Виды специфических нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью

В отечественной логопедии сложилась концепция дислалии как такого вида нарушений звукопроизношения, который не обусловлен органическими нарушениями центрального порядка. является наиболее распространенным дефектом речи (9).

Схема обследования нарушений речи по Г.А. Волковой

Обследование дислалии по схеме Волковой на сегодняшний день является самым популярным у логопедов при диагностике детей дошкольного возраста. В нее входят как основные этапы (сбор анкетных данных, сведений о семье, изучение медицинского анамнеза и так далее), представленные выше, так и более частные, но информативные моменты, позволяющие в полной мере составить картину психоречевого развития. Собственно логопедическое обследование при дислалии требует изучения особенностей, представленных ниже по тексту.

Обследование звукопроизношения при дислалии

В первую очередь логопед проявляет произношение согласных и гласных фонемов: насколько четко произносятся звуки, присутствуют ли замены, дефекты в артикуляционных позах. Исследование проводится с использованием разного дидактического материала, позволяющего менять условия для всесторонней диагнотстики

Внимание уделяется почти всем фонемным группам: свистящим звукам, шипящим, сонорным, йотированным, звонким/глухим, твердым/мягким. Гласные звуки редко оказываются проблемными при дислалии, поэтому во время диагностики ими занимаются реже

Одновременно с произношением изучается динамика речи:

  1. Насколько быстро малыш говорит.
  2. Может ли он менять темп речи по просьбе специалиста и как при этом изменяется владение артикуляционными позами.
  3. Какие типы интонаций доступны обследуемому.

Также оценивается анатомическое строение речевого аппарата, выявляются особенности, которые способны привести к возникновению механической дислалии. Для этого проводится визуальный осмотр как наружных, так и внутренних периферических органов.

Состояние общей моторики

Предлагаемые упражнения позволяют оценить пальчиковую, мимическую и общую моторику. Оценивается скорость переключаемости с одного движения на другое, выполняются ли при этом какие-то сопутствующие жесты, насколько хорошо скоординированы действия. Обычно при дислалии не выявляется серьезных проблем этой сферы, но иногда в движениях может присутствовать небольшая заторможенность, двигательное беспокойство.

Состояние орального праксиса

Приемы обследования артикуляционного аппарата при дислалии направлены на изучение способностей чувствовать и выполнять артикуляционные движения. Оценивается как кинестетическая, так и кинетическая стороны праксиса. Это значит, что малыша просят выполнить упражнения губами, языком, челюстью как единожды, так и серией движений.

Оценивается несколько факторов:

  1. Полнота выполнения заданий.
  2. Точность артикуляционных поз.
  3. Мышечный тонус.
  4. Темп движений.

При дислалии на этом этапе всегда выявляются проблемы, из-за которых и нарушается произношение фонемов.

Особенности слуха, дыхания и голоса

На этом этапе изучается медицинские документы. Если ребенок ранее не посещал отоларинголога, логопед направляет его на дополнительное обследование, чтобы исключить серьезные проблемы. Основы логопедической диагностики этой сферы представлены в таблице:

Функция Особенности исследования
Слуховая Насколько малыш восприимчив к человеческой речи определяется в ходе простой беседы и выполнения простых поручений.
Дыхательная
  • Отмечается тип дыхания (грудное, брюшное или другое используется в обычной ситуации)
  • Определяется объем и продолжительность вдоха и выдоха во время произношения простых слов
Голосовая
  • Отмечается сила голоса
  • Высота и тембр
  • Есть ли в произношении носовой оттенок

Фонематический анализ

Диагностика детей с дислалией на оценку фонематического анализа заключается в способности выделения малышом фонемов в разных условиях. Ему предлагается выделить в произносимых словах определенный звук. Если возраст обследуемого позволяет, логопед может предложить ему самостоятельно составить слова, содержащие какой-либо фонем. Эту часть исследования можно назвать самой сложной. Для выявления всех особенностей требуется достаточно большое количество времени.

Дополнительно к уже перечисленным сторонам диагностики отмечается общее состояние словарного запаса и грамматического строя речи. По результатам всех тестирований и проверок составляется индивидуальная карта обследования ребенка с дислалией. В нее включается заключение и диагноз, даются первичные рекомендации по устранению дефектов.

Диагностика Специфических расстройств развития школьных навыков:

Диагностические требования

Должна быть наиболее клинически значимая степень нарушения какого-либо навыка:

  • — наличие задержек или отклонений в развитии речи в дошкольном периоде;
  • — сопутствующие проблемы — невнимательность или повышенная активность, эмоциональные нарушения или нарушения в поведении;
  • — наличие качественных нарушений — явное отличие от нормы;
  • — неадекватная реакция на терапию (отсутствие эффекта при усилении помощи дома и/или в школе).

Нарушение в большей степени строго специфично и не зависит от умственной отсталости или от общего снижения интеллектуального уровня. Диагностика нарушений проводится на основе психолого-педагогического тестирования. Нарушение должно присутствовать с первых лет обучения, а не приобретаться в ходе образования. Нарушения не должны быть обусловлены нелеченными или некорригированными зрительными или слуховыми расстройствами.

Специфические расстройства развития школьных навыков включают:

  • — специфическое нарушение навыков чтения «дислексия»;
  • — специфическое нарушение навыков письма «дисграфия»;
  • — специфическое нарушение арифметических навыков «дискалькулия»;
  • — смешанное расстройство школьных навыков «трудности обучения».

Методика обследования детей с дислалией

Для всестороннего анализа и получения достоверных результатов во время логопедической диагностики используется несколько приемов и методик. Схематически их можно разделить на 4 группы, представленные ниже:

  1. Исследование сенсорных функций. Включает в себя изучение слухового внимания, музыкального слуха, восприятия музыки и других особенностей. Ребенку предлагается послушать и рассказать, как звучат разные инструменты, определить какой именно из них звучал в данный момент, спеть песенку, сравнить инструменты из разных групп (ударные и духовые, струнные и клавишные и так далее.
  2. Исследование психомоторных функций. Малышу предлагается повторять разные движения в определенном порядке и с заданной скоростью. Кроме общих движений оценивается моторика пальцев на обеих руках.
  3. Исследование орального праксиса. Требует от ребенка выполнения движений губами, языком, постановку их в определенную позу. Дополнительно оцениваются мышцы щек.
  4. Исследование произвольной мимической моторики. Даются упражнения, позволяющие определить подвижность бровей, лба, век, глаз.

Методика обследования речи при дислалии, основанная на схеме Волковой, позволяет получить полную картину болезни и продумать коррекционную работу для каждого больного индивидуально. Использовать ее можно не только в дошкольном, но и школьном возрасте, хотя приемы в этом случае заменяются на более сложные.

Обследование речи и вопросы дифференциальной диагностики дислалии до сих пор остаются неоднозначными в логопедической среде

Некоторые специалисты считают, что ребенка с таким диагнозом следует поместить в особую образовательную среду (речевой детский сад), где ему смогут ежедневно уделять внимание, проводить коррекционную работу. Другим кажется, что в среде с хорошо говорящими детьми у больного малыша больше шансов самостоятельно справиться с проблемой

Но и те, и другие признают необходимость ранней диагностики дислалии.

Дизартрия и дислалия в чем разница?

По этиологии дизартрия не является самостоятельным расстройством. Ее появление связано с врожденными или приобретенными органическим поражением ЦНС. Проявляется при травмах, ДЦП, нейроинфекциях, проблемах с мозговым кровообращением, опухолях, асфиксии, резус-конфликте с матерью и так далее.  Дислалия же с органикой не связана. Она возникает:

•    у соматически ослабленных детей

•    при педагогической запущенности

•    при аномальном развитии артикуляционного аппарата.

В случае с дизартрией страдает произносительная, просодическая стороны звукового потока, наблюдаются пропуски, фонемозамены. При дислалии проблемы выражаются только в звукопроизношении.

Анализ результатов дифференциальной диагностики

Дифференциальная диагностика форм дислалии не случайно практически полностью совпадает с обследованием при стертой дизартрии. Проявления двух этих болезней схожи, поэтому завершающим этапом изучения становится анализ и интерпретация полученных результатов. Оценка проводится по нескольким параметрам:

  1. Соматическое и неврологическое состояние развития. Функциональная дислалия часто сопровождается общей ослабленностью состояния здоровья, но при этом полностью отсутствуют неврологические симптомы болезни.
  2. Двигательная сфера и состояние моторных функций. При дислалии движения выполняются без патологий, общая и мелкая моторика находятся на стандартном для возраста уровне развития.
  3. Общее психическое развитии. Для дислалии типично нормальная работа мыслительных процессов, памяти, внимания. В некоторых случаях допускается небольшая задержка в развитии, но в небольшой степени.
  4. Поведение обследуемого. При дислалии он обычно общителен, легко идет на контакт, с удовольствием выполняет задания и легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Online-консультации врачей

Консультация педиатра
Консультация сексолога
Консультация проктолога
Консультация генетика
Консультация аллерголога
Консультация неонатолога
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика)
Консультация детского невролога
Консультация нефролога
Консультация вертебролога
Консультация андролога-уролога
Консультация психолога
Консультация гастроэнтеролога
Консультация эндокринолога
Консультация радиолога (диагностика МРТ, КТ)

Новости медицины

Футбольные фанаты находятся в смертельной опасности,
31.01.2020

«Умная перчатка» возвращает силу хвата жертвам травм и инсультов,
28.01.2020

Назван легкий способ укрепить здоровье,
20.01.2020

Топ-5 салонов массажа в Киеве по версии Покупон,
15.01.2020

Новости здравоохранения

Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020

Коронавирус атаковал уже более 100 стран, заразились почти 120 000 человек,
11.03.2020

Коронавирус атаковал 79 стран, число жертв приближается к 3200 человек,
04.03.2020

Новый коронавирус атаковал 48 стран мира, число жертв растет,
27.02.2020

Как правильно диагностировать нарушение речи

Самый важный совет в ситуации проблемной речевой коммуникации — не слушайте подружек, соседей, знакомых, то есть — «у-меня-так-было». Возможно, и было, но в каждом случае нарушения протекают в индивидуальной форме. Тем более, избегайте визитов к бабушкам, «выливающим голос». Обычно там царствует антисанитария и минимум врачебных навыков. Если у кого-то произошли улучшения после таких встреч — это совпадение. Никакие наговоры, убитые петухи и прочее, никак не связаны ни с речью, тем более, не распознают у дислалии и дизартрии отличия. 

Чтобы конкретизировать диагноз, нужно обращаться к квалифицированному логопеду. В каждом городе есть такие специалисты. После полного осмотра он, возможно, отправит вас также к неврологу. Комплексное обследование — это необходимость, а не трата времени. На обычную диагностику без направления попасть иногда проблематично, особенно в небольших городах, где один врач на весь район. Поэтому пользуйтесь возможностью, чтобы точно знать, чем страдает ребенок и как это лечить.

Что такое Специфические расстройства развития школьных навыков —

Эти расстройства возникают вследствие нарушений в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции. Характерно, что нормальное приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием неблагоприятных условий обучения и не связаны с получением мозговой травмы или болезни. Необходимо оценивать не уровень обучения, а школьные достижения с учетом динамики развития, так как тяжесть и отставание в чтении на 1 год в 7 лет имеет совершенно иное значение, чем на 1 год в 14 лет.

Тип проявлений расстройств обычно с возрастом изменяется — задержка речи в дошкольные годы исчезает в разговорной речи, но сменяется специфической задержкой чтения, что в свою очередь уменьшается в подростковом возрасте, а в юности — это нарушения спеллингования/письма. То есть состояние во всех отношениях равное, но учитывается динамика взросления. Школьные навыки — не только функция биологического созревания, они должны быть преподаны и усвоены. Специфические нарушения школьных навыков охватывают группы расстройств, проявляющихся специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам в данной возрастной группе-классе, популяции, школе.

Эти нарушения не являются прямым следствием других состояний — умственной отсталости, грубых неврологических дефектов, эмоциональных или гностических расстройств. Часто сочетаются с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, специфическими расстройствами моторных функций. Совершенно не значит, что это дети с задержкой навыков, и «догонят со временем сверстников» — такие нарушения наблюдаются и в подростковом возрасте, и при дальнейшем обучении. Они связаны с появлением вторичных нарушений в виде отсутствия интереса к учебе, плохой программой образования, эмоциональными расстройствами.

Какие нарушения бывают только при дизартрии?

При дифференциальной диагностике дизартрия отличается по ведущим признакам. Так, для этого заболевания характерны следующие симптомы, которые при дислалии не проявляются:

●    неврологический патогенез, выражающийся в виде асимметрии лица, языка, открытого рта при парезе губ, сглаженной носогубной складки

●    нарушения моторики — общей, мелкой, речевой

●    голосовые недочеты — сдавленность, глухой звук, невнятность («каша во рту»)

●    пониженная речевая активность

●    отклонения в диафрагментальном речевом дыхании, из-за чего возникает просодика и автоматизация фонем

●    нарушения сна

●    проблемы с объемом памяти, неустойчивостью внимания, интеллектом, в анамнезе ЗПР, олигофрения.

●    слабая активность. Дизартрики обычно медлительны, сложно переключаются с одного занятия на другое

●    поведенческие нарушения — частая смена настроения, психоз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: