Содержание и уровни овладения компетенциями
— Способность проектировать профилактические и коррекционно-развива-ющие программы для детей с разными типами ОВЗ;
4 стр., 1673 слов
Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной …
… средств развития профессиональных ценностных ориентаций студентов в вузе. Цель работы – раскрыть сущность ценностных ориентаций студентов как основы развития их профессиональной деятельности. Объект … сознание. Четкое структурирование ценностной сферы личности необходимо для построения программ развития ценностных ориентаций. Проблемы профессиональных ценностных ориентаций студентов рассматривали …
— знание основных принципов разработки профилактических и коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ;
— понимание сущности, задач, методов профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с разными типами ОВЗ;
— умение проектировать программы деятельности на основе современных научных подходов к профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, отслеживать результаты реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;
— готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ;
— иметь представление об особенностях работы с детьми с нарушениями развития дефектологов, социальных работников, социальных педагогов, психологов, учителей ИЗО, физкультуры и др. Знание основ психологии группового взаимодействия. Понимание специфики работы педагога-психолога в общей команде специалистов;
— умение организовать взаимодействие специалистов в вопросах развития способностей детей и подростков с ОВЗ, отслеживать эффективность взаимодействия специалистов и вносить соответствующие коррективы;
— знание структуры образовательной среды, методов диагностики компонентов образовательной среды, способов выявления нарушений в поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ. Понимание взаимосвязей между особенностями функционирования образовательной среды и затруднений, возникающих у субъектов образования нарушений в поведении и обучении детей и подростков с ОВЗ;
умение проводить мониторинг образовательной среды, анализировать результаты диагностики, выявлять и объяснять причины затруднений в обучении детей и подростков с ОВЗ;
умение оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях;
— умение оказывать психологическую поддержку участникам педагогического процесса, проводить обсуждение и анализ существующих проблем для решения задач оптимизации педагогического процесса;
— способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников / обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях:
— знание основ психологического консультирования;
— понимание взаимосвязей использования способов учебно-воспитательного процесса и механизмов учебно-познавательной деятельности ребенка;
— умение подбирать приемы взаимодействия со специалистами, родителями, детьми в ходе консультирования, отслеживать эффективность проводимой работы.
Слайд 10 Содержание этого направления работы: создание условий для развития сохранных
функций;· определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий;формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков; обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ за счет более эффективного формирования УУД в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Качества специального педагога
Для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность качественно, специальный педагог должен не только обладать необходимыми знаниями и умениями в данной области, но и владеть рядом обязательных личностных качеств. Довольно часто именно личные качества педагога оказывают положительное влияние на динамику развития ребенка. Именно поэтому основными качествами специального педагога является безграничная любовь детям и полная самоотдача.
В профессиональном перечне, выделяют следующие качества специального педагога, осуществляющего свою деятельность в коррекционном образовательном учреждении:
- Ответственность и умение работать с большим объемом информации. Коррекционный педагог в своей профессиональной деятельности должен уметь работать не только с готовыми методиками и технологиями, но и разрабатывать авторские, в зависимости от поставленной цели коррекционной работы, индивидуальных возможностей и потребностей ребенка, уровня имеющихся у него нарушений и отклонений.
- Терпеливость, способность к состраданию, доброжелательность по отношению к особенному ребенку и его родителям.
- Высокая стрессоустойчивость. Работа коррекционного педагога подразумевает большую эмоциональную нагрузку, которую не каждый способен выдержать.
- Настойчивость. В работе с особенными детьми довольно сложно увидеть результат сразу, порой его приходится добиваться длительное время, так как им гораздо труднее, чем детям с нормой развития. Коррекционный педагог должен верить в ребенка и ни в коем случае не признавать, что ему невозможно помочь.
- Наблюдательность – педагог должен уметь «видеть» даже самые незначительные сдвиги в развитии особенного ребенка.
- Аналитические способности – включают в себя умения подбирать наиболее подходяще методы и средства работа с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности, уровень нарушений и имеющиеся возможности.
- Тактичность – коррекционный педагог должен уметь работать не только с особенными детьми, но и с их родителями. В процессе общения необходимо корректно подбирать фраз и быть осторожным в прогнозах.
Кроме того, выделяют следующие внутренние качества специального педагога:
- Педагогическая направленность – это собирательное свойство личности педагога, которое представляет собой комплекс психологических установок на работу с особенными детьми, профессиональные интересы и личные качества, а также профессиональное самосознание.
- Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания ребенка, сопереживать ему в процессе взаимодействия.
- Педагогический такт – умение держать себя в установленных рамках, в любой ситуации сохранять свою достоинство, не унижать и не ущемлять чувства коллег, детей и родителей.
- Педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка.
- Педагогический оптимизм – вера в каждого своего ученика и воспитанника, в его образовательные возможности.
- Культура обучения – умение грамотно выстроить взаимоотношения не только с детьми, но и с их родителями, коллегами и администрацией образовательного учреждения.
Дефектология и её виды
Эта наука подразделяется на несколько отраслей в зависимости от типа заболевания. Существуют следующие виды дефектологии:
- логопедия — занимается коррекцией различных речевых отклонений (в том числе при диспраксии);
- ортопедагогика — работа с дефектами опорно-двигательной системы;
- сурдопедагогика — исследует проблемы слуха;
- тифлопедагогика — изучает нарушения зрения;
- олигофренопедагогика — наука, специалисты которой сосредоточены на оказании помощи детям, страдающим снижением интеллекта.
Задачи педагога при работе с детьми такие:
- полное и тщательное исследование особенностей развития ребёнка;
- выявление отклонений и дефектов любого рода;
- обучение ориентации в пространстве, грамоте и математическим основам;
- улучшение внимания, памяти, мышления, восприятия у детей;
- развитие речи, моторики, коммуникативных навыков;
- помощь в социализации и адаптации ребёнка к реальной жизни.
Помимо проведения групповых или индивидуальных занятий, дефектолог консультирует родителей, обучает их всем необходимым навыкам для правильного воспитания ребёнка с особенностями. Лечить заболевания, которые стали причиной развития дефектов, коррекционный специалист не должен, этим занимаются только врачи.
Отличия от логопеда
Многие не знают, в чём заключается различие, поэтому когда есть необходимость получить консультацию, возникает вопрос, к какому из специалистов нужно обращаться. На самом деле разница ощутимая.
Логопед работает со здоровыми детьми, у которых наблюдается неправильное произношение определённых звуков или слов. Такой узконаправленный специалист выполняет с ребёнком разные упражнения для корректировки речи, развивает правильное произношение.
Дефектолог же помогает детям, у которых речевые дефекты вызваны различными заболеваниями или задержкой в развитии. Это специалист широкого профиля.
Как понять, что нужно обращаться
Профессиональная консультация дефектолога позволит выяснить, есть ли какие-то нарушения у ребёнка и нужно ли проводить лечение. Посещение специалиста необходимо, если у малыша есть хотя бы один из этих признаков:
- в 7 месяцев не реагирует на речь родителей, обращённую к нему, не поворачивает голову, когда его зовут по имени;
- в год ещё не лепечет 8—10 самых элементарных слов;
- в 2 годика не говорит лёгкие слова, общается в основном с помощью жестов;
- в 2 года и 6 месяцев не способен сформулировать простую фразу;
- в 3 годика есть проблемы с артикуляцией, не высовывает язык по просьбе, не глотает слюну;
- В 5 лет дошкольник не может составить простое предложение, описать картинку своими словами;
- ребёнок заикается;
- отстаёт в умственном развитии;
- имеет нарушения ЦНС;
- присутствуют проблемы со слухом или зрением;
- страдает психическими отклонениями.
https://youtube.com/watch?v=zZrZDDpmjRc
Методы работы
Основная обязанность педагога-дефектолога — создание условий для максимально возможного развития и адаптации детей с отклонениями к обычной жизни. Работа включает в себя обследование пациентов и определение степени выраженности отклонения, комплектацию групп для проведения совместных занятий, разработку индивидуального плана обучения с учётом всех особенностей, консультирование родителей и педагогических работников по методам воспитания.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Слайд 9 Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере
выявления пробелов в их развитии и обучении. Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5—9 классов — с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения еще нуждаются в продолжение коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во внеурочное время или же, например, учитель-дефектолог берет на индивидуальное занятие ребенка с урока математики или русского языка, если тот не укладывается в темп изучения материала в классе.Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Слайд 82. Коррекционно — развивающее направление Коррекционно — развивающее
направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы. Основной формой организации дефектологической работы являются: групповые; индивидуальные занятия. Особенностью проведения коррекционных занятий является: использование дефектологом специальных приемов и методов; предоставления учащимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс; перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями. Организация режима проведения коррекционно-развивающих занятий регламентируется нормами СаНПиН, общей интеллектуальной нагрузкой (соответствие расписанию), другими параметрами. Занятия с учителем-дефектологом несут коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.
Формы профориентации для детей с ОВЗ
Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ.
Объединяют их задачи:
- создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего;
- побуждение школьников к знакомству с разными профессиями.
Форма | Цель | Время |
---|---|---|
Просмотр тематических видеороликов, прослушивание аудиофайлов | Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить заинтересованность в получении профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе. | 10-15 минут |
Беседа с представителями профессий | Дать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами. | 30-45 минут |
Экскурсия на предприятие | Сформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве. | 1-1,5 часа |
День открытых дверей | Ознакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей услуги. Дать понятие о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду. | 1-1,5 часа |
Тренинг по профессиональному самоопределению | Определить сферу занятости, которая будет оптимально подходить склонностям, предпочтениям и особенностям характера каждого учащегося. Пробудить интерес к самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу. | 30-45 минут |
Мастер-класс | Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников). Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения. | 30-45 минут |
Игра-квест («Ключи от профессии» или «Лабиринт профессий») | Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей профессиональной самореализацией. | 1-1,5 часа |
В результате учащиеся получают:
- возможность самостоятельного выбора и анализа информации;
- базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения;
- умение самостоятельно решать, кем стать;
- инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии;
- навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности;
- возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.
Особенности профессиональной подготовки специалиста — дефектолога
Одной из основных особенностей профессиональной деятельности специалиста – дефектолога является то, что его деятельность несколько выходит за традиционные рамки педагога и находится в тесном взаимодействии с иными видами психологической и педагогической деятельности (реабилитационной, социально-педагогической, психотерапевтической, консультативно-диагностической, коррекционной и т.д.). То есть, профессиональная деятельность дефектолога связана с разными областями деятельности, основной целью которых является оказание необходимого содействия ребенку с ограниченными возможностями.
Определение 2
Профессиональная подготовка дефектолога – это процесс овладения будущего специалиста необходимыми знаниями, умениями и навыками в области дефектологии.
Необходимо отметить, что профессиональная подготовка по своему содержанию не совпадает с содержанием профессионального опыта. Профессиональный опыт он несколько шире, формируется на протяжении всей практической деятельности дефектолога, а его основой выступает профессиональная подготовка.
Целью профессиональной подготовки дефектолога является овладение им всем комплексом профессиональных компетенций.
Совокупность профессиональных компетенций дефектолога включает в себя наличие следующих видов профессиональной деятельности:
- преподавательская;
- конструктивно-организаторская;
- диагностико-аналитическая;
- консультативная;
- проективная;
- гностическая;
- психопрофилактическая;
- коррекционно-развивающая;
- просветительская;
- научно-исследовательская;
- воспитательная;
- координаторская.
Суть коррекционной педагогики
Замечание 1
Предметом специальной (коррекционной) педагогики выступает процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), эмоциональными нарушениями, замедленным интеллектуальным развитием.
В рамках коррекционной педагогики специалисты занимаются поиском и разработкой максимально эффективных методов работы с особенными детьми. Деятельность направлена на своевременное выявление отклонений, их коррекцию и профилактику возникновения.
Исходя из предмета коррекционной педагогики, специальный педагог осуществляет свою профессиональную деятельность в коррекционных (специализированных) образовательных учреждениях по следующим направлениям:
- Выявляет причины отклонений у детей, в каких условиях и при каких обстоятельствах они проявились.
- Занимается разработкой и внедрением коррекционных образовательных программ.
- Отслеживает динамику развития каждого ребенка, при необходимости вносит корректировки в программу обучения.
- Осуществляет постоянно взаимодействие со специалистами других сфер деятельности в процессе работы с особенными детьми, а также при составлении индивидуальной коррекционной программы (логопед, психолог и т.д.).
- Осуществляет анализ обучения, воспитания и развития особенных детей, в рамках специализированной школы и в рамках общеобразовательной школы в условиях инклюзии.
- Занимается созданием учебно-методической базы по подготовке педагогов к работе с особенными детьми.
- Оказывает всестороннюю помощь в воспитании и адаптации особенных детей к условиям окружающего социума.
- Занимается изучением истории становления и развития специальной (коррекционной) педагогик, новых методов работы с особенными детьми.
Данные направления деятельности коррекционного педагога являются общими, их полный перечень во многом зависит от направления, в котором работает специалист.
Например, логопедия, олигофренопедагогика, работа с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения и т.д.
Направление деятельность педагог выбирает самостоятельно еще на этапе обучения. Первоначально можно получить общую специальность «специальный педагог», а в последующем пройти переквалификацию, выбрав более «узкое» направление, например, научиться работать с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Замечание 2
В настоящее время специальные педагоги выполняют свои профессиональные обязанности не только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, но и в учреждениях общего типа, детских домах, школах-интернатах, а также осуществляют индивидуальное воспитание и обучение особенных детей на дому.
Слайд 155. Организационно-методическое направление Это направление деятельности учителя — дефектолога включает подготовку
и участиев заседаниях консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, разработка, внедрение, корректировка адаптированных программ, оформление документации,организация обследования учащихся на ТПМПК города. Учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом. Каждое направление деятельности дефектолога включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Подводя итоги
Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Профессиональной ориентацией должны быть охвачены ученики с инвалидностью в учебных заведениях всех типов и форм собственности. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.
Автор статьи:
Материал обновлен: 22.11.2020 г.