Система работы по формированию слухового восприятия в детском саду

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Педагогика л. П. Назарова методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

Дидактические и методические принципы развития слухового восприятия

бет 17/90
Дата 29.09.2023
өлшемі 1,43 Mb.
#111314
түрі Учебник

  …           17         …  

3.4. Дидактические и методические принципы развития слухового восприятия
Развитие слухового восприятия осуществляется на основе общих дидактических принципов, которыми руководствуются специальные (коррекционные) учреждения, в частности школы глухих и слабослышащих.
Проблема принципов обучения еще не нашла своего полного отражения в педагогике, она активно совершенствуется на протяжении многих лет. Изменение перечня принципов, их содержания, интерпретация находятся в зависимости от развития общества, педагогической науки, целей и задач образования, практики обучения и воспитания.
Существует ряд классификаций дидактических принципов, предложенных разными авторами. Однако часть принципов остается общепризнанными и неизмененными. К ним относятся принципы научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального и дифференцированного подхода, последовательности и систематичности, связи теории и практики. В последние годы названные принципы дополнились новыми или хорошо забытыми старыми.
К последним относятся принципы природосообразности и культуросообразности, впервые сформулированные педагогом А. Дистервегом. Вызывают интерес принципы: обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп обучения, развивающий характер обучения, ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка и т. п.
Наряду с общепедагогическими принципами обучения школы для глухих и слабослышащих руководствуются специальными принципами1: коррекционной направленности обучения,
____________________________________________________________________________________________Сурдопедагогика/Под ред. М. И. Никитиной.- М.: Просвещение, 1989.
единства процесса обучения основам наук и словесной речи, опоры на предметно-практическую деятельность, интенсификации речевого общения, интенсивного развития слухового восприятия в обучении.
Реализация общепедагогических и специальных принципов обучения обеспечивает эффективную деятельность учителя в образовательном процессе.
Развитие слухового восприятия — одна из сторон коррекци-онной направленности обучения. Это специальный учебный предмет, который имеет1 свои цель, задачи, содержание. Все это обуславливает выделение методических принципов РСВ.

Достарыңызбен бөлісу:

  …           17         …  

Непосредственно образовательная музыкальная деятельность

Музыкальная деятельность неоценима в жизни ребенка. Так как у нас дети с одного года до двух лет, то музыкальная деятельность проводится по подгруппам (две подгруппы), 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель учит детей различать высокие и низкие звуки, подпевать, выполнять простейшие движения по тексту песни, имитационные движения. Приучает детей узнавать песню по мелодии, исполненной на фортепиано, ходить и бегать под музыку, передавать простейшие игровые и плясовые движения. Воспитывает умение внимательно слушать песни до конца исполнения. Музыкальный зал мы красиво оформляем по тематике праздника. Много дополнительных атрибутов для разнообразной деятельности детей. Малыши с удовольствием ходят петь, танцевать, играть, как они говорят: «Ля – Ля». Музыкальная деятельность неоценима в развитии слухового восприятия, внимания, памяти.

Развиваем чувство ритма

Дети любят песенки, потешки, прибаутки. Простые, незамысловатые по форме, они вызывают у малышей огромный эмоциональный отклик, хорошо развивают слух, ритм. Поэтому я всегда пою, рассказываю потешки, при этом побуждаю детей к действию (хлопаем в ладоши, прыгаем, топаем ногами, подпеваем). Например: Зайке холодно сидеть Лапки надо бы погреть Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп, (хлопаем в ладоши) Лапки надо бы погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок – скок, скок – скок, (прыгаем) Надо зайке поскакать.

Жили у бабуси Два веселых гуся, Один серый, Другой белый – Два веселых гуся (прохлопываем ритм мелодии).

Давай коза попрыгаем – попрыгаем – попрыгаем, И ножками подрыгаем – подрыгаем – подрыгаем, И ручками похлопаем – похлопаем – похлопаем, И ножками потопаем – потопаем – потопаем.

В результате развивается слуховое восприятие у малышей, чувство ритма и море радости.

Результаты работы по сенсорному воспитанию

В результате проведенной работы дети к двум годам научились ориентироваться в мире звуков:

— слышать различные звуки, разговорную речь, прислушиваться к шепоту;- узнавать звуки, которые издают животные (или звукоподражания);- реагировать и узнавать (показывать) источник звучания;- различать тихий и громкий звук;- различать звучащие музыкальные игрушки;- двигаться под быструю или медленную музыку;- научились вместе со взрослым отхлопывать ритм простых песенок и стихов;- манипулировать игрушкой под медленную и быструю мелодию;- определять местонахождение источников звучания;- ориентироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека

Таким образом, использование предложенных игр, упражнений позволяет обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, развить и сформировать слуховое внимание, слуховое восприятие, слуховую память, все это способствует развитию других познавательных процессов: мышление, речь, воображение. Что в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей раннего возраста

Литература

1. Занятия с малышами в детском саду /Сост. К.Ю. Белая. – Москва: Линка – Пресс, 2002. – 216с.2. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др. / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.3. Основы сенсорного воспитания в раннем детстве: Учебное пособие / Э. Г. Пилюгина / Рецензенты Л. А. Венгер, И. М. Кононова. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие / В. И. Логинова, А. И. Максаков и др. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 221 с.5. Воспитателю о детской игре: Учебное пособие / Д. В. Менджерицкая / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. –127 с.6. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.

Учимся различать звуки окружающей среды

Отправляясь на прогулку, обращаю внимание детей на всевозможные звуки. Обязательно называю источник звучания, указываю на него рукой по следующей схеме: звукоподражание – название – действие. — би – би – би — машина – машина едет (гудит)- у – у – у — самолет — самолет летит- мяу – мяу — кошка — кошка лежит (мяукает, прыгает).Комментарии сопровождаю художественным словом, эмоционально окрашенным

Например: Вот собачка Жучка Хвостик закорючка, Зубки острые, Лапки быстрые

— би – би – би — машина – машина едет (гудит)- у – у – у — самолет — самолет летит- мяу – мяу — кошка — кошка лежит (мяукает, прыгает).Комментарии сопровождаю художественным словом, эмоционально окрашенным. Например: Вот собачка Жучка Хвостик закорючка, Зубки острые, Лапки быстрые.

Котя – котенька – коток, Кудреватый лобок, Мягкая спинка, Теплый животик, Любит молоко из крынки.

У нас машины разные Би – би, би – би, би – би, Зеленые и красные, Би – би, би – би, би – би, Машины за машинами Шуршат своими шинами, Би – би, би – би, би – би.

Что еще издает звуки?

Для развития слухового восприятия в группе сделаны «шумелки». «Шумелки» — пустые баночки, которые на 1/3 наполнены различными наполнителями (горохом, гречкой, песком, манкой, фасолью). При движении (потрясывании) над ухом они издают разные тональные звуки. Например, провожу такую игру: в пустую банку кидаем различные мелкие предметы (фасолины, горошины, монетки, пуговицы). Падающие предметы издают разные звуки. Помимо слуха в этом упражнении хорошо тренируется координация движения глаз и рук. Провожу строго под своим контролем. Есть в группе слуховые трубочки разной длинны. Слуховая трубочка – это склеенная из большого листа бумаги полая труба, открытая с обеих сторон. Учу малышей прикладывать трубочку к ушку и слушать. Говорить при этом надо не громко, оберегая слух ребенка, постоянно меняя тембр голоса

Обращаю внимание на бытовые звуки, звучащие рядом:

  • стук ложкой о края чашки,

  • стук ложкой о края кастрюли,

  • льющаяся из крана вода,

  • стук отодвигающихся и задвигающихся стульев,

  • стук передвигающихся столов,

  • скрип открывающейся двери,

  • стук падающих предметов.

Игры с музыкальными инструментами

В нашей группе есть разнообразные музыкальные инструменты: барабан (большой, маленький), дудочки (деревянные, пластмассовые), металлофон, свистки разной формы и величины, кастаньеты, ксилофон, гармошка, бубны, колокольчики, молоточки, погремушки. Знакомлю малышей с их звучанием. Даю каждому ребенку музыкальный инструмент и получаю своеобразный «детский» ансамбль. Детские игры провожу, отстукивая их ритм на любом ударном музыкальном инструменте. Например, игра «Быстро – медленно». Стучу по барабану, меняя темп – то быстро, то медленно. Ребенок под быстрые удары бегает, а под медленные удары марширует. Учу малышей ударять по барабану, бубну как я. Объясняю правило: «Я стучу по барабану, бубну (один раз, много раз подряд), а ты (Саша, Маша) послушай и ударь как я». В результате таких игр малыши начинают понимать значение слов «барабан», «бубен», «много» и с удовольствием играют. Под ритм ударных музыкальных инструментов учу манипулировать игрушками, изображающими животных. Например, мишка идет медленно:- топ (удар) – топ (удар) – топ (удар),- а теперь побежал быстро – быстро: топ – топ – топ –топ – топ – топ – топ. Систематически провожу игры для развития слухового восприятия, внимания и памяти

Например: Игра «Кто что услышит?» Цель: развивать слуховое внимание, память, восприятие, пополнять активный словарь. Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан и т

п. Ход: За ширмой по очереди издаю звуки вышеперечисленными предметами и предлагаю отгадать, каким предметом произведен звук. При этом звуки ясные, контрастные, чтобы ребенок мог их угадать. До начала игры поочередно обыгрываю музыкальные инструменты, вношу их с игровым персонажем в группу, уточняю названия и показываю их звучание. Игра « Угадай, что делать» Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, активизировать движения детей, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. Оборудование: бубен, два флажка. Ход: У ребенка в руках два флажка. Если громко звенит бубен, то малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз за спину. Чередовать громкое и тихое звучание не более 3 — 4 раз. Показываю детям, как правильно держать спинку «как я». Игра «Кто внимательный?» Цель: развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка. Ход: Сижу около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняю ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорю: — Возьми мишку и посади в машину. -Возьми мишку из машины. — Посади в машину куклу. -Покатай куклу. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко. Игра « Где позвонили?» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, определяя направление звука. Оборудование: колокольчик. Ход: Ребенок угадывает откуда доносится звук. А я тихо встаю в стороне от него (справа, слева, сзади) и звоню в колокольчик. Малыш указывает или угадывает направление звука, он поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. Если ребенок ошибается, то взрослый ему подсказывает. Игру повторяю 3 – 4 раза. Игра « Угадай, на чем играю?» Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию. Оборудование: барабан, бубен, дудочка. Ход: Создаю игровую ситуацию «Мишка в гости пришел и принес музыкальные инструменты». Обыгрываю их, говорю названия, издаю звучание каждого инструмента и убираю за ширму. Малыши по звуку пытаются угадать « чья песенка слышна». Игру повторяю 3 – 4 раза.

В группе есть помимо музыкальных игрушек и другие предметы, которые издают звук – это игрушки с музыкальным звучанием: яркие, забавные, движущиеся. С ними мы проводим игры – забавы. Это музыкальные: бегемотик, зайчик, солнышко, паровозики, жук, мышка… Малыши очень любят наблюдать и играть с ними. Эти игры способствуют эмоциональному развитию детей, развивают любознательность, зрительное и слуховое восприятие. По звучанию малыши отгадывают, кто к нам в гости пришел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: