Особенности социализации детей дошкольного возраста

Особенности социального развития ребенка

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность

Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Процесс социализации детей

На первых этапах социального развития способ вхождения культуры в мир ребенка будет доминировать над процессами разложения его жизненных сил: представления и знания о социальной действительности станут той основой, на которой ребенок, присвоив и усвоив социальное содержание с позиции субъекта деятельности, самоформирования, сможет преобразовывать среду, создавать культуру, реализовывать себя как личность.

На процесс социализации детей и приобщения их к культуре влияет ряд факторов, определяющих направление, динамику и характер их знакомства с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно контролировать процесс обучения в дошкольном учреждении, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.

В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:

1) В отличие от взрослых, которые чаще меняют свое поведение, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуальным и социально значимым действиям), дети корректируют базовые ценностные ориентации, закрепленные на уровне эмоционально-ценностных отношений, в процессе вхождения в общество;

2) Взрослые способны оценивать и критически относиться к социальным нормам; дети усваивают их как предписанные регуляторы поведения;

3) Социализация детей основана на послушании взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);

4) Социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками (операционально-техническая сфера), у детей основная роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Эта особенность социализации ребенка требует особой организации деятельности взрослого — всестороннего сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, обучения и развития.

Личность ребенка может нормально развиваться только в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребенка можно описать рядом факторов, которые определяют процесс социализации молодого поколения.

Фактор (в отличие от условий) — это существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место среди факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное влияние на каждого ребенка.

Социализация личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными социально-педагогическими и социологическими исследованиями. Факторы социализации человека включают:

  • Микрофакторы — непосредственное окружение жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, сообщество детей, микросоциум;
  • Мезофакторы — этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, тип поселения (мегаполис, средний город, малый город; порт, промышленный, рекреационный центр, промышленность и культура; село — большое, среднее, малое);
  • Макрофакторы — страна, этническая группа, общество, государство (как определенная социально-экономическая, общественно-политическая система, в рамках которой происходит весь процесс жизнедеятельности человека);
  • Мегафакторы — космос, планета, мир, соответствующие аспектам национального, регионального, континентального и глобального в развитии человечества .

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Программы дополнительного художественного образования детей
  2. План по самообразованию педагогов и учащихся
  3. Признаки педагогической технологии
  4. Организация интегрированных уроков в начальных классах
  5. Дошкольная педагогика как наука
  6. Организация логопедической работы в дошкольном учреждении
  7. Обучение: структура, основные характеристики
  8. Ключевые требования к организации воспитания
  9. Современный ребенок: анализ исторических изменений в развитии
  10. Гуманистическая педагогика

Социальное развитие ребенка и влияющие на него факторы

      Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

  • микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)
  • мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)
  • макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социальные факторы развития ребенка

     Самым первым проводником, гидом и помощником на пути к освоению общественных норм становится семья. Опыт, полученный ее членами, передается младшим представителям от старших.  Правильная психологическая атмосфера дома играет здесь первоначальную роль.

Процесс знакомства с социальной иерархией происходит во время общения. Ребенок учится познавать основные социальные роли каждого человека и свои в том числе.

Начиная с возраста 6-ти месяцев, ребенок нуждается не только в любви и внимании, но и в помощи со стороны взрослого. В этом возрасте начинается новая ступень социализации, когда ребенок познает мир и требует активной помощи от взрослых.

Внеситуативно-познаваельная форма наступает в возрасте 3-5 лет. Овладев речью, малыши начинают задавать бесчисленные вопросы. В такой период он поглощает знания просто в гигантских объемах и с большим рвением познает мир. Вот тут то от родителей потребуется немалое терпение.

Достигнув возраста шести – семи лет ребенок переходит к личностной форме общения. Социальные факторы развития ребенка данного возраста зависят от взрослых и их поведения.

     На данном этапе можно заметить, что его вопросы становятся менее спонтанными, обдуманными и чаще всего продиктованы желанием чада понять смысл человеческого предназначения. В этот период дети начинают активно перенимать повадки взрослых, которые становятся главными объектами подражания. Личность ребенка подвергается большому влиянию со стороны внешних факторов. Для развития полноценного индивидуального члена социума, необходима комфортная психологическая обстановка.

      Желание подражать взрослым в игровой форме тоже часть социализации. Дети любят представлять себя в виде врачей, учителей, родителей, создавать выдуманные ситуации. Такая форма знакомства с социальными ролями полезна еще и тем, что во время нее ребенок учится выходить из сложных ситуаций, решать возникшие сложности.

Помогать процессу социального развития ребенка нужно с детства. Полезным помощником в этом деле станет детский сад или всевозможные подготовительные курсы к школе и кружки. Интеллектуальная и практическая деятельность, эстетическое развитие для ребенка просто необходимы. Ну и конечно же помощь со стороны родителей, благоприятная домашняя обстановка помогут ему во время социально-личностного становления.

Этапы

В каждом промежутке своей жизни человек изменяется по-разному — с различной интенсивностью, результатами и временем.

Социальное развитие детей тоже нельзя назвать единым, поскольку оно разделяется на несколько групп.

3 года

Многие родители убеждены, что в столь раннем возрасте ребенок может обойтись без контакта со сверстниками.

Данное утверждение является ошибочным. В этот период своей жизни малышу нужно помочь найти общий язык с другими детьми, в этом деле могут оказаться полезными детские сады.

Коммуникативные способности малыша в этом возрасте будут адекватны, если он ощущает поддержку со стороны родителей и получается правильный ориентир.

Малыш должен осознавать, что такое хорошо и, что такое плохо.

От четырех до пяти лет

В данном возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром, он заинтересован в обучении и задает множество вопросов.

Главная зада родителей — отнестись к этому периоду максимально серьезно и постараться помочь малышу узнать окружающий мир.

Неправильно воспитание может повлечь за собой эгоизм и черствость со стороны ребенка.

От шести до семи лет

Теперь ребенку интересен не столь окружающий мир в целом, сколько взаимодействия между людьми и эмоциональная составляющая жизни.

В процессе познания окружающих зарождается индивидуальность ребенка, с помощью которой он в дальнейшем будет отличаться от всех остальных людей на планете.

В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.

С возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его не регламентированность и раскованность.

2 стр., 915 слов

ВОПРОС ╣ 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности …

… эмоционально-личностного характера. Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, … нравственными нормами– это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с …

В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Специфика социализации ребенка

Социальная природа человека определяет его зависимость от общества. По выражению Л.С. Выготского, ребенок изначально социален, поскольку максимально зависим от окружающих его людей. Приобщение к социальному миру происходит с самого рождения. Чем осознаннее и успешнее он усваивает знания, необходимые для его социальной жизни, тем адекватнее ребенок будет взаимодействовать с окружающими людьми.

По мнению Д.И. Фельдштейна, с момента рождения ребенок находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом и имеющих социальные функции. Ребенок пользуется инструментами и средствами, созданными в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.

В этом контексте приобщения человека к культуре задействовано каждое из его отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление — все органы его индивидуальности. Более того, как считает ученый, все эти органы — сами возможности восприятия мира в красках, музыке, словах — все это завоевано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе освоения явлений, объектов в процессе преобразовательной деятельности.

Важным этапом на пути становления социального познания ребенка является переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийной и смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно изучал В.В.Давыдов: в его исследованиях были развиты основные положения Л.С.Выготского о возможностях и путях формирования у детей «житейских» и «научных» понятий.

Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).

Исследователи дошкольного возраста подчеркивают, что основные способы интериоризации в развитии ребенка связаны с созреванием большинства психических функций в этом возрасте, а также с эмоционально-чувственными компонентами познания ребенка в образовательном процессе (А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).

Ребенок рассматривается прежде всего с позиции освоения социального и культурного опыта, в то время как взрослый вступает во взаимодействие с миром — следовательно, основной линией развития ребенка является «не столько постепенная социализация, привносимая в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая из внутренней социальности ребенка» .

Освоение ребенком социальных отношений , наряду с освоением социально выработанных способов анализа окружающей действительности, являются важными компонентами формирования личности ребенка.

Необходимо выделить общие моменты в характеристике личности ребенка:

  • наличие сознания;
  • личность как качественный уровень психического развития;
  • социальная сущность и детерминированность личности;
  • добровольность (воля) в самоконтроле в соотнесении с объективным миром и окружающими людьми.

Личность ребенка формируется в предметной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, через которое ребенок становится субъектом жизнеосуществления.

Основные характеристики развития на примере социализирующегося ребенка-дошкольника

Социальное развитие в детском саду В детском саду: создана специальная социально-формирующая среда организовано общение с детьми и взрослыми организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность реализуется гражданско-патриотическая направленность организовано взаимодействие с семьёй внедрены принципы социального партнерства. Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка

Этапы социального развития ребёнка 1. Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки. 2. От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие­то совместные действия,за которыми он обращается. 3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее. 4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!).

Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира. 5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности. Социальные факторы Что влияет на социализацию малыша? семья детский сад окружение ребёнка детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии) деятельность ребёнка телевидение, детская пресса литература, музыка природа Всё это составляет социальную среду ребёнка.

9 стр., 4145 слов

Разрешения конфликтов: дети — взрослые

… и другие формы девиантного поведения среди подростков.   Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как мож­но выражать ненависть и … традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответ­ственности, доверия и уважения; • формирование культуры общения. Разрешение семейных конфликтов может быть обеспечено дости­жением согласия по спорным …

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание – основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника – это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей – отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья” или, как говорят дети, “в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем “идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей “половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения – приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат – зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника – это формирование гуманистических чувств и отношений

Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям

Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными

Социальное воспитание – это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников – это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Этапы социального развития ребёнка

  1. Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
  2. От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
  3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
  4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
  5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Средства социального воспитания дошкольников

Период дошкольного возраста – отрезок времени, который является оптимальным для развития моральных и коммуникативных качеств. Ребенок общается со всеми, кто есть в его окружении. Его деятельность постепенно усложняется, он налаживает контакты со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Социальное воспитание сводится к созданию педагогических условий, позволяющих всесторонне развивать личность человека. Духовная и ценностная ориентация маленького индивида должна быть позитивной.

Средствами для социального воспитания служат:

  • игровая деятельность;
  • общение;
  • организация бесед на разные темы;
  • обсуждение поступков детей;
  • упражнения для развития речи и расширения кругозора;
  • чтение.

Основным видом деятельности в этом возрасте считаются сюжетно-ролевые игры. Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения. Он выполняет определенные действия, проигрывая конкретную жизненную ситуацию. Ему интересно, как люди строят свои отношения, он начинает задумываться над смыслом трудовой деятельности взрослых. В играх малыши стараются точно имитировать приемы поведения, увиденные в реальной жизни или кино. Игры-ситуации позволяют побыть в роли мамы или папы, официанта или бизнесмена.

Становление социальной сущности человека возможно только в обществе. А.Н. Острогорский отмечает, что игра позволяет детям перерабатывать впечатления и знания из окружающего мира. Такая деятельность для них является ценной социальной практикой.

Исследования, проведенные В.П. Залогиной, Р.И. Жуковской и другими, доказали, что ролевые игры социальны по мотивам, функциям и структуре. Роль игры на воспитание в дошкольном возрасте существенна.

Развитие социальных навыков детей в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие ребенка опирается на две пересекающиеся сферы: общение со взрослым и общение со сверстниками. Контактируя со взрослыми, дошкольник воспринимает их как наставников и перенимает их социальный опыт.

В общении со сверстниками ребенок ощущает себя активным деятелем, который и учится чему-то, и поучает других. По сути, это полноценные условия для освоения коммуникативных умений:

  • знакомиться с другими людьми;
  • вести диалог и получать информацию;
  • сопереживать;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • высказывать свою точку зрения, давая оценку;
  • уметь признавать свои ошибки и извиняться;
  • работать в команде.

Привитие нравственных и этических норм

Малыши довольно рано начинают осмысливать категории хорошего и плохого, доброты и зла. Они ощущают проявление этих сторон по отношению к себе и при этом реагируют радостью или испугом и плачем. Не так много времени отделяет от того момента, когда ребенок начнет понимать многие свои действия, как хорошие или плохие.

Чтобы разобраться с другими этическими и нравственными нормами, дошкольнику нужна помощь. Шаг за шагом ребенка учат ответственности, сочувствию, сопереживанию, милосердию, доброте, честности, уважению. Основу закладывает семья.

Личный пример – главный помощник в нравственном воспитании ребенка. Родители помогают другим людям, выбирают вербальный способ убеждения, осуждают физическое насилие, заботятся о старшем поколении – ребенок берет за основу эту концепцию. Все эти качества формируются во взаимодействии дошкольника с родителями и близкими людьми.

Это могут быть общие домашние дела, труд, отдых, праздники. Нельзя одобрять негативное поведение. Хороший поступок требует словесного поощрения.

Большую роль в нравственном воспитании ребенка играют беседы, рассуждения о наблюдаемых ситуациях, обсуждение тематических мультфильмов и литературных произведений.

Действия героев сказок и детских рассказов сопровождаются социально значимыми эмоциями – сопереживанием, одобрением, сочувствием. Следует направлять внимания ребенка на эти чувства, и этим способствовать развитию у него эмоционального интеллекта, отвечающего за безопасное и осознанное проявление чувств в отношениях с окружающими.

Формирование навыков коммуникации

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает, как необходимость и впоследствии формируется в жизненной практике. В 3 года общение со сверстниками становится необходимостью. Начинают развиваться коммуникативные способности.

Мотивы к общению у дошкольников:

  • Потребность к активной деятельности («Давай играть вместе»).
  • Потребность во впечатлениях («Что ты делаешь?»).
  • Потребность в признании («Я красиво нарисовала, посмотри!»).

Взрослым необходимо подталкивать детей к общению. Например, ребенок хочет поиграть с игрушкой сверстника. Мама предлагает самому попросить. Если ребенок маленький, взрослому необходимо контролировать действия. Дети старшего возраста имеют подобный опыт. Малыш попросил и получил игрушку – необходимо напомнить, чтобы он обязательно поблагодарил. Если ему было отказано, то взрослому необходимо разрешить конфликтную ситуацию.

Сущность процесса социализации

Как понятно из самого определения, социализация тесно связана с социальной средой. Эта связь заключается в том, что социальное становление и развитие личности возможности только в социуме. Без социума, его влияния, его норм и ценностей, различных социальных отношений невозможно полноценное становление личности, невозможен процесс ее социализации.

Процесс социализации связан с вхождением индивида в общество. Он сопровождается его воздействием на разные стороны личности, на формирование ее основных качеств, на принятие основ культуры, на усвоение опыта жизнедеятельности предыдущих поколений.

В ходе социализации индивид берет на себя разные социальные роли и принимает определенные социальные обязанности. Также, на него возлагается определенная социальная роль- роль гражданина, члена социальной среды.

Сущность процесса социализации заключается в рассмотрении активной и пассивной позиции личности в данном процессе.

Активная позиция предполагает:

  • Восприятие социума и его структуры, законов функционирования;
  • Оценку социальной среды и уровня ее развития;
  • Осмысление основ существования социума;
  • Нахождение своего места в социальной среде – осознание своей причастности к данной сфере, слияние с ней;
  • Оказание личностью воздействия на социальную сферу.

Если личность не влияет на социум, не стремится действовать на его благо и развитие, то такая позиция социализации будет носить пассивный характер.

Именно в преобразовании социального пространства и осознании своей причастности к нему и заключается сущность процесса социализации с позиции социологии.

Что касается социализации, рассматриваемой педагогической наукой, то сущность данного процесса состоит в формировании самосознания личности и воспитания ее стремления к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию.

Социализация предполагает развитие личности во всех областях жизнедеятельности. Это развитие начинается с раннего возраста и продолжается в дошкольном.

Социализация ребенка — что это такое?

У современной городской семьи есть особенности: семьи сейчас маленькие, родственников немного, родственные связи ослаблены, бабушки участвуют в воспитании относительно. Чаще у ребенка в городской семье близкие — это папа и мама. Это новая, нетипичная ситуация. Социальное пространство, в котором росли нынешние родители, было более открытым, с меньшим количеством преград. Если сейчас ребенок-дошкольник гуляет во дворе один — это абсурд, такого не бывает.

Внутрисемейные связи ослаблены, спонтанные дружеские связи сейчас не такие плотные, как 20–30 лет назад, люди меньше общаются, по крайней мере, в больших городах. Сильно страдает общение с соседями по дому и подъезду. Сейчас стихийной возможности общаться, играть, социализироваться для детей, в принципе, нет. Для знакомства с широким миром нужны усилия.

Социализация — это включение дошкольника в другие системы и подсистемы помимо семьи. Это не обязательно детское дошкольное учреждение, это может быть игровая группа, стихийно сложившаяся группа во дворе, круг родственников, семейный лагерь и любое другое сообщество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: