На каком языке говорить с ребенком: в нашей семье говорят на нескольких языках?
В семье, где родители ребенка разной национальности, этот вопрос становится очень актуальным. Когда речевое развитие ребенка проходит без особенностей, одновременное усвоение нескольких языков не представляет для ребенка сложностей, тем более, что один из языков все равно занимает для ребенка главенствующее положение. Таким языком обычно становится родной язык матери, поскольку именно она проводит с ребенком большую часть времени. То же самое можно сказать и о сознательном стремлении родителей развивать лингвистические способности ребенка, когда родители, свободно владеющие несколькими языками, договариваются о том, что они будут разговаривать с ребенком на разных языках.
Однако, если речевое развитие ребенка нарушается, или отстает от темпов нормального развития, подобный подход в воспитании ребенка не желателен, поскольку он начинает тормозить речевое развитие ребенка. Если развитие речи ребенка проходит с отставанием или особенностями, необходимо выбрать один язык, который ребенок будет осваивать. Отступление от этой рекомендации советуют делать некоторые специалисты при заикании у ребенка. Известны случаи, когда речевые симптомы заикания проявляются на одном языке, но не проявляются, когда ребенок говорит на другом.
Мой ребенок не говорит, а показывает на предметы пальцем
Этот способ общения характерен не только для детей с проблемами в речевом развитии, но и для всех малышей, которые только учатся говорить. Приблизительно в год все дети начинают сознательно использовать жесты для общения. Жесты малышей можно разделить на:
1. Указательные жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Иногда родителям бывает трудно понять, что заинтересовало ребенка, поскольку в том направлении, которое показывает ребенок, может находиться много разных вещей
Внимание и наблюдательность родителей за действиями ребенка помогает им понять, что заинтересовало малыша. Годовалый ребенок уже знает, что указательный жест, означает — ему необходимо посмотреть в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее
2. Жесты-дотягивания (протягивание открытой ладони, хватательный жест). С их помощью ребенок пытается попросить взрослого: «дай мне …», «дай мне посмотреть на …», «потрогать, поиграть с …». Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок сделает жест повторно или начнет хныкать.
Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Указывание пальцем на интересующий предмет помогает ребенку запомнить новые слова:ребенок показывает предмет, а родители называют его. Некоторым детям требуется большое количество повторений для того, чтобы они начали понимать, а чуть позже употреблять слово в своей активной речи. Когда в речи ребенка начнут появляться слова, он еще какое — то время будет пользоваться жестами. Однако постепенно речь будет становиться основным способом общения ребенка и вытеснит жесты.
То, что говорит мой ребенок, понимаю только я…
Похожие жалобы можно услышать от родителей, которые обеспокоены тем, что ребенка не понимают окружающие. Они говорят специалистам о том, что ребенок придумал «свой язык», состоящий из набора звукосочетаний, которыми он обозначает предметы, свои потребности и просьбы. Эти «слова» могут быть не похожи на общепринятые слова, например, слово «мяч» ребенок может обозначать звукосочетанием «атати». В других случаях «слова» могут представлять собой искаженную структуру соответствующего слова («сапоги» — «талаки», «машина» — «ина»).
Искажая звукослоговую структуру слова, ребенок пропускает слоги, меняет их местами, заменяет одни звуки – другими, недоговаривает окончания слов. При этом самим родителям приходится прилагать усилия для того, чтобы понять, что хочет сказать ребенок. Внимательные родители учатся понимать просьбы ребенка, которые он выражает одним и тем же звуковым сочетанием, но заходят в тупик, когда ребенок настойчиво повторяет новую просьбу, выраженную незнакомым родителям звукокомплексом.
Малыш может начать капризничать или плакать, столкнувшись с тем, что вы не понимаете его. Он может кусать или бить детей, которые не хотят понимать его или играть с ним. Чем больше непонимание окружающих, тем резче возрастают негативизм и капризы ребенка. Такая ситуация не может не вызывать вашего беспокойства. В основе описанных речевых проблем лежит сложное речевое нарушение, которое требует помощи специалистов. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее вы найдете способы улучшить речь ребенка и дать ему возможность полноценно общаться с окружающими.
Как правильно построить общение с ребенком со сниженным слухом?
Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы
Для него очень важно читать по губам.
Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта.
Разговаривайте с ребенком, приближая губы на расстояние 10-15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.
Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную вам и вашему ребенку
Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители
Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать.
Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.
Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты — психиатры, психологи, дефектологи, логопеды.
Выдержка из книги В.П.Балобановой и О.С.Жуковой «Ребенок учится говорить»
Мой ребенок начал заикаться
Жалобы на то, что ребенок начал заикаться почти одновременно с началом говорения или в возрасте 2—3 лет довольно часто приходится слышать специалистам. Срыв речи чаще всего связан с нагрузкой, возрастающей в этот период на центральную нервную систему ребенка. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи. Причинами, провоцирующими возникновение заикания могут служить кратковременные или продолжительные психологические травмы, испуг, соматическая ослабленность ребенка, подражание речи заикающегося. Заикание называют первичным, если с момента первых проявлений прошло не более двух месяцев.
При сохранении запинок свыше двух месяцев, возникают вторичные явления — нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, нарушения речевой и общей моторики (моторное напряжение, скованность движений, дискоординация). В случае возникновения заикания рекомендуется незамедлительно обратиться к специалистам, поскольку наибольший успех достигается при проведении лечения в первые месяцы после возникновения речевого нарушения. В первую очередь вам следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду. Общие рекомендации сводятся к ограничению раздражителей из внешней среды, устранению психотравмирующих переживаний.
Врачом — невропатологом назначается медикаментозное лечение с применением противосудорожных, успокаивающих и снотворных препаратов. В этот период сон должен быть более продолжительным. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны. Близким необходимо создать спокойную домашнюю обстановку, исключить возбуждающие раздражители (просмотр телепередач, игру на компьютере)
Не следует обращать внимание ребенка на запинки, а тем более ругать или исправлять его. Придумывайте способы, которыми вы сможете общаться друг с другом без помощи речи — жесты, рисование картинок
Старайтесь занять ребенка спокойными играми, конструированием, лепкой. Предложите ребенку говорить шепотом, следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а сама речь — плавной. Следуйте рекомендациям специалистов, которые проводят систематическое консультирование ребенка.
Мне кажется, мой ребенок не говорит, потому что плохо слышит
Снижение слуха действительно является одной из наиболее серьезных причин задержки или отсутствия речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша. У ребенка со сниженным слухом формируется комплекс оживления (улыбается, активно двигает ручками и ножками) в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, он может гулить и лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает.
Ребенок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога — специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи. Заметим, что ребенок со сниженным слухом не лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).
Если у вас возникли подозрения,понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что в данный момент малыш просто не обращает на них внимания. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.
Внимательно прочитайте таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.
Мой ребенок говорит не все «буквы»
С такой жалобой часто приходится сталкиваться специалистам, консультирующим родителей по поводу нарушения произношения звуков у ребенка. Специалисты разделяют понятия «звук» и «буква». Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и говорим. И тогда правильнее сказать, что родителей настораживает неправильное произношение или отсутствие в речи ребенка тех или иных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (вне слова) гласных и согласных звуков — а, у, и, о, м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.
При этом многие дети ещё недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой речи ребенка этого возраста является ее смягченность — ребенок произносит «лёзетька» — вместо «ложечка», «нёська» — вместо «ножка». Кроме того, ребёнок заменяет в словах «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Такие ошибки и замены произнесения звуков специалисты называют физиологическими, то есть проходящими, свойственными всем детям раннего возраста, а нарушение произношения у ребенка раннего возраста — физиологическим косноязычием.
Наиболее характерными показателями такого косноязычия являются:
— отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками — «лосядка» — вместо «лошадка», «косетька» — вместо «кошечка»;
— отсутствие звука «Р» («каова» — вместо «корова», «от» — вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» (« лак» — вместо «рак», « лямаска» — вместо «ромашка», «вак» — вместо «рак», «йыба» — вместо « рыба»).
— Нарушение произнесения звука «Л» — его смягчение («кальбаса » — вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» — вместо « стул»).
— Замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» — вместо «капля», «дусь» — вместо «гусь»).
— Замены звонких звуков глухими («сайка» — вместо «зайка»).
Особенности произношения детей младшего возраста зависят от структуры слов — один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Объясняется это тем, что детям трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо выпускается, либо произносится искаженно.
Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, — «ампитура» — вместо «температура», «кавотка» — вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, — «пыселос» — вместо «пылесос», «чедоман» — вместо «чемодан». Однако при нормальном развитии речи ребенка к 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений либо исчезает полностью, либо их число значительно уменьшается.
Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков, у ребенка раннего возраста может выявляться неправильное, ненормативное произнесение ряда звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с,з), — когда родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.
Мой ребенок не говорит, или говорит меньше по сравнению со сверстниками
Жалобы на то, что «ребенок не говорит», специалисты могут услышать от родителей детей разного возраста. «Отсутствие» первых слов может беспокоить родителей годовалого ребенка, особенно, если это их первый ребенок, и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Общее мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год не вполне правильно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка.
Первые слова могут появиться в промежутке от 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже по сравнению с девочками. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года.
Говоря о задержке речевого развития, нам бы хотелось остановиться на общепринятой терминологии, которую вы можете встретить в литературе.