Демонстрационный материал к речевой карте Часть 1

Речевая карта обучающегося в 1___ классе

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке,
родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья
дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения
за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом
некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать
на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв
в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка
, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка
(существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа
предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

После всех проведенных обследований пишется логопедическое заключение
с указанием диагноза и необходимый план коррекционной работы. Также для полной речевой карты бывают необходимы заключения следующих врачей: невропатолога, ЛОРа, психоневролога, хирурга или других специалистов.

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Речевые карты скачать бесплатно

Карты составлены разными авторами с учетом разделов программы Т. Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь. Специалисты постоянно совершенствуют процесс диагностики и бланки обследования. Поэтому на выбор предлагается несколько вариантов речевых карт для дошкольного ОУ и для школьного логопункта.

Образец речевой карты (облегченный вариант)

Инструкция: скачать электронную форму документа. Последовательного задать вопросы ребенку, результаты занести в карту. После заполнения всех пунктов карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.

Публикация «Шаблон речевой карты для обучающихся 1–4 класса» размещена в разделах

  • Начальная школа. 1 класс
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 4 класс
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

11. Состояние общей моторики ___

12. Словарный запас

Состояние словаря (ситуативный, номинативный, предикативный)

Количественная характеристика: общий объем словаря.

Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.

13. Грамматический строй речи.

Словоизменение:

1) Образование множественного числа существительных и родительного падежа множественного числа существительных:

Мост___много___

Стул___ много___

Ведро___много___

Воробей___много___

Дом___много___

Пчела___много___

Ухо___много___

Утенок___много___

2) Согласование существительных с числительными: Ухо___

Помидор___

Стул___

Ручка___

3) Согласование прилагательных с существительными:

Синий шар___

Синяя машина___

Синее платье___

красная звезда___

Словообразование:

1) Образование уменьшительно-ласкательной формы:

Дом___елка___Женя___

Стул___гриб___Костя___

2) Префиксальное словообразование: шел___летел___

Типы употребляемых предложений. Привести примеры.

Вывод:___

14. Звукопроизношение (отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков) :

Гласные звуки:

___

Свистящие звуки:___

Шипящие звуки:___

Аффрикаты:___

Сонорные звуки:___

Произношение йотированных гласных:___

Уподобление звуков:___

15. Слоговая структура слова.

1) Воспроизведение слоговой структуры слов (многосложных, имеются ли пропуски, перестановки звуков, слогов___

2) Повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой___

Сапожник чистит сапоги ___

Часовщик ремонтирует часы___

3) Составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам

___

16. Состояние просодии

1. Голос ___

2. Темп___

3. Мелодико-интонационная сторона речи___

4. Дыхание___

17. Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:

Дифференциация смешиваемых в произношении звуков (т-д,к-г,ш-с,ж-з,р-л, п-б)___

Определение наличия звука в слове___

18. Письмо:

наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т. д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте)

19. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами)

б) ошибки при чтении

в) понимание прочитанного

20. Проявление заикания:

а) предлагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски и т. д.)

б) сформированность языковых средств

в) особенности общего и речевого развития (организованность. общительность, замкнутость, импульсивность)

г) адаптация к условиям общения

21. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)

22. Заключение о состоянии речи

24. Основные направления в работе.

___

25. Ф. И. О. специалиста ___

Для чего нужна речевая карта?

Речевая карта является средством систематизации и отслеживания прогресса речевого развития ребенка. Она включает в себя информацию о текущем состоянии речи ребенка, используемых им звуках, словах, фразах, а также уровне понимания и использования грамматических конструкций.

Логопед детского сада или школьный логопед начинает вести речевую карту с момента первичной диагностики речевой проблемы у ребенка. На первом этапе логопед оценивает общую артикуляцию и слышимость речи, а также наличие основных звуков (фонем) в речи ребенка. Логопед записывает результаты анализа в речевую карту и составляет план коррекционно-развивающей работы.

Далее, в ходе занятий, логопед отмечает изменения в речи ребенка, прогресс в артикуляции и слышимости звуков, увеличение словарного запаса и уровня грамматического развития. На основе этой информации логопед корректирует свою работу и план занятий.

Речевая карта также может включать данные о развитии когнитивных функций, восприятии и понимании речи, моторной активности, а также информацию о сопутствующих нарушениях и особенностях развития ребенка. Здесь же делаются отметки о проведенных консультациях для родителей и их результативность.

Ведение речевой карты помогает логопеду отслеживать успехи и трудности ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы, а также позволяет более точно оценить результаты и эффективность использованных методик и качество специального образования.

Речевые карты ведутся и хранятся в кабинете логопеда до решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы. Срок хранения 10 лет имеют протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей,  5 лет — справки  о результатах проверок логопедической работы и отчеты логопеда, 3 года хранятся годовые планы работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: