Назначение речевой карты
Работа логопеда состоит в ведении большого количества документации, в которой фиксируется процесс логопедических обследований и его итоги, проводится оценка работы и составляются прогнозы дальнейшего развития ребенка.
Одним из таких документов является речевая карта. Этот документ имеет вид бланков, на которых записываются данные речевого обследования и речевой коррекции. Бланки не имеют установленной формы и официального образца. Каждый логопед выбирает свой вид речевой карты, который отражает специфику его деятельности и индивидуальную направленность работы.
Замечание 1
Речевая карта выполняет функцию отчета о деятельности логопеда в отношении коррекции речевых отклонений у конкретного ребенка.
Речевая карта и ее анализ занимают важное место в работе логопеда. По данным речевой карты можно проанализировать речевое развитие ребенка, начиная от диагностирования его речевого дефекта, проведения коррекционных мероприятий и специального лечения до положительной динамики речевого развития ребенка и полного устранения речевого дефекта
Благодаря речевой карте происходит:
- Выявление причин развития различных речевых дефектов.
- Определение механизма отклонений речи.
- Определение способностей и возможностей ребенка, уровня его интеллектуального развития.
- Формирование коррекционных направлений работы.
Речевая карта может быть общего типа т.е. содержать общие данные о развитии ребенка и краткие сведения его речевых отклонений и их динамики, а может быть развернутой – в ней содержится детальная информация о всех обследованиях звукопроизношения и иных психических процессов и функций организма, возрастной динамике речевого развития, каждом коррекционном упражнении и итогов его выполнения, перспективах дальнейшего речевого развития, возможные варианты речевого развития и т.д. Такая карта наиболее оптимальный вариант для отражения работы логопеда, анализа ее успешности и целесообразности.
Существуют три основных типа речевых карт:
- Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи. В ней содержится информация о речевой динамики развития ребенка, имеющего дефекты речи разного рода и направления, специфика их проявления и структура. Кроме того, карта включает перечень заданий по диагностированию речевых дефектов и их коррекции.
- Речевая карта ребенка с дисграфией. В ней содержатся данные о речевых сбоях и сопутствующих отклонениях ребенка, у которого диагностирована дисграфия. В карте содержатся данные о выявлении отклонения и динамике его развития, коррекционных направлениях работы.
- Речевая карта ребенка с фонетико-фонематическим речевым нарушением. Данная карта содержит подробную характеристику всех сторон речевого развития ребенка: лексика, грамматика, слуховое восприятие звуков, звуковое произношение, навыки анализа и синтеза звукового состава слова, развитость письменной и устной речи. Выявляются конкретные дефекты и степень их проявления, составляется программа коррекционных мероприятий.
Речевая карта экспресс-обследования для детей подготовительной к школе группы
Жабина М.А., учитель-логопед, с. Большая Черниговка Самарской области.
Речевая карта
Ф.И.О.
Возраст
Домашний адрес
Обследование артикуляционного аппарата
Губы(нормальные, толстые, тонкие)зубы(мелкие, редкие, кариозные, крупные)язык_______
При выполнении артикуляционных заданий наблюдается быстрая утомляемость, цианоз, синкенезии
________________, тремор_________________, повышенная саливация______.
Голос: нормальный, гнусавый, тихий, неумение говорить шепотом.
Состояние мимической мускулатуры
может ли изолированно закрыть один глаз ___________ равномерно ли поднимет брови
____________ нахмурит брови _______________ надуть щеки _______________
Общее развитие
Счет: прямой__________, обратный ____________, ориентировка в пространстве (лево, право,
вверх, вниз) _________, времена года ___________ части суток ________ дни недели ________.
Обследование связной речи
-
- Составление рассказа по сюжетной картинке
Первичное |
контрольное |
Составление рассказа по серии картинок
Состояние словаря и навыков словообразования
А. Обобщающие понятия
Транспорт _____________________ Одежда __________________ Профессии __________
Животные _____________________ Птицы ________________________
Береза, сосна, дуб, клен ________________, одуванчик, ромашка, роза _______________
Б. Детеныши животных.
детеныш |
|
Кошка |
|
Корова |
|
Лошадь |
В. Объяснение значений слов
Холодильник _____________________. Пылесос ________________
Водолаз _________________________
Г. Антонимы
Сладкий _________________, голодный ________________________________,
Больной _______________________, грязный __________________________.
Навыки словообразования
А. Подбор имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Воробей___________________, хлеб_____________, дом_________________,
Маша_____________________, рука_________________________.
Б. Образование относительных прилагательных
Шкаф из дерева_______________________, мяч из резины________________,
сок из моркови______________________, шапка из меха__________________.
Б. Согласование числительных с существительными
2 |
5 |
|
Дом |
||
Машина |
||
Стул |
||
Шар |
||
Рыбка |
Звукопроизношение
С-сь |
З-зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Л-ль |
Р-рь |
Й |
Щ |
|
Логопедическое заключение
__________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________ Учитель-логопед