10 упражнений из арт-терапии для совместного творчества

Комплексы упражнений по детской арт-терапии

Виды арт-терапевтических занятий для ребёнка

Любой метод занятий арт-терапией направлен на возможность ребёнка к самовыражению в любом возрасте. Отсутствие законов, правил и ограничений позволяет выпустить наружу всё то, что волнует его, описать через творчество свою проблему, понять её, поменять к ней своё отношение.

Многообразие возможных приёмов позволяет создать большую пространственную область для определения и корректировки проблемных ситуаций. В качестве методов работы применяют активную и пассивную арт-терапию. Пассивная методика основана на применении материала готового вида: обсуждение прослушанного сюжета сказки или музыкального произведения, рисунка. Принцип активной методики заключается в творении, создании какого-либо нового объекта искусства.

Занятия лепкой

Лепка помогает чаду развить усидчивость, внимательность и мелкую моторику. Материалом для занятий может стать воск, глина, пластилин и даже солёное тесто. Терапевт, наблюдая за процессом, отмечает особенности поведения малыша, помогает направлять энергию в нужное русло.

Хорошо помогает в лечении психического здоровья малыша методика, названная маскотерапией. Ребёнок вылепливает маску, представляющую для него страх, тревогу или негативные мысли. Специалист объясняет ему, что всё плохое теперь «живёт» в этой маске, и об этом необходимо забыть, оставить, «выбросить» прямо тут, у врача в кабинете.

Польза песка

Наиболее простым и одновременно самым любимым методом у детей является песочная терапия. Для проведения занятий потребуется лишь небольшая коробка с песком. С его помощью малыш создаёт различные рисунки, фигуры. Это развивает тактильные ощущения, делает ребёнка более сконцентрированным, раскрепощённым, менее агрессивным и тревожным. Через песочную терапию происходит его самовыражение.

Лечебная терапия при помощи песка позволяет выявить у детей задержку психического развития, аутизм, неврозы. Удачен этот способ для детей, переживших стресс, связанный с потерей близких, сменой места жительства, переходом в новый детский сад,.или находящихся в депрессивном состоянии.

Помощь изотерапии

Наиболее доступными методами являются упражнения по рисованию каракулей — изотерапия. Ребёнок в это время чувствует себя свободным, не задумывается о результате. В полученных на бумаге линиях он пытается увидеть какой-либо образ

Описывая его, он может что-то дорисовывать, выделять какие-то важные элементы и акцентировать на них внимание

Благодаря изотерапии специалисты могут понять психическое состояние ребёнка, классифицировать его и помочь побороть комплексы и страхи, связанные с ним. Любое переживание, которое ребёнок не может выразить устно, находит отражение в рисунках. Определённые фигуры, присутствие каких-то элементов, используемый цвет и характер линий — всё это может поведать арт-терапевту о внутреннем мире ребёнка. Во время рисования, малыш в красках описывает собственное настроение, раскрывает внутренний мир, эмоции и переживания. Специалист же ведёт непринуждённую беседу для составления картины психологического состояния.

Изотерапия — простейший метод работы с детьми

Музыкотерапия

Это направление в арт-терапии только начинает набирать популярность. Музыка является неплохим способом снятия стресса, помогает устранить нарушения устной речи и отклонения в поведении ребёнка. При помощи музыкальной терапии специалисты могут избавить малыша от многих неврологических проблем, депрессии.

Арт-терапевт во время занятий проводит обучение и рассказывает малышу об основных понятиях в музыке, используя для описания игровые образы: например, страна Гармония, где живёт принцесса Мелодия и принц Ритм, и проч. Таким образом, занятия помогают ребёнку отвлечься от реальных проблем жизни, снизить давление на его психику.

Детям с задержками психомоторного развития данный вид терапии позволит устранить эмоциональное перенапряжение и увеличить подвижность.

Музыкотерапия отлично снимает нервное напряжение

Театральные постановки

Участие чада в постановках на сцене научит его выражать свои эмоции, чувства и мысли не только при помощи слов, но и движениями и мимикой. Играя различных персонажей, малыш примеряет их образы на себя, учится понимать их переживания.

Сказкотерапия

Этот вид арт-терапии подойдёт для совсем маленьких детишек. Врач просит малыша рассказать сюжет какой-либо сказки, проанализировать её или придумать свою историю. Цель таких занятий — поддержка чада в эмоциональном плане, создание у него правильных представлений о мире и других людях, развитие важных навыков общения в коллективе.

Понятие семьи и семейных отношений

Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
Рациональная оценка деятельности

Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
Адекватные требования. Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их

Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Что же такое раннее развитие?

Книги по арт-терапии

Здесь вы можете бесплатно скачать книги

Копытин А.И., Методы арт-терапии methods_art_therapy

Копытин А.И.  Арт-терапия. Хрестоматия — art_terap_kop-hrestomatiya

Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми art_therapy_rabota-s-detmi

Тайный мир рисунка — fers_tajnij_mir_risunka

Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированное арт-терапии — techniques

Ермакова И.А., Вокруг цвета — vokrug_tcveta

Кэмерон Дж. Путь художника. Ваша творческая мастерская — way_of_artist

Алексей Будза, Арт-терапия. Йога внутреннего художника — yoga_artist

Автор статьи:

Статью прочитали: 16 015

Групповые занятия арт-терапией

Занятия групповой арт-терапией — наиболее простой путь анализа психического состояния малыша. Он позволяет понять мечты ребёнка, его мысли без обращения к сложным аналитическим методам.

Арт-терапия в группе детей выстраивается на сравнительном анализе, взаимодействии детей друг с другом и преподавателем.

В дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться в новых условиях в детсаде или школе.

Проблемы, решаемые на групповых занятиях арт-терапией:

  • избавление от страхов и тревог — из рисунков ребёнка можно выяснить, что тревожит его и чего он боится; изображение своих опасений помогает противостоять страху, побеждать его;
  • освобождение от тиков, неврозных и навязчивых состояний — внутренние эмоции освобождаются за счёт творчества, что делает ребёнка более спокойным, устойчивым к стрессовым ситуациям внешнего мира;
  • повышение самооценки — выполнение творческих заданий позволяет малышу понять свою уникальность, осознать собственную ценность;
  • укрепление эмоционального интеллекта — в процессе занятий дитя учится выражать свои чувства и эмоции, использует свои наиболее сильные стороны для решения поставленных задач;
  • устранение последствий жизненно стрессовых ситуаций — на занятиях ребёнок отвлекается от возможных семейных неурядиц.

Рисуем с дошколятами

Чем отличается арт-терапия от обычного занятия творчеством

Арт-терапия — метод действий, корректирующих поведение ребёнка (в т. ч. девиантное), путём творческого выражения: лепки, игр с песком, театрального проигрывания историй, сочинения рассказов. Причина эффективности таких занятий кроется в творческом мышлении чада: оно более точное, конкретное и детальное, нежели у любого взрослого человека. Именно оно применяется детьми для понимания, осмысления и оценки мира вокруг них, построения отношений с ним.

Ребёнок, в силу своего возраста, отображает в своём творчестве не конкретные впечатления, полученные извне, а бессознательно изображает более глобальные вещи — весь свой жизненный опыт.

Именно к таким предметам коммуникации малыш проявляет имеющиеся в своём сознании и характерные только для него формы построения отношений. Такой метод позволяет определить самые серьёзные, травмирующие психические проблемы и избавиться от них. Борьба с трудностями проходит в тени процесса арт-терапии, одновременно и параллельно. Благодаря арт-терапии можно изучить мир внутренних переживаний ребёнка, исследовать его чувства, установить причины переживаний, тревожности. Вербальные ответы в виде характерных линий, определённых цветов и фигур могут рассказать об очень многом.

При занятиях терапией искусством дети не испытывают психологический дискомфорт

5 простых упражнений арт-терапии

Мы предлагаем пять практик, которые используются в арт-терапии. Можно попробовать сделать их в одиночку. Создайте спокойную обстановку и не позволяйте ничему отвлекать вас.

Создание мандалы

Здесь предлагается собрать сложную композицию, используя серию символических узоров, которые имеют симметричную структуру. Сначала вы строите основу мандалы, состоящую из нескольких концентрически расположенных кругов. Затем каждая фигура делится на две равные половины, и на окружностях проводятся точки через одинаковые расстояния с использованием транспортира. Далее через них формируются радиальные линии от центра.

Затем вы начинаете рисовать, заполняя секторы по одному выбранным элементом. Делаете это, начиная с внутреннего круга и продвигаясь к внешнему. После заполнения пространства от центра до первой окружности, вы обводите контуры рисунка и переходите к следующему сектору.

Цветовая терапия

Каждый цвет имеет свои физические свойства, которые влияют на то, как мы его воспринимаем. В результате этого, мозговая активность различается при рассмотрении оттенков. При рисовании с использованием разных цветов происходит комплексное воздействие на мозг.

Лея Гузман предлагает разбить круг на восемь частей и внутри каждой написать разные эмоции, затем окрасить каждый сегмент в определенный цвет. При выполнении упражнения следует указать первое чувство, которое возникло в мыслях, ощущения в данный момент, присутствовали ли эмоции с одинаковым цветом. Кроме того, необходимо учесть, чего было больше — положительных или отрицательных настроений.

Тамоцу Сакаки предложил более сложный подход к терапии, чтобы помочь сдержанным японцам самовыражаться через эмоции. Здесь предлагается выбрать цвет и создать кляксу на листе, затем накрыть ее другой бумагой. На новом изображении, похожем на тест Роршаха, надо придумать историю этой картины, дать ей название. Обычно специалист видит закономерность между рисунком, описанием и проблемой клиента, он может рассмотреть иную интерпретацию узора.

Рисование каракулями

Эта практика помогает наслаждаться рисованием и самовыражаться, так как многие не уверены в своих художественных умениях. Выберите любую сложную картинку/фотографию, затем следует детально ее рассмотреть, приступить к поиску главных образов и дать название произведению.


5 простых упражнений арт-терапии

В группе дети продолжают игру, пытаясь угадать, что изображено на картине по названию или выбрать нужную из представленных. Затем наступает момент творчества, где они используют каракули, чтобы изобразить ключевые детали картины. Можете творить произведение искусства с помощью неруководимой руки, пальцев, используя ноги, действуя при этом с закрытыми глазами и применяя отпечатки. Много способов доступно – выбирайте любой, что удобен и увлекателен. Результат – собственная абстрактная картина, которую вы можете назвать, как хотите.

Есть возможность такое упражнение арт-терапии сделать по-другому. Взять лист бумаги и нарисовать любую кривую. Затем попросить кого-то завершить рисунок, создав целостную композицию. После этого можно приступить к разговору: обсудить, что было нарисовано, почему выбраны определенные цвета, понравилась ли вам окончательная картина, какие эмоции она вызывает и т. д. Люди, которые прилагают усилия, чтобы хорошо овладеть искусством создания каракулей, имеют возможность повысить свой уровень мастерства.

Заполнение шаблона тела

Есть вариант поискать шаблон изображения тела человека, в нем можно выразить определенное чувство (например, страх). Эта техника помогает снять стресс, создает дистанцию от эмоции и позволяет лучше ее контролировать, так как рисующий видит визуальное отражение ощущения.

Билатеральная терапия

Данный способ создал доктор К. МакНами. В ходе практики необходимо поделить лист бумаги на две части (для каждого полушария мозга), в них нужно нарисовать чувства и опыт, которые негативно повлияли на жизнь.

В первой половине надо использовать руку, которая сильнее ассоциируется с эмоциональным переживанием, и изобразить эти чувства. На второй, задействуя противоположную кисть, рисуете положительные ощущения. Автор считает, что благодаря этому происходит эмоциональная стимуляция мозга с двух сторон.

От чего страдают взрослые дети?

Когда вы живете вместе, именно мама с папой заботятся о вас, помогают во всем и надоедают своей опекой. Привыкая к этому, вы всё воспринимаете, как должное, а это ужасная ошибка. Что имеем, не храним, как говорится. Только после начала самостоятельной жизни вы сможете понять, сколько любви и заботы родители вкладывали в каждую вашу встречу. Кто еще будет любить вас также искренне и бескорыстно? На самом деле совсем нетрудно уделять время близким людям, этого нужно просто захотеть.

«Вы постоянно лезете, куда вам не надо!»

Такие ошибки очень часто становятся причиной серьезных проблем и разногласий с ребенком. Всё дело в том, что им крайне трудно смириться с фактом вашего взросления. Ни для кого не секрет, что для мамы и папы вы всегда будете дитём. Если их чрезмерный интерес к вашей работе или личной жизни, доставляет немало хлопот и неприятностей, проблему нужно решать. Взрываться по любому поводу и устраивать скандалы так по-детски, если честно. Удивите своих родных, попробуйте поговорить об этом спокойно и объяснить свою точку зрения без всплесков эмоций. Да, они бывают неисправимыми, но вы хотя бы попытайтесь!

«Я хочу быть собой, а не тем, кем вы меня представляете!»

Многие родители постоянно хотят переделать своё чадо под себя. В семье успешных юристов, довольно сложно быть танцором или художником. Именно поэтому под постоянным прессингом упреков и недовольства старшего поколения дети чувствуют себя крайне неуютно. Не надо бояться раскрыться! Пряча истинное естество от родителей, вы показываете свои страхи и неуверенность. Именно это и дает им силу управлять вашим сознанием. Психология семейных отношений никогда не будет простой. Будьте собой, ведь это поможет вам стать счастливым человеком. Любящие родители увидят сияющие глаза своего ребенка и больше никогда не станут на вашем пути.

Комментарии:

Более 3 месяцев назад

Автор отзывов

Наверное, когда-то, имея одного ребенка, я бы тоже сказала, что достаточно ребенку быть другом. Да и то добавила бы некоторые моменты…А вот когда родился второй ребенок с особенностями поведения, или как более правильно, с СГДВ да ещё с особенностями характера, вот тут уже моё мнение насчёт друга поменяется. Как бы не стать врагом, так как особенности настолько «особенные», что конфликты неизбежны. А конфликты и дружба очень сложно уживаются, к сожалению. И тут уже присоединяются другие специалисты… 

Тема сложная, особенно, для меня, поэтому не вдаюсь в подробности и закругляюсь…

Ответить

Более 3 месяцев назад

Л. Мария

Действительно, нужно с детьми найти общий язык и попытаться быть для них другом и примером. Постараться не утратить эту тонкую грань даже в подростковом возрасте. Но при этом не давать переходить грань, то есть без панибратства, вседозволенности и гиперопеки. Хотя, когда 6 детей в семье, как пример у автора статьи, то не до гиперопеки. Нет времени на опекание всех. Самое главное — воспитать так детей, чтобы потом они выросли хорошими людьми. И ещё главное — их не бить. Они же не твоя собственность или вещь. Мать их родила, но дети уже ж другие люди. Должен быть у матери непререкаемый авторитет. Если где-то и в чем-то упустил воспитание, то это потом не нагнать. И особенно в подростковом возрасте и после. Дети будут стремиться уже к другим взрослым, а не к родным людям. А другие взрослые могут оказывать на них плохое влияние. Не все ж люди хорошие и не все хотят чужим детям добра. Спасибо за статью! Очень позитивная. 

Ответить

Более 3 месяцев назад

Рукодельная Ольга

Важно об этом помнить всегда, о том, что дети не собственность и это другие люди… каждый со своим характером и укладом, со своими желаниями и мечтами, со своим будущим… . И это родители не должны переходить грань и не воспринимать детей как собственность, вы правы. 

И это родители не должны переходить грань и не воспринимать детей как собственность, вы правы. 

Важно помнить об этом и помогать детям в становлении его характера, помогать осуществить их мечты в жизнь, если конечно это поможет стать в будущем хорошим Человеком, а если нет не навязчиво направить… 

Мои дети выросли прекрасными людьми и меня это весьма радует!!!

Ответить

Более 3 месяцев назад

В. Дарья

Моя мама была тяжело больна. Диагноз рассеянный склероз. С одного года меня отдали бабушке,ей в то время было 52 года. У бабушки был тяжелый характер и полно домашних  забот. Дом, огород, домашние животные. Все в одни руки. Никакой мужской поддержки. Бабушка психологию не изучала. Если накосячила или ей что-то не нравилось, ремень в руки. Сейчас, по прошествии времени я ее понимаю.Но тогда мне,ребенку было очень страшно и обидно. Я решила, что со своими детьми буду поступать по другому. Выросли достойными людьми. У меня их трое. Главное любить своих детей.

Ответить

Более 3 месяцев назад

Рукодельная Ольга

Наташа, я вас очень хорошо понимаю, практически мы тоже росли под бабушкиным строгим взглядом, правда как-то обходились без ремня. Может быть по этому и бабулю не боялись, а я до сих пор её вспоминаю с нежностью!А вот посиделок душевных с мамой честно скажу, не хватало и от этого становилось иногда не уютно. Поняла маму только когда свои дети начали подрастать, хотелось ещё больше уделять им внимание и девочкам и сыновьям, но нужно было работать. 

В девяностые переехали в деревню, сразу обзавелись хозяйством, огородом. Опять же деток кормить нужно было. 

Ох уж эти девяностые, жутко вспоминать!!!И вас бабушка ремешком не просто так, а от любви наверное. Вас прекрасно воспитала, и это не лесть, я действительно уверена, что вы замечательный Человек!!!

Ответить

Более 3 месяцев назад

Борисова Марина

Это очень правильно, главное нужно любить детей и, конечно, быть для них примером. Вот какой воспитатель(пусть это мама, папа, бабушка) такие и дети. Просто не бывает и не может быть по другому. Если мама злая, сколько не говори детям о доброте, добрыми не будут. 

Ответить

Более 2 месяцев назад

Чумакова Аля

Большая семья это забота друг о друге и поддержка, дружба и доверие, любовь взаимная и счастье одно на всех. Каждый со своими требованиями, со своим характером и привычками. У меня тоже дети. Стараюсь быть другом, любящей мамой и обязательно сплотить всех.  

Ответить

Парные упражнения в арт-терапии

Для рисования нужно взять один лист бумаги на двоих. Если вам некомфортно из-за отсутствия правил, то можно придерживаться следующего: один партнер изображает лишь извилистые линии, а второй — прямые, у каждого есть свои цвета или конкретная группа оттенков, одновременно человек пытается повторить рисунок другого.

«Разговор».

Участники группы выбирают цвет, который наилучшим образом отражает их индивидуальность, а затем находят человека, ориентируясь на цвет, выбранный им. После пары создают «разговор цветов» на одном листе бумаги, стараясь вести свои линии параллельно линиям другого участника. Альтернатива: проявите творческий подход, отвечая на рисунок, созданный вашим партнером, используйте различные формы, пятна, разные цвета, чтобы передать эмоциональное содержание в разговоре.

Приведем пример. Изображая ссору, чередуясь, рисуйте, стараясь продолжить линию, начатую другим человеком. Творите одновременно, свободно ведя свою линию в любом направлении или стараясь вести свою линию параллельно черте партнера, и меняйте цвет через определенный интервал времени. Сохраняя прежние условия, используйте другую руку при рисовании. Несколько пар располагаются друг против друга вдоль длинного листа бумаги и начинают «разговор» с партнером напротив, затем вступают в «беседу» с людьми с левой/правой стороны.


Парные упражнения в арт-терапии

«Рисование и наблюдение».

Один наблюдающий видит, как другой рисует, и стремится развивать тему в своих мыслях, делясь своими ассоциациями с художником. Тот имеет право использовать это по-своему. Есть иные способы: человек пытается копировать рисунок другого, третий смотрит за работой обоих, после чего участники меняются местами.

«Общее пространство».

Рисование проходит поочередно у каждого партнера, а затем они переходят к одновременной работе. Есть альтернатива: используя три цвета на двоих, отобразите на общем рисунке характер своих отношений

Обращайте при этом внимание на использование пространства листа, подобно предшествующему, но с изменением колера через определенный интервал времени. В этот раз используйте технику коллажа и выбирайте бумагу конкретного цвета, чтобы создать общий образ

«Общий рисунок».

Во время рисования старайтесь не разговаривать и работать одновременно. Попытайтесь отвечать на действия партнера. Альтернатива: рисуйте одновременно молча, каждый использует свой цвет и начинает рисовать с закрытыми глазами. Затем смотрите и вместе заканчивайте композицию. Перед началом работы выбирается тема; стремитесь создать целостную картину.

Каждый рисует что-то с закрытыми глазами, а затем, опираясь на ассоциации с имеющимися набросками, вместе делайте законченное изображение. По завершении придумайте историю, основываясь на нем.

Арт-терапия эффективна в качестве метода улучшения эмоционального состояния детей и взрослых. Этот подход воздействия через искусство полезен для психически здоровых людей и для тех, кто страдает от различных расстройств или находится в пограничных состояниях. Может проводиться в рамках кратко- и долгосрочной терапии.

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: