Организация логопедической работы в дошкольном учреждении

Логопедическая группа: особенности ее работы

Литература:

  1. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.:  Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Взаимодействие образовательных учреждений с городской ПМПК (методические рекомендации) / Под ред.  И. И. Усановой. — Мурманск, 2009.
  4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб., 2005.
  5. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. — М.: АИРИШ, 2008.
  6. Степанова О. А. Дошкольная логопедическая служба. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
    недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждений компенсирующего вида. — М.: Школьная пресса, 2003.
  8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008.

В чем суть работы логопеда (+таблица)

В мире, где общение является ключом к личному развитию и социальной интеграции, профессия логопеда играет неоспоримо важную роль. Логопеды — это специалисты, которые стоят на передовой борьбы за ясность и доступность общения для всех, независимо от их речевых способностей. Эти профессионалы работают не только с целью улучшения дикции и произношения, но и стремятся обеспечить каждого человека навыками, необходимыми для успешного вербального общения. Их деятельность охватывает широкий спектр задач, от коррекции речевых нарушений до развития сложных коммуникативных умений, делая их работу незаменимой в современном обществе.

Область работы логопеда
Описание деятельности
Улучшение дикции и произношения
Логопеды проводят специализированные артикуляционные упражнения, направленные на укрепление и развитие мышц речевого аппарата, что способствует более четкому и осознанному произношению звуков. Эти упражнения могут включать дыхательные практики, мимические задания и работу с речевым инструментарием, таким как погремушки, свистульки и зеркала, для визуального контроля артикуляции. Коррекция звукопроизношения включает в себя тщательный подбор заданий для каждого звука, который требует исправления, и может использовать тактильные подсказки, чтобы помочь клиенту ощутить правильное положение органов речи.
Развитие грамматического строя
Работа логопеда в этой области направлена на формирование у клиента способности правильно строить предложения, используя соответствующие времена, падежи, числа и роды
Это достигается через грамматические игры, упражнения и задания, которые могут быть интегрированы в естественные коммуникативные ситуации, такие как рассказывание историй, описание картинок или ситуационные диалоги, для обеспечения практического применения изученных грамматических правил.
Расширение словарного запаса
Логопеды используют разнообразные интерактивные методы и образовательные игры для введения и закрепления новой лексики, уделяя внимание как повседневной, так и специализированной тематической лексике. Занятия могут включать чтение книг, обсуждение прочитанного, игры на запоминание слов и их использование в контексте, что способствует активизации и расширению словарного запаса клиента.
Формирование навыков понимания речи
Задача логопеда здесь — развить у клиента способность к аудированию и пониманию речи через различные упражнения и задания на восприятие, такие как следование инструкциям, ответы на вопросы по прослушанному тексту и игры на определение и отгадывание слов по описанию
Это направление работы помогает улучшить внимание, память и когнитивные процессы, лежащие в основе понимания речи.
Тренировка фонематического слуха
Одной из ключевых задач логопеда является развитие фонематического слуха — способности различать звуки речи, что необходимо для правильного произношения и орфографии

Это достигается через упражнения на определение, сравнение и различение звуков, игры на выделение и подбор рифм, а также через анализ и синтез звуков в словах.
Работа над речевым дыханием
Логопеды также фокусируются на коррекции речевого дыхания, что важно для управления длительностью и силой голоса, а также для правильного ритма и интонации при разговоре. Речевое дыхание тренируется через специальные дыхательные упражнения, игры на контроль выдоха и задания, направленные на осознание процесса дыхания во время речи.
Психологическая поддержка
Неотъемлемой частью работы логопеда является психологическая поддержка клиентов и их семей, направленная на повышение уверенности в своих речевых способностях, снижение тревожности и формирование положительного отношения к процессу обучения и коррекции речи

Это включает обучение стратегиям самопомощи, развитие мотивации и укрепление веры в собственные силы.

Работа логопеда — это искусство и наука, требующие не только глубоких теоретических знаний, но и искреннего желания помогать людям находить свой голос в буквальном и переносном смысле. Через терпение, инновации и посвящение логопеды вносят неоценимый вклад в жизни тех, кто сталкивается с речевыми препятствиями, помогая им разрушить барьеры, которые мешают полноценному общению

Важность их работы выходит далеко за рамки простого улучшения речи — они помогают людям выразить себя, поделиться своими мыслями и чувствами, и, в конечном счете, улучшить качество своей жизни. В мире, где слова имеют силу соединять людей, логопеды играют ключевую роль в обеспечении того, чтобы никто не остался без слышимого голоса

Последние новости центра

  • 262

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 267

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1238

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 699

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 890

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1022

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 983

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 621

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.

Виды логопедических занятий

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:

  • Занятия с группой.
  • Упражнения с детьми с одним дефектом.
  • Занятия с одним ребенком.

Групповое занятие

Все упражнения имеют свои цели:

  • Приобретение новых умений.
  • Совершенствование успехов.
  • Повторение изученных навыков.
  • Изучение заданий для работы дома.

Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут

Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта

Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.

Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы

Групповые занятия

Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.

Фронтальные занятия

Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.

Индивидуальные занятия

Приложение 8

Чем занимается логопед

Характеристика речи детей с ФФН и ОНР (IV уровнем речевого развития)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. К IV уровню отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.

Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей.

Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФН и ОНР IV у. р

р.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового
    анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-
    оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи
    по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений,
направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии
и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:

  • изолированно,
  • в прямом и обратном слоге,
  • словах несложной слоговой структуры.

Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы.

На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Важной в методическом аспекте  особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они
готовят детей к усвоению более сложного материала на фронтальных занятиях в массовых группах. Эти занятия способствуют улучшению коммуникативных возможностей ребенка и его социализации

Логопедический пункт при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Как исправить дефекты речи у детей

Что входит в занятия с логопедом (+таблица)

Детский логопед. Как выбрать хорошего логопеда?

Если у маленьких детей есть проблемы с речью и нарушения дикции, то это нормально и естественно. В большинстве случаев они проходят сами по себе. Но иногда бывают случаи, когда есть острая необходимость обратиться к специалисту. Вот только выбрать его — задача не из лёгких. Детский логопед — основные критерии выбора специалиста

На что стоит обратить внимание

Хороший детский логопед. Где искать?

Существует много объявлений логопедов, которые предлагают свои услуги в сми, в интернете и т.д.

Порекомендовать логопеда могут в поликлинике, в педагогическом центре, школе или детском саду.

Самый лучший способ, на мой взгляд, прислушаться к рекомендациям друзей и знакомых. Они смогут поделиться своим мнением и опытом.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

  1. Если в 2 года ребёнок не говорит.
  2. В 3 года речь ребёнка невнятна и непонятна для окружающих людей.
  3. Ребёнок имеет маленький словарный запас для своего возраста.
  4. После 5 лет ребёнок говорит односложно, неверно согласует слова в предложениях.
  5. Если ребёнок готовится к школе.
  6. Ученик не справляется со школьной программой. Ему тяжело даётся письмо и чтение.

Очень важно получить консультацию специалиста вовремя. Лучше всего обратиться к логопеду при появлении первых признаков нарушения речевого развития и как можно раньше

Таким образом мы сможем избежать негативное влияние нарушений речи на психическое развитие в целом.

На что стоит обратить внимание при выборе логопеда?

  • Обязательный пункт-это высшее образование. Логопед-дефектолог должен иметь диплом об окончании дефектологического факультета высшего учебного заведения.
  • Стаж логопеда. Желательно, чтобы был хотя бы какой-то стаж. Но это совсем не значит, что начинающий специалист совсем ничего не умеет.
  • Методики. Как правило, все специалисты придерживаются общепринятых методик и правил для коррекции речи. Иногда применяют свои личные разработки и подстраивают их под каждого ребёнка.
  • План работы. Спросите у педагога как будут проходить занятия, какие методы он будет использовать. Логопед должен рассказать вам о своём плане работы с малышом. Плюс ко всему должен пояснить что именно он собирается делать и в какой последовательности. Попросите учителя, чтобы он назвал вам авторов книг, пособий , развивающих карточек.
  • Истинный логопед никогда не скажет вам точную дату, когда речь (звукопроизношение и т.д.) будет исправлена. Здесь все строго индивидуально и зависит от множества параметров.

Детский логопед. Личное впечатление.

Очень важна первая встреча

Она то и может стать решающей.
Обратите внимание как логопед устанавливает контакт с ребёнком. Посмотрите на реакцию вашего ребёнка

Идёт ли он с радостью на занятия или нет? Дети тонкие и чуткие психологи. Порой они сами могут сделать правильный выбор.
Опытный и грамотный дефектолог не станет критиковать вас и вашего ребёнка. Он не будет проявлять равнодушие, злость или раздражение. Он не делает поспешных выводов и осторожен в суждениях.
Речь самого специалиста должна быть четкой и правильной.

Совместная работа.

Логопед всегда даёт домашние задания и вы должны их выполнять. Без этого просто никуда.

К сожалению, многие родители не хотят заниматься с детьми дома. В таком случае не стоит спрашивать у педагога почему вы, спустя время, не получили желаемого результата.

Дети 2-3 лет быстро забывают приобретенные навыки на занятиях . И лишь постоянное повторение их дома поможет закрепить их. Обязательно мотивируйте своих малышей.

Проявляйте интерес и активность. Общайтесь с педагогом как можно больше после занятий.

Как правило, логопед приглашает родителей к себе в кабинет, чтобы они посмотрели на занятие. Кстати, первая консультация желательно должна проходить в присутствии родителей. Потому что ребёнку в присутствии мамы или папы легче вступить в диалог.

Для хорошего логопеда-дефектолога не бывает трудных детей. Все детки индивидуальны и уникальны.  У всех есть свои сильные стороны, положительные качества. А вот увидеть эти стороны и использовать их во благо — это и есть залог успешной логопедической работы.

Расскажите есть ли у вас опыт поиска логопеда-дефектолога. Понадобился ли вам детский логопед? Насколько опыт был удачен?

Что делает логопед на первом занятии

На первом занятии с логопедом происходит фундаментальный этап знакомства специалиста с речевыми особенностями ребенка или взрослого. Этот начальный этап крайне важен, поскольку он задает направление всей последующей коррекционной работы. Вот что включает в себя первое занятие:

  1. Оценка произношения звуков:
    • Анализ правильности формирования и произношения звуков.
    • Выявление звуков, которые произносятся неверно или с трудом.
  2. Анализ словарного запаса:
    • Оценка количества и качества слов, которыми ребенок или взрослый может свободно пользоваться в речи.
    • Идентификация пробелов в знании слов, связанных с повседневной жизнью, обучением или профессиональной деятельностью.
  3. Грамматическое оформление речи:
    • Проверка умения строить грамматически правильные предложения.
    • Оценка использования времен, падежей, чисел и других грамматических категорий.
  4. Способность к диалогу:
    • Оценка умения поддерживать беседу: чередование реплик, реакция на вопросы и комментарии собеседника.
    • Анализ способности выражать свои мысли, эмоции и участвовать в обмене информацией.

На основе собранных данных логопед:

  • Определяет текущий уровень речевого развития.
  • Выявляет конкретные речевые нарушения и зоны, требующие коррекции.
  • Разрабатывает индивидуальный план коррекционных занятий, включая частоту встреч, предполагаемые методики и упражнения, а также цели, которых необходимо достичь в процессе работы.

Первое занятие является ключом к успешной и целенаправленной логопедической работе, позволяя специалисту подобрать наиболее эффективные методы и подходы для каждого клиента индивидуально.

Учитель-логопед

Логопед-специалист, который устраняет различные нарушения речи, как у детей, подростков, так и взрослых. Логопед уже с первых дней жизни может диагностировать и прогнозировать речевое развитие ребенка. Например, такое речевое нарушение как дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата) можно диагностировать у ребенка с первых месяцев жизни и вести профилактическую работу. Ранняя диагностика речевых дефектов и работа над их устранением позволит сократить время на исправление и повысить шансы на успех.

Когда стоит обращаться к логопеду?

Если в возрасте 2 — 3 месяцев у ребенка не наблюдается гуление, а к 6-7 лет, есть повод серьезно задуматься, вероятнее всего, без помощи профессионального логопеда вам не обойтись. Если к годовалому возрасту, малыш не пытается произносить слова, это также свидетельство каких-то нарушений. Серьезным поводом обращения к логопеду является отсутствие слов и фраз в речи вашего малыша, если ребенку более 2-х лет. Консультация с логопедом в трехлетнем возрасте рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет. К пяти годам обычно происходит полное формирование речи, все звуки должны произноситься четко и правильно, малыш должен уметь строить фразы и предложения, пересказывать небольшие сказки, рассказы, придумывать свои какие – то истории.

Логопедическая группа детского сада

Это специализированная группа детского сада, в которую зачисляют детей со схожими речевыми дефектами с сохранным слухом и интеллектом обычно в возрасте 3 лет на четыре года, 5-ти лет на два года обучения, после прохождения ПМПК (психолого – медико – педагогическая комиссия). Наполняемость группы 12 человек. На группе работают учитель – логопед, педагог психолог, воспитатель, помощник воспитателя. Логопедические занятия проводятся ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения. Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада.В вечернее время после сна так же ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда. На фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико – грамматические категории родного языка (образование мн. ч. существительных, уменьшительно – ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов…), развивают связную речь (пересказывают рассказы, придумывают свои рассказы сказки, составляют описательные рассказы…). На занятиях по формированию фонематического слуха, учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивают графомоторные навыки и многое другое. На каждого ребенка заводиться общая тетрадь, где еженедельно на выходные дни логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома. Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Логопедическая карта обследования дошкольника

После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике.  Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.

Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.

Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.

Занятия для развития мышления

Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.

https://youtube.com/watch?v=VoBDuDlRmXA

В нем описаны необходимые занятия:

  • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  • Изучение звуков и внедрение их в разговор.
  • Изучение фонетики.
  • Коррекция предложений и слов.
  • Уроки лексики и грамматики.
  • Улучшение связи между словами.
  • Общение с психологом.
  • Подготовка к письму.
  • Игры для развития мелкой моторики.

Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: