Упражнения
Дифференциация , будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.
Загадки
Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: «Желтый, кислый, овальный…» (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.
Что пропало
Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок)
Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.
Угадайка
Учитель называет глагол, ребенок подбирает к нему существительное, выбирая предметы или живых существ на картинке. Например: лебедь плавает, река течет. Малыш проговаривает полностью все предложение.
Эхо
Игра развивает память, речь, внимание. На столе лежит карточка, педагог называет 3-4 предмета по очереди
Ребенок запоминает цепочку и повторяет, выделяя звуки , : лев, лес, лейка.
Волшебник
У взрослого в руках появляется волшебная палочка (указка). Дотрагиваемся до картинок и изменяем категорию слова по числу:
лев — львы;
лейка — лейки;
лебедь — лебеди;
лента — ленты.
Сначала малыш слушает, потом выполняет задание самостоятельно, помогая себе указкой.
Мой, моя, мое
Ребенок получает картинки с изображением разных предметов, можно пары. Педагог ставит такую задачу: назвать только те изображения, о которых можно сказать мой, моя, мое. Дошкольник не просто показывает и называет предмет, изображенный на карточке, но и составляет словосочетания по образцу:
моя книга;
мой стол;
мои туфли.
Придумай сам
Педагог задает вопросы о животном или предмете, который знаком малышу, показывает его на картинке. Задача дошкольника придумать максимальное количество ответов. Например, улитка какая? — маленькая, коричневая, скользкая, рогатая и так далее.
Хлопалки
Перед детсадовцем лежит лабиринт из картинок. Задача: показывать предметы друг за другом по стрелочке, называть их по слогам и считать количество слогов хлопками в ладоши. Когда ребенок закончит тренировку, педагог прохлопает одно из слов, а дошкольнику необходимо отгадать, какое слово имел в виду учитель.
Доскажи словечко
Продолжаем работать с лабиринтами картинок. Положите перед ребенком другой набор изображений. Педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает, используя название предметов из лабиринта. Например, дают молоко…коровы.
Сыщик
Дошкольнику необходимо искать слово по звуковой схеме. Например, логопед загадывает слово козлик. Выкладывает перед малышом его схему цветными фишками, ребенок анализирует информацию и предполагает, что было загадано.
Малыши
Работаем с лабиринтом. Дошкольнику необходимо изменять слова по аналогии большой-маленький:
телефон-телефончик;
коляска — колясочка;
котлета-котлетка.
Найди лишнее
Детсадовцу среди картинок с изображениями предметов нужно найти лишний элемент и объяснить выбор.
Например, утка, гусь, петух, филин. Лишним будет филин, потому что это дикая птица, а остальные — домашние.
Веселый счет
Одновременно с дифференциацией звуков дошкольник учится считать до 10 и обратно. Разложите на стол картинки с изображением нескольких предметов на одном листе. В качестве дополнительного задания спросите у детсадовца, каких цветов в букете больше и насколько.
Угадай
Задание развивает логику, внимание и общий кругозор. На столе лежат картинки с изображением предметов, продуктов, живых существ и карточки с написанными глаголами: едят, идет, летает, едет
Задача: соединить глаголы с предметами.
Например, едет машина, велосипед; едят малину, землянику; плавает лебедь, лодка.
Ассоциации
Игра похожа на лото. Малыш рассматривает две карточки, на которых 6-8 изображений. Задание: соединить подходящие картинки в пару:
пляж и купальник;
газовая плита и тарелка;
хлеб и хлебница.
Во время выполнения упражнений с помощью речевого материала важно следить за четкостью произношения фонем. Не бойтесь остановить дошкольника и попросить повторить слово еще раз