Классификация наблюдения в доу

Наблюдения в младшей группе детского сада - педагог

Прогулки в детском саду младшая группа

Опубликовано: 09:21:05 01-09-2014

Прогулки в детском саду младшая группа. Воспитатель МДОБУ р.п. Золотаревка Дмитриева Г.В..

Рассматривание клумбы.

Цели:

Продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;
Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

     На прогулке подвожу детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Знакомлю детей с растениями, рассказываю о них.

     Бархатцы (тагетес) бывают низкорослыми, разных золото – оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка – высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

Трудовая деятельность:

Выкапываем бархатцы и пересаживаем их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями.

Подвижные игры

«Птичка в гнездышке».

Цели:

  • Учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
  • Приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свой домик».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной материал: совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки , ящики для цветов.

Наблюдение за транспортом.

Цель: учить различать транспорт по внешнему виду.

Ход наблюдения

Машина, машина, машина моя,

Работаю ловко педалями я,

Машину веду у всех на виду,

Катаюсь на ней во дворе и в саду.

     Наблюдаю с детьми за движением легкового автомобиля. Объясняю, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями. 

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: учить правильно пользоваться веничками.

Подвижные игры

«Автомобили», «Самолеты».

Цели:

  • Приучать соблюдать правила дорожного движения;
  • Закреплять знания о грузовых машинах.

     Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Документы для скачивания:

3534_Izobrazitelnaya deyatelnost.docxФормат: .docx

Организация наблюдений

1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте — рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума — не более пяти человек.

2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) — от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу

Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

· призыв вместе посмотреть что-то интересное;

· ласковая интригующая интонация;

· загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая — основная — часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:

· продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;

· убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;

· настроить правильную подсветку и так далее.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой:

· у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

· сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

· сформированы начала экологической культуры детей;

· дети получают практические знания по охране природы;

· развиваются речевые навыки детей;

· дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Архивы

  • Сентябрь 2022 (1)
  • Ноябрь 2020 (2)
  • Октябрь 2020 (1)
  • Май 2020 (1)
  • Апрель 2020 (3)
  • Март 2020 (2)
  • Январь 2020 (2)
  • Сентябрь 2019 (1)
  • Апрель 2019 (1)
  • Февраль 2019 (1)
  • Январь 2019 (1)
  • Сентябрь 2018 (10)
  • Август 2018 (1)
  • Июль 2018 (1)
  • Апрель 2018 (1)
  • Март 2018 (28)
  • Февраль 2018 (7)
  • Январь 2018 (14)
  • Декабрь 2017 (6)
  • Август 2017 (3)
  • Июль 2017 (1)
  • Июнь 2017 (1)
  • Май 2017 (1)
  • Январь 2017 (21)
  • Декабрь 2016 (16)
  • Ноябрь 2016 (20)
  • Октябрь 2016 (1)
  • Сентябрь 2016 (14)
  • Июль 2016 (20)
  • Июнь 2016 (30)
  • Май 2016 (6)
  • Апрель 2016 (13)
  • Январь 2016 (12)
  • Декабрь 2015 (11)
  • Ноябрь 2015 (8)
  • Октябрь 2015 (4)
  • Сентябрь 2015 (8)
  • Август 2015 (1)
  • Июль 2015 (4)
  • Июнь 2015 (7)
  • Май 2015 (21)
  • Апрель 2015 (2)
  • Март 2015 (4)
  • Февраль 2015 (3)
  • Январь 2015 (24)
  • Декабрь 2014 (31)
  • Ноябрь 2014 (30)
  • Октябрь 2014 (31)
  • Сентябрь 2014 (30)
  • Август 2014 (31)
  • Июль 2014 (31)
  • Июнь 2014 (30)
  • Май 2014 (31)
  • Апрель 2014 (30)
  • Март 2014 (31)
  • Февраль 2014 (28)
  • Январь 2014 (31)
  • Декабрь 2013 (31)
  • Ноябрь 2013 (30)
  • Октябрь 2013 (31)
  • Сентябрь 2013 (30)
  • Август 2013 (31)
  • Июль 2013 (31)
  • Июнь 2013 (30)
  • Май 2013 (31)
  • Апрель 2013 (30)
  • Март 2013 (32)
  • Февраль 2013 (28)
  • Январь 2013 (31)
  • Декабрь 2012 (33)
  • Ноябрь 2012 (30)
  • Октябрь 2012 (31)
  • Сентябрь 2012 (35)
  • Август 2012 (31)
  • Июль 2012 (58)
  • Июнь 2012 (30)
  • Май 2012 (33)
  • Апрель 2012 (34)
  • Март 2012 (59)
  • Февраль 2012 (30)
  • Январь 2012 (32)
  • Декабрь 2011 (17)

Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

  • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
  • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
  • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
  • установление признаков отличия одного объекта от другого;
  • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

  • По месту проведения:
    • на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
  • По количеству детей:
    • индивидуальные (1–4 человека);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
  • По причине проведения:
    • случайные;
    • запланированные;
    • как ответ на вопрос ребёнка.
  • По характеру включения в педагогический процесс:
    • эпизодические;
    • систематические.
  • По продолжительности:
    • кратковременные (от 5 до 15 минут);
    • длительные (свыше 15 минут).
  • По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
    • однократные;
    • многократные, или циклические.
  • По месту в цикле:
    • первичные;
    • вторичные;
    • заключительные, или итоговые.
  • По характеру объектов:
    • наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
    • наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Возрастные особенности младших дошкольников

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет

Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями

Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия

Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев

В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:

Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

Наблюдение и труд в экологическом уголке

Обратите внимание! Природный центр располагается в группе и предполагает работу с небольшой группой или индивидуально. Он выполняет несколько функций:

Он выполняет несколько функций:

  • способствует формированию представлений о растениях;
  • формирует заботливое отношение к природному миру;
  • формирует трудовые навыки;
  • способствует эмоциональному и эстетическому развитию.

Уход за растениями

Не стоит гнаться за большим количеством растений. Пусть их будет немного, но здоровых, вписывающихся в интерьер

При выборе насаждений следует особое внимание обратить на безопасность, гипоаллергенность растений. Для младшей группы выбираются два — три вида с четко выраженными частями: стеблем, листьями, цветами

Подойдут герань, бегония, колеус, бальзамин, гибискус, фуксия.

В экологическом центре могут располагаться и временные объекты: весенние первоцветы, осенние букеты, ящики с рассадой, ветки кустарников. Здесь же находятся муляжи овощей и фруктов, наборы картинок, поделки из природных материалов, карточки с дидактическими материалами.

В центре располагаются совок, лупа, микроскоп, весы, лейка и другие инструменты. Воспитанники еще только учатся ухаживать за растениями, поэтому они смотрят, как это делает педагог. Каждый шаг разъясняется, ведется беседа. Можно спросить у воспитанников, какой уход необходим цветам. Пусть они сами скажут, что их нужно полить, протереть, подрыхлить почву. Чтобы малыши не оставались безучастными зрителями, взрослые предлагают им посильные действия. Вместе с воспитателем малыш поливает растение, протирает листочки тряпочкой.

В конце января можно предложить посадить луковицы в горшочки для свежей зелени. Это по силам даже трехлетним малышам. Педагог предлагает потрогать почву, потом совочком сделать ямку, опустить туда луковицу и присыпать землей. Луковица в банке даст огромный материал для исследования. В земле не видно, как растут корни. Зато через стекло можно видеть процесс роста и «вершков», и «корешков».

Экологический центр научит воспитанников понимать, что человек часть природного мира. Сохраняя его, люди сохраняют свою жизнь.

Картотека прогулок 1 младшая группа

Прогулка 1

Наблюдение за снегопадом

Цели: Знакомить со свойствами снега П Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие Воспитывать любознательность

Ход наблюдения:

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предло жить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег

Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку – большую и малень кую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Трудовая деятельность -Сооружение построек из снега.

Цель: Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место Развивать двигательную активность   Воспитывать трудолюбие

Подвижная игра: « Снег кружится»

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры  Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись.»- дети разбегаются по площадке.

Индивидуальная работа: ходьба через предметы.

Материалы: лопатки, кубики 5 шт.

Прогулка 2

Наблюдение за вороной

Цели: расширять представление о зимующих птицах,

учить замечать как передвигаются птицы.  учить отгадывать загадки

-развивать наблюдательность  воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход  наблюдения:

Обратить внимание детей на окраску вороны. Тело покрыто перьями, поэтому им не холодно

Птицы летают, машут крыльями. Ворона больше воробья. Птицы прилетают на кормушку, если им насыпать зернышек.

Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её?…

(Ворона)

Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега и мусора.

Цель: учить пользоваться лопатками ,развивать двигательную активность  воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра « Ворона и собачка»

Цель: учить подражать движениям и голосам птиц;учить передвигаться, не мешая друг другу, развивать умение произносить звукоподражание

воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры.

Воспитатель:

« Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны:

Кар! Кар, Кар»- дети прыгают, издают звукоподражание.

« Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

Ав! Ав! Ав!- дети разбегаются в разные стороны.

Индивидуальная работа: метание.

Классификации наблюдений дошкольников

В дидактике существуют различные классификации наблюдений. Э.И. Залкинд выделяет следующие виды наблюдений:

1. По длительности:

– эпизодические (младшая группа);

– длительные (ведутся в течение многих дней, а иногда и недель, например, наблюдение за развитием лягушки, за ростом растений).

2. По организации:

– плановые (по плану воспитателя);

– возникшие по инициативе детей.

3. По месту проведения:

– в естественных условиях (в парке, лесу; чаще проводятся в старшем дошкольном возрасте);

– в искусственных условиях.

4. По количеству участников:

– индивидуальные (чаще проводятся в младших группах);

– коллективные (наибольшего эффекта достигают наблюдения в подготовительной группе, т.к. дети уже способны относить слово воспитателя, обращенное ко всем, лично к себе);

– групповые наблюдения (по подгруппам – в младшей и средней группах).

5. Сравнительные наблюдения. Применяются чаще в старшей группе, т.к. дети не только видят особенности, вычленяют основные признаки, но и устанавливают взаимосвязи между ними. У них достаточно опыта, чтобы заметить новое, увидеть происходящие в природе изменения, проследить за развитием, установить простейшие, последовательные и причинные связи явлений. Усиливается роль мышления и речи.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют три вида наблюдений:

1. Распознающее. Основная познавательная задача такого наблюдения – ответить на вопросы: что это или кто это, каково оно, каковы его основные свойства, проявления, взаимодействия с окружающими. Этот вид наблюдения, как правило, имеет место в двух случаях:

– когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоящей продуктивной деятельностью (трудовой, изобразительной, бытовой);

– при ознакомлении с новыми для него предметами и явлениями; в ходе распознающего наблюдения используются различные способы обследования, участвуют все анализаторы, активно используется речь.

2. Длительное наблюдение за изменением и развитием объекта строится на основе использования различных способов обследования и различных видов восприятия, здесь усиливается роль памяти (необходимо помнить прошлое состояние объекта).

Длительными являются наблюдения за развитием какого-либо животного, насекомого, например, развитие бабочки из гусеницы.

Воспитателю следует подготовить все необходимое оборудование: миски с кормом и водой, оборудование для ухода за живыми организмами и т.д.

3. Воссоздающее наблюдение имеет целью определить по отдельным признакам предмет в целом или целостную картину явления. Это происходит на основе ранее полученных знаний (например, определить по цвету почвы ее влажность; по цвету ягод – их спелость). Мышление занимает ведущее место, сенсорика отходит на второй план. Большую роль играет воображение, припоминание, обобщение.

С.Н. Николаева выделяет циклические наблюдения за одним и тем же объектом в течение длительного времени.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.

Наблюдение в работе воспитателя

Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения,

она может быть следующей:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плану;

проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Способы фиксации результатов наблюдения

Принципы наблюдения:

Наблюдения в разных видах деятельности: в ситуациях применения детьми культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в образовательной ситуации; при экспериментировании; в уголке природы; в НОД; при выполнении поручений; во время проведения детских праздников; при общении детей с родителями. и т.д.

Метод наблюдения относится к мало формализованным методам мониторинга. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например: ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию ( динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоёмки. Только наличие высокого уровня культуры проведения наблюдения помогает избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

-Уважаемые коллеги! Консультацию я предлагаю закончить игрой «Найди три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно-ориентированное общение не возможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим нам эти особенности выявить, является НАБЛЮДЕНИЕ.

ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ».

Инструкция: встаньте друг против друга, в течении одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары».Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака(например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.

Когда начинать наблюдение и в чём его главная ценность

Наблюдение важно в любом возрасте. Малыши до 3 лет только учатся говорить, поэтому мы не можем получить от них полноценную обратную связь

И после 3 лет дети во многом действуют неосознанно — не могут понять себя и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.

Наблюдая, мы можем разобраться, что на самом деле происходит с ребёнком. Почему он плачет, что радует и расстраивает его. Что для него интересно, что сложно, а что легко. Как он справляется с трудностями и находит решения для новых задач. Чему только учится, а что готов делать сам.

В Монтессори-педагогике мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. С правильной техникой наблюдения за ребёнком мы можем понять его, увидеть возрастные потребности, и главное — разглядеть его возможности.

Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»

Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов

Узнать больше

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить
итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

— В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени?
— В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени?
— Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
— Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада

Составление перспективного плана на год поможет педагогам ДОУ организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы, погодными явлениями с маленькими воспитанниками. План должен учитывать особенности климата и местности проживания детей.

При составлении перспективного плана следует учитывать климатические особенности региона

Таблица: перспективный план наблюдений для первой младшей группы

Месяц Объект наблюдения
Сентябрь Наблюдение за песком, изучение его свойств:
  • сыпучий,
  • сухой,
  • при добавлении воды становится твёрдым,
  • легко разносится ветром.
Октябрь Наблюдение за рыбками в аквариуме группы, кормление их.
Ноябрь Наблюдение за водой, изучение её свойств:
  • тёплая,
  • холодная,
  • горячая,
  • если замерзает — превращается в лёд.
Декабрь Наблюдение за снегом, изучение его свойств:
  • холодный,
  • пушистый,
  • мягкий,
  • если мороз — снег рыхлый,
  • теплеет — снег лепится.
Январь Наблюдение за льдом:
  • скользкий,
  • можно аккуратно кататься,
  • может трескаться,
  • если тает — становится водой.
Февраль Наблюдение за мыльными пузырями, научить детей выдувать мыльные пузыри самостоятельно.
Март Наблюдение за весной:
  • тает снег,
  • прилетают птицы,
  • часто светит солнце,
  • дует ветер.
Апрель Наблюдение за насекомыми:
  • мухи,
  • майские жуки,
  • изучение их строения.
Май Наблюдение за одуванчиками, превращение из жёлтого цветка в белый.

Таблица: перспективный план наблюдений для второй младшей группы

Месяц Объект наблюдения
Сентябрь Наблюдение за солнцем и небом:
  • найти стороны горизонта,
  • понаблюдать, что когда светит солнце, люди надевают головные уборы,
  • отметить изменение погоды при наличии или исчезновении облаков,
  • сравнить голубизну неба летом и осенью.
Октябрь Наблюдение за ветром и дождём:
  • сильный, порывистый, лёгкий, холодный ветер;
  • отметить виды дождя: короткий, непрерывный, ливень, мелкий дождь, косой и прямой.
Ноябрь Наблюдение за птицами:
  • нахождение отличий и сходств между голубем,
  • воробьём,
  • вороной,
  • как реагируют на людей, как передвигаются,
  • издаваемые звуки, габариты, окраска.
Декабрь Наблюдение за уборкой снега:
  • снегоуборочная машина, как едет, ею управляет шофер, щётки сметают снег,
  • снег убирает дворник, он лопаткой чистит снег по краю тротуара, отсыпает к бордюру,
  • предложить помочь детям.
Январь
  • Наблюдение за снегопадом:
    • снежинки падают на мех, на шапки, варежки,
    • дети рассматривают снежинки, придумывают ассоциации);
  • за снежками: плохо лепятся при морозе, хорошо при плюсовой температуре;
  • за одеждой прохожих в холодное время года: тёплые ботинки, пуховики, шарфы.
Февраль Наблюдение за детьми старшей группы на другом участке:
  • дети аккуратно катаются с горки,
  • не толкаются,
  • придерживаются очереди.
Март Наблюдение за изменениями в природе:
  • талый снег,
  • текут ручейки,
  • проталины,
  • появляется первая трава,
  • небо периодически становится светлее,
  • увеличивается световой день,
  • люди одеваются не так тепло.
Апрель Наблюдение за деревьями:
  • найти знакомые деревья на участке,
  • заметить их различия, сходства,
  • сильно ли гнутся от ветра,
  • пышная ли крона.
Май Наблюдение за транспортом, который приежает в детский сад: вспомнить скорую, пожарную, милицейскую машину, грузовую, которая привозит продукты, кто их и как разгружает, какие продукты привозит.

Наблюдение за окружающей средой — важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами — формирует представления о жизни в обществе. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.

Рубрики

  • А что дальше?!
  • Аннотированный каталог
  • Без рубрики
  • Вебинары
  • Воспитатели Оренбуржья
  • Диссеминация опыта
  • Дистанционное обучение
  • Желаю чтения доброго
  • Инновации в системе дошкольного образования
  • Образовательные области по ФГОС
    • Познавательное и речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • Статьи по дошкольному образованию
  • Страничка логопеда
  • Страничка психолога
  • Творчество наших воспитателей
    • Конспекты и сценарии
    • Консультации для родителей
    • Методические разработки
    • Презентации и видеозаписи
    • Программы
    • Публикации
  • Фильм, фильм, фильм
  • Что делать?
  • Это реклама
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: