Компенсация слепоты это

Компенсаторные способы деятельности у слепых это

Назовите стадии компенсации слепоты по Л.И.Солнцевой

Компенсация слепоты в ра.возрасте связана с комплексным характером воспитания реб-ка и его реак-ии на раздражители.

Связана с появлением образов представлений.

16. Чем руководствуются специалисты (по Л.И.Солнцевой) при создании комплекса специаль­ных коррекционных занятий, как средств обеспечивающих компенсацию на­рушенных или полностью утерянных зрительных функций—коррекция в тифлопсихологии рассматривается как процесс исправления,доведения до нормы психич.функций.как компенсация,так и коррекция проводится посредствам целой системы форм,способов и методов педаг.воздействия.

В чем феномен Розы Кулешовой?______________________________________________________________

Мышление и его роль в компенсации слепоты

Разумеется, что возможность чувственного отражения при пато­логии зрения значительно ограничена по сопоставлению с нормой, це­лый ряд данных о окружающем мире слепые могут получить и получа­ют опосредствованно, косвенным методом, благодаря работе мышле­ния.

Мышление, являющееся обобщенным и опосредствованным отражением существенных признаков, связей и отношений объек­тивного мира, высшей ступенью познавательной функционирования, воз­никает и развивается на основе чувственного отражения. Но связь мышления с чувствами, восприятиями и представлениями не исчерпывается его однобокой зависимостью от количества и свойства чувственных данных. Возникая и развиваясь на базе чувств, мышление в свою очередь оказывает корригирующее воздействие на процессы чувственного зания, проявляющиеся сначала в осознанности и обобщенности образов.

Компенсация слепоты в раннем возрасте

2-ая стадия связана с возникновением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. Эта стадия компенсации слепоты связана с самостоятельным передвижением малыша и ориентировкой в пространстве. В этот период у малыша формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и свойства. Для образования связей с воспринимаемыми предметами и осуществления перехода к ведущей предметной функционирования малыши употребляют речевое общение.

1-ая стадия субсидии слепоты в детском возрасте связана с полисенсорным (всеохватывающим) нравом восприятия малыша, его реакциями на всеохватывающие раздражители. Она характеризуется образованием связей меж сохранными анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия, сенсомоторной функционирования. Происходит создание связей меж зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими типами восприятий и движениями (еще пока очень обобщенных, генерализованных), позволяющих ребенку реагировать на комплексы актуально принципиальных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к осуществлению собственных действий. Данная стадия формируется в разговоре малыша со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого.

Компенсация слепоты это

Последней, другими словами профилактике, в современной дефектологии должен быть дан ценность не только лишь так как появилась настоящая возможность реабилитационной работы по предупреждению вторичных отклонений, по сначала так как все есть основания полагать — обширное распространение посреди инвалидов по зрению неврозоподобных состояний, неврозов, разных нервно-психических нарушений в известной мере связано с перестройкой высшей нервной функционирования, происходящей в процессе коррекционной работы. Дело в том, что в процессе спонтанного приспособления слепых и слабовидящих к недостатку формируются псевдокомпенсаторные приспособления, крепкие поведенческие стереотипы, которые подлежат переделке в процессе коррекционной работы. В то же время отлично понятно, что в основе неврозов лежит ломка динамических стереотипов. Избежать этого можно только методом ранешнего вмешательства в процессы адаптации слепых и слабовидящих (прирожденный либо рано обретенный недостаток) и восстановления гомеостаза (равновесия индивидума с окружающей средой), другими словами реадаптации лиц, стопроцентно либо отчасти потерявших зрение в зрелом возрасте.

Практика воспитания и обучения не нормальных малышей свидетельствует о том, что преждевременное педагогическое вмешательство позволяет в значимой мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного недостатка и, как следует, облегчить и ускорить порядок компенсаторного приспособления.

Особенности развития

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают

Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность

У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки
. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.

У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

I. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом в ее компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Развивающемуся, растущему ребенку необходимо помочь найти пути преодоления психических отклонений, возникающих в результате слепоты. Возможность компенсации дефекта, по словам И. П. Павлова, объясняется тем, что организм обладает несколькими различными способами выполнения одного и того же действия.

Некоторые ученые считают слепоту фатальной для судьбы ребенка, считают что ребенок, лишенный такого важнейшего органа, как зрение, познает мир позднее, а самое главное, менее совершенно, чем зрячий. Другие ученые считают, что динамика развития психических процессов у слепого ребенка значительно лучше и что различия постепенно сглаживаются, а в отдельных случаях слепой ребенок может опередить в своем психическом развитии зрячего.

Различия в понимании психического развития слепого ребенка обусловлены тем, что одни авторы рассматривают слепого, прежде всего как аномальный организм (человек минус зрение), другие же видят в нем активную развивающуюся личность, все более восполняющую непосредственные дефекты наглядного восприятия комплексной опосредованной познавательной деятельностью.

Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и с его отражением в сознании человека. Формирующееся представление соответствует объекту независимо от того, воспринимается он зрительно или осязательно. Исследования отечественных тифлопедагогов показали, что дети с недостатками зрения правильно и адекватно отражают объективный мир как в субъективных чувственных образах, так и в понятиях. Это достигается в специально организованных условиях, способствующих формированию компенсаторных процессов.

Тема 3

В связи с этим «движущей силой развития, фондом субсидии в большой мере является социально-коллективная жизнь малыша коллективность его поведения, в каких он находит материал для построения внутренних функций» , возникающих в процессе компенсаторного развития.

Согласно учению о викариате органов эмоций, детерминанта порядка субсидии находится исключительно в самом субъекте психологической деятельности. Способность к субсидии дана ему мудростью благой природы, «которая одной рукою отбирает, а другой дает вспять забранное и так хлопочет о собственных созданиях» , а поэтому активное педагогическое воздействие на порядок био саморазвития естественных возможностей слепого числилось вредным.

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

Тифлопсихолог Л. Солнцева

Опубликовано в разделе: Новости, Посвящение учителю23 Мар в 15:13

Продолжаем разговор о выдающихся наставниках незрячих людей. 

24 марта 2023 г. исполняется 96 лет со дня рождения Людмилы Ивановны Солнцевой (1927-2009), тифлопсихолога, доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования.

Л.И. Солнцева разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. Компенсация слепоты – это сложная система психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребёнка. Система не возникает автоматически, а требует научения. В монографии «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста» (1980) автор знакомит читателей со стадиями развития компенсаторных процессов, их структурой и механизмами.

Людмила Ивановна написала более ста научных работ, которые посвящены проблемам обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения.

В фонде нашей библиотеки есть книги Л.И. Солнцевой, адресованные  учителям школ для детей с нарушениями зрения и студентам дефектологических факультетов: «Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста» (1997), «Психология воспитания детей с нарушением зрения» (в соавторстве с В.З. Денискиной, 2004), «Воспитание слепых и слабовидящих детей подросткового возраста в условиях школы-интерната: проблемы и трудности» (2004), «Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях» (2005), «Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики» (2006).

Роль семьи в компенсации психического и физического развития ребёнка имеет огромное значение, поскольку воспитание личности, её активной позиции начинается в раннем возрасте, и от семейного воспитания, от его качества зависит успех обучения детей в школе, их дальнейшая жизнь, адаптация к окружающей среде, возможность трудиться в соответствии со своими способностями.

В практическом пособии «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста» Людмила Ивановна (в соавторстве с М.С. Хорош) рассказывает о том, как кормить слепого ребёнка, развивать основные движения, моторику, взаимодействие с предметами, как формировать навыки самообслуживания, слуховое восприятие и речь.

«Цель воспитания ребёнка, — пишет Солнцева,- это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде… Для активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные процессы, позволяющие развивать психические качества ребёнка, дающие ему возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации.

Родителям необходимо научиться помогать ребёнку преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде всего им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности. С рождением незрячего ребёнка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку

Ребёнку не нужна жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви».

Солнцева неоднократно выступала научным консультантом соискателей ученой степени доктора наук. Под её руководством были подготовлены и защищены 9 кандидатских диссертаций. На международном уровне Людмила Ивановна представляла нашу страну, являясь членом Комитета по культуре Всемирного совета по благосостоянию слепых, членом Исполнительного комитета Международного совета по обучению незрячей молодежи.

Людмила Ивановна Солнцева награждена медалью К.Д. Ушинского, медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и значком «Отличник просвещения СССР».

Анна Базылева

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Обоснуйте зависимость компенсаторных перестроек от степени тяжести дефекта на примере трудов М.И.Земцовой

Чем тяжелее дефект,тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации.наиболее сложные функциа-ные перестройки наблюдаются при нарушениях ЦНС,в том числе анализаторов,таким образом.

Раскройте соотношение биологического и социального в человеке и роль этих факторов в компенсации слепоты и слабовидения (подтвердите примерами из жизни слепо-глухих людей)

Компенсаторные приспособления осуществляются на основе синтеза биологических и социальных факторов.поскольку высш.формой проявления компенсации явл-ся становление всесторонне развитой личности, постольку ведущими факторами в развитии психики челока будут социальные факторы .однако действие соц.факоров возможно в единстве с биологическими факторами .среди соц.факторов существенными является уровень развития общества и соц.положение слепого и слабовидящего,условия деят-ти индивида и его активность.

Раскройте роль тифлотехнических средств в компенсации. Назовите авторов, занимающихся разработкой этих средств

Это приборы,кот.сохраняют и развивают нарушенные зрительные функции.так же приборы,действие которых основано на использовании сохраненных анализаторов при помощи кот.слепой и слабовидящий получает преобразованную информацию,поступающую в обычн.условиях через зрит.анализатор.

4 стр., 1550 слов

Среди перечисленных ниже принципов укажите наиболее важный этический …

… материализм; в) критический рационализм; г) иррационализм.   Среди перечисленных ниже принципов укажите наиболее важный этический принцип философии И. Канта. а) поступай согласно правилам, которые могут стать … отражения и саморегуляции.   69. В данном перечне укажите один из факторов, способствовавший формированию сознания: а) изобретение орудий труда; б) разделение труда; в) …

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность

При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей

Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Виды нарушений зрения

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность

При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей

Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: