Брадилалия: причины возникновения, методики коррекционной и логопедической работы

Брадилалия

Коррекция

После всестороннего обследования начинается скрупулезная коррекционно-педагогическая деятельность. Исправление заикания осуществляется на фоне медицинских процедур, задача которых состоит в нормализации состояния нервной системы и ее активизации за счет выключения тормозящих процессов.

Схемы терапевтического воздействия подбираются индивидуально, они обычно включают:

  • Фармакотерапия. Лекарства как такового от брадилалии нет, медикаментозное вмешательство заключается в применении общетонизирующих (витамины. микроэлементы) средств и успокаивающих препаратов (предпочтение отдается препаратам на растительной основе).
  • Массаж — снимает мышечное напряжение, обладает некоторым седативным воздействием.
  • Лечебная физкультура. Способствует нормализации общего мышечного тонуса, что опосредованно благотворно сказывается и на мышцах артикуляционного аппарата.
  • Физиотерапевтическое воздействие. Применяется в основном бальнеотерапия, позволяющая оптимизировать нервный тонус, стабилизировать работу вегетативной нервной системы.
  • Для стимуляции речевой активности назначают сеансы индивидуальной психотерапии или аутогенные тренинги.

Цель комплекса коррекции брадилалии состоит в формировании у человека быстрых и четких артикуляционных реакций. Прорабатывается просодическая сторона речи, в ходе которой вырабатывается ее внятность и устраняется заикание.

Занятия по коррекции проводятся с ускоренной речью, скорость и темп которой задается дирижированием или ритмичными действиями (похлопывание ладонью по столу или притопывание ногой). В ходе занятий коррекционное воздействие постепенно усложняется — в разговорные упражнения добавляются скороговорки, производится инсценировка различных жизненных ситуаций, осуществляется чтение по ролям.

Для стабилизации общей и артикуляционной моторики полезны спортивные игры с речевыми и соревновательными элементами. Логоритмика и логопедический массаж, а также игра на музыкальных инструментах и пение присутствуют в арсенале коррекционных методик.

В запущенных случаях помогает психотерапия, которая направлена на изменение психологического восприятия дефекта ребенком, на нормализацию микросоциального климата.

Методы коррекции брадилалии

Прогноз и профилактика

Прогноз в данном случае будет напрямую зависеть от своевременности выявления речевого дефекта и скорейшего начала терапии. Очень важен тот факт, что даже после овладения навыками нормальной речи, необходим беспрерывный контроль за темпом речи со стороны родителей, а в старшем возрасте — самоконтроль, а также систематическое обследование у логопеда.

С целью профилактики нарушения необходимо придерживаться таких норм:

  • предупреждать перинатальные, натальные и постнатальные поражения ЦНС малыша;
  • не допускать травм головы и нейроинфекций;
  • проводить мероприятия с целью предотвращения возникновения астенического синдрома, т. е. придерживаться правильного режима дня и полноценного сбалансированного рациона питания;
  • внимательно следить за тем, как развивается речь ребёнка;
  • общаться в семье правильно;
  • не допускать того, чтобы у ребёнка возникал дефицит общения.

Причины Брадилалии

Брадилалия может иметь разнообразные причины, включая как органические, так и функциональные факторы. Одной из возможных причин являются органические поражения центральной нервной системы, такие как травмы головы, опухоли, инсульты или нейродегенеративные заболевания, которые могут повлиять на функционирование моторных областей мозга, ответственных за контроль над речевыми процессами.

Также брадилалия может быть вызвана неврологическими расстройствами, такими как болезнь Паркинсона или болезнь Альцгеймера, которые сопровождаются нарушением моторики и могут затронуть речевые функции. В некоторых случаях, брадилалия может быть следствием длительного приема определенных лекарственных препаратов, которые влияют на нервную систему и могут снижать скорость и точность речи.

Кроме того, психологические и эмоциональные факторы также могут оказать влияние на речевые процессы и способствовать развитию брадилалии. Стресс, тревожность, депрессия или психологические травмы могут привести к напряжению и дискоординации между мышцами, необходимыми для продуцирования речи, что в свою очередь может сказаться на темпе и качестве произношения слов.

Частые вопросы

Как лечить Брадилалию?

Коррекция брадилалии Лечебная терапия включает фармакологическое лечение, специальную лечебную гимнастику, массаж, бальнеотерапию и курсы физиотерапии. Для улучшения речевого темпа пациентам назначается психотерапия и аутогенная гимнастика. Целью коррекции является быстрое произношение четких слов и голосовых реакций.

Кто лечит Тахилалию?

Диагностика и лечение (коррекция) Тахилалии Диагностика тахилалии заключается в комплексном обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психиатром, для оценки неврологического состояния, выявления психических отклонений.

Как называется патологически ускоренный темп речи?

Тахилалия — расстройство темпа и ритмики речи. Для страдающих тахилалией характерен патологически быстрый темп речи и общей моторики, нарушения письменной речи, ускоренное протекание всех психических процессов.

Когда речь не успевает за мыслью?

Тахилалия, как и брадилалия (замедленный темп речи), относится к несудорожным расстройствам и является нарушением ритмической организации речи. При таком состоянии речевой поток очень быстрый, что значительно затрудняет восприятие сказанного окружающими.

Причины речевых патологий

В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:

  • Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
  • Наследственность, врожденные особенности темперамента.
  • Подражание скороговорению окружающих, ошибки в воспитании — такая речь чаще всего встречается у неуравновешенных и возбудимых детей.

Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:

  • Доминирование торможения над  возбуждением в речевых зонах коры головного мозга.
  • Такая особенность внешней и внутренней речи может передаваться по наследству.
  • Патология появляется в результате подражания ребенком неправильных образцов речи окружающих.

Причинами заикания могут быть:

  • Непосильная речевая нагрузка (разучивание больших по объему стихотворений, запоминание текстов, не соответствующих возрасту, запоминание трудных и малопонятных слов).
  • Частые наказания детей, внезапный и сильный испуг, психические травмы из-за неправильного воспитания.
  • Излишне ускоренная речь из-за подражания членам семьи, застревание во время речи на отдельных звуках;
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.

Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.

Причины возникновения брадилалии

Причины брадилалии разнообразны. Самым главным фактором нарушения речи является патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. В логопедической практике выделяют биологические и психологические факторы развития брадилалии. Брадилалия может передаваться как по наследству вместе с нарушением внутренней речи, так и быть следствием неблагоприятных перинатальных поражений ЦНС. Также брадилалия может формироваться либо в виде самостоятельного нарушения речевого темпа, либо быть частью отдельных форм психических заболеваний. Таких, как:

  • олигофрения;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона;
  • симптоматический паркинсонизм;
  • черепно-мозговые травмы;
  • менингиты;
  • энцефалиты;
  • депрессии.

Процесс замедленного темпа речи может также быть обусловлен:

  • центральными, в основном моторными нарушениями;
  • неправильным течением элементарных речевых актов кортикальных возбуждений.

Неправильное воспитание речи ребенка и подражание замедленной речи окружающих могут быть причинами формирования брадилалии. Нарушение речи может также быть вызвано психической заторможенностью, снижением интеллектуальных функций, психоорганическим синдромом. Чаще всего брадилалию диагностируют у флегматиков, которые по своей природе более медлительны. У таких людей процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, а в случае брадилалии этот эффект усиливается в несколько раз. Специалисты выделяют также такую разновидность брадилалии, как мозжечковую, при которой пациент не только слишком медленно говорит, но и зачастую неправильно модулирует речь, а в некоторых случаях постоянно скандирует.

Виды брадилалии и их характеристика

Чем и как лечат Брадилалия

Лечение брадилалии включает широкий спектр методов и подходов, направленных на улучшение речевых функций пациентов. Одним из основных методов является логопедическая терапия, которая часто включает в себя различные упражнения на артикуляцию, дыхание, и интонацию. Логопедические занятия способствуют укреплению мышц речевого аппарата, улучшению понимания речи и развитию навыков общения.

Для некоторых пациентов с брадилалией могут быть рекомендованы техники речевой терапии, такие как мелодичная интонация, пении, или использование ритмичных шаблонов речи. Эти методы могут помочь пациентам улучшить плавность и выразительность своей речи.

Важным аспектом лечения является также работа с пациентами над улучшением их самосознания и уверенности в себе. Психологическая поддержка и тренинги по развитию навыков общения могут помочь пациентам преодолеть чувство стыда и неуверенности, которое иногда сопровождает брадилалию.

Кроме того, в некоторых случаях может потребоваться медикаментозное лечение, особенно если брадилалия связана с определенными медицинскими состояниями, такими как болезни нервной системы или психические расстройства. Врачи могут рекомендовать лекарства, направленные на улучшение контроля над мышечными движениями или снижение тревожности, что может помочь улучшить речевые функции пациентов.

Что нужно делать родителям ребёнка

Многие из речевых дефектов можно скорректировать в домашних условиях, но при этом необходимо знать, каким аспектам придавать наибольшее значение при общении с малышом:

Специалисты говорят о том, что нужно быть предельно осторожными с детьми-флегматиками и, наоборот, с гиперактивными детьми

Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка злыми и страшными персонажами.

Не прибегать к «маятниковому воспитанию», когда ребёнка наказывают за всё подряд или наоборот, всё разрешают и поощряют.
Если выбирается няня для ребёнка, необходимо обращать внимание на речь этого человека. Она не должна быть очень быстрой, или наоборот, замедленной.
Ребёнок очень во многом копирует взрослых, в том числе и в манере разговора

Поэтому, нельзя допускать «сюсюканья» или умышленного искажения ласковых слов. Речь родителей должна быть чёткой и разборчивой.

Осложнения при Брадилалии

Брадилалия может приводить к различным осложнениям как физического, так и психологического характера. Одним из потенциальных физических осложнений является ухудшение способности пациента к нормальному общению и взаимодействию с окружающими. Замедленный темп речи и нечеткая артикуляция могут вызывать недопонимание и фрустрацию как у самого пациента, так и у его собеседников, что может приводить к социальной изоляции и ухудшению качества жизни.

В дополнение к физическим осложнениям, брадилалия также может оказывать негативное воздействие на психологическое состояние пациента. Чувство неполноценности, стресс, тревожность и депрессия могут возникать из-за ощущения недостаточности в общении и непонимании со стороны окружающих. Эти психологические осложнения могут усугубляться со временем, если не предпринимаются меры по лечению и реабилитации.

Более серьезными осложнениями могут быть снижение самооценки и ухудшение качества жизни в целом. Пациенты с брадилалией могут испытывать трудности в выполнении повседневных задач, взаимодействии с окружающими и достижении личных и профессиональных целей из-за своего состояния. Это может приводить к социальному и профессиональному отчуждению, а также к развитию других психологических проблем, таких как социальная фобия или депрессия.

Сколько длится лечение при Брадилалии

Продолжительность лечения брадилалии может значительно варьироваться в зависимости от множества факторов, включая тяжесть расстройства, индивидуальные особенности пациента, а также эффективность применяемых методов лечения. Для некоторых пациентов, особенно при легких формах брадилалии, достаточно нескольких месяцев систематических занятий с логопедом или другими специалистами, чтобы добиться заметного улучшения речевых навыков.

У пациентов с более серьезными случаями брадилалии или при наличии сопутствующих медицинских проблем, лечение может потребовать более длительного времени. В таких случаях процесс реабилитации может занимать несколько лет, включая регулярные консультации с различными специалистами и выполнение рекомендуемых упражнений и методик в домашних условиях.

Важно понимать, что успех лечения брадилалии часто зависит от терпения и постоянства как у пациента, так и у его окружения. Постепенное улучшение речевых навыков может требовать времени и усилий, и важно не терять мотивацию и продолжать работать над собой даже в случае затруднений или неполных результатов на начальных этапах лечения

Диагностические методы исследования брадилалии

Существует три вида нарушения темпа речи:

Какие врачи лечат Брадилалии

При болезни Брадилалии могут быть включены следующие специалисты:

  1. Невролог: Специалист по нервной системе, который может провести обследование и диагностику для выявления возможных неврологических причин брадилалии.

  2. Логопед: Это специалист по лечению нарушений речи. Логопед может разработать индивидуализированную программу лечения и реабилитации для улучшения речевых навыков и артикуляции у пациентов с брадилалией.

  3. Психолог: Психологические факторы могут играть роль в развитии и проявлении брадилалии. Психологическая поддержка и терапия могут быть важными компонентами комплексного подхода к лечению этого расстройства.

  4. Реабилитолог: Специалист по реабилитации, который может помочь пациентам с брадилалией восстановить и развить свои речевые навыки через специальные упражнения и методики.

  5. Фониатр: Это врач, специализирующийся на лечении нарушений речи и голоса. Фониатр может помочь оценить состояние голосовых связок и разработать программу лечения для улучшения голоса и интонации у пациентов с брадилалией.

Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи

Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.

Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.

При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:

Установление причины и характера речевого нарушения.
Определение темпа речи ребенка и его родителей.
Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
Определение имеющихся недостатков артикуляции.
Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.. Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем

Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.

Симптомы Брадилалии

Брадилалия проявляется рядом характерных симптомов, которые могут быть замечены как самим пациентом, так и окружающими. Одним из основных симптомов является замедленный темп произношения слов и фраз, что приводит к необходимости увеличения времени для завершения высказывания. Этот симптом особенно заметен при общении с другими людьми и может создавать трудности в поддержании нормального темпа разговора.

Другим характерным симптомом брадилалии является изменение в качестве и выразительности голоса. Голос становится монотонным и лишенным эмоциональной окраски, что делает речь менее привлекательной и менее понятной для окружающих. Этот симптом может влиять на способность пациента передавать свои мысли и эмоции через речь и взаимодействовать с окружающими.

Также среди симптомов брадилалии можно отметить нечеткую артикуляцию и недостаточную четкость произношения звуков и слов. Это делает речь менее разборчивой и может затруднять понимание высказываний, особенно в условиях шумного окружения или при наличии слуховых проблем у собеседника.

Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?

В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.

Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.

Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.

Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, психолог-дефектолог, логопед.

Виды нарушений ритма и темпа речи

Услышать, что речь ребенка отклоняется от нормального темпа и нарушен ритм, может не только логопед, но и родители, педагоги, однако определить структуру и причину дефекта может только специалист.

К нарушению темпа и ритма речи относятся:

  • Тахилалия — ускоренное произношение слов, звуков, слогов со скоростью 20-30 звуков в секунду (вместо 9-14 в норме). Стремительность речи негативно отражается на артикуляции звуков. Патология возникает в детстве, закрепляется в переходном возрасте, и может остаться с человеком на всю жизнь.
  • Брадилалия — патологически замедленная речь, чаще всего встречается у детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития, так как часто параллельно с брадилалией отмечаются нарушения основных психических процессов (памяти, внимания, мышления) и мелкой моторики.
  • Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.
  • Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю со стороны заикающегося. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

Профилактика

Профилактика брадилалии включает в себя ряд мер и стратегий, направленных на поддержание здоровья речевой функции и предотвращение развития данного расстройства. Одним из важных аспектов профилактики является регулярное поддержание речевых навыков и активное участие в различных упражнениях и занятиях, способствующих развитию ясной и плавной речи.

Соблюдение правильного режима дня и здорового образа жизни также играют важную роль в профилактике брадилалии. Регулярные физические упражнения, здоровое питание, и достаточный отдых помогают поддерживать оптимальное функционирование нервной системы и мышечного аппарата, что способствует здоровой речи.

Раннее выявление и лечение любых нарушений речи также является важным аспектом профилактики брадилалии

Родители и педагоги должны обращать внимание на любые изменения в речи и языковом развитии у детей и обращаться за помощью к специалистам при необходимости

Обучение правильным методам дыхания и артикуляции также может помочь предотвратить развитие брадилалии у людей, особенно у тех, кто подвержен риску из-за профессиональной деятельности или особых условий труда.

Лечение Брадилалии

Лечение брадилалии обычно требует комплексного подхода, включающего в себя медицинское, логопедическое и психологическое вмешательство. Первоочередной задачей является выявление основной причины нарушения темпа речи и определение наиболее эффективных методов лечения в каждом конкретном случае.

В случае органических причин брадилалии, таких как неврологические расстройства или поражения центральной нервной системы, лечение может включать фармакологическую терапию для улучшения нейромоторной функции или управления симптомами основного заболевания.

Логопедические методы также играют важную роль в лечении брадилалии. Логопедические упражнения направлены на улучшение артикуляции, увеличение скорости произношения слов и фраз, а также на развитие правильного ритма и интонации в речи. Эти методы помогают пациентам преодолевать трудности в произношении и улучшают их речевые навыки.

Психологическая поддержка также является важной частью комплексного лечения брадилалии. Пациентам могут быть предоставлены методы релаксации, тренинги по управлению стрессом и тревожностью, а также психотерапевтическая поддержка для улучшения психологического благополучия и самооценки

Симптомы нарушений темпа и ритма речи

При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не  дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.

Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании  речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.

При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.

Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

  • Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
  • Сопутствующие движения мышц  лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
  • Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
  • Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
  • Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: