Анализ речевой карты

Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций детей и взрослых с речевыми расстройтвами. логопедические карты для диагностики речевых расстройств

Назначение речевой карты

Работа логопеда состоит в ведении большого количества документации, в которой фиксируется процесс логопедических обследований и его итоги, проводится оценка работы и составляются прогнозы дальнейшего развития ребенка.

Одним из таких документов является речевая карта. Этот документ имеет вид бланков, на которых записываются данные речевого обследования и речевой коррекции. Бланки не имеют установленной формы и официального образца. Каждый логопед выбирает свой вид речевой карты, который отражает специфику его деятельности и индивидуальную направленность работы.

Замечание 1

Речевая карта выполняет функцию отчета о деятельности логопеда в отношении коррекции речевых отклонений у конкретного ребенка.

Речевая карта и ее анализ занимают важное место в работе логопеда. По данным речевой карты можно проанализировать речевое развитие ребенка, начиная от диагностирования его речевого дефекта, проведения коррекционных мероприятий и специального лечения до положительной динамики речевого развития ребенка и полного устранения речевого дефекта

Благодаря речевой карте происходит:

  1. Выявление причин развития различных речевых дефектов.
  2. Определение механизма отклонений речи.
  3. Определение способностей и возможностей ребенка, уровня его интеллектуального развития.
  4. Формирование коррекционных направлений работы.

Речевая карта может быть общего типа т.е. содержать общие данные о развитии ребенка и краткие сведения его речевых отклонений и их динамики, а может быть развернутой – в ней содержится детальная информация о всех обследованиях звукопроизношения и иных психических процессов и функций организма, возрастной динамике речевого развития, каждом коррекционном упражнении и итогов его выполнения, перспективах дальнейшего речевого развития, возможные варианты речевого развития и т.д. Такая карта наиболее оптимальный вариант для отражения работы логопеда, анализа ее успешности и целесообразности.

Существуют три основных типа речевых карт:

  1. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи. В ней содержится информация о речевой динамики развития ребенка, имеющего дефекты речи разного рода и направления, специфика их проявления и структура. Кроме того, карта включает перечень заданий по диагностированию речевых дефектов и их коррекции.
  2. Речевая карта ребенка с дисграфией. В ней содержатся данные о речевых сбоях и сопутствующих отклонениях ребенка, у которого диагностирована дисграфия. В карте содержатся данные о выявлении отклонения и динамике его развития, коррекционных направлениях работы.
  3. Речевая карта ребенка с фонетико-фонематическим речевым нарушением. Данная карта содержит подробную характеристику всех сторон речевого развития ребенка: лексика, грамматика, слуховое восприятие звуков, звуковое произношение, навыки анализа и синтеза звукового состава слова, развитость письменной и устной речи. Выявляются конкретные дефекты и степень их проявления, составляется программа коррекционных мероприятий.

Речевая карта экспресс-обследования для детей подготовительной к школе группы

Жабина М.А., учитель-логопед, с. Большая Черниговка Самарской области.

Речевая карта

Ф.И.О.

Возраст

Домашний адрес

Обследование артикуляционного аппарата

Губы(нормальные, толстые, тонкие)зубы(мелкие, редкие, кариозные, крупные)язык_______

При выполнении артикуляционных заданий наблюдается быстрая утомляемость, цианоз, синкенезии

________________, тремор_________________, повышенная саливация______.

Голос: нормальный, гнусавый, тихий, неумение говорить шепотом.

Состояние мимической мускулатуры

может ли изолированно закрыть один глаз ___________ равномерно ли поднимет брови

____________ нахмурит брови _______________ надуть щеки _______________

Общее развитие

Счет: прямой__________, обратный ____________, ориентировка в пространстве (лево, право,

вверх, вниз) _________, времена года ___________ части суток ________ дни недели ________.

Обследование связной речи

    1. Составление рассказа по сюжетной картинке

Первичное

контрольное

 

Составление рассказа по серии картинок

 

Состояние словаря и навыков словообразования

А. Обобщающие понятия

Транспорт _____________________ Одежда __________________ Профессии __________

Животные _____________________ Птицы ________________________

Береза, сосна, дуб, клен ________________, одуванчик, ромашка, роза _______________

Б. Детеныши животных.

 

детеныш

Кошка

 

Корова

 

Лошадь

 

В. Объяснение значений слов

Холодильник _____________________. Пылесос ________________

Водолаз _________________________

Г. Антонимы

Сладкий _________________, голодный ________________________________,

Больной _______________________, грязный __________________________.

Навыки словообразования

А. Подбор имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Воробей___________________, хлеб_____________, дом_________________,

Маша_____________________, рука_________________________.

Б. Образование относительных прилагательных

Шкаф из дерева_______________________, мяч из резины________________,

сок из моркови______________________, шапка из меха__________________.

Б. Согласование числительных с существительными

 

2

5

Дом

   

Машина

   

Стул

   

Шар

   

Рыбка

   

Звукопроизношение

 

С-сь

З-зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Л-ль

Р-рь

Й

Щ

                   

Логопедическое заключение

__________________________________________________________________________

Дата обследования_______________________ Учитель-логопед

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: