Сущность системно-деятельностного подхода
Определение 1
Системно-деятельностный подход – это способ организации образовательной деятельности, основанный на разностороннем развитии личности ребенка, формировании у него творческой и познавательной активности, самостоятельности и инициативности.
Данный подход лежит в основе образовательных стандартов нового поколения. Его использование ориентировано на формирование нового гражданина, обладающего гражданской идентичностью, творческой ориентацией деятельности, умением использовать творческий подход к решению любых задач.
Согласно системно-деятельностному подходу, образовательный процесс реализуется таким образом, чтобы обучение было нацеленным на развитие и они следовали друг за другом. Иными словами, процесс обучения должен способствовать всестороннему развитию личности учащегося.
После принятия ФГОС нового поколения, системно-деятельностный подход стал основой функционирования образовательной организации любого уровня. Образовательные программы строятся на основе данного подхода.
Сущность данного подхода в современном образовании и воспитании сводится к следующему:
- Воспитание рассматривается, как процесс преобразования знаний о ценностях и нормах поведения в практические навыки их применения, в мотивы поведения, установки и личностные ценностные ориентиры социальной жизнедеятельности. Все ценности, которыми обладает культура народа, идеалы должны стать осознанными мотивами социального поведения подрастающего поколения.
- Усвоение ребенком нравственных, культурных и иных ценностей, их трансформация может быть реализована только в ходе деятельности. Деятельность лежит в основе принятия ценностей и норм социального поведения. Необходимо создавать специально организованную педагогическую работу, позволяющую создать условия для совместной деятельности педагога и учащихся, коллективной деятельности учащихся.
Применение системно-деятельностного подхода в современной образовательной деятельности имеет свою специфику. Она заключается в следующем:
- Процесс воспитания не может быть сведен к одному виду деятельности. Он пронизывает весь спектр образовательной деятельности, охватывая процесс обучения, физического воспитания, систему коммуникаций учащихся, спортивную деятельность, досуговые мероприятия, творческие направления деятельности.
- Семья и образовательное учреждения утратили свое монопольное право на обучение и воспитание подрастающего поколения. Новые стандарты требуют организации совместной педагогической деятельности семьи и образовательного учреждения, основанной на сотрудничестве и единой направленности воспитательного воздействия.
- Отсутствие готовых знаний. Если ранее, обучение основывалось на передаче научных знаний учащимся и их усвоении ими, то теперь происходит передача знаний и формирование практических навыков по самостоятельному поиску информации, совершению открытий, проведению экспериментальной и творческой деятельности, которая направляется и контролируется педагогом.
- В основе системно-деятельностного подхода лежит постановка проблемной ситуации, которая активизирует исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. Постановка проблемы требует выдвижения гипотезы ее разрешения, предложения идей, вариантов ее устранения, приемов поиска определенной информации по данной проблеме, построение схем, моделей, проектов ее решения.
Замечание 1
Таким образом, система образования сегодня, ориентирована на личностное развитие каждого учащегося через разные направления деятельности, преобразование своих знаний в личностные ценности и ориентиры социального поведения.
Основные принципы системно-деятельностного подхода
Если кратко, то это выглядит так. Учитель создаёт условия для усвоения знаний, а ученик самостоятельно прокладывает к ним путь. При этом педагог делит с ребятами ответственность за обучение и результат.
Принцип деятельности. Ученики — не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Они сами ищут ответы на поставленные вопросы и учатся применять теорию на практике.
Принцип системности. Все знания, которые получает ученик, дают ему системное представление о мире. То есть информация не оторвана от контекста и не ограничивается одним школьным предметом.
Принцип минимакса. Школа предлагает ученику освоение учебных программ на максимальном для него уровне, но при этом гарантирует усвоение необходимого минимума, который прописан во ФГОС.
И все это в условиях доброжелательной атмосферы и в школе, и на уроке.