Эффективные упражнения на общую и силовую выносливость: видео

Постановка шипящих звуков

Полезные советы для выполнения комплекса упражнений с детьми

Вне зависимости от возраста предлагайте выполнять упражнения, когда ребенок в хорошем настроении.

Детям больше нравится заниматься в игровой форме, нежели по принуждению. Поэтому здесь стоит приложить свою фантазию, чтобы заинтересовать ребенка заниматься.

Детям нравится повторять за родителями, поэтому, если малыш не отзывается на ваш призыв начать занятия, начните сами выполнять упражнения. Вот увидите: через несколько минут ребенок с радостью будет прыгать рядом с вами.

В теплое время года переносите занятия на улицу. Есть шанс, что к гимнастике подключатся друзья по детской площадке, и выполнение упражнений станет еще более интересным и увлекательным.

Лучше занимать в первой половине дня, минимум за 1-2 часа до дневного сна.

Цели и задачи занятий ОФП

Ошибочно считать, что тренировки ОФП – это спорт. Регулярное выполнение элементарных силовых движений – это отличная привычка, которая необязательно должна приводить к углубленному занятию спортом. Тело человека и в целом весь его организм, который приучен к физической активности, становится более выносливым и закаленным. ОФП является отличным активатором на молекулярном уровне. Систематические занятия важны для набора мышечной массы, подтягивания мышц, укрепления сердечно-сосудистой системы, развития иммунитета и даже для повышения устойчивости к стрессовым ситуациям.

Развитие ОФП берет за главную цель – укрепление здоровья и поддержание физического тонуса мышц. Занятия физкультурой важны с раннего возраста, они способствуют формированию личности и влияют на воспитание. Не зря государство РФ ввело специальный спорткомплекс «ГТО», за который можно получить значок отличия. Значок ГТО – это награда за успешно выполненный комплекс (мероприятие проводится для населения возрастом от 6 до 70 лет).

 Уровни ОФП в целом определяют общую физическую двигательную способность человека, что необходима в быту. Основные задачи:

  • Тренировка общей гибкости, выносливости и ловкости.
  • Развитие быстроты реакции и координации.
  • Равномерное развитие мышечной массы.
  • Увеличение двигательных навыков.

Причины плохого звукопроизношения

По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.

Особенности физиологии

  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • неправильно сформированный прикус,
  • короткая уздечка языка,
  • высокое нёбо.

Неправильное поведение взрослых

  • слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
  • продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
  • намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
  • недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
  • возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.

Буква Ш

Слайд 91. По подражанию: — ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании

с игровыми образами ( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.2. От артикуляционного уклада:Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам и подуть на «край чашечки», чтобы остудить «налитый в нее чай». Выдох должен ощущаться на приставленной ко рту ладони. Потом «чашечку» нужно будет занести в рот так, чтобы «не расплескать чай». «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Все это время ребенок должен продолжать дуть

Нечеткий свист заменится на , затем послышится звук Все это ребенок должен выполнять по вашему БЕЗЗВУЧНОМУ показу.Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук , обратите его внимание на этот звук и скажите, что так шипит змея.

Упражнения для дома. Как ими пользоваться?

Выберите 5-7 упражнений из моего списка и выполняйте их 3-4 раза в неделю по 2-3 подхода каждое. Старайтесь постепенно повышать количество повторений в каждом подходе.

Через месяц замените некоторые упражнения другими, а старые переставьте местами, и продолжайте занятия.

Комплекс упражнений на неделю может выглядеть так:

Понедельник Среда Пятница
Отжимания от пола 2-3х10-12 2-3х12-15 2-3х14-17
Приседания руки вверх 2-3х20-25 2-3х25-30 2-3х30-35
Ситап 2-3х10-12 2-3х12-15 2-3х14-17
Лодочка 2-3х10-12 2-3х12-15 2-3х14-17
Косые скручивания 2-3х10-12 2-3х12-15 2-3х14-17
Наклоны вперед 2-3х10-12 2-3х12-15 2-3х14-17
Прыжки руки вверх 2-3х20-25 2-3х25-30 2-3х30-35

Постепенно заменяйте упражнения и увеличивайте число повторений и подходов.

* * *

Уважаемый читатель, Вы наверняка уже поняли, что упражнения для дома – это Ваш огромный ресурс для здоровья и отличной физической формы.

Домашние тренировки в режиме самоизоляции. Основные правила.Упражнения для спины. Тренировка мышц, растяжка и расслабление.Упражнения на гибкость на каждый день. Комплекс растяжки мышц.Семь лучших упражнений для похудения в домашних условиях

  • 5
  • 13
  • 43

Наклоны вперед

Это еще одно упражнение для домашних тренировок, на котором сломала копья целая армия любителей фитнеса! Опять же потому, что люди не вникали в суть упражнения. А суть его в том, чтобы делать наклоны исключительно за счет работы тазобедренных суставов, а не за счет сгибания позвоночника.

Наклоны вперед замечательно развивают гибкость и укрепляют мышцы спины. Кроме этого, наклоны с дополнительной нагрузкой отлично развивают мышцы задней части бедер и мышцы ягодиц.

Выполнение наклонов вперед

Встаем прямо. Ноги на ширине плеч или шире. Не ставьте ноги вместе! Это не нужно. Начинайте наклон с отведения таза назад и напряжения нижней части спины – поясницы. Она должна быть прогнута до положения естественной арки – лордоза.

Далее аккуратно и довольно быстро наклонитесь, стараясь дотянуться руками до пола. Ноги можно немного сгибать в коленях. И уж точно не стоит их держать абсолютно прямыми. Это крайне вредно для коленных суставов. Далеко не у каждого человека получается дотянуться не то что до пола, даже до собственных коленей, если держать спину правильно. Но это не повод для расстройства! Регулярное выполнение наклонов постепенно увеличит Вашу гибкость, заодно решив массу проблем с осанкой и позвоночником.

Наклонившись насколько это для Вас возможно, остановитесь. На мгновение задержитесь в этом положении. Почувствуйте, как натянулись мышцы в области под коленями и в задней части бедер. Затем энергично вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 2-3 подхода по 15-25 раз. Не самая плохая идея – делать каждый день по 50-100 наклонов в сумме за день в любое удобное время.

Наклоны вперед. Исходное положение.Наклон вперед

При выполнении наклонов дышите так: при наклоне делайте вдох, при разгибании – выдох.

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Почему важно делать зарядку с ребенком

Зарядка — это не только тренировка мышц и развитие ловкости. Регулярные физические упражнения являются частью здорового образа жизни для детей, поскольку они закладывают основу для будущих здоровых привычек. Кроме того, привычка заниматься спортом может снизить риск избыточного веса во взрослом возрасте или развития диабета 2 типа.

Вовлечение определенных группы мышц также может подготовить ребенка к более сложным двигательным навыкам в дальнейшем: малышей — к развитию новых моторных навыков, например, ползанию или ходьбе; деток постарше — к игровым видам спорта (баскетбол, волейбол и прочее) или к езде на велосипеде.

Сегодня мы можем наблюдать неутешительную картину: по мере взросления, дети все больше и больше времени проводят перед экранами телевизоров или других гаджетов. И помимо негативного влияния на зрение и когнитивные навыки, снижается время физической активности детей.

Немаловажно и участие семьи в занятиях. Когда ребенок видит, что родители или другие значимые для него взрослые поддерживают ребенка и занимаются с ним гимнастикой, желание и мотивация выполнять упражнения крепнет с каждым днем

Помимо этого, регулярные совместные тренировки это отличный вид совместного времяпрепровождения!

Упражнение на дыхание

Дыхательное упражнение можно выполнять лежа — однако избегайте делать это в кровати. Обязательно лягте на пол.  С помощью твердой поверхности легче задействовать в работе брюшные мышцы пресса и диафрагму (и сложнее заснуть):

Лягте так, чтобы поясница была плотно прижата к полу. Ноги согнуты в коленях.
Делайте глубокий вдох носом, чтобы поток воздуха шел от рта до низа живота

Важно наполнить не только легкие, но и живот. 
Задерживайте дыхание на 1-3 секунды. 
Далее долгий выдох ртом со звуком «хаао», чтобы подключить диафрагму к выполнению упражнения. В этот момент напрягайте брюшные мышцы, особенно низ живота

Так в работу подключится поперечная мышцы живота. 
Возьмите паузу на 1 секунду и повторите цикл. Следите за тем, чтобы поясница соприкасалась с полом. 

Выполняйте 2 цикла из 15 дыхательных вдохов-выдохов. Сделайте паузу в 10 секунд между циклами.

// Как убрать живот — упражнение, которое работает

Слайд 13Межзубный сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема

кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук , требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием , ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.Боковой сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются и . Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить (передние зубы все время видны).Носовой сигматизм. Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание при носовом и ротовом произношении, отрабатываются и .

Подтягивания

Разные варианты подтягиваний развивают широчайшие мышцы спины, руки, увеличивают силу хвата. Подтягивания можно делать на обычном домашнем турнике, который крепится в дверном проеме или на турнике, закрепленном на стене. Также будут полезны для подтягиваний шведская стенка, кольца или петли TRX. Главное, что нужно знать о подтягиваниях – это то, что даже если Вы не можете подтянуться на турнике ни разу, это не значит, что подтягивания не для Вас! Это слишком ценное упражнение, чтобы отказываться от него. Ведь существует масса вариантов подтягиваний, доступных даже совершенно неспортивным людям. Например, этот вариант – на низкой перекладине. Регулируя высоту перекладины, Вы можете легко подобрать посильный уровень нагрузки и заниматься подтягиваниями всерьез. Такие низкие подтягивания, их еще называют австралийскими, можно выполнять, используя кольца или петли TRX. На фото ниже я приспособил для низких подтягиваний обычную силовую раму и гриф штанги.

А этот вариант подтягиваний рекомендуется, если Вы уже в состоянии подтянуться не менее 5-7 раз

Обратите внимание на хват. Он узкий и ладони развернуты к себе

Это очень важно и очень эффективно

Выполнение подтягиваний

Принимаем исходное положение в выбранном варианте подтягиваний. Энергично поднимаем тело вверх, насколько это возможно. Делаем короткую задержку в верхней части движения. Затем плавно возвращаемся в исходное положение. Повторяем без задержек не менее 5-15 раз. Всего стоит выполнить 2-3 подхода подтягиваний.

Важная деталь: при выполнении подтягиваний всегда держите напряженными мышцы вдоль позвоночника. Для этого отведите немного назад таз и держите напряжение в поясницы весь подход, даже если Ваши ноги при подтягиваниях подаются немного вперед.

При подъеме тела делайте выдох, при опускании – вдох.

Комплекс упражнений для женщин

Перед основной частью тренировки проводится разминка: прыжки, бег на месте, повороты корпуса влево/вправо, круговые движения головы, кистей рук, ног. 

Атлетический комплекс упражнений для женщин с использованием отягощений от 1.5 до 4 кг: 

  • Жим гантелей лежа на полу. И.п. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Руки разведены в стороны и согнуты в локтях, плечи опираются на пол. Подъем рук вверх перед собой и возвращение их в и.п. Количество повторений 12-15 раз.
  • Подъем гантелей стоя. И.п. ноги на ширине плеч, руки выпрямлены вдоль туловища. Поочередное сгибание рук и подъем гантели к плечу. количество повторений 10-12 раз. 
  • Поднимание гантелей стоя в наклоне. И.п. ноги на ширине плеч, корпус тела наклонен параллельно полу. Руки с гантелями опущены перед собой. Одновременное разведение и сведение рук. Количество повторений — 10 раз.

Атлетический комплекс упражнений с использованием собственного веса: 

  • Выпады. И.п. стоя, руки можно развести в стороны для поддержания равновесия. Одна нога отведена назад, другая согнута в колене перпендикулярно полу. Старайтесь присесть в таком положении как можно ниже. Затем следует вернуться в и.п. и поменять ногу. Количество повторений 10-12 раз.
  • Мостик. Упражнение выполняется лежа на спине. Ступни опираются на пол, ноги согнуты в коленях. Подъем/опускание таза на комфортную высоту. Для максимальной эффективности можно зафиксировать положение “мостика” на несколько секунд.

Тренировка заканчивается заминкой или растяжкой. 

Спортивная школа “Небо спорт” приглашает всех желающих на бесплатное пробное занятие по направлению атлетическая гимнастика.

Учимся произносить «Ш»

Приседания

Приседания – это еще одно крайне популярное упражнение для дома, выполняемое со своим весом или с дополнительной нагрузкой. Что характерно, и это прекрасное упражнение многие умудряются не любить и выполнять совершенно неправильно : ) Между тем, приседания – одно из самых полезных и эффективных упражнений для развития тела, роста выносливости, похудения и улучшения гибкости. Плюс приседания крайне полезны для укрепления спины, улучшения формы ног и ягодиц.

Выполнение приседаний

Самое главное правило в приседаниях – начинать упражнение нужно не со сгибания ног, а с отведения таза назад и прогиба в области поясницы.

Встали прямо. Ноги на ширине плеч или немного шире. Носки ног слегка развели в стороны. Немного подали таз назад, а тело немного наклонили вперед. И уже после этого начали сгибать ноги в коленях

Важно также прогнуться в пояснице, чтобы в нижней части спины сохранялась естественная арка. Поясница не должна округляться ни в коем случае!

Колени – не выходят за воображаемую линию, проведенную вертикально из носков ног. Регулируйте это путем отведения таза назад дальше и более сильным наклоном тела вперед.

Приседать нужно, по-возможности, глубоко. Но у каждого человека глубина приседаний будет разная, так как она сильно зависит от гибкости, общей физической подготовки, длины ног и тела. Постарайтесь, чтобы в нижней точке бедра оказались хотя бы близко к положению, параллельному полу. После этого энергично разогните ноги и встаньте в исходное положение.

Отдельная тема – работа рук. Я считаю самыми эффективными приседания с подъемом рук вверх над головой. Именно этот вариант приседаний предъявляет максимальные требования к силе и выносливости мышц спины, и к Вашей гибкости. Если Вы сумеете приседать 50-100 раз как я на фото ниже, Вы уверенно застрахованы от многих проблем современного человека: боли в спине, недостаточная гибкость, проблемы с сердцем.

Приседания. Исходное положение.Приседания. Руки вверх.

Но Вы можете приседать и с другими положениями рук: руки вперед, руки за голову, руки перед собой и т.д.

При выполнении приседаний дышите так: сгибание ног – глубокий вдох, разгибание ног – выдох. Выполните не менее 2-3 походов приседаний по 15-50 повторений.

И, пожалуйста, забудьте об этом распространенном мифе, что приседания, якобы, наносят вред коленным суставам. Это правда в единственном случае, если приседания выполняются совершенно неверно! Например, вот так (этот вариант приседаний убьет колени за пару тренировок):

Как не надо делать приседания

Рекомендую – Приседания: 12 лучших вариантов на все случаи жизни

Постановка «Щ»

Автоматизация «Щ»

Автоматизация звука выполняется различными способами как во время индивидуальных занятий, так и групповых. Этот этап подразумевает включение звука в связную речь, доведение его до автоматизма за счет повторения и закрепления в слогах, словах, предложениях, а затем при чтении стихотворений, текстов, скороговорок:

  • Сначала вводятся слоги: прямые «ща-що(ё)-ще-щу-щи) и обратные (ащ-ущ-ыщ-ыщ-о-щ-ищ).
  • Затем слова, в которых звук находится в начале (щука, щенок, щетка), после в середине (удилище, роща, пища) и в конце (клещ, плащ, помощь).

Логопед использует в своей работе чистоговорки со звуком Щ, например:

  • Ща-ща-ща – кто хотел борща.
  • Щу-щу-щу – я тебя ищу.
  • Щи-щи-щи – мама варит щи.

После чистоговорок хорошо давать чтение или составление предложений. К примеру, можно предложить ребенку составить рассказ по сюжетным картинкам, либо прочитать предложение с заменой некоторых слов на рисунки. Заключительной частью на этапе автоматизации будет заучивание стихотворений, поговорок и скороговорок.

Выпады назад

Выпады отлично развивают равновесие и координацию движений. Абсолютно каждый человек, который впервые делает такие выпады, испытывает “качку” и потерю равновесия. Но вскоре происходят все нужные настройки и выпады начинают получаться все лучше. На примере этого упражнения удобно проследить важный принцип тренировок: сам факт освоения упражнения – это уже тренировка

Это крайне важно знать начинающим!

Упражнение выпады отлично прокачает мышцы бедер и ягодиц, поможет улучшить гибкость и подвижность.

Выполнение выпадов

Стоим прямо. Руки на поясе или немного разведены в стороны, если трудно держать равновесие. Делаем широкий шаг назад левой ногой, одновременно сгибая правую ногу в колене. Опускаемся как можно ниже. Затем энергично возвращаемся в исходное положение стоя. Далее делаем широкий шаг назад правой ногой, одновременно сгибая левую ногу. И т.д

Важно постараться, чтобы основной вес всегда приходился на “переднюю” ногу. Таким образом выполняйте поочередные выпады, пока не наберете нужное количество повторений

Обычно достаточно 2 подходов из 20-30 повторений. При этом на каждую ногу приходится половина из этого числа.

Выпады назад. Исходное положение.Выпад назад

Дыхание: при выпаде делайте глубокий вдох, при возвращении в исходное положение – выдох.

Вот как это выглядит в движении.

https://www.youtube.com/watch?v=-hYecAo2tbU

Тренируем органы речевого аппарата

Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

«Широкий язычок»

Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.

«Спрячь конфетку»

Попросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.

Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.

«Гриб-невеличка»

Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.

Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.

«Фокус-покус»

Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».

Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.

Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».

Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.

Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.

По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько упражнений на тренировку речевого дыхания.

Слайд 11Постановка звука [Ш] от [С]: Прислонить кончик языка к верхним резцам

и произнести звук Если не получится, надо начать длительно произносить звук при нижнем положении языка и в это время вести языком по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание не изменялось.Тянуть звук на верхних зубах и «ползти» кончиком языка к альвеолам, как бы «нащупывая дорогу» Губы постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы.Во время длительного произнесения звука «Ш» нажать большим и средним пальцами на уголки рта и слегка выдвиньте вперед его губы.Постановка звука на вдохе: Ребенок длительно произносит звук , ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемую воздушную струю. Затем пусть ребенок выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» воздуха. Произнося на вдохе звук , нужно всасывать вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к альвеолам. Затем ребенок должен, с шорохом всосав немного воздуха, этот же воздух с шорохом выдуть обратно. Послышится немного смягченный звук . Во время произнесения звука на выдохе предложите ребенку округлить и слегка вытянуть губы вперед (рупором). При этом послышится полноценный звук .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Самые действенные и эффективные методы постановки звука с

Постановка мягкого звука сь

Второй способ

Этот способ применяется в том случае, если у ребёнка наблюдаются ярко выраженные дефекты в произношении «С». Это может быть шепелявость, замена звука «С» на другие звуки («ф» и «в», «д» и «т»). К дефектам также относится излишнее смягчение «с» («сюп», «сябака» вместо «суп» и «собака») там, где это не требуется.

Перед началом постановки свистящего «с» этим способом проводится артикуляционная гимнастика, включающая упражнения на развитие речевого дыхания и подвижность кончика языка. Можно воспользоваться упражнениями из предыдущего раздела.

Так как, выполняя это задание, ребёнок будет использовать свой указательный палец, то перед уроком ему нужно чисто вымыть руки и подстричь ногти.

«Свисток»

Производим механическую постановку звука «С»:

Шаг 1. Широкий расслабленный язык лежит за нижними зубами. На него ребёнок кладёт первую фалангу указательного пальца.

Шаг 2. Ротик закрывается, пальчик слегка прикусывается зубками. «Свисток» (палец) оказывается во рту. Предлагаем ребёнку широко улыбнуться, при этом пальчик остаётся во рту, зубы по-прежнему сжаты. Передние зубки в улыбке должны быть отрыты до клыков.

Шаг 3. Тело языка напрягаются, его края поднимаются с двух сторон прикушенного языка и тянутся к уголкам рта.

Шаг 4. Сохраняя это положение речевого аппарата, ребёнок «свистит» в свисток, то есть делает сильный, глубокий выдох.

Полученный «с-с-с» сначала необходимо отработать в обратных слогах, то есть слогах, которые на него заканчиваются: ас, ос, ус, эс.

Делается это следующим образом: ребёнок начинает произносить гласный звук, затем кладёт палец в ротик и выполняет упражнение «Свисток». На следующем этапе отрабатывается произношение односложных слов, заканчивающихся на «С»: пёс, нос, тёс, лес. В дальнейшем необходимость использовать пальчик отпадает, как только рефлекторно закрепляется правильная постановка органов речевого аппарата при произнесении звука «с» на вдохе и выдохе.

Учимся «свистеть» и «звенеть» правильно

Когда мы работаем над дефектным звуком, нам всегда помогает артикуляционная гимнастика. Половина успеха зависит от его ежедневного выполнения

Свистки s и h одинаковые в суставе, поэтому для них подходит один и тот же комплекс упражнений, важно понимать, какой сустав нам нужен. Для звука (ов) это так: в улыбке губы вытянуты, зубы ровно друг на друга «забором», между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка немного тянется и поднимается к небу, его края касаются верхних зубов, в центре языка образуется неглубокая бороздка, по которой поток воздуха свободно проходит и выдыхает между пространством в зубы i

Попытайся!

Таким образом, нам нужно выработать «бороздку» в язычке, небольшой верхний прогиб языка с опорой на нижние зубы («скольжение»), равномерность положения верхних и нижних зубов — «забор», симметричное растяжение губ в улыбке. В случаях, когда у ребенка чрезмерно напряженный или расслабленный язык, необходим речевой массаж языка с помощью зонда.

Какие способы существуют при сигматизме

Артикуляционные упражнения

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

улыбнуться;

приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Киска
сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.
  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы
поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением
свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца)
будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более
тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата,
нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

Подготовительные упражнения

Причины нарушения произношения свистящих звуков

Проблемы с артикуляцией возникают по многим причинам. В большинстве случаев они носят временный характер и подлежат коррекции специалиста. Иногда проблема с речевой функцией является одним из признаков тяжелой патологии. При этом работа с логопедом — важный шаг к адаптации в социальной среде. Можно назвать следующие факторы, приводящие к нарушению произношения:

  1. Патология внутриутробного периода.
  2. Повреждения нервной системы во время родов.
  3. Инфекционные заболевания с поражением головного мозга, особенно у детей до года.
  4. Недостаток общения родителей с ребенком.
  5. Плохие социально-бытовые условия.
  6. Наследственная предрасположенность.
  7. Аномалии развития челюстно-лицевого аппарата.
  8. Черепно-мозговые травмы.
  9. Снижение слуха, которое приводит к нарушению речи.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука с’ или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха.Цель. Добиваться умения правильно произносить звук с’ и различать на слух звуки с и с’.

Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук с и различать звуки ф — в, т — д.

Подготовительная работа. Подготовить по количеству детей картинки с изображением тонкой струйки воздуха, выходящей из насоса, и тонкой струйки воды, льющейся из крана (количество тех и других картинок должно на 2 превышать количество детей).

Игра «Угадай, что свистит»

Краткое описаниеВоспитатель или логопед показывает картинку, на которой изображен насос, и просит детей сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. («С-с…») «Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: «с-с…» Как он свистит? («Сердито»: с-с».)

А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льется из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: «сьсьсь…» Все вместе посвистим, как тоненькая струйка воды…

А теперь возьмите со стола картинки. Поднимите картинку, на которой нарисован насос. Как свистит воздух, когда выходит из насоса? («С-с».) Опустите. Поднимите картинку, на которой нарисована струйка воды, льющаяся из крана. Как свистит струйка воды? («Сьсьсь».)

Сейчас я проверю, кто из вас внимательный. Если я буду говорить с сердито, вы поднимете картинку с насосом. Если я буду говорить с нежно, мягко — «сьсьсь», вы поднимете картинку со струйкой воды».

(Сначала можно вызвать двух детей, которые хорошо умеют различать на слух эти звуки, потом провести игру со всеми детьми или по подгруппам.) Методические указания. Когда воспитатель произносит звук с’, ему надо больше улыбаться, т. е. оттягивать углы рта, тогда звук будет более мягким.

Когда нужна коррекция звука ребенку?

Постановка звука [с].

Начиная работу над формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно

Подберите или нарисуйте две картинки, например: «маки» и «маски». Предложите ребенку показать то, что вы назвали. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок называет, а взрослый показывает

Обратите внимание ребенка на то, что вам трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет: «Я смогу показать то, что ты просишь, если ты научишься проиизносить звук С. Давай, я тебя научу!»

Теперь можно переходить к выполнению комплекса артикуляционных упражнений. Его целью является формирование правильного артикуляционного уклада органов речи и выработка сильной, длительной воздушной струи, идущей точно посередине языка.

Одновременно с упражнениями можно проводить работу по отработке и уточнению артикуляции опорного звука. Опорным звуком для является звук . Обычно дети произносят его правильно. Взрослый говорит ребенку: “Улыбнись широко-широко, покажи зубки. Посмотри, как это сделаю я. А теперь посмотри на себя в зеркало и покажи такую же красивую улыбку. Язычок спрячь за зубки. Произнеси долго-долго: и-и-и-и.”

Игры и упражнения для отработки артикуляции звука .

Ребенок произносит звук (следите за правильностью артикуляции!), взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.

Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок — мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.

Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук . Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга

Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.

После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.

Постановка звука .

Способ 1. «Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук про себя

Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук

Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук

Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони

Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем.
Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук , можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.

Желаем удачи!

Способы постановки звука «С» и Сь»

Картотека заданий

логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:

По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения.

Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимаютзондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение.

Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть».

Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы.

Постановка от «Ф»

При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы.

Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.

Постановка звука «Сь»

При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.

Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением

и в быстром темпе.

Артикуляционные упражнения

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

улыбнуться;

приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Киска сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.
  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца) будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Подготовительные упражнения

Буква С

Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой  и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения — повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Буква Р

Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

  • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
  • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
  • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

  1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
  • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
  • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
  • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
  1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
  • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
  • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
  • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
  1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

Игры с буквой Р

Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков

  1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
  2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
  3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
  4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
  5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!

Скороговорки с буквой Р

  • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
  • Грянул гром — гроза в разгаре.
  • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
  • Тридцать три трубача трубят тревогу.

При артикуляции мягкого звука [ с’ ]

  1. губы слегка растянуты в улыбку, зубы видны;
  2. зубы раскрыты на 1-2 мм;
  3. широкий кончик языка упирается в нижние резцы;
  4. передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; средняя часть спинки языка поднята к твердому небу;
  5. боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок;
  6. посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
  7. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  8. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умений одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.

После отработки статистики переходим к динамике звука. Предлагаются символы для контроля качества действий: наличие холодной струи, направленной вниз, совпадение полученного и нормированного звука.

Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов.

Тактильно – ощущение холодной струи, направленной вниз.

Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: