Презентация на тему ««использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста»»

Использование инновационных
педагогических технологий
по развитию речи с детьми
дошкольного возраста | педагогический опыт  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Кинезиология

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин. ;
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Методы и приемы:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развиваютсамоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развиваютмежполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения – развиваютмежполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развитиямелкой моторики – стимулируют речевыезоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Инновационные формы рабoты по развитию речевой активности дошкольников

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети раньше овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Одной из предпосылок развития учебной деятельности является развитие речевой активности дошкольников

Основным показателем уровня развитияумственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны и не выразительны, лексический запас слов мал. Поэтому стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОО современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используются следующие инновационные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование наглядного моделирования при составлении рассказов, ИКТ, кинизиология, биоэнергопластика, арт-терапия, конструкторы ЛЕГО, лэпбук, интеллектуальные карты, синквейны.
  • Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
  • Синквейн — это пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря и мнемотехника.

Лэпбук

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка.

Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т. д., в которых организован и записан изучаемый материал. Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда

При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы

Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры

Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах должны быть организованы книжные уголки и «Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей.

Интеллектуальные карты

Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Правила составления интеллектуальных карт:

  1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
  2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
  3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
  4. Добавляются символы и иллюстрации.
  5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами.
  6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
  7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
  8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Дети  активно принимают участие в конкурсах чтецов, проводимых в ДОУ: «Осень золотая», «Любимой мамочке посвящается», «Творчество К. И. Чуковского» и д. р, где занимают призовые места.

Инновационные формы по речевому развитию позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего успешного обучения дошкольника в школе.

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации педагогов».


Наш телефон  8-800-775-09-71

Бесплатный звонок по России!

Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Организация: МБДОУ Детский сад № 132 «Алые паруса»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Современные дошкольные образовательные учреждения вынуждены приспосабливаться к все более строгим требованиям, что приводит к необходимости пересмотреть привычную систему работы. Устаревшая концепция педагога в роли простого передатчика знаний давно уже уступила место новой парадигме

В настоящее время основное внимание уделяется выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, а также формированию широкого круга компетенций уже на ранней стадии образования. В контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) дети должны стать активными участниками образовательного процесса, взаимодействуя и сотрудничая как между собой, так и со взрослыми

Один из ключевых показателей уровня развития умственных способностей ребенка – это его речевое богатство

Поэтому так важно, чтобы взрослые поддерживали и способствовали развитию интеллектуальных и речевых навыков дошкольников

Несомненно, педагоги дошкольного образования заинтересованы в эффективном речевом развитии дошкольников, в частности учителя-логопеды находятся в постоянном поиске инновационных технологий коррекции и развития речи малышей.

Рассмотрим несколько эффективных технологий в этом направлении из опыта работы.

В своей работе в детском саду я успешно применяю кинезиологию, что позволяет улучшить функционирование мозга детей через движение. Данные методы способствовуют не только развитию умственных возможностей и физического здоровья, но и стимулируют различные области мозга, что, в свою очередь, способствовало развитию навыков и исправлению проблем в психических сферах

Особенно эффективно применение кинезиологических методов, которые позволяют улучшить память, внимание, речь, пространственное мышление и двигательные навыки детей. Также помогают снизить утомляемость и повысить способность к сознательному контролю собственных действий

Обратим внимание на кинезиологическую гимнастику, также известную как «гимнастика для мозга», которая включает в себя дыхательные упражнения, упражнения для глаз, коррекционные движения для тела и пальцев, упражнения для релаксации, а также разнообразные виды массажа. Особенно эффективным явлется массаж пальцев рук и ушных раковин

Кроме того, растяжка, включенная в кинезиологическую гимнастику, помогает нормализовать мышечное напряжение, будь то гипертонус или гипотонус. Итак, кинезиологическая гимнастика представляет собой комплексные упражнения, направленные на улучшение работы мозга, физического состояния и развитие психических функций .

Кроме кинезиологии, также использовала и биоэнергопластику. Биоэнергопластика является комбинацией движений артикуляционного аппарата и движений рук. Свободные и пластичные движения тела, рук и артикуляционного аппарата способствуют активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Такое влияние оказывает положительный эффект на интеллектуальную активность детей, способствует развитию координации движений и мелкой моторики. Биоэнергопластика также оптимизирует психологическую основу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем показателям и способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.

Таким образом, указанные технологии оказывают значительное влияние на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. В современном мире требуются умные, самостоятельные, креативные люди, способные принимать нетрадиционные решения и не бояться этого. Современные образовательные методы могут помочь в формировании такой личности. Применение новаторских методов и приемов способствует развитию основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения.

Библиографический список:

Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

Опубликовано: 31.03.2024

Арт-терапия

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях.

Мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника строится от простого к сложному. Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для пересказа литературного текста, отгадывание и загадывание загадок, заучивания стихов.

Работать с мнемотаблицы лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Для полноценного речевого развития во всех возрастных группах должны быть различные методические пособия, большой запас наглядного материала, современного технического оснащения, а также материал, развивающий мелкую моторику. Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Инновационные формы работы над составлением рассказа:

  1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется на отдельно взятый предмет)
  2. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке. Чаще используется относящееся к определенному классу: живое – рыбы, животные, птицы, насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д.
  3. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания.
  4. Составление линейного рассказа с различными видами его прочтения.
  5. Использование круговых диаграмм при составлении рассказа. (Использование круговых диаграмм в работенад рассказом очень удобно при сложных темах: Родина, Москва, космос, армия и т. д.)

С помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов:

  • у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
  • появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появился интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас вышел на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, наблюдается повышение уровня развития речи детей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: