Содержание
Слайд 1
Социализация школьников – необходимые условия и возможности успешной социальной адаптации в обществе
Безносова Е.А.,
учитель биологии
МБОУ СОШ № 16
Слайд 2
Добраяшкола – этохорошо,умнаяшкола – этовеликолепно,норебенокдолженбытьеще иподготовлен к жизни.Д.Дьюи
Слайд 3
Социально защищенные;
Нравственно стойкие;
Социально закаленные против всякого рода соблазнов;
Имеют знания на уровне современной науки и техники;
Здоровые физически и психически;
И главное, имеют социальный опыт самостоятельного принятия решений, делают выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
Слайд 4
Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей;
Социальное сиротство и бродяжничество;
Ничтожное предложение бесплатного досуга;
Проблема трудоустройства подростков;
Распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Слайд 5
Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование.
Предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих действий.
Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения.
Оптимизация его социального поведения.
Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных
Слайд 6
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ
Внимание к внутриличностным факторам мотивации учащихся,
учет природных потребностей детей в саморазвитии,
акцент на стремление подростков к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Слайд 7
Центральная идея проекта
— создание ситуации «свободного выбора», в которой становится реальным выявление социальной направленности личности, ценностных ориентаций подростков.
Слайд 8
Главная задача :
перевести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим,
формировать веру в себя,
обеспечить инструментарием саморазвития.
Слайд 9
Слайд 10
Уровень социальной адаптированности и автономности учащихся среднего звена.
Слайд 11
Слайд 12
Самый важный результат программы: социальнозрелая личность, морально и психологически готовая к самостоятельной жизни и мотивированная на самореализацию и самоактуализацию в условиях современного общества.
Слайд 13
Знание потенциальных возможностей
Формирование адекватной самооценки
Слайд 14
Выбор позитивного социально значимого поведения
Волевой баланс « хочу-могу- надо»
Слайд 15
Расширение кругозора.
Развитие познавательной активности.
Формирование общеучебных умений и навыков.
Слайд 16
Формирование навыков самоутверждения в группе.
Формирование навыков общения с противоположным полом.
Толерантность
Слайд 17
Формирование жизненных ценностей.
Выбор профессии
Формирование базовой культуры.
Слайд 18
Саморегуляция в конфликтах.
Социальное закаливание.
Слайд 19
Посмотреть все слайды
Средства социализации
Средствами социализации называют элементы окружающей среды, оказывающие социализирующее воздействие и проявляющие себя на различных уровнях. В некоторых случаях в качестве педагогических средств процесса социализации выступают ее факторы. В обширном списке нашлось место для этнокультурных условий, социально-политической жизни общества и демографической ситуации. Второй уровень представлен институтами социализации: семьей, обществом ровесников, школой, средствами массовой информации, религиозными организациями. Отношения отнесены к педагогическим средствам социализации третьего уровня.
Слайд 4Важнейшие концептуальные идеи: В эпоху быстрой смены технологий, реализации планов долгосрочного
развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, школа должна способствовать формированию принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Поскольку навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи, то от подготовленности, целевых установок школьников зависит то, насколько качественно будет обеспечен инновационный путь развития страны в целом.
Школа, как институт социализации
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
- социально-психологическое — неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
- социально-педагогическое — усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
Деятельностно-компетентностный подход
Современная школа отдает предпочтение деятельностно-компетентностному подходу. Ученику отведена роль главного действующего лица, в то время как учитель ассоциируется с ключевой фигурой. При оценивании получаемого на данном этапе образования учитываются социальные результаты.
Рубинштейн С.Л. не ставил знака равенства между развитием, воспитанием и обучением. Он был убежден, что развитие ребенка осуществляется в процессе обучения и воспитания. Более того, обучение и воспитание психолог воспринимал в качестве вспомогательных элементов процесса развития ребенка. О вынесении их за пределы этого процесса речь вообще не шла. Проявления и формирование черт характера, личностных психических свойств и присущих детям способностей возможны исключительно в рамках осуществляемой ребятней деятельности. Данная особенность натолкнула ученых на мысль о необходимости формулирования отдельного психологического тезиса, согласно которому школьники нуждаются в специфической организации учебного процесса. Деятельность, осуществляемая детьми в пределах данного процесса, была обозначена как учебная.
Общество нуждается в людях, отвечающих определенным критериям. Последние представляют собой четко сформулированные культурные, этические, социальные и религиозные идеалы, характерные для социальной общности или группы. Присущие идеалам особенности обусловлены принадлежностью к конкретному политическому и общественному строю, культурным и социально-экономическим развитием, сложившимися на протяжении веков традициями.
Основная цель социализации — формирование человека в соответствии с требованиями, выдвигаемыми обществом. Каждый индивид, являющийся членом общества, должен соответствовать приемлемым для общества критериям. В этом заключается главная задача социализации, успешное выполнение которой невозможно без составления перечня общественно значимых и в некоторой степени обязательных качеств, присущих преобладающей части граждан, проживающих на территории государства. Эти качества могут быть задействованы для оценивания школьников в части готовности к жизни в обществе и определения уровня их социального развития.
Слайд 23Изменения характеристик образовательного пространства, которые приведут к тому, что: увеличится доля
креативной составляющей в образовании;будет реализован принцип открытости образовательного процесса;увеличится количество творческих объединений и сообществ;увеличится количество открытых мероприятий разного уровня, предоставляющих возможности для самореализации учащихся;усилится социальное творчество учащихся, что позволит расширить пространство для формирования опыта социализации в современном обществе;будет создана ситуация успеха для более полного удовлетворения школьниками своих образовательных потребностей;будет предоставлена возможность формировать свои компетенции в общественно-социальной и гражданско-патриотической сферах, совершенствовать свою информационно-коммуникационную культуру, знания основ психологии и самовоспитания;
Сущность социализации
Суть социализации довольно проста. Этот процесс ориентирован на специфическое преобразование личности. Успешность конечного результата подтверждается отождествлением человека с полноправным членом общества, принадлежность к которому подкреплена определенными признаками.
В рамках школы реализована упрощенная модель современного общества. Именно в стенах общеобразовательных учреждений осуществляется знакомство с рядом социальных ценностей и их дальнейшее закрепление. Ребенок является неотъемлемой частью группы, в пределах которой действуют определенные правила
Необходимость соблюдения тех или иных норм подталкивает школьника к осознанию важности следования конкретным поведенческим моделям. Более того, в один из дней социализация начинает сказываться на успешности обучения
Многогранность процесса социализации объясняется многочисленностью значимых факторов. Помимо культуры и психологии общества в этот перечень включен полученный малышом социальный опыт. Именитые педагоги изучают особенности взаимосвязей указанных сторон, выявляют и обосновывают их значимость для детей одной возрастной категории, входящих в конкретный социум и являющихся членами определенной группы.
Факторы социализации школьников
Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.
Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?».
<<Форма демодоступа>>
Семья
Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.
В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших
Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине.
Улица
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык.
Интернет
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.
Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой
Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно
Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда.
Кружки и занятия
Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру , поддерживать общение и участвовать в жизни социума.
Слайд 7Основные задачи Программы: оптимизировать психологические и физические нагрузки обучающихся за счет
ликвидации избыточности в содержании курсов основной школы и внедрения перспективных педагогических технологий; реализация идей опережающего обучения;создать условия для осознанного выбора девятиклассниками профиля их дальнейшего обучения, их первичного профессионального самоопределения;продолжить апробацию профильного обучения на третьей ступени школы, предполагающей обучение в профильных или универсальных классах;расширить связи школы с другими учебными заведениями и организациями;внедрять новую систему оценки качества образования;разработать индивидуальные программы развития здоровья.
Социализация в условиях информационного общества
Современное информационное общество немыслимо без процесса социализации. Актуальность данного явления не вызывает никаких сомнений. В последние годы фиксируется увеличение значимости информационной сферы, выступающей в качестве системообразующего фактора жизни человечества.
Под информационной сферой понимают область общественной жизни, в состав которой входят субъекты информационного взаимодействия, информационная структура, информация и общественные отношения. Перечисленные элементы ориентированы на хранение, распространение, передачу и формирование информации. Внутри общества также наблюдается обмен данными.
На этапе социального обучения живущие в постиндустриальную эпоху люди предпочитают прибегать к помощи компьютера. Возлагаемая на устройство функция посредника сказывается на характере социализации и ее направленности. Во всем мире признано влияние информационной сферы на социальную составляющую, росту которой способствует научно-технический прогресс. Ниже приведены признаки информационного общества:
- знаниям и информации отведена роль главных сил, преобразующих общество;
- скорость обновления производственных, образовательных, социальных, медицинских и других технологий несопоставима с темпами смены поколений (последние в этом плане существенно отстают);
- непрерывность образовательного процесса и склонность к переобучению и переквалификации — залог успешной реализации личности;
- качество жизни отдельно взятого индивида определяется наличием навыков своевременного и быстрого поиска, получения, переработки, адекватного восприятия, анализа и эффективного использования любых новых данных и сведений.
Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям множество людей получило доступ к внушительной базе знаний, накопленных представителями человеческой расы. Эта возможность способствует улучшению качества повседневной жизни и реализации имеющегося потенциала.
В наши дни формирование и развитие информационной культуры идентифицируются в качестве определяющего фактора социализации. Информационная культура личности представляет собой симбиоз информационного мировоззрения и системы знаний и умений
Ее воспринимают в качестве наиболее важного элемента общей культуры индивида и человечества в целом. Основная задача связана с осуществлением самостоятельной целенаправленной деятельности, конечный результат которой представлен оптимальным удовлетворением информационных потребностей путем использования как традиционных, так и инновационных информационных технологий
Индивид, нуждающийся в той или иной информации, должен иметь представление о своих потребностях в этой сфере, уметь их выражать и обладать навыками использования современных информационных ресурсов. Человек не должен испытывать трудностей с поиском необходимых данных. Это утверждение применимо и к бумажным носителям, и к их электронным аналогам. Информационная грамотность зиждется на озвученных умениях и знаниях. Последние являются неотъемлемой частью информационной культуры личности.
Овладение информационной грамотностью способствует повышению эффективности усвоения новых знаний. Люди с внушительным информационным багажом демонстрируют готовность к самостоятельному освоению знаний. Также необходимо помнить, что информационная культура открывает доступ к качественному образованию
Индивиды, осознающие важность непрерывного образовательного процесса, открыты для новых знаний. У них имеются навыки работы с противоречивыми сведениями, вследствие чего их мышлению присущ критичный, а не репродуктивный характер
С целью формирования информационного мировоззрения школьников привлекают к научно-исследовательской деятельности, предполагающей поиск тех или иных данных. Закрепление навыков работы с информацией осуществляется в рамках защиты собственных научно-исследовательских работ, участия в разнообразных конкурсах и создания компьютерных презентаций. Учебно-воспитательная работа общеобразовательного учреждения ориентирована на формирование информационно грамотного, культурного, здорового и всесторонне развитого человека, способного стать достойным членом современного общества.
Функции социализации
Широкий спектр взаимодействующих между собой средств социализации может быть условно разделен на группы в зависимости от возложенных на них функций. В их число вошли:
- Информационно-образовательная функция, специализирующаяся на распространении и усвоении социально значимой информации. Ответственность за выполнение возложена на массовую пропаганду, институты коммуникации и систему образования, одним из важнейших звеньев которой является школа.
- Организационно-регулирующая функция, направленная на создание определенных организационных возможностей и условий, способствующих формированию у детей собственного социального опыта. К подобным средствам социализации отнесены такие разновидности организации деятельности, как спортивные команды, художественные студии, учебные классы, клубы по интересам и т.д. Вступающие в объединения дети наделяются четко установленными правами и полномочиями. Каждому участнику разъясняются правила поведения. Помимо этого наблюдается появление новых обязанностей и возложение определенной ответственности.
- Регуляторно-контролирующая функция отвечает за жизнеспособность системы социальных эталонов, под которыми в первую очередь подразумеваются социальные нормы.
- Стимулирующая функция средств социализации нацелена на стимулирование социальной активности. Ее проявления можно обнаружить на многих уровнях, будь то гражданский или этический, политический или житейский.
Слайд 11Информатизация образовательного процессаВсе работники школы должны освоить компьютер.Максимальное использование ИКТ на
уроках и во внеурочной деятельности.Раннее введение предмета «Информатика» в учебный процесс.Использование лицензионных компьютерных программ в организации учебного процесса и управлении школойУстановка и освоение программы «1С: школа» для оптимизации процесса обмена информацией, анализа результатов образовательного процесса, принятия управленческих решений, оперативной связи с родителями.Широкое использование ресурсов сети Интернет в повседневной деятельностиАктивное участие педагогов школы в работе интернет-форумов, обсуждение педагогических проблем в on-line режимеСоздание Медиатеки в школе
Средства социализации школьников
Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?».
Бытовые навыки
В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой.
Элементы духовной культуры
Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту.
Образование
Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок
В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.
<<Форма бесплатного курса>>
Общение на ранних этапах развития
В науке известны случаи, когда дети росли в условиях крайней социальной изоляции и воспитывались животными. Учёные установили, что люди, которые жили в отрыве от общества первые 3,5-6 лет жизни, уже не смогут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Это демонстрирует, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. То, как взрослые общаются с ребёнком, напрямую влияет на процесс его социализации.
Методы поощрения и наказания
Способы воспитания играют большую роль в социализации младших школьников.
Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Оно даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности
Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали.