Обследование речи детей с ОНР, ЗПР, исследование психических функций
В первую очередь взрослый должен обратить внимание, насколько контактен обследуемый ребенок. Хорошо ли настроен на общение или предпочитает отстраниться
Каково его поведение: конфликтное, спокойное, агрессивное. Нельзя списывать со счетов его физическое состояние на данный момент. Ребенок 4-5 лет вполне может расстроиться, если хочет спать, голоден, плохо себя чувствует. В таком случае выводы о его поведении будут неверными и уведут нас по другой тропе в наших умозаключениях.
Посмотрите, до какой степени развита прилежность, аккуратность, работоспособность. Есть ли нацеленность на результат, чем он мотивируется, доводит ли малыш дело до конца. Имеется ли критичность к выполненной работе – пытается ли он исправиться, если выполнил что-то не по шаблону.
Игровая деятельность как критерий
Основным критерием будет правильное/неправильное использование игрушек или предметов быта. Есть ли в игре ребенка нецелевое, необычное и странное исследование/использование игрушек? Имитирует ли он бытовые действия взрослых с ними, организует ли игру творчески, присутствует ли роль вместе с сюжетом или по отдельности? Есть ли в его игре странные элементы, такие как игра с одной деталью игрушки, чрезмерное ощупывание, обнюхивание, раскручивание и т.д.?
Посмотрите, как долго ребенок способен провозиться с одним предметом. У него есть любимая/любимые игрушки? Как часто он обращается за помощью к взрослым и обращается ли вообще или предпочитает играть в одиночестве? Насколько хорошо он усваивает какой-то эталон, шаблон игры, ее правила? Обучаем ли он игре?
Состояние психофизических процессов
Здесь мы смотрим, может ли ребенок переключать и распределять внимание, в каком объеме он это делает, насколько концентрируется на одном пункте. Важным критерием будет состояние памяти: как быстро он запоминает, сколько информации вмещается, точно ли она воспринимается и обрабатывается, может ли малыш точно воспроизвести полученный материал
Не менее информативным будет результат оценки его мышления – логики в первую очередь. На данном этапе развития он должен уметь выделять существенное и второстепенное по той же сюжетной картинке.
Зрительное восприятие
К 4-5 годам ребенок с нормотипичным развитием способен различить порядка 7-10 основных цветов. Некоторые дети знают даже определенные оттенки. Как правило, малыш должен хотя бы показать пальчиком, соотнести и назвать предложенный цвет. В этом возрасте дети отличают формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб), показывают их, называют и соотносят с образцом.
Слуховое восприятие и понимание простых инструкций (просьб)
Если ребенок в этом возрасте отвечает или хотя бы правильно реагирует на следующие вопросы, то у него идет нормальное развитие.
- Принеси мне мяч, а себе возьми машинку.
- Где лежит кукла?
- Покажи, кто только что издал звук.
- Посчитай, сколько мишек на стуле.
Кстати, в этом возрасте дети умеют считать до 5-10 в прямом и обратном порядке. Не все, но многие. По крайней мере, понятие о цифрах у них уже закладывается.
Зрительно-пространственный гнозис и праксис
Ребенок к 4-5 годам неплохо ориентируется в пространстве: показывает левую/правую руку и ногу. Он может сложить из 3 и более частей разрезную картинку или собрать небольшой пазл, рисунок из кубиков. Также он складывает рисунок из палочек по образцу, узнает наложенные друг на друга или зашумленные контуры в количестве от 2 до 5 предметов, называет недорисованные предметы по их контуру, узнает перечеркнутые изображения, распределяет предметы по величине, определяет, что неправильно нарисовал художник, подбирает парные карточки с геометрическими фигурами.
Если вы попросите пятилетку повторить движения правой и левой рукой по вашему примеру, он вполне это сделает. Это так называемые пробы с рук по исследованию праксиса (правой рукой коснуться кончика носа, левой – правого ушка и т.д.).
Выводы. Относительно того, насколько приближены все эти показатели к норме, вы делаете выводы и даете оценку. Некоторые дети выполняют что-то лучше, что-то хуже, но, в общем, ребенок с нормальным речевым и психическим развитием соответствует заданным критериям на 70-80%.
Критерии оценки, на что обратить внимание
Чем меньше ребенок пользуется помощью и останавливается в раздумьях при выполнении заданий, тем лучше, и тем выше оценка. Не должно быть резких и безосновательных отказов от предложенных упражнений и игр. Если отказы есть, попробуйте понять причину. Посмотрите, насколько точно ребенок понимает инструкцию с первого раза, часто ли приходится возвращаться к ней. Теряет ли он нить происходящего? Может ли сделать вывод о том, хорошо выполнено задание или нет? Если одна проба была выполнена ошибочно, делает ли он подобные ошибки после разъяснений? Принимает ли стимулирующую помощь?
Если у ребенка отсутствует активная речь, оценивайте пассивную составляющую, то есть импрессивную. Это даст возможность понять, есть ли несоответствие в связке мышление-речь, когда первый компонент не дефектен, но не может быть использован в полном объеме из-за отсутствия экспрессивной речи.
Подобные тесты родители могут проводить несколько раз в год, чтобы видеть тенденцию к улучшению, или просто наблюдать своего ребенка в ежедневных занятиях, опираясь на данные пункты. Выводы укажут вам верный путь коррекционной работы, которая осуществляется не только в садах и школах, но и дома! Относительно них вы подберете задания и игры, направленные на устранение пробелов в конкретной области.
Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!
Обследование речи детей с ОНР, ЗПР, исследование моторики
При обследовании речи детей с ОНР и ЗПР обращаем внимание на крупную и мелкую моторику. В норме не должно быть общей скованности, раскоординированности, моторной напряженности и сжатости
Ребенок умеет ходить по прямой дорожке, бегать, прыгать на двух ногах, попеременно прыгать на левой/правой, бросить и поймать мяч, завести игрушку ключом, задержать дыхание, лазать.
Если говорить о мелкой моторике, то на данном этапе развития ребятишки уже рисуют карандашами и акварелью простые рисунки, раскрашивают без выхода за контур, режут ножницами, лепят из пластилина, собирают пазлы, пирамидки, конструкторы, расстегивают и застегивают крупные пуговицы, завязывают узлы, развязывают шнурки, расстегивают молнию, самостоятельно пользуются ложкой, вилкой и другой посудой.
Обязательно смотрите, насколько точно ребенок выполняет действие, выдерживает ли заданный объем, как часто переключается с одного действия на другое, с какой скоростью все это происходит, развита ли ловкость пальчиков и тела в общем. Посмотрите на состояние мимической мускулатуры: может ли малыш поднять брови, моргнуть по просьбе глазами, улыбнуться, шмыгнуть носиком, надуть щеки, нахмуриться и т.д. Как он это выполняет, равномерно или нет? Быстро ли утомляется, есть ли легкий тремор?
Вывод
У детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) активно развивается речь: её звуковая сторона, растёт словарный запас, развивается грамматический строй, осваиваются ребёнком все формы устной речи, присущие взрослым. Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти, начинает формироваться произвольная память. Восприятие утрачивает первоначальный аффективный характер и становится многоплановым. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному. Это период особо важен для развития психических функций, поэтому родители должны сделать всё возможное для создания благоприятных условий для развития ребёнка.