Постановка звуков «с з ц»

Упражнения артикуляционного комплекса

Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:

Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
В положение улыбка открываем и закрываем рот

Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему

Повторяем много раз.
Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.

Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.

Постановка звука З

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук з.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука з; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука з различными способами.

1. По подражанию:

— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

— ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

— основной способ: ребенку предлагается произнести звук с и, добавив голос, получить звук з.

Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков

Перед началом занятий стоит размять свой рот. Для этого сядьте с малышом перед зеркалом и выполните базовые упражнения:

  • удержание губ в улыбке с обнажёнными зубами, чтобы они хорошо просматривались;
  • вытягивание губ вперед в виде трубочки и удержание;
  • складывание губ в виде колечка и удержание;
  • чередование вышеизложенных упражнений;
  • чередование язык широкий и язык узкий;
  • поднятие языка вверх и вниз.

После этого можно выполнить 1-2 упражнения, которые выполняли на этапе постановки звука, например, мячик в ворота, язычок-блинчик или чистим зубки.

После того, как удалось размять язык, губы, щёки, можно перейти к упражнениям по автоматизации звука

На данном этапе работу также важно выстроить постепенно: начать со слогов, затем перейти к словам, словосочетаниям и предложениям

Следите за тем, насколько правильно малыш выполняет гимнастику. Указывайте на ошибки, чтобы он знал, что делает неправильно. Показывайте правильные примеры.

Не стоит ругать ребёнка, если у него что-то не получается . Правильная постановка органов речевого аппарата и автоматизация звука требует много усилий от него, не сразу все будет получаться. Но постоянная тренировка правильного произношения не заставит долго ждать положительных результатов.

Какие способы существуют при сигматизме

Настройка звуков «s», «z» и «c» в сигматизме осуществляется несколькими способами. Их выбирают исходя из характера отклонения. Сигматизм — это искажение произношения звука «с». Характер происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. Возможные причины сигматизма включают:

  • неврит;
  • отклонения восприятия;
  • аномальное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего исправляют воспроизведение звука с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический метод воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом индивидуальном случае будет разным.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным положением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, что является препятствием для прохождения воздушного потока. «C» в этом случае заменяется на «t». Основной причиной такого нарушения считается неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность межзубного шума снижается при необходимом взаимодействии ребенка и взрослых.

Для правильного произношения свистков прибегают к имитации. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если этот метод не дает результата, постановку проводят механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытке произнести звук упирается в область альвеол. Речь становится полностью размытой. Наладить произношение звука помогает серия специальных упражнений. Среди наиболее эффективных:

  • чередование надувания и втягивания щек;
  • максимальное раскрытие и закрытие челюсти, пока язык находится в задней части рта;
  • длительная имитация жевания с закрытым ртом;
  • вращение языка в предзубной области при приоткрытой пасти;
  • аспирация струи воздуха через трубку, полученную от языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается из-за неполного закрытия задней стенки глотки мягким верхним небом. Это происходит при поражении нервной системы или при появлении трещин на небе. Упражнение, связанное с излучением звука «ф», помогает справиться с этой формой отклонения. Ребенку следует поместить самую широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. С этой позиции произносится звук «ф». Между тем, язык следует постепенно удалять с зубов.

Призубный парасигматизм

Одна из причин паразигматизма прорезывания зубов — неправильное прикусывание зубов. Для формулировки речи в этом случае практикуются логопедические упражнения

Особое внимание уделяется тактильным ощущениям ребенка и правильному расположению органов сочленения. Первоначально выполняется мягкая настройка «sm»

Работаем над дыханием. Для этих целей малыш подносит руку ко рту и направляет на нее струю воздуха, предварительно сделав глубокий вдох. Если вы можете сказать «с», вам не нужно завершать урок. Необходимо закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

Причины сложности в произношении свистящих

Свистящими звуками в логопедии называют звуки, образованные при прохождении потока воздуха через щель между передними зубами и кончиком языка, — это , , , и . Губы при этом не должны касаться зубов, они полуоткрыты или слегка растянуты в улыбку. Похожим образом получаются шипящие звуки и , при этом меняется только положение языка. О постановке и автоматизации этих звуков читайте здесь и здесь. Получится звук глухим (, , ) или звонким (, ) зависит исключительно от участия голоса.

Роль языка и зубов обусловливает ряд возможных проблем с выговариванием свистящих:

  • ограниченная подвижность языка, парез;
  • нарушения в строении зубов, неправильный прикус;
  • индивидуальные особенности губ.

В зависимости от фактора, препятствующего образованию правильных звуков, различают следующие разновидности сигматизма:

  • межзубный — кончик языка слишком сильно просовывается вперед, закрывая щель между верхними и нижними зубами;
  • призубный — язык упирается в верхние резцы, в результате чего звук может заменяться на , а , соответственно, на ;
  • губно-зубный — нижняя губа касается зубов;
  • боковой — наблюдается при одностороннем или двустороннем парезе языка;
  • шипящий — кончик языка не касается зубов, а отодвинут вниз, воздух проходит между небом и выгнутой спинкой языка, образуя шипящий звук.

Нельзя исключать и психологический фактор: нарушение речи может быть вызвано сильным стрессом. В этом случае малышу понадобится помощь не только логопеда, но и психолога.

Когда речь идет о детях в возрасте 3-5 лет, подобный дефект можно рассматривать как физиологическую норму. Вероятность того, что ребенок сам, без дополнительных артикуляционных упражнений справится с подобными нарушениями, довольно высока. Но если этого не произошло до 5-6 лет, желательно записаться на консультацию к логопеду или начать заниматься дома. В этом возрасте ребенок уже может контролировать движения мышц губ и языка, а его молочные зубы пока не начали выпадать.

Если не удалось исправить шепелявость в детстве, впоследствии сделать это будет гораздо труднее.

Этап постановки звука

Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь

Игра “Хлопки”

Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.

Игра “А что это свистит, угадай”

Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.

Логопедические упражнения для детей от 5 до 6 лет в домашних условиях

Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.

Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.

Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.

Игра-шутка “Путаница”

Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:

  • Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
  • По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
  • Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
  • Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
  • У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).

Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.

Подготовительные упражнения

Что такое межзубная шепелявость и когда она возникает?

Межзубный сигматизм или межзубная шепелявость — неправильное произношение стоматологических звуков, в том числе:свистящих с, с’, з, з’, ц,шипящих ш, ж, ч, щ,мягких п’, в’, ч, щ.

 Сужение межзубных промежутков характеризуется введением кончика языка между зубами, в этот момент нижняя челюсть опускается, так что верхние и нижние зубы не сближаются, а язык опускается вниз. Таким образом, звуки получаются глухие, из-за неправильного положения языка.

 Следует отметить, что не все звуки произносятся неправильно. Бывает так, что межзубная шепелявость сопровождается межзубным осознанием других звуков, чаще всего: т, д, н.Помните, что звуки у ребенка появляются постепенно. Первые — это звуки мягкие для возраста от 1 до 2 лет. Затем идет серия шипящих звуков (возраст 2-3 лет) и, наконец, свистящие звуки (возраст 5-6 лет). Мягкие звуки, которые ребенок легче всего произносит, обязательно заменяются более трудными — шипением. И когда наконец появятся шипящие звуки, они будут заменены свистящими звуками, которые все ещё слишком трудные для произношения малыша. Если 5-летний ребенок произносит шипящие звуки в межзубных промежутках, вполне вероятно, что он также будет издавать шипящие звуки, которые еще не появились

И тут очень важно, как быстро отреагируют родители, и обратятся за помощью к специалисту – логопеду

Важность правильного звука

Многие родители умиляются, когда их дети искаженно и «смешно» произносят некоторые слова, коверкая произношение. До определенного момента это абсолютно нормальная стадия развития речи. Но если к 5 годам эти звуки и слова остаются в речи, дошкольник в силу разных причин не хочет или не может произнести их правильно, то это определенный звоночек для родителей, который не следует игнорировать.

Правильно произносимая речь позволяет каждому маленькому человеку общаться так, чтобы его понимали, она является залогом успешности в обучении и овладении чтением и письмом. А данные статистики неутешительны – с каждым годом все больше и больше детей, у которых имеются множественные нарушения звуков родного языка, среди которых чаще всего нарушены свистящие, шипящие и сонорные.

Неверно сказанные слова влекут за собой многочисленные ошибки на письме. Дети, посещающие начальную школу, становятся неуверенными в себе, у них снижается самооценка, нарушается общение со сверстниками, формируются тревожные черты личности.

Слайд 63Виды ротацизма:Проторный (фрикативный): нарушен способ образования звуков р, р`. Отсутствует вибрация

кончика языка и вместо смычки кончика языка с альвеолами образуется щель. Положительным моментом данного уклада является то, что кончик языка все-таки поднят к альвеолам, то есть принимает активное участие в артикуляции. Звук получается щелевым. Акустически близок к звуку ж или звуку з (если язык в верхнем положении). Это вид ротацизма близок к нормированному произношению и может считаться предшествующей, физиологичной ступенью к овладению правильным произношением звуков р, р`.Носовой: в артикуляции звука имеет место патологическое резонирование носовой полости. Нарушено место образования, язык отодвинут назад, отсутствует вело-фарингеальный (небно-глоточный) затвор, воздушная струя направляется в носовую полость. Звук имеет назальный оттенок, подобен немецкому . Встречается при открытой ринолалии, при дизартрии, где наблюдается парез мягкого неба.

Причины межзубного произношения

Межзубная шепелявость может иметь разные причины. К ним относятся:неправильный прикус — если у вашего ребенка так называемый открытый прикус, почти наверняка это основная причина шепелявости. Открытый прикус — это неправильное совмещение верхних и нижних зубов. В таких случаях необходимо посетить ортодонта и провести лечение, которое зачастую длится многие месяцы,не правильное положение языка. Отсутствие вертикального положения языка чаще всего вызвано сосанием пальцев, слишком долгим кормлением ребенка из бутылочки, неправильным дыханием ртом и слишком долгим использованием сосок и прорезывателей,аномалии в строении речевого аппарата. При такой аномалии строение артикуляционного аппарата может касаться языка (слишком большой), неба (расщелины), либо снижение мышечного тонуса,дыхание через рот.

Слайд 61Виды ротацизма:Боковой: в артикуляции звука нарушено место образования, направление воздушной струи.

Кончик языка отклоняется в сторону. Смычка образуется между языком и коренными зубами. Воздушная струя, разрывая эту смычку, вызывает вибрацию бокового края языка. Слышится хлюпающий шум, на который накладывается голос. Дефект распространяется и на мягкий звук р`. Чаще встречается при дизартрии, вследствие пареза мышц одной стороны языка. Предрасполагающим фактором может быть узкое высокое небо. Щечный: вариант бокового произношения. В случае, когда кончик языка или боковой край языка образует смычку с внутренней поверхностью щеки. Вибрирует щека, в результате чего возникает грубый шум.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука «С». Он произносится как английский «t». Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень — фирень, зайка — вфайка.

Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик — донтик.

Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка — щумка, сад — щад, соль — жоль, зима — жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С — хьль, льхь. Суп — хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Постановка звука Ц

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ц.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ц; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ц различными способами.

1. По подражанию:

— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (лошадка цокает копытцами, девочка просит не шуметь и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

— ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

— ребенку предлагается произносить звуки т, с сначала на одном выдохе с паузой между звуками, затем на одном выдохе без паузы.

Также по теме:

Методы устранения дислалии

  1. Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  2. Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  3. Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  4. Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  5. На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребёнок был способен к нормальному произношению.

Поэтапная постановка

На постановочном этапе необходимо подготовить артикуляционный аппарат к произнесению заданного звука – откорректировать расположение губ, щек, языка, сделать целенаправленную струю воздуха. Сначала нужно отработать изолированное произношение. Для этого существует несколько способов:

  • По подражанию. Ребенок наблюдает за произношением логопеда – как располагается язычок во рту, его кончик, насколько видны зубки, улыбается он в это время или нет. Для этого они вместе садятся лицом к большому зеркалу, при этом логопед поясняет каждое свое действие, чтобы малышу было понятно, как и что делать (зрительный и слуховой контроль). Этот способ подразумевает также использование тактильных и вибрационных ощущений: ладонь прикладывается ко рту и проверяется струя воздуха – какая она, плавная или толчкообразная, присутствует ли вибрация.
  • С помощью опорных звуков (к примеру, это И и Ф).
  • С механической помощью. Бывает так, что ребенку недостаточно просто посмотреть, тактильно ощутить или почувствовать вибрацию. Для достижения нужного результата можно использовать подручные средства – чайную или столовую ложку (удержать язык), деревянную палочку от мороженого, ватный тампон, палец малыша или специальные логопедические инструменты. Если специалист использует что-то из вышеперечисленного, то все должно быть чистым, стерильным, одноразового использования. Постановка звука с механическим способом доступна только после установления доверительных отношений с ребенком − чтобы не вызвать боязни и страха открыть рот, тем более при использовании вспомогательных средств.

Как только появилось изолированное произношение, переходят к его автоматизации (слоги, слова, словосочетания, простые и сложные предложения) и дифференциации (способность определять и дифференцировать похожие по звучанию фонемы, а также правильно их употреблять).

Искажения произношения звука [c] и работа по их преодолению.

Искажения произношения свистящих звуков называют сигматизмами. Логопеды выделяют межзубный, боковой и носовой сигматизмы.

Межзубный сигматизм. При этом нарушении вместо звука , слышится звук, похожий на английский . Такое звучание обусловлено тем, что в момент произношения звука кончик языка просовывается между верхними и нижними передними зубами. Вследствие этого желобок посередине языка не образуется, и воздушная струя, выходящая изо рта, получается рассеянной, тактильно ощущается как теплая.

Причинами такого нарушения артикуляции могут являться слабость кончика языка, передний открытый прикус, а также аденоидные разращения, которые затрудняют носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот).

Работа по устранению такого вида нарушения строится на выполнении упражнений для укрепления мышц кончика языка, выработке направленной воздушной струи. Кроме того отрабатывается артикуляция звука , при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука .

Постановка правильного звука осуществляется от опорного звука , после чего произношение поставленного звука автоматизируется сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.

Боковой сигматизм. При боковом сигматизме вместо звука слышиттся своеобразный хлюпающий шум, вызванный тем, что язык в момент произношения звука принимает боковое положение (один его боковой край находится вверху, а другой – внизу) или кончик языка упирается в верхние зубы. По этой причине струя выдыхаемого воздуха направлена вбок (влево, вправо или в обе стороны одновременно). При этом один из углов губ, как правило, опущен, зубы разомкнуты больше необходимого.

Боковой сигматизм чаще всего возникает вследствие слабости мышц одной половины языка. Причиной также может быть боковой открытый прикус, а в некоторых случаях возможно нарушение иннервации языка.

Для устранения этого вида нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка

При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно. Полезно также отрабатывать артикуляцию звуков и (при идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка)

Для устранения бокового произношения на начальном этапе работы рекомендуется выработать межзубное произношение звука – кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка. В этом положении можно начать автоматизацию звука. В дальнейшем, когда язык перестанет отклоняться, его постепенно переводят в зазубное положение, характерное для правильной артикуляции звука.

При носовом сигматизме звук характеризуется носовым, “гнусавым” призвуком, и больше напоминает . В момент артикуляции губы не растянуты, язык отодвинут вглубь рта, мягкое небо опущено, вследствие чего воздушная струя выходит через нос, что и придает звуку заметный носовой оттенок.

На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык — широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.

Опорными звуками для постановки являются звуки и . Растягивая губы в улыбке (звук ) и удерживая широкий язык между зубами, ребенок произносит звук , направляя воздушную струю посередине языка. Постепенно кончик языка убирается за нижние резцы – слышится звук .

Когда звук поставлен, необходимо провести автоматизацию звука в речи для закрепления его правильного произношения.

Желаем удачи!

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Постановка произношения звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц в домашних условиях

Чтобы ребенок мог порадовать вас правильным произношением проблемных звуков, необходимо заниматься с ним дома. Процесс постановки свистящих звуков у ребенка представляет собой три основных этапа:

  1. Артикуляционная гимнастика. В нее входят упражнения, которые готовят определенные движения артикуляционного аппарата, положение языка и губ, необходимых для произношения именно свистящих звуков. Поэтому комплекс упражнений не должен быть случайным.
  2. Постановка звука. Для того чтобы дошкольник мог управлять артикуляционным аппаратом, он должен знать, какое положение занимают в момент произношения звука губы, зубы, язычок. Эту информацию ребенок первично получает в форме сказочной истории, впоследствии закрепляя с помощью взрослого на практике.
  3. Закрепление звука. Для этого имеется широкий спектр возможностей: от произношения цепочки звуков, слогов, слов до сказок на необходимые звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц».

Проверка на умение ребенка различать звуки С, З, Ц

Прежде чем начать заниматься с малышом, необходимо проверить, насколько он справляется с дифференциацией свистящих звуков. Для этого можно использовать следующее задание.

Предложите повторять за вами слова: «самолет-барсук-кокос», «синька-гуси-лось»; «заяц-коза-арбуз», «зима-газета-звезда»; «цапля-яйцо-огурец».

Подобные подборки несложно составить самостоятельно. Прислушивайтесь внимательно к тому, как ребенок произносит слова, и проблемный звук будет выделяться.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

  • «Улыбка». Предложите ребенку широко улыбнуться, не показывая зубки.
  • «Бегемотик зевает». Малыш широко-широко открывает рот.
  • «Змейка дразнится». Змейку (острый язычок) высунуть-спрятать между плотно сжатыми губами.
  • «Тик-так». Высовываем язычок и двигаем вправо-влево.
  • «Сердитый котенок». Дошкольник улыбается, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы и поочередно то выгибается горкой, то расслабляется.
  • «Трубочка». Предложите сделать трубочку из язычка: высунуть его, загнув боковые края вверх. Пусть ребенок попробует дуть в получившуюся «трубочку».

В блок входит 2-3 упражнения. Каждое выполняется в течении 5 секунд. Возможно чередование упражнений. Рекомендуемое общее время разминки 5-10 минут. Желательно проводить ежедневно.

Постановка правильной артикуляции

Чтобы выработать у ребенка правильную артикуляцию, взрослым необходимо знать ее особенности, которые заключаются в следующем:

  • Зубы сомкнуты, но сжимать их не нужно. Пусть остается естественная миллиметровая щель.
  • Губы улыбаются и настраиваются на последующий за свистящим гласный звук.
  • Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка (средняя часть) выгнута.
  • Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
  • Мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, воздух в нос не уходит.

Подобная артикуляция касается всех свистящих. Разница в том, что произнесение СЬ требует больше напрячь язык, чем при твердом С. Звуки З, ЗЬ произносятся в том же положении артикуляционного аппарата, но с подключением голоса.

Гимнастику и постановку органов артикуляции нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок смотрит, как ему показывает взрослый, а затем повторят несколько раз, наблюдая за собой в зеркало.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: