Рекомендации родителям детей с овз по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях

Группы детей с овз и варианты их обучения

Похожие и рекомендуемые вопросы

Ставят ли сейчас вид детям с ОВЗ Моему сыну поставили диагноз F06.78 F81 на основании…

Сможет ли ребенок иметь права после программы7.2 Мой сын на данный момент учится в…

Диагноз f07.83 в 8 лет и школа Моему сыну 8 лет, после гипоксии и последующей ишемии…

Стоит ли идти на комиссию? У меня сын 12 лет. Во втором классе прошли ЦПМПк поставили…

F 20.8 возможность дальнейшего обучения и трудоустройство. Инвалидность оформление У дочери диагноз F 20.8 (звуковые галлюцинации). Начались проблемы, на что думаю я, из-за смерти близкого человека(июль 2019) и нагрузко

Может проблема во мне, а не в ребенке? Помогите мне разобраться.
Может проблема во…

Диагноз F81.3 как снять диагноз У ребёнка с 5кл проблема в школе по русскому языку…

Учет у психиатра после коррекционной школы Мой муж учился в коррекционной школе, соответственно…

Как снять этот диагноз Ребенок в садик пошел в 2,6, воскресную школу ходил, в первый…

О снятии инвалидности в 18 лет Внук обучается в коррекционной школе 8 вида, в 6 классе….

Законность действий психиатра Мой сын обучается по программе 7 вида в обычной школе,…

Ф83 диагноз у ребёнка 10лет. Что делать Ребёнку поставили диагноз ф83. Это лечится?…

Агрессия, тревожность Помогите разобраться в ситуации. Ребенок-первоклассник в школе…

Можно ли получить легкую психическую травму после драки? Моя дочь собралась 2 раз…

Диагнозы F 83 и F 90 Моему сыну 10 лет, ему поставили диагноз F83, F90. Что нам сейчас…

Диагноз F70.02 Моему ребёнку, мальчику 11 лет и нам поставили диагноз F70.02. Мальчик…

Снятия диагноза ребёнок инвалид с уо после 18 лет Очень прошу ответить, то сама скоро…

Когда могут дать надомное обучение Моей дочери поставили диагноз f70.0. Мы прошли…

ЗПРР, возможео ли учится в нормальном классе? Я сама медик (медсестра). Ребенку 4…

Учёт психиатра из-за неуспеваемости в школе Мой сын не успевает в школьной программе…

ОНЛАЙН-ДИНАМИКА

Второй класс Василиса начала уже на сервисе «Мобильного электронного образования» – в онлайн-школе «Безопасная интернет-территория» («БИТ»). Эта интерактивная платформа дистанционного обучения – одна из самых популярных в Подмосковье, она активно сотрудничает с региональным Министерством образования. Сейчас к ней подключено более 50 школ области.

– Нам назначили тьютора (наставника. – Прим. ред.) и занятия с логопедом и дефектологом, – вспоминает Ольга. – Все проходило в формате видеоконференций. Сначала работали индивидуально, потом учителя заметили динамику и включили нас в класс к обычным детям.

Прогресс дочери мама связывает с более подходящим форматом обучения.

– Вася не может держать ручку в руках, но зато может печатать, – добавляет Становихина. – У дочки нарушение речи, она медленно разговаривает, в обычной школе все ученики не стали бы ее ждать. Сейчас класс немногочисленный, и всегда можно после занятия остаться на связи и ответить учителю. Многие занятия интерактивные, с яркими картинками, в форме тестов. Ей легче воспринимать.

Динамику Василисы подтверждает и онлайн-учитель Анастасия Чиркова. По ее словам, в любом ребенке можно «найти золотую жилу и развить ее».

– Помимо медленной речи и проблем с моторикой изначально Васе сложно было понимать смысл текстов, – говорит Чиркова. – Работали индивидуально, брали маленькие абзацы, учили. Оказалось, что у ребенка отличная память. Девочка легко выучила таблицу умножения, делала успехи и в точных, и в гуманитарных предметах. Интеллект у Васи сохранен по возрасту, ее перевели в онлайн-класс на равных условиях.

Топ занятий для детей с ОВЗ

«Игровой массаж» 

Для детей с ОВЗ важно, чтобы занятия включали развитие мелкой и крупной моторики. Для них полезна работа руками

Недавно для таких детей придумали «игровой массаж». Это классная штука, построенная на взаимодействии двух ребятишек. В процессе принимает участие не взрослые, а исключительно дети с ОВЗ.

Как это работает. Один ребенок садится на стул или подушку, а другой делает ему массаж. Преподаватель контролирует процесс и показывает карточки. Например, на одной из них изображена бегущая кошка. У ребенка может отсутствовать слух или зрение. Поэтому взрослый должен индивидуально подходить к занятию. Например, у одного слепого и глухого мальчика какой-то процент слуха сохранился. Когда педагог подходил к нему близко и четко произносил «кошка», то он распознавал слово. Задача ребенка показать на спине другого, как царапает котик. Это тактильное занятие направлено на взаимодействие и доверие. Они могут трогать, обнимать и падать друг на друга — это занятие обеспечивает постоянный контакт.

Карточки условно делятся по уровню. Начальный только учит выполнять эти движения. Следующий, и самый главный, включает кормление, запахи, сильные объятия. Они впускают друг друга в личное пространство. Я лично наблюдала, как дети с восторгом встречают идею «игрового массажа», и обожают карточки. Ребята с удовольствием выполняют задания.

Сенсорные занятия 

Для таких занятий используют сенсорные боксы, боксы с шишками. Также, есть сенсорные коврики, разработанные специально для детей с ОВЗ. Они сочетают разные текстуры: песок, каменный настил, трава. Это далеко не ортопедические коврики, которые подходят для всех детей. Данная модель предназначена конкретно для деток с диагнозом.

Используйте сенсорные коробки. Они делятся на 2 вида: открытые и закрытые. Открытые позволяют ребенку ознакомиться с предметом, потрогать его, понять что это. Это помогает им запоминать каштан или шишку не только визуально, но и тактильно. После занятий с открытыми коробками, можно переходить к закрытым. Предметы прячут в мешочки. Задача ребенка на ощупь определить, что может быть внутри.

Пальчиковое рисование 

Есть очень интересный итальянский проект Segni mossi, под руководством двух арт-терапевтов. Они разработали множество упражнений, направленных на взаимодействие между абсолютно разными детьми. Их концепция заключается в работе с красками. Эти уроки «активируют» все: доверительные отношения, воображение, память. Я считаю, это очень актуально для деток с ОВЗ. Если правильно применить знания и проводить занятия в небольших группах, то эффект будет. И он будет положительным.

Песочная терапия и игра

Песочная терапия тоже благоприятно влияет на ребенка. Песок — это проводник в детское сознание. Такие занятия дают положительные результаты в работе со здоровыми детьми, но которые плохо разговаривают. Мы проигрываем разные ситуации, и проблема раскрывается. Когда ясна причина, мы можем с этим работать. Нужно учитывать, что к детям с ОВЗ нужен особый подход, в том числе и в играх. У них есть нарушения зрения, слуха, опорно двигательного аппарата и т.д. Но все они любят играть. Сложно описать словами, когда мы видим улучшение у ребенка после песочной терапии. Он передает информацию через песок, свои мысли и переживания.

Права ребёнка, занимающегося на дому

Права учеников, находящихся на домашнем обучении, идентичны правам обычных школьников:

  • Ученик имеет право получить все необходимые учебники, методические и прочие материалы, которые имеются в школьной библиотеке и необходимы для полноценного учебного процесса.
  • Если школа проводит какие-либо дополнительные уроки и мероприятия, ребенок имеет право их посещать. Но лишь в том случае, если они соответствуют его индивидуальной программе.
  • Родители ребенка, как и он сам, при необходимости имеют право получать консультации педагогов и методическую помощь, если это необходимо для освоения учебной программы.
  • Если ребенок находится на надомном обучении, он наравне с остальными учащимися имеет право на прохождение итоговой и промежуточной аттестации.
  • Если итоговая аттестация пройдена успешно, ученик получает аттестат. Если в связи с особенностями ребенка, его программа отличалась от общей — он вправе пройти индивидуальную аттестацию и получить документ государственного образца с пометкой.

На дистанционном обучении ребенок сможет получить знания такого же объема и уровня, как обычный школьник. Но при этом можно подобрать индивидуальный график, чтобы избежать переутомления. Огромным плюсом станет то, что для обучения будет достаточно планшета или ноутбука. Это значительно упростит образовательный процесс детям, которым прописан постельный режим.

Что по закону и что на самом деле

Теоретически сегодня никаких препятствий для того, чтобы ребенок с любой формой инвалидности пошел в школу, нет, рассказывает исполнительный директор Центра лечебной педагоги Александра Фадина. Любой ребенок, в том числе с самыми тяжелыми нарушениями, имеет право на получение образования. Его родители могут обратиться в школу, к которой они прикреплены по месту жительства, и ее сотрудники будут обязаны создать специальные образовательные условия для ребенка с инвалидностью. Все эти права и обязанности закреплены в законе об образовании. А в Москве также утвержден стандарт по созданию таких условий.

Специальные образовательные условия, которые необходимо создать для детей с инвалидностью, могут включать в себя:

  • разработку учебных программ, предусматривающих индивидуальный подход и специальную методику (например, для незрячих, неслышащих, детей с интеллектуальными нарушениями);
  • наем новых сотрудников: ассистентов (отвечают за сопровождение ребенка в школе), тьюторов (обеспечивают взаимодействие ребенка с педагогами, которые обучают его) и других специалистов по работе с людьми с инвалидностью.

Но на практике созданные школой условия часто оказываются неидеальными. Например, в Центре лечебной педагогики родители детей с инвалидностью часто жалуются на то, что в учебном заведении нет специалистов узкой направленности (тифлопедагогов, дефектологов), нет доступной среды, что ребенка хотят перевести на надомную форму обучения, потому что он не вписался в класс. Причина этих проблем — недостаток финансирования на создание в школах необходимых для детей с инвалидностью условий, уверена Александра Фадина. В учебные заведения средства идут из регионального бюджета, и в нем должны быть учтены затраты на создание таких условий. Но этого нет или недостаточно, потому что у регионов просто нет обязанности финансово обеспечивать обучение детей с инвалидностью так, как им это нужно.

Александра Фадина
исполнительный директор Центра лечебной педагогики

В итоге ребенка с особенностями развития берут на учебу в школу, но он не может учиться там. Без адаптированной программы и нужных ему специалистов часто все сводится к тому, что ребенок сидит один за последней партой и не воспринимает учебный материал либо вовсе прячется от всех под партой. А за неимением в школе ассистента его функции могут предложить выполнять маме ученика с инвалидностью, что тоже мешает учебному процессу: присутствие родного человека мешает ребенку настраиваться на учебу и общаться со сверстниками.

А самая распространенная ситуация — дети с инвалидностью оказываются на надомном обучении. На одного такого ребенка должно быть выделено такое же финансирование, как на весь класс, чтобы он получал такое же количество занятий и учебных часов, как все остальные. Но из-за недостатка финансирования это также оказывается невозможно, и в итоге «надомников» обучают по остаточному принципу: вместо 20 часов в неделю — два-три, в лучшем случае — четыре-восемь. Такое обучение влияет и на жизнь родителей, потому что часть работы в итоге ложится на их плечи. А главное, ребенок не получает нужной социализации и не приобретает необходимых ему в дальнейшей жизни навыков. 

Особенности организации условий для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья

Для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательные программы, предлагаются особые условия для обучения. Они включают в себя следующие составляющие:

  • специально разработанные обучающие программы и методики преподавания;
  • адаптированные учебники, пособия и вспомогательные материалы;
  • специализированные технические средства, предназначенные для индивидуального и коллективного использования;
  • ассистенты, оказывающие необходимое содействие и помощь в процессе обучения;
  • специальные коррекционные уроки, проводимые индивидуально и в группах;
  • организация физического доступа в образовательные учреждения, в которых осуществляется обучение;
  • прочие условия, без которых невозможно получение образования людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 28450

К людям с ограниченными возможностями здоровья относятся лица с недостаточным физическим и/или психологическим развитием, получившие подтверждение от психолого-медико-педагогической комиссии в том, что они не могут осваивать образовательную программу без предоставления им специальных условий. Такие обучающиеся занимаются по адаптированной программе обучения либо реабилитации (в случае, если человек является инвалидом).

Адаптированная образовательная программа учитывает особенности физического и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья, а также дополняется при необходимости специальными коррекционными занятиями и помощью специалистов при социальной адаптации. Такие программы обучения рассчитаны на обучающихся, у которых имеются следующие ограничения в области здоровья:

  • слепота, слабое зрение;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • задержка речевого развития;
  • задержка психического развития;
  • умственная отсталость;
  • расстройства аутистического характера;
  • прочие сложные дефекты развития и здоровья.


Особенности организации условий для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья

Обучение указанных выше категорий граждан может осуществляться как совместно с другими учениками, так и в отдельных группах либо специализированных учебных заведениях.

Документы для оформления перевода

Какие документы нужны для оформления перевода:

  • справка из медучреждения, о переходе на надомное обучение.
  • заявление на имя директора школы.
  • паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка (или его паспорт).

Кто даёт справку о показаниях

Для того, чтобы получить справку из поликлиники о переводе на домашнее обучение, в первую очередь, необходимо обратиться к участковому педиатру. Онобязан выдать направления к профильным врачам для установления диагноза. После этого специалист, занимающийся лечением ребенка, делает заключение и дает рекомендацию для домашнего обучения.

С результатами исследований и анализов, а также заключением от лечащего врача необходимо обратиться к заместителю главврача в поликлинике, который отвечает за клинико-экспертную работу и получить решение врачебной комиссии.

На основании решения справку дает участковый терапевт. Она должна соответствовать форме и содержать круглую печать поликлиники и подписи трех врачей: главврача, лечащего врача, а также врача, выдавшего справку. При необходимости должны быть прописаны сроки, в течение которых ребенок может находиться на надомном обучении. Справка будет действительна в течение года.

ЭТО РАБОТА

Мама особенного ребенка – это большая работа. По словам Ольги, с онлайн-образованием она становится немного легче.

– Всегда можем сами включить компьютер и начать заниматься, связаться с учителем, – говорит она. – Все материалы под рукой и в доступной форме. В нашем случае, когда раз в полгода приходится по месяцу лежать на обследовании, это спасение. Всегда можно наверстать материал.

Несмотря на насыщенную школьную программу, процесс социализации и реабилитации не страдает.

– У Васи сейчас стандартная программа четвертого класса, – говорит Ольга. – Но учимся мы по два часа в день, и этого хватает. В свободное время дочка любит что-то мастерить, занимается рукоделием. Раз в неделю посещаем курсы иппотерапии, раз в год ездим на юг плавать с дельфинами и можем учиться прямо оттуда. Вася с одноклассниками всегда после урока общается в чате. Иногда дочке не хватает живого общения со сверстниками, сейчас думаем, как это восполнить.

Плюсы и минусы домашнего образования

Основной плюс в том, что весь учебный процесс строго индивидуально подобран под самого ребенка. Учитывая не только его умственные особенности, но и все медицинские нюансы –  время на реабилитацию, быструю утомляемость, скорость усвоения материала, сложность запоминания и т.д. Иногда ему отменяют занятия по таким предметам, как физкультура, музыка, трудовое воспитание или рисование.

Главным минусом можно считать то, что ученик проходит программу вне коллектива. То есть он не общается со сверстниками, не учится общению в социуме. Ему сложнее будет адаптироваться во взрослой жизни и обществе.

Элементы образовательного процесса и их замена

Элемент образовательного процесса Альтернатива
Ежедневные занятия в классе Занятия на дому с преподавателями лично или с помощью медиаустройств. В том числе дается задание на несколько дней, оно выполняется с родителями и репетитором.
Контрольные работы, тесты Итоговая аттестация
Занятие в коллективе По желанию ребенок периодически посещает занятия в школе, также родители самостоятельно организовывают общение в социуме, посещая кружки и мастер-классы.
Факультативные занятия Ученик имеет полное право, по возможности, посещать факультативы по определенным предметам
Экскурсии, мероприятия Школа предоставляет возможность участия во всех мероприятиях, если это физически возможно и удобно для ученика.
Учебная и методическая литература Бесплатно предоставляется школьной библиотекой
Лабораторные занятия Обеспечиваются преподавателем на дому или ученик посещает их в школе

То есть такой ученик является полноправным участником учебного процесса. У него есть такой же журнал занятий, он также их проходит и прикреплен к классу, только не будет посещать каждый день уроки в школе.

Со стороны родителей требуется организовать учебное место и доступ ребенка к информации и преподавателям. При возникновении любых сложностей школы оказывают посильную помощь.

Каковы пределы ответственности ассистента и специализированных работников?

Правовой основой деятельности ассистентов является профстандарт «Ассистент».

Ассистенты относятся к вспомогательным работникам, вместе с тем также несут на себе большую ответственность за адекватное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. На них в большей степени лежат функции, связанной с физической помощью детям. Среди прочего к их обязанностям относятся:

  • Оказание технической помощи ребенку с ОВЗ (одевание, раздевание, пользование столовыми приборами и т.п.)
  • Создание комфортных условий
  • Обслуживание средств реабилитации
  • Обеспечение доступа ученика к объектам инфраструктуры
  • Оказание первой помощи, связь с медицинскими работниками и законными представителями в экстренных ситуациях
  • При необходимости передача ученику актуальной информации об окружающей действительности в доступной форме

В свою очередь ассистент поможет ребенку преодолеть физические сложности, связанные с обучением в обычной школе.

Что касается специализированных работников, правовой основой их деятельности в настоящий момент является ЕКС работников образования.

К таким лицам относятся специалисты различных профилей: психологи, логопеды и дефектологи. К числе последних относятся, например, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренологи и т.д. К их обязанностям относится:

  • Своевременное выявление детей с нарушениями
  • Разработка рекомендаций к коррекционному сопровождению
  • Определение типа образовательной программы и варианта оказания коррекционной помощи
  • Планирование уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий
  • Организация образовательной среды для лиц с нарушениями
  • Организация контроля освоения образовательных программ

Деятельность этих специалистов способствует адаптации детей в обществе, развивает их социальные навыки, которые могут обладать определенной спецификой в силу особенностей здоровья.

1 ответ

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса.Также не забывайте благодарить врачей.

Берман Дороти Вячеславовнапсихиатр 2021-04-19 19:39

Здравствуйте, Анна.
Нужно исходить из комфорта, потребностей и способностей ребенка. Если ему будет легко и удобно в школе обычного типа, то следует оставить его там учиться дальше. А если ребенок не сможет справляться со школьной программой, нормально общаться со сверстниками и держать необходимую дисциплину, то следует подумать относительно коррекционной школы или класса с ослабленными требованиями.
Психиатрический диагноз дает социальные ограничения. А он у ребенка уже есть. Если он не снимется, а останется у мальчика, то ограничения будут.
По поводу нормативных актов нужно обратиться к медицинскому юристу.

Основные образовательные вопросы в домашнем и семейном обучении

Вопрос Домашнее образование Семейное образование
Для кого предназначено Для детей инвалидов или с ОВЗ Для детей, не имеющих возможность или желание посещать школу
Кто ведет обучение Преподаватели и репетиторы Родители и репетиторы
Как контролируется посещение уроков Журнал прохождения уроков Итоговая аттестация
Как контролируется усвоение материала Если ребенок «посетил» все занятия по программе и сдал итоговую аттестацию, считается, что он материал освоил Итоговая аттестация, собеседование и контрольные работы по каждому предмету
Программа Индивидуальная Общеобразовательная
Учебники Предоставляет школа Предоставляет школа
Посещение уроков в школе Не требуется Не требуется
Посещение мероприятий По желанию По желанию
Количество предметов изучаемых по программе Устанавливается в индивидуальном порядке по программе Ученик осваивает все предметы предусмотренные общеобразовательной программой
График освоения предметов Четко по плану Не устанавливается, ребенок должен просто пройти аттестацию в конце учебного года.

Оба вида получения образования в итоге дадут школьнику в конце девятого класса получить аттестат. Но их основное различие в уровне ответственности и четкости графика. Если при домашнем обучении, образовательный процесс организовывает школа, то при семейном родители. В первом случае ученик общается с квалифицированным педагогом, во втором –  либо с родителями, либо с репетиторами. По желанию он может обратиться в школу и пообщаться с учителями, к которым прикреплен.

Как добиться предоставления тьютора?

Тьютор – помощник как для ребенка, так и для учителя. Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах.

Правовой основой деятельности тьюторов является профстандарт «Специалист в области воспитания».

Существует три пути предоставления тьютора.

1. По решению ПМПК или МСЭ

Решения ПМПК и ИПРА являются обязывающими документами для образовательного учреждения, в которых определяется нуждаемость в тьюторском сопровождении (в случае отказа ПМПК рекомендуем обратиться в конфликтную комиссию).

2. По заключению школьного консилиума

Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить решить вопрос с предоставлением ребенку тьютера. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но учитель видит в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе. 

3. Привлечение тьютора со стороны (оплачиваемый сотрудник, волонтер)

Осуществляется на основе заключения трехстороннего договора (школа-родитель-тьютор), который может быть волонтерским или договором возмездного оказания услуг.

 К непосредственным обязанностям тьютора относятся:

  • Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Адаптация образовательного процесса
  • Проектирование открытой образовательной среды
  • Разработка и подбор методических средств
  • Рефлексия образовательного процесса его участниками

Как перевестись на надомное обучение по болезни

Для перехода на домашнее обучение по состоянию здоровья, необходимо последовательно совершить следующие действия:

  • В первую очередь, потребуется справка от врача о том, что ребенок нуждается в переводе на надомное обучение. Данный документ выдается участковым педиатром, но само решение принимает медицинская комиссия.
  • Написать заявление на имя директора школы о переходе на домашнее обучение.
  • При необходимости составляется индивидуальный план, согласно которому будет проходить учебный процесс. В нем должны быть указаны предметы, количество часов в неделю, соответствующие уровню здоровья и способности к получению знаний конкретного ребенка.
  • Со школой заключается договор, в котором прописаны права и обязанности сторон.
  • После получения справки и заявления школа создает приказ. В нем будут указаны сроки промежуточной и итоговой аттестации, учителя, которые будут заниматься обучением ребенка, и программа обучения.
  • Завершающим моментом станет получение журнала, аналогичного обычному классному журналу, но созданного для конкретного ученика. В нем будут отображаться оценки знаний и пройденный материал.

Где могут учиться дети с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ может пойти  учиться в любую школу, в том числе по месту жительства. Обучение детей с ОВЗ может быть организовано как в формате инклюзии совместно с другими школьниками, так и в отдельных классах.

Закон об образовании выделяет несколько форм получения образования для школьников с ОВЗ:

  1. В интернатах, которые обучают по адаптированным программам. В них организованы специальные условия для получения образования – например, с использованием специальных методов и учебников, дидактических материалов и специальных технических средств (на основании ч.2 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Детей, которые проживают в интернате, бесплатно обеспечивают едой, одеждой, обувью и инвентарем.
  2. В специализированных (коррекционных) школах по адаптированным программам – в частности, для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и др. (на основании ч.5 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Преимуществами обучения в такое школе является хорошее оснащение для эффективной работы с детьми с ОВЗ и опытный персонал.

Адаптированная образовательная программа – программа, созданная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений и социальную адаптацию (на основании п.28 ст.2 273-ФЗ «Об образовании»).

Детей с ОВЗ принимают на обучение по адаптированной программе исключительно с согласия родителей и родителей и на основании заключения ПМПК (на основании ч.3 ст.55 273-ФЗ «Об образовании», п.13 Приказа Минпросвещения №458).

  1. В общеобразовательных школах, получая инклюзивное образование. При инклюзивном образовании дети с ОВЗ учатся совместно с детьми, не имеющими ограничений (на основании п.27 ст.2, ч.4 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Инклюзия подразумевает получение равного доступа к получению знаний для всех детей с учетом их индивидуальных способностей. Этот вариант обучения имеет как преимущества, так и недостатки (в частности, в школе не созданы специальные условия, нет специального персонала, учителя не подготовлены для работы с детьми с ОВЗ).
  2. В специализированных (коррекционных) классах, организованных в массовых школах, для детей, которые не могут получать инклюзивное образование. Такая форма получения образования именуется интеграцией. Ее преимущества в том, что дети не чувствуют себя отстающими в сравнении с одноклассниками, учатся по специализированной программе, а также находятся в коллективе и могут общаться на переменах.
  3. В форме домашнего обучения – для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья (на основании ч.3 ст.12, ч.5 ст.41, ч.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании»). В частности, это дети, которые нуждаются в длительном лечении или дети-инвалиды.

При домашнем обучении учителя из массовой или специализированной школы будут приходить домой к школьнику или организовывать уроки дистанционно. Перейти на надомный формат могут не все дети, а только имеющие заболевания из утвержденного перечня и заручившиеся поддержкой МСЭ.

  1. В форме семейного обучения. При такой форме обучения вся ответственность за качество полученного образования лежит на родителях. Ребенок осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов, но периодически приходит в школу для сдачи аттестации. Такая форма обучения имеет немало плюсов, но мало реализуема для детей с множественными нарушениями и с инвалидностью по слуху или зрению.

Раньше дети с ОВЗ обучались в т.н. коррекционных школах (по прежнему Закону об образовании от 1992 года), которые вели деятельность по адаптированным программам. Их разделяли римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII.  Действующий закон об образовании не содержит такой термин как «коррекционная школа» и такие учреждения были переименованы в общеобразовательные организации, которые ведут обучение по адаптированной программе.

История Егора и Кирилла Кузнецовых

Егор и Кирилл — братья-близнецы, у обоих мальчиков ДЦП: они передвигаются на колясках, также у них есть интеллектуальные нарушения (умственная отсталость). Год назад Егор и Кирилл присоединились к занятиям в «Своей школе» — стали учиться в параллельных классах.

До восьми лет у мальчиков не было никакого опыта обучения. Первое время им было очень нелегко адаптироваться к урокам: нужно было в течение долгого времени сидеть за столом, слушать учителя и выполнять задания — братья к такому совсем не привыкли. Кирилл часто плакал, был в постоянном стрессе, а Егор даже не хотел заходить в класс, в то время как родители ребят возлагали на школу большие надежды и мечтали, что их сыновья будут ходить на учебу с удовольствием и узнавать много нового.

Вскоре с поддержкой учителей этого удалось достичь: за год мальчики прошли большой путь. Теперь они радуются тому, что пришли в школу, и с гордостью называют себя учениками. Учатся ребята с удовольствием и делают успехи. У Кирилла более сильные нарушения, чем у его брата, и учеба ему дается чуть тяжелее, но он старается, что замечают педагоги. А у Егора сложность в том, что каждый год он переживает три-четыре операции и после них долго восстанавливается. Но это не мешает мальчику хорошо учиться и не отставать от одноклассников. Команда «Дорогою добра» сравнивает его с фениксом, который каждый раз словно возрождается и приступает к занятиям с новой силой, быстро и охотно включаясь в процесс. Всего лишь за год Егор, несмотря ни на что, научился читать, писать и считать до десяти. 

Мальчикам также нравится заниматься в мастерских, у них появилось много увлечений. Кирилла больше увлекают сенсорные игры, теперь он часто играет с другими ребятами или один, хотя раньше мог делать это только с родителями. А Егору нравится делать что-то руками, его мечтой всегда было научиться играть на музыкальном инструменте. И в ресурсном центре эта мечта сбылась: Егор стал брать индивидуальные занятия по игре на укулеле.

Дома ребятам не хватало общения со сверстниками, а теперь они с радостью восполняют этот недостаток. Мальчики дружат с другими детьми, стремятся проводить с ними больше времени. Например, Егору и Кириллу положены занятия ЛФК, но с поддержкой сопровождающих они посещают и общие занятия физкультурой. 

При этом важно, что занятость ребят в школе изменила к лучшему жизнь их родителей, подчеркивает руководитель проекта «Своя школа» Юлия Пенкина. До этого Егором и Кириллом занималась в основном мама, так как папа мальчиков работает вахтой и по несколько месяцев не бывает дома

При этом в семье есть еще старшие дети, поэтому маме было очень непросто. А теперь, пока Егор и Кирилл в школе, у нее появилось свободное время, чтобы отдохнуть и восстановиться. 

Польза в обучении детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Интеграция особого школьника необходима для позитивной социальной инклюзии. Достижения в области образования, обычно имеют второстепенное значение.

Если ребенок смог влиться в коллектив, в котором не делается перманентный упор на его заболевание, наблюдается положительная динамика развития и социализации

Важно уйти от зацикленности на диагнозе, сделать так, чтобы он не чувствовал себя особенным

Что касается образования, уровень знаний в обычных школах превышает полученные по адаптированной программе в коррекционных центрах. Дети, которые могут и хотят в них заниматься, имеют больше возможностей получения качественного образования при одновременной коррекции развития.

Минусы домашнего обучения

Теперь о минусах. Количество часов для надомного обучения очень ограничено, и многие темы я проходила очень поверхностно, тогда как в школе мои одноклассники проходили их более углубленно, так как количество часов для них отводилось больше. Ещё один минус – учителя не могли воспользоваться многими учебными пособиями, которые были в школе. Иногда уроки были сильно разнесены по времени, что тоже было неудобным. Ну и все мы люди, и при некоторых обстоятельствах учителя сильно опаздывали, иногда не имея возможности об этом предупредить. Иногда подводило освещение, когда прямо перед самым уроком отключалось электричество, и урок приходилось отменять. Когда я болела, я не могла получить конспекты от своих одноклассников, и потом нам с учителями приходилось осваивать материал в ещё более быстром темпе.

Анастасия Абрамова.
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

Просмотры: 1 448

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: