Полезные советы для выполнения комплекса упражнений с детьми
Вне зависимости от возраста предлагайте выполнять упражнения, когда ребенок в хорошем настроении.
Детям больше нравится заниматься в игровой форме, нежели по принуждению. Поэтому здесь стоит приложить свою фантазию, чтобы заинтересовать ребенка заниматься.
Детям нравится повторять за родителями, поэтому, если малыш не отзывается на ваш призыв начать занятия, начните сами выполнять упражнения. Вот увидите: через несколько минут ребенок с радостью будет прыгать рядом с вами.
В теплое время года переносите занятия на улицу. Есть шанс, что к гимнастике подключатся друзья по детской площадке, и выполнение упражнений станет еще более интересным и увлекательным.
Лучше занимать в первой половине дня, минимум за 1-2 часа до дневного сна.
Цели и задачи занятий ОФП
Ошибочно считать, что тренировки ОФП – это спорт. Регулярное выполнение элементарных силовых движений – это отличная привычка, которая необязательно должна приводить к углубленному занятию спортом. Тело человека и в целом весь его организм, который приучен к физической активности, становится более выносливым и закаленным. ОФП является отличным активатором на молекулярном уровне. Систематические занятия важны для набора мышечной массы, подтягивания мышц, укрепления сердечно-сосудистой системы, развития иммунитета и даже для повышения устойчивости к стрессовым ситуациям.
Развитие ОФП берет за главную цель – укрепление здоровья и поддержание физического тонуса мышц. Занятия физкультурой важны с раннего возраста, они способствуют формированию личности и влияют на воспитание. Не зря государство РФ ввело специальный спорткомплекс «ГТО», за который можно получить значок отличия. Значок ГТО – это награда за успешно выполненный комплекс (мероприятие проводится для населения возрастом от 6 до 70 лет).
Уровни ОФП в целом определяют общую физическую двигательную способность человека, что необходима в быту. Основные задачи:
- Тренировка общей гибкости, выносливости и ловкости.
- Развитие быстроты реакции и координации.
- Равномерное развитие мышечной массы.
- Увеличение двигательных навыков.
Причины плохого звукопроизношения
По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.
Особенности физиологии
- малоподвижность артикуляционного аппарата;
- неправильно сформированный прикус,
- короткая уздечка языка,
- высокое нёбо.
Неправильное поведение взрослых
- слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
- продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
- намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
- недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
- возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.
Буква Ш
Слайд 91. По подражанию: — ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании
с игровыми образами ( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.2. От артикуляционного уклада:Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам и подуть на «край чашечки», чтобы остудить «налитый в нее чай». Выдох должен ощущаться на приставленной ко рту ладони. Потом «чашечку» нужно будет занести в рот так, чтобы «не расплескать чай». «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Все это время ребенок должен продолжать дуть
Нечеткий свист заменится на , затем послышится звук Все это ребенок должен выполнять по вашему БЕЗЗВУЧНОМУ показу.Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук , обратите его внимание на этот звук и скажите, что так шипит змея.
Упражнения для дома. Как ими пользоваться?
Выберите 5-7 упражнений из моего списка и выполняйте их 3-4 раза в неделю по 2-3 подхода каждое. Старайтесь постепенно повышать количество повторений в каждом подходе.
Через месяц замените некоторые упражнения другими, а старые переставьте местами, и продолжайте занятия.
Комплекс упражнений на неделю может выглядеть так:
Понедельник | Среда | Пятница | |
---|---|---|---|
Отжимания от пола | 2-3х10-12 | 2-3х12-15 | 2-3х14-17 |
Приседания руки вверх | 2-3х20-25 | 2-3х25-30 | 2-3х30-35 |
Ситап | 2-3х10-12 | 2-3х12-15 | 2-3х14-17 |
Лодочка | 2-3х10-12 | 2-3х12-15 | 2-3х14-17 |
Косые скручивания | 2-3х10-12 | 2-3х12-15 | 2-3х14-17 |
Наклоны вперед | 2-3х10-12 | 2-3х12-15 | 2-3х14-17 |
Прыжки руки вверх | 2-3х20-25 | 2-3х25-30 | 2-3х30-35 |
Постепенно заменяйте упражнения и увеличивайте число повторений и подходов.
* * *
Уважаемый читатель, Вы наверняка уже поняли, что упражнения для дома – это Ваш огромный ресурс для здоровья и отличной физической формы.
Домашние тренировки в режиме самоизоляции. Основные правила.Упражнения для спины. Тренировка мышц, растяжка и расслабление.Упражнения на гибкость на каждый день. Комплекс растяжки мышц.Семь лучших упражнений для похудения в домашних условиях
- 5
- 13
- 43
Наклоны вперед
Это еще одно упражнение для домашних тренировок, на котором сломала копья целая армия любителей фитнеса! Опять же потому, что люди не вникали в суть упражнения. А суть его в том, чтобы делать наклоны исключительно за счет работы тазобедренных суставов, а не за счет сгибания позвоночника.
Наклоны вперед замечательно развивают гибкость и укрепляют мышцы спины. Кроме этого, наклоны с дополнительной нагрузкой отлично развивают мышцы задней части бедер и мышцы ягодиц.
Выполнение наклонов вперед
Встаем прямо. Ноги на ширине плеч или шире. Не ставьте ноги вместе! Это не нужно. Начинайте наклон с отведения таза назад и напряжения нижней части спины – поясницы. Она должна быть прогнута до положения естественной арки – лордоза.
Далее аккуратно и довольно быстро наклонитесь, стараясь дотянуться руками до пола. Ноги можно немного сгибать в коленях. И уж точно не стоит их держать абсолютно прямыми. Это крайне вредно для коленных суставов. Далеко не у каждого человека получается дотянуться не то что до пола, даже до собственных коленей, если держать спину правильно. Но это не повод для расстройства! Регулярное выполнение наклонов постепенно увеличит Вашу гибкость, заодно решив массу проблем с осанкой и позвоночником.
Наклонившись насколько это для Вас возможно, остановитесь. На мгновение задержитесь в этом положении. Почувствуйте, как натянулись мышцы в области под коленями и в задней части бедер. Затем энергично вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 2-3 подхода по 15-25 раз. Не самая плохая идея – делать каждый день по 50-100 наклонов в сумме за день в любое удобное время.
Наклоны вперед. Исходное положение.Наклон вперед
При выполнении наклонов дышите так: при наклоне делайте вдох, при разгибании – выдох.
Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата
Упражнения для губ
Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:
- «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
- «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».
Упражнения для языка
Для тренировки языка также используются классические упражнения:
- «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
- Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
- «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
- «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
- «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
- «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.
Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.
Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.
Почему важно делать зарядку с ребенком
Зарядка — это не только тренировка мышц и развитие ловкости. Регулярные физические упражнения являются частью здорового образа жизни для детей, поскольку они закладывают основу для будущих здоровых привычек. Кроме того, привычка заниматься спортом может снизить риск избыточного веса во взрослом возрасте или развития диабета 2 типа.
Вовлечение определенных группы мышц также может подготовить ребенка к более сложным двигательным навыкам в дальнейшем: малышей — к развитию новых моторных навыков, например, ползанию или ходьбе; деток постарше — к игровым видам спорта (баскетбол, волейбол и прочее) или к езде на велосипеде.
Сегодня мы можем наблюдать неутешительную картину: по мере взросления, дети все больше и больше времени проводят перед экранами телевизоров или других гаджетов. И помимо негативного влияния на зрение и когнитивные навыки, снижается время физической активности детей.
Немаловажно и участие семьи в занятиях. Когда ребенок видит, что родители или другие значимые для него взрослые поддерживают ребенка и занимаются с ним гимнастикой, желание и мотивация выполнять упражнения крепнет с каждым днем
Помимо этого, регулярные совместные тренировки это отличный вид совместного времяпрепровождения!
Упражнение на дыхание
Дыхательное упражнение можно выполнять лежа — однако избегайте делать это в кровати. Обязательно лягте на пол. С помощью твердой поверхности легче задействовать в работе брюшные мышцы пресса и диафрагму (и сложнее заснуть):
Лягте так, чтобы поясница была плотно прижата к полу. Ноги согнуты в коленях.
Делайте глубокий вдох носом, чтобы поток воздуха шел от рта до низа живота
Важно наполнить не только легкие, но и живот.
Задерживайте дыхание на 1-3 секунды.
Далее долгий выдох ртом со звуком «хаао», чтобы подключить диафрагму к выполнению упражнения. В этот момент напрягайте брюшные мышцы, особенно низ живота
Так в работу подключится поперечная мышцы живота.
Возьмите паузу на 1 секунду и повторите цикл. Следите за тем, чтобы поясница соприкасалась с полом.
Выполняйте 2 цикла из 15 дыхательных вдохов-выдохов. Сделайте паузу в 10 секунд между циклами.
// Как убрать живот — упражнение, которое работает
Слайд 13Межзубный сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема
кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук , требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием , ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.Боковой сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются и . Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить (передние зубы все время видны).Носовой сигматизм. Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание при носовом и ротовом произношении, отрабатываются и .
Подтягивания
Разные варианты подтягиваний развивают широчайшие мышцы спины, руки, увеличивают силу хвата. Подтягивания можно делать на обычном домашнем турнике, который крепится в дверном проеме или на турнике, закрепленном на стене. Также будут полезны для подтягиваний шведская стенка, кольца или петли TRX. Главное, что нужно знать о подтягиваниях – это то, что даже если Вы не можете подтянуться на турнике ни разу, это не значит, что подтягивания не для Вас! Это слишком ценное упражнение, чтобы отказываться от него. Ведь существует масса вариантов подтягиваний, доступных даже совершенно неспортивным людям. Например, этот вариант – на низкой перекладине. Регулируя высоту перекладины, Вы можете легко подобрать посильный уровень нагрузки и заниматься подтягиваниями всерьез. Такие низкие подтягивания, их еще называют австралийскими, можно выполнять, используя кольца или петли TRX. На фото ниже я приспособил для низких подтягиваний обычную силовую раму и гриф штанги.
А этот вариант подтягиваний рекомендуется, если Вы уже в состоянии подтянуться не менее 5-7 раз
Обратите внимание на хват. Он узкий и ладони развернуты к себе
Это очень важно и очень эффективно
Выполнение подтягиваний
Принимаем исходное положение в выбранном варианте подтягиваний. Энергично поднимаем тело вверх, насколько это возможно. Делаем короткую задержку в верхней части движения. Затем плавно возвращаемся в исходное положение. Повторяем без задержек не менее 5-15 раз. Всего стоит выполнить 2-3 подхода подтягиваний.
Важная деталь: при выполнении подтягиваний всегда держите напряженными мышцы вдоль позвоночника. Для этого отведите немного назад таз и держите напряжение в поясницы весь подход, даже если Ваши ноги при подтягиваниях подаются немного вперед.
При подъеме тела делайте выдох, при опускании – вдох.
Комплекс упражнений для женщин
Перед основной частью тренировки проводится разминка: прыжки, бег на месте, повороты корпуса влево/вправо, круговые движения головы, кистей рук, ног.
Атлетический комплекс упражнений для женщин с использованием отягощений от 1.5 до 4 кг:
- Жим гантелей лежа на полу. И.п. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Руки разведены в стороны и согнуты в локтях, плечи опираются на пол. Подъем рук вверх перед собой и возвращение их в и.п. Количество повторений 12-15 раз.
- Подъем гантелей стоя. И.п. ноги на ширине плеч, руки выпрямлены вдоль туловища. Поочередное сгибание рук и подъем гантели к плечу. количество повторений 10-12 раз.
- Поднимание гантелей стоя в наклоне. И.п. ноги на ширине плеч, корпус тела наклонен параллельно полу. Руки с гантелями опущены перед собой. Одновременное разведение и сведение рук. Количество повторений — 10 раз.
Атлетический комплекс упражнений с использованием собственного веса:
- Выпады. И.п. стоя, руки можно развести в стороны для поддержания равновесия. Одна нога отведена назад, другая согнута в колене перпендикулярно полу. Старайтесь присесть в таком положении как можно ниже. Затем следует вернуться в и.п. и поменять ногу. Количество повторений 10-12 раз.
- Мостик. Упражнение выполняется лежа на спине. Ступни опираются на пол, ноги согнуты в коленях. Подъем/опускание таза на комфортную высоту. Для максимальной эффективности можно зафиксировать положение “мостика” на несколько секунд.
Тренировка заканчивается заминкой или растяжкой.
Спортивная школа “Небо спорт” приглашает всех желающих на бесплатное пробное занятие по направлению атлетическая гимнастика.
Учимся произносить «Ш»
Приседания
Приседания – это еще одно крайне популярное упражнение для дома, выполняемое со своим весом или с дополнительной нагрузкой. Что характерно, и это прекрасное упражнение многие умудряются не любить и выполнять совершенно неправильно : ) Между тем, приседания – одно из самых полезных и эффективных упражнений для развития тела, роста выносливости, похудения и улучшения гибкости. Плюс приседания крайне полезны для укрепления спины, улучшения формы ног и ягодиц.
Выполнение приседаний
Самое главное правило в приседаниях – начинать упражнение нужно не со сгибания ног, а с отведения таза назад и прогиба в области поясницы.
Встали прямо. Ноги на ширине плеч или немного шире. Носки ног слегка развели в стороны. Немного подали таз назад, а тело немного наклонили вперед. И уже после этого начали сгибать ноги в коленях
Важно также прогнуться в пояснице, чтобы в нижней части спины сохранялась естественная арка. Поясница не должна округляться ни в коем случае!
Колени – не выходят за воображаемую линию, проведенную вертикально из носков ног. Регулируйте это путем отведения таза назад дальше и более сильным наклоном тела вперед.
Приседать нужно, по-возможности, глубоко. Но у каждого человека глубина приседаний будет разная, так как она сильно зависит от гибкости, общей физической подготовки, длины ног и тела. Постарайтесь, чтобы в нижней точке бедра оказались хотя бы близко к положению, параллельному полу. После этого энергично разогните ноги и встаньте в исходное положение.
Отдельная тема – работа рук. Я считаю самыми эффективными приседания с подъемом рук вверх над головой. Именно этот вариант приседаний предъявляет максимальные требования к силе и выносливости мышц спины, и к Вашей гибкости. Если Вы сумеете приседать 50-100 раз как я на фото ниже, Вы уверенно застрахованы от многих проблем современного человека: боли в спине, недостаточная гибкость, проблемы с сердцем.
Приседания. Исходное положение.Приседания. Руки вверх.
Но Вы можете приседать и с другими положениями рук: руки вперед, руки за голову, руки перед собой и т.д.
При выполнении приседаний дышите так: сгибание ног – глубокий вдох, разгибание ног – выдох. Выполните не менее 2-3 походов приседаний по 15-50 повторений.
И, пожалуйста, забудьте об этом распространенном мифе, что приседания, якобы, наносят вред коленным суставам. Это правда в единственном случае, если приседания выполняются совершенно неверно! Например, вот так (этот вариант приседаний убьет колени за пару тренировок):
Как не надо делать приседания
Рекомендую – Приседания: 12 лучших вариантов на все случаи жизни
Постановка «Щ»
Автоматизация «Щ»
Автоматизация звука выполняется различными способами как во время индивидуальных занятий, так и групповых. Этот этап подразумевает включение звука в связную речь, доведение его до автоматизма за счет повторения и закрепления в слогах, словах, предложениях, а затем при чтении стихотворений, текстов, скороговорок:
- Сначала вводятся слоги: прямые «ща-що(ё)-ще-щу-щи) и обратные (ащ-ущ-ыщ-ыщ-о-щ-ищ).
- Затем слова, в которых звук находится в начале (щука, щенок, щетка), после в середине (удилище, роща, пища) и в конце (клещ, плащ, помощь).
Логопед использует в своей работе чистоговорки со звуком Щ, например:
- Ща-ща-ща – кто хотел борща.
- Щу-щу-щу – я тебя ищу.
- Щи-щи-щи – мама варит щи.
После чистоговорок хорошо давать чтение или составление предложений. К примеру, можно предложить ребенку составить рассказ по сюжетным картинкам, либо прочитать предложение с заменой некоторых слов на рисунки. Заключительной частью на этапе автоматизации будет заучивание стихотворений, поговорок и скороговорок.
Выпады назад
Выпады отлично развивают равновесие и координацию движений. Абсолютно каждый человек, который впервые делает такие выпады, испытывает “качку” и потерю равновесия. Но вскоре происходят все нужные настройки и выпады начинают получаться все лучше. На примере этого упражнения удобно проследить важный принцип тренировок: сам факт освоения упражнения – это уже тренировка
Это крайне важно знать начинающим!
Упражнение выпады отлично прокачает мышцы бедер и ягодиц, поможет улучшить гибкость и подвижность.
Выполнение выпадов
Стоим прямо. Руки на поясе или немного разведены в стороны, если трудно держать равновесие. Делаем широкий шаг назад левой ногой, одновременно сгибая правую ногу в колене. Опускаемся как можно ниже. Затем энергично возвращаемся в исходное положение стоя. Далее делаем широкий шаг назад правой ногой, одновременно сгибая левую ногу. И т.д
Важно постараться, чтобы основной вес всегда приходился на “переднюю” ногу. Таким образом выполняйте поочередные выпады, пока не наберете нужное количество повторений
Обычно достаточно 2 подходов из 20-30 повторений. При этом на каждую ногу приходится половина из этого числа.
Выпады назад. Исходное положение.Выпад назад
Дыхание: при выпаде делайте глубокий вдох, при возвращении в исходное положение – выдох.
Вот как это выглядит в движении.
https://www.youtube.com/watch?v=-hYecAo2tbU
Тренируем органы речевого аппарата
Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
«Широкий язычок»
Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.
«Спрячь конфетку»
Попросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.
Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.
«Гриб-невеличка»
Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.
Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.
«Фокус-покус»
Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».
Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.
Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».
Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.
Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.
По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько упражнений на тренировку речевого дыхания.
Слайд 11Постановка звука [Ш] от [С]: Прислонить кончик языка к верхним резцам
и произнести звук Если не получится, надо начать длительно произносить звук при нижнем положении языка и в это время вести языком по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание не изменялось.Тянуть звук на верхних зубах и «ползти» кончиком языка к альвеолам, как бы «нащупывая дорогу» Губы постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы.Во время длительного произнесения звука «Ш» нажать большим и средним пальцами на уголки рта и слегка выдвиньте вперед его губы.Постановка звука на вдохе: Ребенок длительно произносит звук , ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемую воздушную струю. Затем пусть ребенок выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» воздуха. Произнося на вдохе звук , нужно всасывать вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к альвеолам. Затем ребенок должен, с шорохом всосав немного воздуха, этот же воздух с шорохом выдуть обратно. Послышится немного смягченный звук . Во время произнесения звука на выдохе предложите ребенку округлить и слегка вытянуть губы вперед (рупором). При этом послышится полноценный звук .