Формы проведения логопедических занятий
Выделяют следующие формы проведения логопедических занятий:
-
Индивидуальные занятия.
-
Фронтальные занятия.
Индивидуальные занятия нацелены на развитие органов артикуляции детей, коррекцию из звукового произношения и работу с тем или иным дефектом в произношении или восприятии звуков, обусловленным спецификой речевой патологии и общего психического состояния организма.
Индивидуальная работа имеет свои преимущества. Они связаны с тем, что работа ведется один на один между логопедом и ребенком. Это позволяет применить индивидуальный подход в коррекционной терапии, с учетом интересов и потребностей каждого ребенка и его особенностей развития.
На индивидуальных занятиях происходит формирование базы ребенка для дальнейшей постановки звуков, готовятся органы артикуляции к работе, формируются навыки фонематического восприятия и ставится произношение проблемных звуков. Также, проводится работа по развитию моторных функций организма ребенка. Она необходима для автоматизации поставленных звуков.
Индивидуальная работа по развитию основ слухового восприятия детей, формированию их речедвигательных навыков проводится в два этапа:
- Подготовка к коррекции. Она ориентирована на создание фундамента для усвоение ребенком ритмической структуры слов языка. Используется вербальный и невербальный материал.
- Коррекционная работа. Она проводится после создания фундамента и ориентирована на устранение того или иного речевого дефекта. Корректируется постановка слогов и звуков для каждого конкретного ребенка. Применяемые методы и средства зависят от его индивидуальных особенностей.
Что касается фронтальных логопедических занятий, то они требуют специальной организации. К их проведению предъявляются следующие требования:
- Динамичный ход занятия.
- Игровая форма работы на занятии.
- Включение сюрпризных моментов в ход занятия с участием детей.
- Вариативность деятельности на занятии и ее частая смена.
- Коммуникативная ориентация занятия. Предполагается коммуникативное развитие всех членов коллектива, привлечение каждого ребенка к работе и формирование основ общения.
- Вариативность, яркость и насыщенность дидактического материала, используемого на занятиях.
- Приучение детей к прослушиванию своей речи и речи других детей с коррекцией ошибок в произношении.
- Использование технологий и методов работы на занятии по возрастающей т.е. начиная с простых и, постепенно, усложняя.
- Большой объем разговорной речи на занятиях.
Фронтальные формы логопедической работы применимы для коррекции разнообразных речевых дефектов, а также расширения лексического словаря ребенка, формирование связной речи и заложение основ грамматики, фонетики и правописания.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2Е. В. Мальцева выделяет 3 группы.Первая группа — дети с
Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2—3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность с недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
Слайд 3В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:
Развитие и совершенствование
внимания;
Формирование произносительных умений и навыков
Дифференциация звуков
Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
Совершенствование лексических и грамматических средств языка;
Развитие навыков связной речи;
Обогащение коммуникативного опыта
программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
Слайд 6Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода:
ПодготовительныйОсновной
согласных, твердых — мягких, звонких глухих);Проводится работа над зрительными образами
букв, включая анализ пространственного расположения их элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов с разным их расположением, с лишними и недостающими элементами;Вводится моделирование звукового состава слова, определяется наиболее целесообразная последовательность действий ребенка, осуществляющего звуковой анализ
В подготовительный период дети овладевают интонационным выделением звуков, являющихся основным средством осуществления звукового анализа слов;
на котором протекает этот процесс.
обязательно включаю динамические паузы – физминутки.
Слайд 10Стержневым моментом на этом этапе обучения являются специально организованная игра
организации доступного детям диалога, я провожу игры по различным лексическим темам.Работу по выработке правильного, четкого произношения звуков и по совершенствованию фонематического восприятия веду параллельно.
Основные направления логопедической работы с детьми школьного возраста
Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста проводится по следующим направлениям:
- Развитие органов артикуляции.
- Формирование артикуляционной моторики.
- Постановка речевого дыхания.
- Постановка и доведение до автоматического произведения проблемных звуков.
- Формирование и укрепление фонематического восприятия, слуха, анализа и синтеза.
- Расширение активного и пассивного лексического запаса учащегося.
- Формирование верного лексико-грамматического строя речи.
- Формирование связной речи.
- Развитие коммуникативных речевых навыков.
- Развитие навыков осмысленной речи, чтения и письма.
- Расширение представлений об окружающем мире в качестве фундамента формирования лексического запаса учащегося.
- Формирование грамматических основ речи.
- Совершенствование навыков осмысленного восприятия речи разного вида: разговорной, литературной, публицистической и др.
- Восполнение пробелов речевого развития дошкольного возраста.
- Освоение основ слогового чтения и грамматически правильного письма.
- Развитие графических навыков и визуально-моторной координации.
Как правило, в младшем школьном возрасте, речевое развитие тесно связано с обручением. В образовательную программу включаются логопедические упражнения разной направленности. Например, на уроках чтения используется заучивание скороговорок, театральные постановки сцен из художественных текстов, пересказ сказок, формирование описательных рассказов. Игровые элементы, также, активно применяются на данном этапе коррекционной работы. Но их значение немного теряет свою силу, по сравнению с дошкольным возрастом.
Слайд 7Без внимание уделяется артикуляции выделенных звуков для создания четких речедвитательных образов и для дифференциации звуков (гласных —
согласных, твердых — мягких, звонких глухих);Проводится работа над зрительными образами
букв, включая анализ пространственного расположения их элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов с разным их расположением, с лишними и недостающими элементами;Вводится моделирование звукового состава слова, определяется наиболее целесообразная последовательность действий ребенка, осуществляющего звуковой анализ
В подготовительный период дети овладевают интонационным выделением звуков, являющихся основным средством осуществления звукового анализа слов;
Публикация «Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с общим недоразвитием речи и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.
В следствии изучения данной проблемы обнаружилось, что у детей с ОНР активный словарь ниже возрастной нормы. Основным недостатком восприятия у этих детей ОНР возникает высокое замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «не схваченными». Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники.
Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одними из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание.
У данной категории выделяется яркая истощаемость внимания которая заметна, неусидчивость. Все это указывает на том, что в результате нейропсихологических особенностей у детей с общим недоразвитием речи в дошкольный период не накапливается достаточного речевого опыта.
По результату изучения данной категории детей можно сделать вывод, что у детей с данной речевой патологией — слухоречевая память развита на низком уровне. В воспроизведение слов особенность детьми с недоразвитием речи заключалась в следующем, что практически все они воспроизводили периодически вместо одного слова другое (вербальную парамнезию).
Важной особенностью лексики детей ОНР является: 1) ограниченность словарного запаса, 2) более значительное от детей нормы, разногласие объёма активного и пассивного словаря, употребление слов неточное, актуализации словаря вызывает затруднение. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объём пассивного словаря у них близок к норме
Все-таки употребление слов в экспрессивной речи, вызывают большие затруднения актуализация словаря. Дети характеризуются отставанием в развитии (большинства лексических категорий, особенно предикативного и атрибутивного словарей. Данные нашего исследования подтверждаются исследованиями Н. В. Серебряковой, Л. В. Лопатиной . Надо указать, что дети контрольной группы показали более высокие результаты, чем дети экспериментальной группы.
Результаты проведенной нами работы показали недостатки детей с ОНР.
Особенности на наш взгляд определены не сформированность словарного запаса: и ограниченным объёмом словаря, несформированность семантического поля в которое включено слово неумением детей выделить в слове основной существенный признак. Не сформирован у детей атрибутивный словарь (в речи используют лишь прилагательные, возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Также при проверке прилагательных были частые замены которые свидетельствуют о том что эти дети не выделяют существенных признаков не дифференцируют качества предметов.
Следующее отличие данной группы от детей нормы — номинативный словарь, развит гораздо хуже чем у детей с нормальным речевым развитием, это характеризует трудность с актуализации (неточность употребления слов).
Предикативный словарь у детей с ОНР находиться на низком уровне развития в связи с низкой ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире в лексиконе отсутствуют действий, употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного значения.
Проведение исследования на классификацию предметов: представило, что не у всех детей сформированы операции классификации. Чаще всего встречались вербальные парафазии.
Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи связанная речь недостаточно сформирована.