Как тренировать память ребенка: 20 простых и веселых игр для дома

Тренируем память и внимание у детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения в возрасте 7-11 лет ​

Воображение —психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.

Маленький ребенок скачет на палке и представляет, что это лошадь. Так развивается символическая функция воображения. Одни предметы выступают в роли других. С помощью воображения дети познают мир и одновременно защищаются от травм и переживаний.

В начальной школе малыш получает множество новых знаний, учится применять их в жизни и начинает отражать действительность более правдоподобно. Воображение младшего школьника, как правило, простое воспроизведение окружающего. Ребенок повторяет в играх то, что увидел, наблюдая за взрослыми. Постепенно детское воображение становится творческим.

Дети могут придумывать невероятные истории и часто не отличают реальность от фантазии. Если ребенок не искажает факты с какой-то целью (боясь наказания или для самооправдания), а безобидно фантазирует, тревожиться не о чем. Школьники с хорошо развитым воображением легко оперируют абстрактными образами, однако могут глубоко погружаться в мир фантазий и витать в облаках

Стоит обратить внимание на ребенка, не умеющего фантазировать. И помочь ему развить воображение

Ценность памяти до 7 лет

Учеными разработано очень много определений для памяти. Но все признают, что это сложный психический процесс. Память — это способность ребенка и взрослого получать жизненный опыт, сохранять его и воспроизводить.

К жизненному опыту дошкольника относится все, что его окружает, все с чем он сталкивается. Память до 7 лет усиленно развивается. Это так называемая природная память.

Дошкольник вспоминает, когда увидит незнакомую картинку или объект.

Если он увидел что-то из ряда вон выходящее, он начинает рассказывать, вспоминая что-то похожее из своего опыта. Мышление маленького ребенка состоит из памяти, из его жизненного опыта.

Поэтому насколько опыт будет насыщен и разнообразен, настолько полна и сильна будет его природная память.

К слову сказать, скорость ее развития не может сравниться с развитием других способностей ребенка. Она самая высокая. Что достигается за счет идеального взаимодействия обоих полушарий головного мозга.

Почему дети с рождения — гении? Потому что у них до 3-х как раз и наблюдается эта удивительная синхронность. И те взрослые, которые владеют ею, считаются гениальными людьми.

Что вам минимально можно делать, чтобы быть спокойной за будущее ребенка, узнайте из нашей системы игр, которая состоит из самых эффективных игр.

За самой физиологичной методикой развития с рождения проходите по этой ссылке (откроется в новой вкладке).

Способы развития воображения

Что ребенок должен уметь в возрасте 5-6 лет

Несмотря на особенности восприятия и обучения, ребенок к 5-6 годам должен уметь:

  • Запоминать до 5-6 слов (цифр, объектов) в процессе тестирования. Это определяет объем памяти.
  • Быстро усваивать информацию, для этого будет достаточно 2-3 повторений. Это свидетельствует о скорости запоминания.
  • В этом возрасте ребенок способен точно воспроизводить детали, как во время занятий, так и в повседневной жизни.
  • Появляется способность различать уже услышанную информацию и новые данные.

Подобные показатели можно считать нормой, однако каждый ребенок индивидуален. Задача родителей и специалистов-логопедов понять особенности малыша и предложить ему оптимальный способ улучшения способностей.

Медицинские препараты

Многие родители задаются вопросом, если у ребенка плохая память, что делать? Прежде всего, нужна консультация специалиста, после обследования доктор ответит, почему так происходит и что делать в сложившейся ситуации. В некоторых случаях простых занятий недостаточно, и медики назначают препараты улучшающие мозговое кровообращение. Лечение заключается в приеме лекарств и комплексе упражнений.

Важно! Вся информация носит исключительно рекомендательный характер, перед применением требуется консультация доктора. Растительные препараты улучшают микроциркуляцию и работу гипофиза

Самыми популярными считаются — Brainrush, Optimentis, HeadBooster, в их состав входят аминокислоты и комплекс витаминов. Из синтетических ноотропов для улучшения памяти ребенка можно выделить следующие «Пантогам», «Аминалон», «Ноотропил», «Фенатропил».

Родителям следует не забывать, умение сохранять информацию зависит от того, как обеспечивается управление этим процессом. Правильно созданные условия, дают возможность лучше усваивать и сохранять в памяти знания.

Проводите досуг с пользой для ребенка

В возрасте 5-6 лет ребенку доступно большое количество развлечений и учебных практик. Головоломки станут отличным способом для развития способностей малыша, в том числе и памяти.

Читаем и пересказываем. Любимые истории есть у каждого ребенка, ведь сказки он слышит с самого детства. В 5-6 лет уже можно заучивать дошкольные стихи и отрывки прозы из сказок.

Начать можно с простого изложения. Читайте сказку выразительно и давайте ребенку возможность пересказать любимую историю. Постепенно усложняете задание, так он сможет заучить отдельные фрагменты текста.

Главная цель – заставить малыша погрузиться в повествование. Он должен представлять нюансы, кто куда пошел, что сделал и прочее. Это задание помогает развивать все виды памяти, в числе которых:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • двигательная;
  • тактильная.

Игра «Найди отличие» актуальна в дошкольном возрасте, однако в отличие от заданий для 3-х лет, картинка должна становиться сложнее. Мелкие детали и сложные элементы вызывают азарт и помогают увлечь ребенка.

Если же у вас нет таких картинок, то можно прибегнуть к игре «Списки». На двух листах бумаги вы записываете 2 списка покупок, имена любимых персонажей или названия животных. При этом списки частично дублируют друг друга. Дайте малышу первый список для изучения, а после отдайте второй. Его задача найти различия в этих перечнях.

Экспериментируйте с темой списков и обыгрывайте сценки, когда это может потребоваться. Так вы сможете увлечь ребенка и даже отыграть жизненные ситуации, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Игра «Повторюшка» строится на том же принципе, что и пересказ текста

Однако здесь важно уделить внимание деталям, придумайте персонаж и опишите его ребенку. Разбавьте рассказ приключениями, неожиданными знакомствами и полезными делами

  • Задача малыша не просто пересказать историю, но и отметить детали. Делайте упор на цвета и характеристики. Если герой встретил добрую бабушку, то пусть на ней будет зеленое платье.
  • Не пытайтесь с первого раза вместить множество деталей. Делайте это постепенно, поощряя ребенка за прогресс.

Эта игра поможет в тренировке слуховой памяти, но если переложить ее на бумагу, то в процесс обучения вступает зрительная.

  • нарисуйте, например, домик. Пусть это будет одноэтажное строение с окном, крыльцом и садом. Добавьте на окно занавески, а в саду нарисуйте несколько спелых яблок.
  • дайте ребенку изучить ваш рисунок, не торопите его.
  • после спрячьте образец и попросите повторить рисунок по памяти.

Совершенно неважно, сможет ли малыш повторить вашу задумку, главная цель – воспроизвести максимум увиденных деталей. Со временем задачу можно усложнять, использовать готовые картинки или придумывать собственные

Игра «Что изменилось» уже должна быть знакома ребенку, однако теперь его показатели памяти должны стать лучше

Акцентируйте внимание на мелочах и подходите к вопросу творчески

  • Вы можете выложить до 15 предметов на стол перед ребенком. Постарайтесь найти несколько объектов похожих друг на друга, но отличающихся цветом или мелкими деталями.
  • Позвольте запомнить расположение, а после измените первоначальную последовательность. Можно и вовсе спрятать 1 объект.

Для разнообразия игра может строиться на изменении вашего облика или манипуляций с игрушкой. Спрячьте какие-то детали, переоденьте часы на другую руку и попросите назвать все найденные отличия. Главное не давить на ребенка и помогать ему в процессе игры наводящими вопросами. Вы можете выступать как в роли ведущего, так и участника, давая ему ведущую роль.

Отличным тренажером для памяти станет изучение иностранного языка. Это может быть как привычный всем английский, так и любой другой язык. Изучать его самостоятельно не самое простое занятие, однако сегодня существует масса способов облегчить эту задачу.

В возрасте 5-6 лет занятия становятся более систематическими и требуют определенных усилий от ребенка, однако превращать это в рутину не стоит. Сместив фокус на игровой деятельности, вы поможете малышу расслабиться и добиться поставленных результатов.

Опытный логопед поможет оценить сильные стороны в развитии и подберет оптимальные занятия для повышения необходимых умений. Консультируясь со специалистом, вы сможете подготовить своего ребенка к полноценной и счастливой жизни.

Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам. Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем.

У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его. Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо.

У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика. Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты.

В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной. Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют.

Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти.

Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.

Специальный рацион

Секрет успешного развития детей достаточно прост – полноценное питание способно благотворно влиять на организм. Поэтому к выбору продуктов нужно подходить очень внимательно.

Важно! При недостатке витаминов могут возникать нарушения работы центральной нервной системы. Обязательно детям дают жирную красную рыбу, так как она содержит набор важных кислот

Помогают в развитии памяти свежие овощи, фрукты, зелень. Поэтому в сезон они должны быть каждый день на столе

Обязательно детям дают жирную красную рыбу, так как она содержит набор важных кислот. Помогают в развитии памяти свежие овощи, фрукты, зелень. Поэтому в сезон они должны быть каждый день на столе.

На завтрак лучше всего давать каши, так как они содержат витамины группы B, которые важны для работы нервной системы.

Некоторые родители считают шоколад вредным, но в небольших количествах он очень полезен

Ягоды и орехи тоже положительно влияют на организм. В некоторых случаях ребенок может нуждаться в курсовом приеме специальных препаратов. Они помогают стимулировать работу кровообращения и насыщают мозг кислородом.

Из рациона исключают быстрые углеводы, которые негативно сказываются на организме. Каждый день дают небольшое количество нежирного мяса, овощи, фрукты

Полноценное питание важно для нормального развития малыша и оно предупреждает появление проблем

Не всегда родители правильно понимают, как нужно развить память и внимание у ребенка. В таком случае им поможет изучение специальной литературы и консультация у специалиста

Новообразование возраста

Моторика

Prostock-studio/Shutterstock.com

Мелкая моторика

Детская рука становится всё более ловкой. Ребёнок способен правильно взять ручку и карандаш и выполнить простые манипуляции: провести непрерывные линии (прямые, волнистые, ломаные). Может обвести рисунок по контуру, не отрывая ручку от бумаги, дорисовать половину симметричного рисунка, аккуратно заштриховать рисунок по образцу, не выходя за контур.

Крупная моторика

Prostock-studio/Shutterstock.com

Движения детей становятся более осознанными, чёткими. Дети по-прежнему предпочитают активные игры, требующие бегать и прыгать

Мускулатура и внимание достаточно развиты, чтобы выполнить конкретное точное действие, например забить мяч в ворота

Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?

Прежде чем выбирать игры и упражнения на развитие зрительной памяти для занятий с ребенком, надо понимать, каков уровень развития у него такой памяти. Для обследования своего малыша в домашних условиях родители могут воспользоваться методами диагностики, которые активно применяют специалисты. Существует много методик и технологий, при помощи которых можно изучить уровень развития зрительной памяти у дошколят. Специалисты советуют отбирать такие техники, которые будут доступны для домашнего пользования.

Для малышей 3-4 лет это могут быть классические игры-тесты, например, «Назови, каких игрушек не стало», «Найди отличия в картинках».

«Назови, каких игрушек не стало?»

Игра помогает оценить уровень внимания, зрительной памяти, определить наличие навыка понимания инструкции взрослого.

Для обследования родитель подбирает шесть небольших игрушек, затем диктует ребенку инструкцию: нужно внимательно рассмотреть игрушки, запомнить их, закрыть глаза, открыть и сказать, чего не стало. Убедившись, что малыш хорошо знает предметы, понял инструкцию, взрослый предлагает ему закрыть глаза и убирает две игрушки. Ребенок должен правильно назвать спрятанные предметы. Уровень памяти оценивается по следующим критериям:

  • если ребенок назвал две игрушки – хороший уровень запоминания;
  • запоминание одной игрушки – средний уровень;
  • если малыш не вспомнил игрушки или ему непонятна инструкция – родителям необходимо задуматься о развитии своего малыша.

Для старших дошколят можно предложить более сложные, но эффективные методики «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

«Узнай фигуру»

Техника построена на зрительном восприятии и узнавании знакомых фигур. Ребенку предлагается карточка с 10 рядами по пять фигур в каждом. Одна картинка слева в ряду отделена от остальных четырех справа двойной чертой. Взрослый дает инструкцию: нужно внимательно рассмотреть картинки слева и найти похожую среди оставшихся четырех справа. Работа ведется постепенно с каждым рядом фигур. Тестирование проводится в течение полутора минут, затем результаты оцениваются по определенным критериям.

10 баллов 8-9 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 2-3 балла 0-1 балл
Менее 45 сек. 45-50 сек. 50-60 сек. 60-70 сек. 70-80 сек. Более 80 сек.
Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровня Низкий уровень Очень низкий уровень

Задания для развития внимания и памяти для детей

Развитию памяти и внимания детей дошкольного возраста способствуют специальные занятия. Ребенка необходимо учить умению к запоминанию и к сосредоточенности на чем-то одном

Для заданий для детей на развитие внимания и памяти важно выделять время. Важны специальные тренировки, которыми родители могут заниматься с детьми самостоятельно

Важно также соблюдать регулярность.

При выборе подходящих развивающих игр для памяти, внимания детям, нужно учитывать возраст.

Дети 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет малыш отлично помнит стихи. Если ему понравился стих или песенка, он может их прослушать пару раз и сразу воспроизвести. Развитие памяти и внимания в этом возрасте зависит от способов подачи материала. Ребенка нужно спрашивать, чем он занимался, что ел на завтрак, обед и ужин, в какие игры играл, какая была погода.

При чтении книг, нужно останавливаться и спрашивать, как зовут главного героя и что он сделал или сказал.

В этом возрасте развиваем память и внимание малыша при помощи пряток в разных вариациях. Мама может прятать платок или игрушки в комнате и просить ребенка отыскать их

Актуальна игра «делай как я». Родитель называет какое-либо действие и проговаривает его вслух, а малыш повторяет все движения.

Игры для дошкольников

К пяти годам дети запоминают наиболее яркие события. Поэтому большое значение имеет подача материала.

К заданиям для детей на развитие внимания и памяти относится «найди отличия». Дети очень любят искать отличия на картинках. Такие задания можно отыскать в интернете или в детских журналах.

Стимулированию внимания и активизации мыслительной деятельности способствует игра «съедобное и несъедобное».  Интересным вариантом считается игра «цепочка слов». Ребенок называет любой предмет и повторяет сразу два слова. В процессе игры нужно удлинять цепочку слов.

Упражнение «магазин» помогает развить слуховую память. Перед ребенком выкладываются разные предметы, и мама просит сходить малыша в магазин и приобрести все перечисленное. Ребенок должен по памяти собрать все требуемые вещи.

Двигательная память развивается, когда ребенок помогает маме навести порядок или накрыть на стол.

Игры для детей младшего школьного возраста

Для детей этого возраста будут интересны карточки «пары» или «memori». Их можно сделать самостоятельно или купить. Ребенок по памяти открывает парные карты.

Детям нравится игра «повтори за мной». Ребенку можно предлагать воспроизвести изображенный рисунок на бумаге или повторить фигурку, собранную из спичек.

Развитию памяти способствует игра «запомни слова». Мама в определенном порядке называет от 8 до 12 слов, а ребенок должен их все воспроизвести в этом же порядке.

К полезным  играм стоит отнести настольные в виде шашек или шахмат. Развивающие игры очень нравятся ребенку.

Тест на определение уровня развития для детей шести лет

Познавательные навыки детей в 6 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

К шести годам ребёнок обладает довольно большим запасом знаний об окружающем мире. Он черпает информацию из общения со сверстниками и взрослыми, мультфильмов, книг и прогулок.

Дети в этом возрасте могут подробно рассказать о себе: как их зовут, в каком городе и на какой улице живут, знают, чем занимаются их родители. Шестилетка владеет счётом до двадцати и в некоторых случаях может даже освоить простые арифметические действия – сложение и вычитание. Некоторые дети могут обучиться чтению, но это не является показателем для оценки развития ребёнка. Также шестилеткам должно быть известно, что их окружает: виды транспорта, название животных, виды местных растений.

Дошкольники могут выполнять творческие задания самостоятельно. Им доставляет радость лепить, делать небольшие аппликации, рисовать и вырезать. Конечно, у каждого ребёнка есть своё любимое направление в творчестве. Некоторые дети любят собирать пазлы, другие – рисовать картинки, третьи – лепить из пластилина

Главное, что ребёнок становится всё более усидчивым и может удерживать внимание на одном и том же занятии продолжительное время

Виды памяти

Память человека – это отражение его опыта, мыслей, эмоций. Практически любое событие или символ вызывает какой-то отклик в сознании. Принято делить память на ряд видов:

  • По форме напряжения психологических операций (память, основанная на движениях, эмоциях, словах и зрении)
  • По виду усвоения (произвольная и непроизвольная)
  • По длительности хранения (долго хранится, недолго или оперативно).

Память можно разделить на три взаимосвязанных процесса:

  • Запоминание материала;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение.

Первый процесс – это возникновение и фиксация в коре мозга нервных импульсов, которые переходят по цепочке от одной клетки к другой. Создаются новые связи – энграммы, которые в дальнейшем создают сложные структуры, выстраиваются в ассоциативные связи.

Человек запоминает любой материал двумя методами – произвольным и непроизвольным.

На непроизвольное усвоение повлиять крайне сложно, так как малыш отмечает объекты и факты, которые увидел, услышал или потрогал. Но не весь материал хранится в коре головного мозга долго. Большую роль играет эмоциональная вовлеченность. Например, ваш ребенок очень быстро забудет, что он ел позавчера вечером, однако, до конца жизни будет помнить, что погладить пчелу – не самая лучшая идея.

К произвольной памяти относится «заучивание» информации – целенаправленное запоминание стихов, правил дорожного движения, а также любой другой информации, полезной в обществе. Поскольку произвольное усвоение – процесс осознанный, стимул имеет в нем важную роль. Раз у ребенка имеется достаточный мотив, то и усвоение материала идет легче.

Затем информация сохраняется. Эта процедура может быть динамической и статической. В динамической памяти (с кратким сроком хранения) информация хранится недолго. Статическое хранение имеет отношение к долгому сроку хранения. Эта схема важна для учёбы, так как ученику, запомнившему материал, потом свойственно вернуться к нему снова. Дальше он может изменять информацию и дополнять её. Именно так действует механизм приобретения данных, который помогает ребенку учиться.

Третий важный процесс – воспроизведение. Это воссоздание в голове ранее полученного материала, повтор выученных действий.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в общение с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

Методы развития памяти у детей

Упражнения, развивающие память

Не стоит воспринимать процесс обучения как нечто скучное и неинтересное. Даже обычные игрушки можно использовать в процессе. Такие занятия определенно придутся малышу по душе.

Развитие памяти у детей начинают с простых заданий. Только после успешного выполнения их постепенно усложняют. Обычно берут столько предметов, сколько лет малышу, т.е. если ему два года, то две игрушки.

В младшем дошкольном возрасте хорошо идет игра «Спрячь предмет». Для этого в разных местах раскладывают игрушки, дают ребенку время для запоминания, после чего просят его выйти. Взрослый в этот момент прячет игрушку и просит вернувшегося малыша сказать, что изменилось.

Есть простой способ развить память у детей. Достаточно каждый день расспрашивать ребенка о детском саде.

Поэтому дошкольник рассказывает о том, что он ел на завтрак и обед, во что играл, какие занятия были. Дополнительно у него формируется навык связной речи.

Тренировать память можно посредством обсуждения сказок. Как только взрослый прочитает какую-то сказку, стих или историю – ее нужно подробно разобрать. Малыш должен назвать главных героев, основные события и т.п.

Обязательно нужно улучшать не только зрительную память, но и слуховую, для этого подойдут игры с мячом. Дошкольник должен ловить его только в случае, если называется «съедобное» слово или оно начинается на звук .

Обратите внимание! С несколькими детьми можно усложнить работу. Каждый малыш называет какой-нибудь предмет из темы «Транспорт» (или любой другой), после чего ведущий должен воспроизвести все названные слова

Дополнительно можно сделать мемо-игры по любой теме. Для этого нужно сделать набор парных карточек. Например, разных овощей. Для начала можно ограничиться 10 парами.

Перед ребенком выкладывают карточки рубашками вверх. Он должен искать одинаковые, но за раз он поднимает только две штуки.

Есть готовые наборы мемо-игр из разных материалов

Не всегда родители понимают, как развить память у ребенка. В таком случае им поможет консультация у психолога. Специалист подскажет упражнения для разных периодов.

Например, в старшем дошкольном возрасте можно называть ряд слов и попросить ребенка их повторить. Нежелательно использовать зрительную опору, так как это нужно для развития слуховой памяти.

Вы здесь

Отличия в развитии мальчиков и девочек

В старшем дошкольном возрасте дети уже четко понимают свою половую принадлежность и отличают мужское поведение от женского. Девочки пытаются подражать матери, мальчики – отцу.

Игры мальчиков и девочек отличаются. Первые предпочитают активное времяпрепровождение – бег, лазанье по деревьям и т. д., а вторые – спокойные игры с игрушками.

При подготовке к школе девочкам обычно лучше даются навыки письма и чтения. Мальчики лучше разбираются в математике, у них более развито логическое мышление.

Девчонки более эмоциональны. Мальчишки стараются сдерживать свои чувства и не показывать их окружающим.

Вы уже знаете, какие виды внимания бывают?

В зависимости от участия воли выделяют:

произвольное внимание
непроизвольное внимание

Произвольное внимание — это внимание, когда ребенок осознанно и целенаправленно обращает внимание на какой-то объект, удерживает на нем внимание в течение определенного времени. Непроизвольное внимание — внимание, которое возникает помимо воли ребенка, само по себе, оно сознательно практически не может им регулироваться

Непроизвольное внимание — внимание, которое возникает помимо воли ребенка, само по себе, оно сознательно практически не может им регулироваться. Это внимание на громкий звук, вспышку света, на какой-то необычный или отвратительный запах

Это внимание на громкий звук, вспышку света, на какой-то необычный или отвратительный запах. Было высказано предположении о существовании еще послепроизвольного внимания, как самостоятельного вида внимания, возникающего через некоторое время, после того когда человек произвольно удерживал внимания на каком-либо объекте

Было высказано предположении о существовании еще послепроизвольного внимания, как самостоятельного вида внимания, возникающего через некоторое время, после того когда человек произвольно удерживал внимания на каком-либо объекте.

Так, спустя время уже не требуется прикладывать усилия воли, чтобы на этом объекте удерживать внимание. Однако позднее ученые пришли к выводу, что при этом осуществляется переход из произвольного внимания в непроизвольное и самостоятельного вида не образует

Однако позднее ученые пришли к выводу, что при этом осуществляется переход из произвольного внимания в непроизвольное и самостоятельного вида не образует.

В зависимости от использования специальных средств для управления вниманием выделяют:

непосредственное внимание — это внимание, привлекаемое самим объектом, который интересен для человека, без использования каких-либо дополнительных средств.

опосредствованное внимание — внимание, которое возникает и управляется посредством дополнительных средств, косвенно связанных или не связанных с самим объектом. Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»).

Развитие памяти в возрасте 7-11 лет

Память — психический процесс, отвечающий за узнавание, запечатление, сохранение и воспроизведение полученного опыта.

Школьникам младших классов проще запоминать нечто конкретное: предметы, лица, факты. Наглядно-образная память у них развита гораздо лучше смысловой. Им сложно запомнить логические определения, выделить главные мысли в тексте.

Кроме того, у младшеклассников больше развита непроизвольная память: они легко запоминают то, что вызывает сильные эмоции, то, что им интересно. Связь с чувствами — ключевой момент запоминания. Поэтому запомнить стихи, песни, сказки ребенку проще, чем домашнее задание или таблицу умножения.

Это подтверждают исследования психологов А. А. Смирнова и П. И. Зинченко.

В процессе обучения у ребенка развивается произвольное запоминание, которое требует волевых усилий и необходимо для успешной учебы.

Учимся запоминать произвольно и осмысленно

Чтобы освоить осмысленное запоминание, научите школьника составлять план. С чего начался рассказ? Что произошло потом? Что главное?

Когда ребенок делит рассказ на части и дает им название, он учится запоминать не отдельные события, а то, как они связаны между собой. Ему проще сосредоточиться на содержании, запомнить его и пересказать

Плохая память часто связана с неразвитым вниманием.

Развитие памяти в 3-6 лет

Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный период времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко запоминает важный ему материал, маленькие стихотворения. Он пытается сам поставить перед собой задачу и хочет ее достичь. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение  иностранных языков. Так как же развивать память у ребенка 6 лет?

Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя с ними различные образы и слова родного языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: