Коррекция произношения звука з

Речевые упражнения для закрепления произношения звука «С»

Произнесение твердого звука «С» в прямых слогах

1. Произнесите или прочитайте слоги, удлиняя звук «с»:

  • «Са-са-са»; «Да Да Да Да»; «Вверх-вверх-вверх»; «Так так так».
  • «Са-сы-со-су»; «Сы-со-су-са»; «Со-су-са-сы»; «Су-са-сы-со».

2. Игра «Запомни и повтори»:

«Са-знает-так»; «Так так так»; «Так-знает-еа»; «Да-знает-да»; «Са-сы-сы»; «Са-сы-са»; «Са-са-сы»; «Да скоро»; «Су-эй-су».

3. Повторите детский стишок и запомните его:

  • Са-са-са — вот лиса бежит.
  • Так вот так — она ​​крутит колесо.
  • Сы-сы-сы — рыжий хвост лисицы.
  • Вверх-вверх — лисы мы не боимся.

Произнесение слогов

  • «Итак»: сок, сом, сон, Соня, сода, ястреб, подстилка, горка, босиком, коса, песок, носок, дерево, пояс, колосок, колесо, боб, высокорослый, осока.
  • «Са»: сам, огород, сало, санки, саша, сахар, кола, санки, оса, лисица, коса, роса, кусать, писать, красавица, колбаса, полоска, самбо, посадка, усы, огород, писать.
  • «Вверх»: суп, сука, суд, сумка, ваза, посуда, принести, нарисовать, принести, ваза.
  • «Сы»: сыр, сынок, сова, накормил, чешуя, усы, носы, платок, пачка, сыпь, насыпь.

Произнесение слов

1. С безударными слогами:

Салат, огороды, сапожки, салют, обрешетка, масса, самолет, сарафан, Лариса, мышка, уметь, сундучок, сувенир, сыр, сыночек, сырье, осы, бусы, рельсы, волосы, загар, отправить.

На этом этапе рекомендуется использовать наглядный материал, указатели карточек изображений предметов, рабочие игровые приемы.

2. Правильно произносите слоги:

  • «Ска-ско-ску-ску»; «Сла-сл-слу-хитро»; «Сма-смо-сму-сму»;
  • «Сва-сву-сви»; «Spa-sp-sp-spa»; «Сто-сто-сто-ст».

3. Прочтите или произнесите «трудные» слова — со слиянием согласных:

Накапливайте, переворачивайте, переворачивайте свой небосвод; скалка, закатка, скатерть, скамейка, шустрый, слава, сладкий, слоник, слово, слух; мы могли, можем, смыть, осмелиться, снова окутать мечты; сон, спор, спорт, спутник, запутать, лагерь, сталь, положить, положить, старое, стекло, взять, встать; сто, стол, поровну, стеллаж; крашение; стул, стук, шаги, нападение, действие.

Звук “Ш”

При произнесении звука «Ш»: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сведены на расстоянии 4-5 мм, кончик языка приподнят к альвеолам верхних зубов, центральной части спинка языка изгибается, спинка спинки языка поднимается в сторону мягкого неба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, через две щели проходит сильная струя воздуха: между спинкой языка и мягкое небо и между кончиком языка и твердым небом голосовые связки открыты — голос не воспроизводится.

Артикуляционная гимнастика.

«Дудочка”

С напряжением вытяните губы вперед.

«Круг”

Поднимите верхнюю и нижнюю губы, обнажив соседние зубы.

«сквернословие”

Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.

«Плечо”

Откройте рот, приложите широкий мягкий расслабленный язык к нижней губе.

«Колебание”

Откройте рот, кончиком языка поочередно коснитесь верхней и нижней губ — движениями вверх и вниз.

«Болтовня”

Откройте рот, коснитесь кончиком языка верхней губы — движениями вперед-назад.

«Кружка”

Откройте рот, приподнимите края и кончик широкого языка кверху в форме «чашки”.

«Распишем верхний забор”

Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«Покраска потолка”

Откройте рот, прижмите кончик языка к твердому небу сзади вперед.

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

Подготовительный комплекс:

Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
    • от середины лба к вискам;
    • вокруг глаз;
    • от переносицы к ушам;
    • по спинке носа вверх и обратно.
  2. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  3. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  4. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  5. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «З».

Автоматизация твёрдого звука «З» в прямых слогах:

  • за — за — за
  • за — зо — зу
  • зо — зу — за
  • зо — за — зы
  • за — зы — зу
  • зу — за — зы

Автоматизация твёрдого звука «З» в обратных слогах:

  • азма — язма — озма
  • узма — ёзма — езма
  • язма — езма — ызма
  • азма — юзма — ёзма
  • изма — ёзма — юзма
  • ёзма — ызма — изма

Автоматизация твёрдого звука «З» в интервокальной позиции:

  • аза — азу — азэ
  • азу — азо — уза
  • оза — узо — узу
  • оза — озу — ыза
  • эза — эзу — озэ
  • азы — эзы — ызы

Автоматизация твёрдого звука «З» в слогах со стечением согласных:

  • зва — звы — зду
  • звэ — зву — зда
  • зла — здо — злы
  • зно — зны — зма
  • зна — змы — зму
  • зну — злэ — знэ

Автоматизация твёрдого звука «З» в словах:

Загар, ваза, знак, заяц, музыка, изба, запах, берёза, воздух, брызги, роза, здоровье, зал, название, замок, заноза, разворот…

Автоматизация твёдого звука «З» в словосочетаниях:

Бронзовый загар, новый зонтик, зайчик замёрз, зоркие глаза, задать вопрос, ночной дозор, лизать сметану, закрытая зона, знакомая музыка…

Автоматизация твёрдого звука «З» в чистоговорках:

  • За–за–за, За–за–за — уходи домой коза.
  • Зу–зу–зу, Зу–зу–зу — везу я вазу на возу.
  • Зой–зой–зой, Зой–зой–зой — я бегу за стрекозой.
  • Зы–зы–зы, Зы–зы–зы — испугался волк козы.
  • Зу–зу–зу, Зу–зу–зу — паровозик я везу.
  • За–за–за, За–за–за — приближается гроза.

Автоматизация твёрдого звука «З» в предложениях:

Зоя, дай Зазару сахара. В зале играла музыка. Я заехал на завод. Занятия спортом укрепляют здоровье. Я закрыл глаза. В кузове машины везли арбузы. Зоя зубрит азбуку.

Автоматизация твёрдого звука «З» в стихах:

Где же зайка? Где же зайка?Ты поди-ка, разузнай-ка.Видно зайка стал зазнайка,Раз забыл тебя, хозяйка.(А. Стародубова)

Автоматизация твёрдого звука «З» в рассказах:

«ЗВЕРИ ИЗ ЗАБАВНОГО ЗООПАРКА»Зазвенел звонок, и в класс вошла Зинаида Захаровна.— Здравствуйте, ребята! — сказала она. Сегодня мы с вами займемся буквой З. Знаете что, давайте поиграем в зоопарк. Я буду заведующей зоопарка, а вам даю задание — завозить в мой зоопарк разных зверей, названия которых начинаются на букву З. Заодно можно назвать птиц и рыб, запомнили? Кто первый? Зимина, пожалуйста.Зоя встала и сказала:— Зебра!Зуев сказал:— Зубр!Задорин сказал:— Заяц!Зонтиков встал и сказал:— Жирафа!Все в классе засмеялись.— Причем тут жирафа? — удивилась учительница. — Ты что, забыл, что мы сегодня проходим букву З, а не Ж.— Ничего не жабыл, — обиженно ответил Зонтиков. — Прошто у меня жуб выпал!(по Л. Камнскому)

  • «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Сядет тот, кто назовет мне слово со звуком , .

2. Введение в тему.

— Ребята, к нам сегодня пришел в гости Буратино.

Буратино здоровается.

Пока я в гости к вам шел

Загадки на улице нашел.

А) Характеристика звука .

Черненькая собачка

Свернувшись лежит:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок).

— На какой звук начинается слово замок? (Слово замок начинается на звук ). Какой он звук ? (Звук – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой).

Б) характеристика звука

Надели коняшки

Морские тельняшки. (Зебра).

— На какой звук начинается слово зебра? (Слово зебра начинается на звук . Звук – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой).

3. Сообщение темы. Сегодня, ребята, мы будем работать со звуками , .

4. Дифференциация звуков , . Игра «Сигнальщики».

— Ребята, давайте поиграем в игру «Сигнальщики». Буратино будет называть слова со звуками или , а вы будете поднимать фишки синего или зеленого цвета. В каком случае вы будете поднимать зеленую фишку? (Мы будем поднимать зеленую фишку в том случае, если в словах мягкий звук , и синюю фишку если в словах твердый звук ).

Слова: КОЗА, ЗЕБРА, ЯЗЫК, ОЗЕРО, УЗЕЛ, ЗУБЫ, ЗОНТ, ВАЗА, ЗИНА.

5. Выполнение звукового анализа.

Логопед раздает детям карточки с картинками для индивидуального выполнения звукового анализа.

— Ребята, выберите, пожалуйста, карточку с картинками и выполните звуковой анализ слов.

6. Физминутка «Буратино».

Ребята, Буратино хочет с вами поиграть.

Буратино потянулся,

Раз качнулся, два качнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

7. Знакомство с буквой З, з.

А) Ребята мы поработали со звуком З, Зь. А теперь пора познакомиться и с буквой З.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

— Вот большая буква З, а вот маленькая. Они похожи?

— Из каких элементов состоят буквы З, з? Чем отличаются?

Б) Пальчиковая гимнастика.

Ребята, поиграем? Игра называется «Четыре братца»

Идут четыре братца

Навстречу старшему.

— Здравствуй, большак!

— Здорово, Васька – указка,

Мишка – середка, Гришка – сиротка

Да крошка – Тимошка.

(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем поочередно с большим соединять остальные пальцы).

В) Конструирование буквы из нитки.

Сейчас, ребятки, мы попробуем с вами написать ниточкой букву З.

8. Чтение. «Прочитай слова по стрелкам».

Теперь мы с вами знаем как пишется буква З. Посмотрите на доску и прочитайте слова по стрелочкам. Смотрите внимательно. Стрелочка показывает начало слова.

9. Работа в тетради О. С. Гомзяк.

Откройте тетради. Будем выполнять второе задание – пропиши букву З до конца строки. И задание третье – обведи только ту букву З, которая написана правильно.

10. Составление предложений по моделям.

— Посмотрите, ребята, на модель предложения. Придумайте к нему предложение.

— Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Третье?

— Давайте запишем предложения в тетрадь.

У ЗОИ КОЗА. КОЗУ ЗОВУТ ЗИНКА.

11. Итог занятия.

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Сь:

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Виды

Существует две классификации нарушений речи, предполагающие рассмотрение одних и тех же патологий с разных точек зрения:

клинико-педагогическая – учитывает детальное описание расстройства от общего к частному. В ней учитывается первопричина и механизм развития болезни, психолого-лингвистические критерии. Рассматривает нарушения речи и письма;

психолого-педагогическая – группировка производится от частного к общему с учетом лингвистических и психологических критериев

В ней обращается внимание на изменение средств общения и нарушения в коммуникациях.   

Особых противоречий между упомянутыми квалификациями нет, они лишь дополняют друг друга, позволяя точнее разработать тактику коррекции.

Клинико-педагогическая классификация

Расстройства устной речи проявляются в отдельных или комплексных нарушениях:

  • темпа;
  • интонации;
  • образования и произношения звуков.

Выделяют такие речевые патологии:

  • дисфония – речь либо сильно нарушена, либо вообще отсутствует в силу нарушения работы или строения голосового аппарата (функциональное или органическое поражение);
  • тахилалия – ускорение речи, причем фонетическая, грамматическая и лексическая сферы остаются нормальными. Если в ней присутствуют паузы, то данное расстройство уже называют полтерн;
  • брадилалия – речь заторможенная, растянутая по слогам, нечеткая;
  • дислалия – неправильное произношение звуков, перестановка их последовательности из-за дефекта или неправильного формирования артикуляционного аппарата; 
  • заикание – темп речи замедлен из-за спазмов (судорожного сокращения) мышц речевого аппарата;
  • дизартрия – нарушено произношение, так как поражены нервы центрального отдела речедвигательного анализатора;
  • ринолалия – меняется тембр голоса вследствие повреждения речевого аппарата (анатомического), он становится гнусавым, а речь – монотонной и невнятной;
  • алалия – отсутствие речи или она недостаточно развита по причине органического поражения определенных зон головного мозга;
  • афазия – ЧМТ или поражение нервной системы инфекцией приводит к тому, что человек теряет возможность говорить.

С письмом связано такое нарушение, как дислексия, возникающая при поражении ЦНС. Ребенок не распознает буквы, использует их неправильно и переставляет слоги. Еще одно – дисфагия, при которой буквы меняются на другие, пропускаются. Если ребенок вообще писать не может, то это аграфия.

Психолого–педагогическая классификация

Как уже упоминалось, в этом случае существует два вида нарушений:

  • средств общения – общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое. Первое – часто диагностируют у пациентов с дизартрией, дислалией, алалией и ринолалией. Оно может быть у детей умственной отсталостью в сопровождении расстройств компонентов речи или у вполне здоровых ментально. Второе связано с проблемой произношения из-за неправильного его формирования;
  • расстройство использования средств общения – заикание и мутизм (ребенок понимает речь и способен говорить, но не хочет этого делать). 

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «З»:

  • отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «аря» и «амок», вместо «заря» и «замок»;
  • искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
  • замена  — когда ребёнок заменяет звук «З» на «В», «Ж», «Д» или «Ф», например, произносит «вапах», «жавод», «дагадка» и «фабор», вместо «запах», «завод», «загадка» и «забор»;
  • смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «сайка» вместо «зайка», и тут же вместо «сапоги» говорит «запоги»;
  • смягчение — когда ребёнок вместо твердого «З» в речи произносит мягкий «Зь», например «зёлото», вместо «золото».

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Диагностика и лечение

Дифференциальный диагноз

Дифференциация звука «З»

Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.

Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).

Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.

Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре. Приводим примеры заданий для дошкольников:

Приводим примеры заданий для дошкольников:

изолированный звук:

слоги:

слова:

словосочетания:

предложения:

пословицы:

стихотворение:

рассказ:

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем различается артикуляция?

Какие у них особенности?

  • «З» — согласный, твердый, звонкий;
  • «С» — согласный твердый, глухой.

Как звучит каждый изолированный звук?

Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».

Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.

В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?

У кого получится лучше проговорить скороговорку?

А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Проговариваем слоги

и слова

Читаем и повторяем

словосочетания

и предложения

Учимся различать звуки в чистоговорках

Отгадываем головоломки

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Игра «Ане снится сон»

На столе – картинка-карточка с изображением спящей девочки, вокруг которой выложены карточки с рисунками «снов».

Ребенку предлагается брать карточки, изображения на которых начинаются на букву «С». Малыш находит и произносит нужное слово. Например, на столе картинке со спящей девочкой, вокруг карточки. Ребенок выбирает изображение карточку с изображением слона.

Игра «День рождения кота Леопольда»

Приготовить изображение кота Леопольда, карточки в виде подарка с одной стороны, и, различных предметов – с другой.

Ребёнок переворачивает подарок и ищет картинки, названия которых начинается на звук «С», «З», или «Ц».

Игра «Ленточки»

Для игры необходимо приготовить ленточки длиной около 1 м. На ленте нужно нарисовать изображения предметов, названия которых начинаются с букв «С», «З», «Ц».

Попросить ребёнка смотать ленту в рулон, называя все изображённые предметы.

Игра «Сундук с сокровищами»

В коробочку или шкатулку положить множество различных предметов. Обозначить малышу непростую задачу: найти и произнести названия всех «сокровищ», в словах которых есть звуки «С», «З» или «Ц».

Игра «Дорисуй рисунок»

Сделать заготовку к занятию – нарисовать в произвольном порядке кружки или овалы. Попросить ребёнка из заготовки дорисовать такие картинки, в названиях которых бы присутствовали нужные звуки.

Например, из кружочка ребенок рисует цыпленка, из овала – свинью.

Игра «Наряжаем ёлку»

Для игры готовим изображение ёлки и игрушки-карточки, в том числе с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки «С», «З» или «Ц».

Предлагаем ребёнку нарядить ёлку игрушками на букву «З». Малыш берёт карточку, произносит название предмета, если звук произнёс правильно – «игрушка» отправляется на ёлку. Нет – карточку отдает взрослому.

Игра «Чашечки»

Готовим картинки-пазлы чашечки. Одна чашечка серебряного цвета, вторая – золотого. На оборотной стороне серебряных пазлов – слова на букву «С», золотых – слова на букву «З».

Предлагаем малышу сначала выбрать все слова на букву «С», затем на букву «З». Если ребёнок выполнит задание правильно, одна чашечка будет серебряного цвета, вторая – золотого.

Игра «Домики»

Для игры необходимы картинки трех домиков и карточки «предметы». К каждому домику прилагается звуковая схема с изображением положения звука в слове. Ребёнку предлагается «поселить» нужную картинку в домики. Карточки должны быть как с изучаемым звуком, так и без.

Например, малыш берет карточку с изображением ананаса. Искомый звук «С» находится в конце слова. Соответственно, картинку прилагает к тому домику, на котором обозначен звук в конце слова.

Игра «Подбери слово»

Взрослый начинает предложение, например: «На полянке растут ____». Задача ребёнка подобрать слово с нужным звуком, например «Ц» – цветы.

Игра «Вагоновожатый»

На столе – картинка с изображением поезда с вагонами и карточки-пассажиры. Ребёнку предлагается играть роль вагоновожатого – «садить» в поезд тех «пассажиров», у которых в слове есть нужный звук, например «З».

Например, малыш берёт карточку с изображением змеи, «садит» в вагон. Берёт карточку с изображением лошади, убирает в сторону.

Дальше логопедические игры для постановки звуков З С Ц будут добавляться. Следите за обновлениями на сайте.

Слайд 7АвтоматизацияЗ, З»ЗА-ЗА-ЗА — у Зои коза. ЗУ-ЗУ-ЗУ — Зоя гонит козу.

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ — у Зои новые тазы. ЗИ-ЗИ-ЗИ — сено отвези. ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ — сено дам козе. а) в начале слова:зайка, запах, замок, завод, забава, забота, закон, загадка, закат, запад, задание, занятие, Зоя, зов, зонт, золото, зубы, зуд, знать, знак, зватъ, звонок, звук, змея, зяблик, зима, Зина, зелень, зеленка, зебра, земля, земляника, зеркало б) в середине слова:ваза, база, Лиза, блуза, коза, глаза, роза, береза, гро­за, назад, мозаика, газон, бизон, возок, кузов, язык, тазы, арбузы, музыка, азбука, воздух, изба, езда, поезда, гнездо, хозяин, взять, нельзя, магазин, бу­зина, бензин, резина, музей, газета, озеро; коза — козел                 завозитьезда — ездить              зазеленетьвозы — возить              зазимовать Предложения  со звуками 3 и 3’У Зои новый зонт. Лиза идет на занятия. Зоя покупает азбуку. Лиза знает много загадок. Зина идет в музей. Зина любит землянику. Зоя взяла зонт. У Лизы зеленые глаза. Зоя и Зина едут на поезде.  

Звук “Ч”

При произнесении звука «Н»: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сведены на расстоянии 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка изогнута в сторону твердого неба, весь язык немного смещен вперед, сочленение в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образуется арка; мостик между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, поток воздуха сильный и короткий, голосовые связки открыты — они не издают голоса.

Артикуляционная гимнастика.

«Дудочка”

С напряжением вытяните губы вперед.

«Круг”

Поднимите верхнюю и нижнюю губы, обнажив соседние зубы.

«сквернословие”

«Плечо”

Откройте рот, приложите широкий мягкий расслабленный язык к нижней губе.

«Колебание”

Откройте рот, кончиком языка поочередно коснитесь верхней и нижней губ — движениями вверх и вниз.

«Болтовня”

Откройте рот, коснитесь кончиком языка верхней губы — движениями вперед-назад.

«Кружка”

Откройте рот, приподнимите края и кончик широкого языка кверху в форме «чашки”.

«Распишем верхний забор”

Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«Покраска потолка”

Откройте рот, прижмите кончик языка к твердому небу сзади вперед.

«Грибок”

Пососите широкий плоский язык твердым небом, прижмите боковые края языка к коренным зубам.

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Получилось?

Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Коррекция звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, которая направлена на формирование правильного произношения и развитие речи. Для организации правильной системы коррекции необходимо выявить причину, вызывающую патологию. Если причиной является патология мозга, необходима консультация врача невропатолога и назначение препаратов улучшающих кровоток. Индивидуальный подход логопеда позволить не только скорректировать нарушение, но и развить мышление ребенка, раскрыть его творческий потенциал. Необходимо тщательно следить за формированием речи ребенка, так как позднее выявление дефектов звукопроизношения может существенно сказаться на дальнейшем обучении ребенка.

Оставьте заявку на сайте либо по телефону +7 (921) 999 – 18 – 21

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Понятие нарушения звукопроизношения, развитие речевой функции у ребенка

Звукопроизношение − это (в логопедии) правильное воспроизведение звуков речи, благодаря активной работе речевого центра и артикуляционных органов. Становление речевой функции у ребенка происходит постепенно. Процесс развития речи может длиться весь дошкольный период. На первом году жизни появляются звуки , , , , , на 2 году гласные , , , , , согласные , , , , , , , . Когда ребенку исполняется 3 года, формируются следующие согласные звуковые единицы: , , , , . Звуки , устанавливаются к 5-6 годам.

В логопедии считается, что окончательное развитие речевой функции у ребенка происходит только к 5-7 годам. В этот возрастной период пациент может воспроизводить правильно все звуковые единицы языка, на котором он говорит. Если у ребенка отмечается нарушение речи после 5-7-летнего возраста, то следует обратиться к врачу для выяснения причины речевой дисфункции.

Правильная артикуляция звука З

Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.

Особенности артикуляции «З»:

  1. Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
  2. Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
  3. Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
  4. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
  5. Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
  6. Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
  7. Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».

Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: