Нарушение речи

Дизартрия

Симптомы дизартрии

Патогенетические механизмы дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой. Нарушение мышечного сокращения может быть двух видов – спастический и гипотонический вариант. Поэтому данные объективного осмотра отличаются:

  • Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
  • Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).

При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки. Из-за комплексного нарушения иннервации изменяются и характеристики голоса. Он становится тихим, слабым, глухим, приобретает гнусавость и т.д. Дисбаланс в контроле дыхательного акта приводит к тому, что выдох укорачивается, а при произношении речи – дыхание учащается и становится прерывистым.

Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение

Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств

Виды

Неврологи классифицируют заболевание исходя из локализации поврежденного участка в мозге, выделяют:

  • Бульбарную,
  • псевдобульбарную,
  • корковую,
  • подкорковую (экстрапирамидную),
  • мозжечковую,
  • паркенсоническую,
  • холодовую.

Бульбарная дизартрия

Эта форма заболевания, вызвана поражением ядер, связанных сразу с несколькими нервами (лицевой, подъязычный, тройничный, языкоглоточный, блуждающий) в продолговатом мозге. Это приводит к нарушению активности нескольких групп мышц. Характерный признак проблемы с глотанием, не четкая артикуляция, из-за которой произносимые звуки очень сложно разобрать, отсутствие мимики.

Псевдобульбарная дизартрия

В этом случае дизартрия является следствием поражения коркого-ядерных путей в головном мозге, из-за чего развивается паралич речевых мышц. Этот вид дизартрии может сопровождаться и другими симптомами поражения центральной нервной системы, например самопроизвольный плач или смех. Характерным признаком заболевания является монотонная речь.

Корковая дизартрия

Данный вид дизартрии вызывается поражением зоны коры головного мозга, отвечающей за скоординированную работу артикуляционного аппарата. Характерен паралич речевых мышц. В речи ребенка сохраняется структура слов, но слоги произносятся неправильно.

Подкорковая дизартрия

Этот вид дизартрии связан с поражением подкорковых ядер головного мозга, отвечающих за формирование речи. Проявляется спазмами различных групп мышц, смазанной, плохо различимой речью, складывается впечатление, что ребенок говорит «в нос».

Мозжечковая дизартрия

В случае данного вида дизартрии поражения мозжечка приводят к заболеванию. Оно проявляется растянутой речью, с меняющейся тональностью и громкостью.

Холодова дизартрия

Проявляется при смене температурного режима, ребенок испытывает речевые затруднения. Этот вид дизартрии является одним из симптомов миастении.

Отличия дизартрии от дислалии

Наибольшие трудности логопеды испытывают при дифференциальной диагностике дислалии и дизартрии, особенно стертых форм.

  • При дизартрии имеется три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства.
  • Имеются нарушения просодической системы.
  • Огромные трудности в автоматизации звуков.
  • Наличие признаков органического поражения ЦНС.

Дизартрия
Дислалия
Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)
У соматически ослабленных детей. Органики нет.
Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.
Неврологическая симптоматика отсутствует.
Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.
Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
Речевая активность снижена.
Речевая активность повышена
«У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».
К своему дефекту критичен.
Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.
Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.
Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано
Диафрагмально-речевое дыхание в норме.
Поведение неровное, часты смены настроения.
В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.
Память снижена, кратковременна

Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.
Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.).
Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой.
Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.

Причины дизартрии

  • токсикозы;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.

Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений. Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:

  • псевдобульбарная (встречается наиболее часто);

  • бульбарная;

  • экстрапирамидная (подкорковая);

  • мозжечковая;

  • корковая.

В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:

  • стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;

  • средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;

  • анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.

О заболевании

Дизартрия – это нарушение речевых навыков вследствие поражения речедвигательного аппарата. Локализация патологического процесса, приводящая к проблеме, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:

  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
  • подкорковые центры;
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
  • церебральная кора.

Диагностику проводит одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции). Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Вклад невролога в диагностику дизартрии

В этом процессе невролог играет важную роль. Невролог специализируется на изучении заболеваний нервной системы и может проводить различные методы обследования для определения наличия дизартрии. Он может изучить анамнез пациента, провести физическое и неврологическое обследование, а также назначить различные дополнительные исследования.

Невролог может рассмотреть результаты электроэнцефалографии (ЭЭГ), чтобы исключить эпилептическую активность и выявить наличие энцефалопатии, головного мозга и других несовершенств в нервной системе. Также может быть назначена магнитно-резонансная томография (МРТ) для получения более подробной информации об областях повреждения головного мозга.

Невролог может обследовать функции и движения языка, губ, нёба и других органов речи и посмотреть, есть ли какие-либо физические аномалии или нарушения. Он может проверить наличие нарушений в балансе мышц и моторике, что может быть связано с параличами или слабостью в области головы и шеи.

После выполнения всех необходимых исследований невролог может провести дифференциальный диагноз и оценить все доступные данные. Вместе с логопедом, невролог может определить причину дизартрии, а также разработать индивидуальное лечение и методы реабилитации.

В общем, вклад невролога в диагностику дизартрии заключается в проведении неврологического обследования, определении причины нарушения и выявлении возможных физических и нейрологических аномалий. Совместная работа с логопедом позволяет эффективно определить диагноз и разработать оптимальное лечение для пациента с дизартрией.

Лечение заболевания

Лечение обязано проводиться комплексно. Для начала нужно бороться с основной болезнью, которая привела к появлению симптомов. Терапия в себя включает реабилитационные мероприятия, логопедическую коррекцию и медикаментозное воздействие. Логопедическая коррекция по развитию речевых навыков состоит из:

  • восстановления артикуляции с помощью массажа и специальных упражнений;
  • формирование мелкой моторики;
  • коррекции проговаривания звуков;
  • упражнения для дыхательных органов;
  • активное речевое общение;
  • работы над улучшением выразительности речи.

Дети могут заниматься индивидуально или в группе. Главное не форма, а четкое соблюдение предписаний врача и регулярность. Отличные результаты показывает посещение школы, детского сада, групп и кружков, которые предназначены для детей с проблемами речи. Положительное воздействие на процесс лечения оказывает дельфинотерапия.

Лечить медикаментозным способом необходимо основное заболевание. Назначается прием ноотропов. Эти препараты помогают активизировать работу мозга, улучшить память. Использование медикаментов лучше всего комбинировать с другими процедурами:

  • массажем, включая точечный;
  • лечебной гимнастикой;
  • гирудотерапией;
  • иглоукалыванием;
  • физиотерапией, в том числе лечебные ванны.

Лечебные мероприятия в домашних условиях

По согласованию с детским неврологом и логопедом некоторые лечебные мероприятия можно выполнять в домашних условиях. Дома можно делать упражнения для мимических мышц. Вот приблизительный перечень упражнений:

  • надувать поочередно щеки;
  • втягивать и надувать щеки;
  • закрывать и открывать рот, щелкая зубами;
  • сосать кусочек сахара или леденец;
  • имитировать сосание;
  • облизывать губы;
  • зажать зубами кусок бинта или марли и держать их, пока взрослый аккуратно пытается вытянуть ткань.

Отлично помогают тренировать речевую моторику скороговорки. Тем более полезны те, которые имеют звуки, которые плохо выговаривает ребенок.

Воспитание детей с нарушением речи

Когда дети осознают, что отличаются от остальных, то они замыкаются в себе и начинают отмалчиваться. Но это нельзя допускать, необходимо с ребенком установить дружеский контакт. Эти детки не должны себя чувствовать хуже остальных. Для этого родителям необходимо применять комплексную терапию и сохранять эмоциональную и тесную связь с малышом. Также нужно, чтобы мелкая моторика у ребенка все время развивалась. Это улучшит процессы обучения.

Профилактика и прогноз дизартрии

Лишь систематическая и своевременно начатая логопедическая работа по коррекции заболевания сможет дать положительный эффект. Немаловажную роль в эффективности коррекционно-педагогического воздействия имеет лечение основной болезни, усердие непосредственно пациента-дизартрика, а также его родных.

При таких условиях на почти полное восстановление функции речи можно рассчитывать только в случае стертой формы болезни. Овладев навыками правильного произношения речи, эти дети смогут успешно учиться в общеобразовательной школе, а требуемую помощь логопеда получать в школьных логопунктах или в поликлиниках.

При тяжелых стадиях возможно только улучшение состояния речевого аппарата

Немаловажное значение для образования и социализации детей с нарушением речи имеет преемственность разных видов логопедических учреждений: речевых отделений психоневрологических стационаров, школ или детских садов для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, содружественная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста, психоневролога

Медико-педагогическая работа по профилактике дизартрии у детей с перинатальным нарушением головного мозга обязана производиться с первых месяцев жизни. Профилактические мероприятия в детском раннем и во взрослом возрасте состоят в предупреждении токсических воздействий, травм головного мозга, нейроинфекций. Дизартрия – это не приговор, ее корректируют и лечат специалисты. Самое главное поддержать ребенка для достижения положительных результатов.

Диагностирование болезни

Установить диагноз и определить лечение должны логопед и детский невролог. Для определения синдрома заболевания нужно выполнить обследование. Основополагающие процедуры во время исследования:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • магнитная трансканальная стимуляция;
  • электронейрография;
  • электромиография.

Одновременно с этими обследованиями требуется и логопедическая оценка:

  • работы речевого аппарата: спектр движений языка, подвижность губ, движения нижней и верхней челюсти, состояние мягкого неба, правильность дыхания;
  • речи на определение нарушений: общая оценка, словарный запас, темп, ритм, правильность звучания определенных звуков, разборчивость произношения;
  • устной речи и письма.

Причины

Медики в качестве основного фактора, провоцирующего дизартрию, считают поражение мозга. Также причиной патологического процесса становится перенесенное женщиной в период беременности какое-либо инфекционное заболевание или тяжелая форма токсикоза. Помимо этого, в качестве возможного фактора развития заболевания у ребенка учитывается перенесенные вирусные болезни, поражающие оболочки мозга.

Основные причины дизартрии:

  • гестоз;
  • резус конфликт;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • асфиксия при рождении;
  • стремительные или затяжные роды;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • менингит, менингоэнцефалит;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • гнойный средний отит;
  • ядерная желтуха новорожденных;
  • сильное отравление.

Виды

В медицинской практике артикулярных патологий дизартрия подразделяется на виды по проявлению симптоматики и расположению патологических дисфункций. Врачи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарная. Процесс обуславливается комплексным нарушением в речедвигательном анализаторе. Развиваются мышечные парезы, параличи языка, глотки гортани, нижней челюсти, тканей неба. Нарушаются глотательные функции, при вдохе нет свободного прохода воздуха, что приводит к гнусавости голоса и другим осложнениям.
  • Псевдобульбарная. Вызывается сложным неврологическим генезом. Псевдобульбарная дизартрия у детей провоцирует поражение структур мозга, отвечающих за черепные нервы, мышечную динамику. Развиваются процессы, полностью блокирующие или сильно ограничивающие подвижность мышц и артикуляцию.
  • Корковая. Развивается вследствие очагового поражения ЦНС в зоне корковых структур мозга. Эта форма дизартрии отображает ряд расстройств речевой моторики: инертная артикуляция, пропуск слогов, замещение твердых звуков на мягкие и прочие.
  • Подкорковая. Патологический процесс затрагивает ядерные центры серого вещества, провоцируя дисфункции мозговой системы. Патология проявляется нарушением мышечного напряжения, уменьшением силы сокращений мышц и регуляции последовательности движений. Болезнь сопровождается нечленораздельным произношением.
  • Мозжечковая. Заболевание обусловлено патологиями, поражающими отростки нейронов (нервы), заднюю мозговую зону (мозжечок), лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в мышцах языка, мышечных складках губ, вызывая ограничение подвижности.

Дизартрия у детей: что это такое и почему появляется?

Дизартрию речи нельзя назвать самостоятельным заболеванием. Это симптом, который сопровождает разные болезни. Дизартрия может вызываться демиелинизирующими болезнями и нейроинфекциями, нарушением мозгового кровообращения.

Дизартрия у ребенка зачастую является следствием детского церебрального паралича или перинатальных факторов. Как правило, причинами появления дизартрии у детей до одного года являются:

  • токсикоз во время беременности;
  • заболевания матери;
  • гипоксия (кислородная недостаточность) плода;
  • родовые травмы;
  • сложные роды, которые сопровождаются патологией, в том числе затяжные или стремительные;
  • несовпадение резуса крови матери и ребенка;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия плода.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием также может развиваться. Осложнения на нервную систему может дать одна из следующих болезней:

  • гидроцефалия;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • сильное отравление;
  • черепно-мозговая травма.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа будет зависеть от логопедического заключения, используются программы работы с ОНР (общее недоразвитие речи) и ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). Логопед проводит занятия в три этапа:

1 этап. Подготовительный

Включает в себя нормализацию дыхания и мышечного тонуса, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, работу с просодической стороной речи, уточнение и развитие пассивно-активного словаря и формирование потребности в речевом общении. При повышенном тонусе проводится расслабляющий массаж

, который могут делать и родители дома. Массаж мимической мускулатуры (1,5 – 2 мин.) от висков к центру лба, от ушей к носу, от ушей к подбородку. Массаж губ от углов к центру по верхней и нижней губе, массаж языка в обе стороны проводится через носовой платочек. При пониженном тонусе мышц делаетсяукрепляющий массаж в течение 3 мин. от центра к периферии: от центра лба к вискам, от носа к ушам, от уголков рта к ушам. Тренировка мышц губ ребенка происходит через захват и удерживание губами леденцов, палочек разного диаметра, втягивание жидкости через соломинку.

Артикуляционная гимнастика

направлена на тренировку мышц языка: введение уклада, фиксация артикуляционной позы и вывод из нее. Работа спросодикой нацелена на дифференциацию различных оттенков выразительности, восприятие ритмического рисунка (отхлопывание, отстукивание), знакомство с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией и их дифференциацией, формирование различных модуляций голоса (громко, тихо). У дизартриков ключичный тип дыхания, поэтому работу с ними нужно начинать лежа на коленях логопеда. Через тактильные ощущения – одна рука на животе, другая на груди ребенка – учиться дышать животом, грудью.

2 этап. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков

Его цель – производство контроля над положением рта, губ, языка, формирование артикуляционных движений, развитие правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале, звуковой анализ слов. Конкретными задачами является постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений, двигательно-кинестетической обратной связи. Используются такиеупражнения , как расправление щек, потряхивание верхней и нижней губы, опускание и поднимание нижней челюсти. Постановка звуков производится тремя способами: механический, имитативный и смешанный. Автоматизация включает в себя тренировочные упражнения со звуком в слогах, словах, фразах, предложениях. Речевой материал не должен включать нарушенные звуки.

Стертая дизартрия

В основе стертой дизартрии лежат очень небольшие, буквально точечные органические поражения коры головного мозга. Их наличие приводит к парезам лишь отдельных небольших групп артикуляторных мышц (например, только кончика языка или только одной его стороны). При таких условиях у ребенка страдает произношение лишь отдельных звуков при практически нормальном темпе и ритме речи и при отсутствии выраженных расстройств речевого дыхания и голоса.

Долгое время такого рода нарушения в произношении звуков относили к функциональной моторной дислалии, не замечая их специфики. Однако трудности их преодоления заставили специалистов тщательнее изучить этот вопрос, в результате чего из группы функциональной моторной дислалии и была выделена стертая дизартрия. (При неврологическом обследовании у этих детей были обнаружены парезы отдельных артикуляторных мышц, приводящие к вполне определенным нарушениям в произношении звуков.)

Расстройства звукопроизношения при стертой дизартрии имеют не только иную причинную обусловленность по сравнению с дислалией, но и другое внешнее проявление. В частности, для стертой дизартрии характерным бывает межзубное произношение звуков, связанное со слабостью (паретичностью) мышц кончика языка — он просто не удерживается за зубами. Нередко имеет место и «боковое» произношение некоторых согласных, что связано с парезами одной стороны языка. В этих случаях язык при высовывании его изо рта обычно отклоняется в одну сторону, а при артикулировании некоторых звуков становится во рту «ребром», что и способствует боковой утечке воздуха. Такие нарушения в произношении звуков ни в каком возрасте не могут быть отнесены к возрастным своеобразиям звукопроизношения ввиду их обусловленности патологическими причинами. Стертая дизартрия никогда не проходит с возрастом, о чем свидетельствует ее наличие и у многих взрослых людей.

Диагностика дизартрии

Ребенка с нарушением речи обследуют одновременно невролог и логопед. Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография. Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.

Речевые параметры оценки:

  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.

На основании комплексного обследования определяется выраженность дизартрии. Различают 4 степени нарушений речи:

  • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
  • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
  • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
  • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

Лечебная программа

В каждом случае курс терапии подбирается индивидуально в зависимости от формы заболевания, степени выраженности отклонений и наличия сопутствующих патологий. Лечение почти всегда проводят в домашних условиях.

Обязательны занятия с логопедом. В процессе занятий ребенку помогают восстановить дыхание, корректируют произношение и развивают мелкую моторику. Если дети не разговаривают или делают это неохотно, их стимулируют к общению.

При обнаружении неврологических расстройств может быть назначена медикаментозная терапия. Таким образом лечат основное заболевание, которое спровоцировало развитие дизартрии.

Большинство лекарств направлено на восстановление тканей, улучшение памяти и мозгового кровообращения, облегчение концентрации. Часто назначают физиотерапевтические процедуры: ванны, лечебную физкультуру, массажи. Хорошо помогает иглоукалывание.

Мероприятия в домашних условиях

Упражнения направлены на развитие артикуляционного аппарата. Возможность проведения домашних занятий сначала нужно обсудить с логопедом и неврологом. Вместе с детьми можно надувать воздушные шары или имитировать движения. Укрепляет мышцы открывание и закрывание рта.

Можно предложить ребенку леденец или конфету: рассасывание тренирует артикуляционный аппарат. Упражнения могут включать в себя облизывание губ или щелканье зубами. При незначительных отклонениях допускается произношение скороговорок для проработки проблемных звуков.

Коррекция моторных нарушений

Первые занятия можно проводить после 1 года. Начинать нужно с легких заданий, затем постепенно усложнять. В 2-3 года переходят к сложным упражнениям.

Большие пальцы отведите в стороны. Делайте ими круговые движения. Сгибайте и разгибайте фаланги сначала всех пальцев, затем — по отдельности. Расслабьте кисти рук. Помахайте ими и встряхните. Просите ребенка воспроизвести действие после каждого движения. Все упражнения выполняйте 5 раз.

Воспитание детей

В первую очередь коррекционные мероприятия проводятся с родителями. Проблемы со здоровьем ребенка вызывают у них стресс, из-за чего возникают конфликты и напряжение. Это приводит к появлению коммуникативного барьера между членами семьи, что дополнительно затрудняет развитие детей.

Отношения между взрослым и ребенком должны быть доверительными. Следует принять недостатки детей и выработать правильную мотивацию. Нужно помогать ребенку, если у него появились комплексы, иначе он замкнется в себе и предпочтет общение жестами. Ни в коем случае нельзя способствовать появлению заниженной самооценки.

Нужно стимулировать ребенка к общению, строить его на позитиве и стараться вовлекать в совместную деятельность. Работа в огороде, перебирание гречки и другие похожие занятия способствуют развитию мелкой моторики.

Важно не только выполнять упражнения, но и убеждать в их значимости. Дети без мотивации хуже поддаются лечению. Обязательно стимулируйте ребенка, отмечайте его успехи и хвалите

Вам нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы занятия были более эффективными

Обязательно стимулируйте ребенка, отмечайте его успехи и хвалите. Вам нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы занятия были более эффективными.

Причины детского церебрального паралича и дизартрии

Причинами детского церебрального паралича, а следовательно, и причинами дизартрии являются органические поражения нервной системы ребенка, которые могут наступать внутриутробно, во время родов или вследствие заболеваний раннего возраста (менингиты, менингоэнцефалиты, травматические поражения или сосудистые нарушения).

До сравнительно недавнего времени основной причиной детского церебрального паралича (а значит, и дизартрии) считали родовую травму, вызывающую кровоизлияние в мозг, асфиксию при рождении и другие осложнения во время родов. Однако к настоящему времени стало ясно, что в более чем 80-90% случаев поражение нервной системы плода наступает внутриутробно. Именно недостаточная полноценность плода и его «неготовность» к активному участию в процессе родов приводят к осложненному их течению и к возможным при этом дополнительным повреждениям головного мозга. Эти повреждения могут быть результатом кесарева сечения, асфиксии при рождении, родовой травмы при оказании механической помощи, которая является вынужденным средством и применяется лишь в случаях крайней необходимости

Знание этого обстоятельства чрезвычайно важно как с точки зрения профилактики детского церебрального паралича, так и в большинстве случаев сопутствующей ему дизартрии

Если основная причина возникновения того и другого заключается не в «неизвестно почему» так тяжело протекающих родах, то основным содержанием профилактики должна стать забота о нормальном протекании беременности, что очень во многом зависит от серьезности отношения самой женщины к этому ответственнейшему периоду своей жизни. В полной ее власти находится исключение таких вредных для внутриутробного развития плода, но, тем не менее, нередко присутствующих патогенных факторов, как курение и употребление алкогольных напитков даже в период уже наступившей беременности, постоянное переутомление и несоблюдение здорового режима дня, продолжение работы на вредных производствах и в ночную смену, поднимание тяжестей и вообще наличие больших физических нагрузок, «неотложные» перелеты и переезды в другие города или даже на другие континенты почти перед самыми родами, которые в таких случаях нередко начинаются прямо в дороге и поэтому уже в принципе не могут протекать нормально.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: