где инклюзия законом закреплена с 2010 года, есть хороший опыт: ресурсы, технологии, подготовленные специалисты. В других регионах все более формально. Формальная инклюзия — не выход. Конечно, дети могут физически находиться в классах, но при этом быть полностью отрезанными от совместной деятельности.

Как правило, в инклюзивных школах приходится не больше чем два-три ребенка с ограниченными возможностями здоровья на класс из 15–20 человек. Помимо всех необходимых профильных врачей, в школах могут работать инструкторы ЛФК и быть открыты АВА-классы. Многие дети с особенностями учатся в школах по адаптивному индивидуальному плану и могут посещать ее в особом режиме, но предметы и учебники одинаковые для всех.

York, Vandercook, MacDonald, Heise-Neff, and Caughey. Effects of Inclusion on the Academic Performance of Classmates Without Disabilities. A Preliminary Study, 1992

Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра.

Преимущества инклюзивного подхода к образованию

Сегодня уже есть примеры, когда инклюзия или совместное обучение детей с разным уровнем умственного развития и физического здоровья приводит к положительным результатам. 

В здоровых детях наблюдаем развитие толерантности, милосердия и ответственности, а ребята с ограниченными возможностями лучше адаптируются к жизни.

Социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивной среде происходит быстрее, чем у их сверстников, которые занимаются в специализированных школах. Навыки коммуникации развиты лучше, а социальная компетенция находится на более высоком уровне.

Взаимоотношения между обычными учениками и детьми-инвалидами становятся прочнее из-за того, что первые наблюдают и осознают, что между ними много общего. Результаты обучения, вследствие насыщенной учебной программы, у тех и других повышаются.

Задачи

Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений, педагогов и специалистов, реализующих практику включающего (инклюзивного) образования.

В вузах столицы, в том числе в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ), открыта магистратура по направлению «Организация инклюзивного образования», реализуется программа модульных курсов повышения квалификации специалистов образовательных учреждений.

Для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения в условиях инклюзивной школы важным ресурсом становится тьюторство. Тьютором в инклюзивном образовании сегодня принято считать и помощника-сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия. Главная задача сопровождающего – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

Недостатки инклюзивного подхода к образованию

Разумеется, у инклюзивного образования имеются и недостатки. Хотя правильнее тут говорить все-таки не о недостатках, а о трудностях. Со временем их можно преодолеть. В настоящий момент эти трудности можно разделить на объективные и субъективные.

К субъективным в первую очередь относятся косность взглядов. Это касается и педагогов, и родителей (причем обоих сторон), и самих учеников. Среди родителей и педагогов, например, можно столкнуться с мнением, что «особенный» ученик среди «нормальных» детей способен оказывать негативное влияние. А родители особых детей считают, что инклюзивное образование «лишает» их должного количества реабилитационных услуг.

Из объективных трудностей можно выделить следующие:

•    адаптация учебной программы. Соединить общеобразовательную программу с коррекционной так, чтобы качество обучения не страдало, сложно. У детей разные образовательные потребности. Их удовлетворение требует от учителя наличия специальных умений, навыков и знаний

•    кадровая проблема. Сегодня не хватает коррекционных педагогов со специальным образованием. Профессия предполагает постоянное развитие, изучение множества дополнительных смежных дисциплин, связанных с обучением и воспитанием детей с задержками развития и другими особенностями

•    финансирование, доступность. Для организации инклюзивного образования необходимо создавать специальные условия, которые требуют привлечения немалых денежных средств. Не всегда помещения в школах приспособлены к потребностям особенных учеников. 

Проблемы инклюзивного образования

У правильно организованного инклюзивного обучения нет минусов. Но в реальности российские школы сталкиваются с рядом трудностей. Это:

  1. неготовность учителей без дефектологического образования к работе с детьми с особенностями развития. Так, большинство школьных педагогов не знают язык жестов для слабослышащих и теряются, когда поведение учеников с задержкой развития выходит из-под контроля;
  2. отсутствие гибкой учебной программы, позволяющей найти подход к каждому. Например, ученики с задержкой развития медленнее усваивают материал и нуждаются во внимании учителя больше, чем их сверстники;
  3. отсутствие технического оснащения: пандусов, лифтов, специально оборудованных учебных мест;
  4. отсутствие в штате логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, тьюторов и других специалистов;
  5. дефицит ресурсов, выделенных на инклюзивное образование;
  6. стереотипность мышления и предубеждения по отношению к людям с инвалидностью.

Татьяна Соловьёва, исполняющая обязанности директора Института коррекционной педагогики РАО, отмечает, что не все дети с особенностями развития готовы к полноценному обучению в инклюзивных школах. Так, если у ребенка нет совсем интереса к общению со сверстниками, если он совершенно несамостоятелен, не способен к концентрации и нуждается в постоянном контроле, инклюзия будет слишком сложна для него или станет просто формальностью.

Иногда дети с особенностями развития отказываются выполнять задания педагога, и родители переводят их на домашнее обучение. Хотя такие ученики могли бы заниматься по коррекционной программе. Также помогло бы участие тьютора, но этот специалист есть не во всех школах.

Несмотря на наличие проблем, которые предстоит решить, инклюзивное обучение продолжает развиваться: 56% детей с инвалидностью учатся в общеобразовательных школах со встроенной инклюзивной структурой. Инклюзия — это единственный путь к обществу, где к людям с инвалидностью не относятся как к изгоям.

У обычных детей, которые обучаются вместе со сверстниками с особенностями развития, больше терпимости и сопереживания. В результате в таких классах меньше травли.

Кроме того, инклюзивное образование помогает приобрести социальные навыки, освоить принятые в обществе правила и нормы. Пример сверстников — это лучшая мотивация. Находясь в обычном классе, ребенок начинает копировать поведение других учеников и стремится повторить их достижения.

Некоторые выводы

Печально сознавать, что даже пройдя все ступени образования по инклюзивному типу, человек не может применить себя для пользы общества (устроиться на работу). А если удаётся устроиться на оплачиваемую работу, то только после приобретения волонтёрского опыта, которого требуется не менее трёх лет. В тоже время отрадно сознавать, что сейчас государственная политика направлена на то, чтобы ликвидировать имеющиеся минусы в инклюзивном образовании. Сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: