Диагностика
Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемой причин невнятности речи. Алгоритм складывается из медицинского и педагогического аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй ‒ установить ведущий механизм и степень расстройства речевой функции:
- Неврологическая диагностика. Показана пациентам с дизартрическими расстройствами. Для визуализации очаговых поражений головного мозга проводится церебральная МРТ. С целью оценки тяжести параличей и парезов артикуляционных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ.
- Стоматологическое обследование. Требуется лицам с адентией, вывихом челюсти, некачественным протезированием. Диагностика может включать рентгенографию ВНЧС, ортопантомографию, КТ челюстей. Для изготовления протезов выполняются слепки, отливаются диагностические модели.
- Сурдологическое обследование. Если невнятность речи обусловлена снижением слуха, проводится аудиограмма, отоакустическая эмиссия, регистрация слуховых . С результатами исследований пациента консультирует врач-сурдолог.
- Осмотр глотки. Во время фарингоскопии паратонзиллярный абсцесс визуализируется в виде шаровидного флюктуирующего образования. Слизистая гиперемировна, сквозь нее в месте наибольшего выбухания может просвечивать гной. Иногда с дифференциальной целью выполняется пробная пункция абсцесса.
- Логопедическое обследование. Оценка состояние устной речи необходима при дизартрии, ринолалии. Логопед выявляет артикуляционные трудности, дефекты звукопроизношения (замены, искажения, пропуски), аграмматизмы, определяет связность и внятность речи.
Логопедические занятия
Улучшение дикции вне зависимости от возраста
Недостатки исправляют не только в детстве, но и во взрослом возрасте. Тренировать и улучшать дикцию можно при помощи разнообразных упражнений, произношении специальных текстов. Выбор материала зависит от той проблемы, которая существует в конкретном случае. Рекомендуем начинать с наиболее простого для выполнения материала, потом постепенно наращивать сложность
Обращать внимание прежде всего необходимо на правильность произношения отдельных звуков, сложных согласных
Начинать лучше с произношения всех сочетаний букв, входящих в выбранное упражнение, выделите основные, наиболее для вас трудные, и оттачивайте именно их.
Для лучшего результата используйте зеркало. Вы сможете следить за тем, как двигается ваш речевой аппарат. Рот, щеки, язык, губы должны приходить в движение, а не застывать на месте. При тренировке движения могут быть выражены гипертрофированно:
- О – губы складываются овалом.
- У – вытягиваются в трубочку, словно вы собираетесь завыть.
- А – рот должен быть широко раскрыт.
- При произношении звука Ш зубы сомкните, рот открыть, словно вы улыбаетесь или скалитесь.
Начинать выполнять упражнения лучше медленно, произносите максимально четко отдельные звуки, буквы. Затем темп следует увеличить, произносить быстрее, соединять звуки в более сложные: «крлп», «вазтд», «шлотк», «смпрв» и т.д. После того как слоги начнут хорошо получаться, переходите к тренировке отдельных слов. Начинать нужно также сначала медленно, а потом ускоряйтесь
Важно, чтобы каждое слово произносилось четко. Используйте достаточно сложные для произношения слова, например, «мудрствовать», «бронетранспортер», «приключенческий», «сверхвстревоженный», «тетрагидроканнабинол», «витийствовать»
Должно быть четкое произношение текста.
Это упражнение принято использовать для разминки, поэтому для ее завершения создайте несколько сложных предложений. Следите за тем, чтобы слова звучали правильно и не выделялись в предложении, речь должна быть ровной, например, известные пословицы и поговорки. Все это следует произносить только вслух, иначе от упреждений не будет никакого толку, вам нужно развивать мускулатуру челюстно-лицевого аппарата, а не умственные способности. Когда вы достигнете идеального произношения в быстром темпе, то с этим заданием вы справились. На это может уйти от двух недель до нескольких месяцев.
Дикция в актёрском мастерстве
К. С. Станиславский
Константин Сергеевич Станиславский, русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог ( — ) посвятил теме дикции три раздела второго тома своей книги «Работа актёра над собой», один из разделов называется «Пение и дикция». Режиссёр говорил:
Станислав Садальский
Базовым инструментом профессиональной деятельности актёра является безупречное «стерильное» произношение, которое облегчает слуховое восприятие речи и позволяет актёру наложить свои индивидуальные речевые характеристики на персонажа в соответствии с трактовкой образа и общим решением спектакля. Таким образом, на бытовом уровне дикция включает в себя ясное и чёткое произнесение всех звуков языка, а для актёра она становится основой, на которую накладываются акцент, говор, прононс, «оканье», шепелявость.
Только актёр, в совершенстве владеющий артикуляцией и голосовым аппаратом, способен полностью использовать такие выразительные средства. Яркая речевая характеристика и особенности дикции персонажа делают его особенно выразительным. Например, в зрительском восприятии советский и российский актёр театра и кино Станислав Садальский был известен своим персонажем Кирпич из фильма «Место встречи изменить нельзя», который долгое время был его «визитной карточкой». Благодаря искусно шаржированной дикции этот эпизодический персонаж смог встать в один ряд с главными героями фильма.
Фонетическая характеристика звука [Р]
Звук – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука необходимо:
- раскрыть губы;
- разомкнуть зубы;
- поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
- с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.
Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.
Ротацизм
Упражнения для улучшения дикции и четкости речи
Хорошая дикция и четкость речи – это навыки, которые могут быть развиты через систематическую практику. Как развить свою речь и научиться красиво говорить? В данной статье мы представим вам набор упражнений для техники речи, которые помогут улучшить вашу дикцию, сделать речь более ясной и выразительной.
Разминка
Перед началом любой тренировки дикции и четкости речи важно сделать небольшую разминку. Мягкие массажные движения в области лица и шеи помогут расслабить мышцы, готовя их к активной работе.
Эффективные скороговорки для улучшения дикции
Скороговорки – это отличный способ размять язык и улучшить артикуляцию. Попробуйте произносить сложные скороговорки, начиная с медленного темпа и постепенно увеличивая скорость: «Сорок сороковых сороковщиков по сорок сороковым сороковкам сороковало». Это поможет улучшить гибкость языка и мышц рта.
Чтение с карандашом в зубах. Попробуйте читать тексты с карандашом, держа его горизонтально в зубах. Это упражнение помогает укрепить губы и язык, делая их более подвижными и способными к точному произношению.
Запись речи на диктофон. Данное упражнение для развития голоса — отличный способ самоконтроля. Произносите фразы, стихи или даже рассказ о чем-то интересном. Затем прослушайте запись и оцените свою дикцию, произношение и интонацию
Обращайте внимание на интонацию, произношение и паузы. Сравнивайте записи с профессиональными дикторами или ораторами и работайте над улучшением своей речи.
Учитесь дышать правильно
Правильное дыхание – важный аспект улучшения дикции. Упражнения на глубокое дыхание через диафрагму помогут обеспечить стабильное давление воздуха для речи. Попробуйте дышать глубоко и ровно, контролируя длительность выдоха. Производите глубокий вдох через нос, удерживайте дыхание на несколько секунд и медленно выдыхайте через рот. Это помогает контролировать поток воздуха при произношении слов.
Развивайте свое мышление. Четкая речь связана с ясным мышлением. Развивайте свою способность анализировать и структурировать информацию. Занимайтесь решением головоломок, грамматическими заданиями и задачами, требующими точного изложения.
Постановка хорошей интонации — читаем книги вслух. Чтение книг вслух помогает развивать интонацию и выразительность речи. Постарайтесь передать эмоции персонажей, меняя интонацию в соответствии с ходом сюжета. Это сделает вашу речь более живой и интересной. Попробуйте читать как произведения литературы, так и публичные выступления.
Отрабатываем согласные звуки. Сфокусируйтесь на отработке произношения согласных звуков. Произносите слова, в которых много схожих согласных звуков, например: «плот», «класс», «строить». Это улучшит вашу артикуляцию и поможет произносить слова четче.
Не забываем о предлогах. Правильное произношение предлогов – важная составляющая четкости речи. Уделите внимание словам типа «на», «в», «под», «у», «за» и т.д. Произносите их четко и выразительно, не запутываясь в речи.
Диктанты для правильного произношения. Проводите диктанты, обращая внимание на правильное произношение каждого слова. Это не только улучшит вашу дикцию, но и поможет закрепить правописание и словарный запас.
Упражнения для развития речи и улучшения дикции требуют регулярной практики, но они способны значительно повысить ваше мастерство коммуникации. Регулярные тренировки дикции и речи, игры, работа над артикуляцией и дыханием помогут сделать вашу речь эффективной в общении. Постепенно включайте эти упражнения в свою повседневную речевую практику, и вы заметите, как ваша речь станет более ясной, выразительной и уверенной.
Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга
Великий режиссер и педагог К.С
Станиславский уделял большое внимание развитию дикции. Он точно говорил, что речь должна быть правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни
О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой».
Курсы ораторского мастерства помогают в более короткие сроки улучшить дикцию, развить свой голос и получить базовые навыки оратора. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Под руководством специалиста по технике речи вы научитесь говорить чисто, четко и выразительно. Индивидуальный подход и обратная связь поможет максимально глубоко разобраться в этом вопросе. После тренинга вы будете говорить долго и без усталости. Простые, но эффективные упражнения помогут освободить голос от зажимов, с успехом развить артикуляцию, тембр и силу голоса, чувствовать себя свободно на публичных выступлениях.
Приходите в театральную студию Бенефис.
Мы научим вас:
- Как сделать свой голос сильным и уверенным
- Как улучшить дикцию и добиться четкого произношения
- Как снять зажимы и раскрепоститься
- Как научиться импровизировать
- Как работать с камерой
- Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
- И многое другое
Выберете для себя наиболее удобный формат занятий сейчас и начинайте говорить четко и правильно. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Развитие голоса и дикции у взрослых
Умение четко и выразительно говорить – это навык, который можно развить в любом возрасте. Постановка голоса для речи у взрослых играет важную роль в повышении уверенности в себе, успешной карьере и гармоничных отношениях. Как улучшить свою речь? В этом разделе мы рассмотрим различные методы и стратегии, которые помогут вам совершенствовать вашу дикцию и голосовые способности.
Эффекты от упражнений для развития речи у взрослых
Постановка голоса и дыхания. Осознанное дыхание играет важную роль в улучшении дикции. Регулярные дыхательные упражнения помогут укрепить голосовые связки и улучшить контроль над интонацией. Кроме этого, постоянная практика глубокого дыхания через диафрагму укрепляет голосовые связки и обеспечивает стабильное давление воздуха для произношения слов.
Артикуляционные упражнения. Артикуляция – это точное движение органов речи для произношения звуков. Посвящение времени упражнениям на артикуляцию и дикцию помогает сделать произношение более четким. Развивайте подвижность языка и губ с помощью специальных упражнений. Многократное произнесение звуков и слогов поможет улучшить четкость артикуляции. Для улучшения произношения звуков можно выполнять специальные упражнения, включающие работу с языком, губами и челюстями.
Чтение вслух. Чтение вслух – это отличный способ не только улучшить дикцию, но и расширить словарный запас. Регулярные тренировки помогут сформировать ясную и выразительную речь. Выбирайте сложные тексты, чтобы тренировать себя на разнообразных фразах. Постепенно увеличивайте скорость чтения, при этом сохраняя четкость произношения. Чтение разнообразных текстов – от стихов до научных статей – позволит привнести разнообразие в вашу речь и обогатить лексику.
Речевые тренировки. Существует множество упражнений, которые способствуют развитию дикции. Занимайтесь специальными упражнениями для развития дикции
Например, повторяйте сложные фразы медленно, уделяя внимание каждому звуку. Произносите скороговорки, начиная с медленного темпа и постепенно увеличивая скорость
Такие упражнения помогут укрепить мышцы голосовых связок и улучшить артикуляцию. Пробуйте сознательно произносить слова, включающие редкие и сложные звуки, чтобы расширить диапазон вашей речи.
Аудиозаписи. Аудиозаписи также играют важную роль в развитии голоса и дикции. Записывайте свою речь и прослушивайте, обращая внимание на интонацию, паузы и четкость произношения. Это поможет вам выявить слабые места и улучшить дикцию. Также полезно слушать аудиозаписи профессиональных ораторов и обращать внимание на их дикцию. Слушание аудиозаписей с четким произношением также помогает вырабатывать слуховую навык дикции.
Пение. Пение – это отличный способ развить голосовые способности и интонацию. Практика пения позволяет улучшить контроль над голосом и разнообразить интонацию в речи. Вы можете пробовать разные стили и жанры песен, что поможет расширить ваш голосовой диапазон. Учитесь петь разнообразные песни, обращая внимание на произношение слов и правильное дыхание.
Ораторское искусство. Ораторское искусство также способствует развитию дикции. Участие в дебатах, выступлениях или даже декламация стихов помогает улучшить вашу уверенность в себе и способность ясно и выразительно выражать мысли.
Развитие голоса и дикции у взрослых – это важная составляющая успешного общения и самовыражения. Путем регулярных упражнений и осознанного подхода вы можете улучшить свою дикцию, сделать свою речь более выразительной и уверенной. Этот навык окажет положительное влияние на различные сферы вашей жизни, в том числе на профессиональную деятельность и личные отношения.
Работа с дикцией ребенка
Детям сложнее всего произносить сложные слова, не всем дается звук Р или Л. Ребенок не всегда может быстро сменить артикулярную позицию, речевой аппарат не может перестроиться быстро и «зажевывает» звуки, поэтому то, что говорят дети, понять очень трудно. Исправить эту проблему можно при помощи специальной речевой гимнастики. После допустимо начинать работу с дикцией.
Для развития мышц речевого аппарата используют следующие упражнения:
- Ребенок широко раскрывает рот, произнося звук А; пусть он представит, что говорит в рупор, можете взять лист А4 и свернуть его в трубочку для этой цели. Преподносите все в игровой форме, тогда ребенок будет делать упражнения с удовольствием.
- Звук О требует максимально растянуть губы, придумайте игру для этого.
- «Улыбка», нужно широко раскрыть рот и произнести И. Вы можете делать вид, что вы фотограф.
- При звуке У губы должны вытягиваться в трубочку. Изобразите уточек.
Для настройки речевого аппарата и улучшения дикции делают также дыхательные упражнения:
- Нужно сделать глубокий вдох, а затем на выдохе произнести «бим-бом», «дом», «вон». Воздух должен сохраниться до конца произношения. Он плавно переносится на каждый следующий слог. Такое упражнение подходит как взрослым, так и детям.
- Постепенно нужно учиться произносить целые предложения. Для этого первые слова должны быть немного глубже последующих. Дыхание нужно стараться распределить равномерно, оно должно быть достаточно глубоким, и его должно хватить до конца фразы. Вдыхать надо через нос, выдыхать – через рот. Можно использовать несложные скороговорки, постепенно усложняя и удлиняя предложения.
Тексты для дикции необязательно запоминать, просто читайте их. Но перед началом чтения необходимо сделать артикулярную разминку. Подготовительный этап должен занимать не менее 15 минут. Для детей хорошо подойдет чтение стихов, смешных текстов, это поможет не только расшевелить мускулатуру и подготовить ее к работе, но и развлечь ребенка, чтобы процесс был удовольствием.
Сначала проговариваются наиболее сложные для детей звуки – Ш, Ж, Щ, Ч, Ц. Используйте скороговорки, про 4 черненьких чертенка, чибисов, чебурашку, Сашу и шоссе и т.д. Можно усложнять задание, читая шутливый стишок разными интонациями и эмоциями. Часто логопеды используют иллюстрированные тексты, не чтобы детям было интереснее и понятнее. Это позволяет развивать речь и память.
Если ребенок еще маленький и не умеет читать, то текст должен прочитать взрослый, а ребенок может его запоминать, глядя на картинку. Слова ему придется повторять за взрослым, который должен сам уметь четко их произносить.
Коррекция дикции
Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. У актеров есть приемы, позволяющие изменять дикцию в зависимости от роли, эпохи, сюжета фильма или театрального представления. Чтобы улучшить артикуляцию потребуется только 15–20 минут в день. Занимаясь регулярно, уже через 1–2 месяца будет заметен результат.
Скорректировать дикцию в домашних условиях помогут следующие упражнения:
- Изучение голосового аппарата. Чтобы научиться чувствовать мышцы, задействованные в произношении звуков, достаточно перед зеркалом строить забавные рожицы. Чтобы снять мышечный спазм, следует полностью расслабить лицо. Затем вытянуть губы в трубочку, поджать, произнести что-либо шепотом. После чего максимально открыть и зевнуть, чтобы ощутить мягкое небо.
- Укрепление мышц языка. Приоткрыть рот, запомнив, где и как располагается язык во рту. В расслабленном состоянии он полностью лежит на нижних зубах. Если язык похож на горку, значит горло не расслаблено. Зажим мышц ухудшает дикцию. Если имеется указанная проблема, следует найти удобное место для органа.
- Следует аккуратно подвигать языком во рту, скрутить его, расслабить, двигать по и против часовой стрелки, совершая круг. Максимально продвинуть орган вперед и быстро перемещать его вправо-влево, как маятник. Пройтись кончиком внутри зубного ряда. Напрячь язык, чтобы он стал каменным. После чего отчетливо проговорить звук «д» и «т».
- Тренировка мышц горла. Делают быстрый глубокий вдох носом и сразу же выдыхают ртом, произнося длинное «фууу». Завершают упражнение поочередным максимально громким проговариванием «г» и «к».
- Улучшение подвижности губ. Раздуть щеки плотно сомкнув губы. На выдохе проговорить «б» и «п».
- Разработка нижней челюсти. Максимально широко раскрыть рот, двигая челюстью вправо-влево. Повторять до появления легкой усталости. Быстро смыкать и размыкать зубы, чтобы они стучали. Это позволит снять напряжение.
Услышать ошибки помогает запись произносимых слов на диктофон. Прокрутив ее несколько раз, анализируют проблемные звуки, нечетко произнесенные окончания, неприятный тембр. Это позволит определить направление корректирующих занятий.
- Чтение вслух. Лучше всего тренироваться на стихах, произнося их медленно, с правильной интонацией. Такое чтение развивает контроль над произношением и позволяет выявить дефекты артикуляции.
- Скороговорки. После выявления трудных в произношении звуков, подбирают скороговорки на развитие артикуляции именно этих фонем. Не стоит сразу пытаться быстро произнести текст. Начинать лучше с умеренного темпа. Самое главное – верно проговорить все слова. Начинать лучше с маленьких детских скороговорок, постепенно переходя к более сложным и длинным.
- Регулярные тренировки позволяют сформировать четкую дикцию. Достаточно в ускоренном темпе, но четко, проговаривать сочетание звуков, с которыми возникают сложности. Например, «шчт», «рст», «дррр», «счш».
- Эффективна техника чтения текстов с зажатым в зубах карандашом. Такое упражнение рекомендуют дикторам, работающим на телевидении или радиостанциях. Следует разместить под языком карандаш и вслух прочесть небольшой рассказ, не вынимая карандаш. Затем карандаш убирают и еще раз читают текст. Изменения артикуляции заметны сразу, произношение становится более разборчивым. Чем чаще повторять тренировку, тем четче станет дикция.
- Укрепление диафрагмы. Часто человек, выступающий публично, сталкивается с проблемой нехватки дыхания. Ему недостает воздуха, чтобы закончить мысль. В результате эффект от выступления получается смазанным, речь кажется обрывистой, а мысль нераскрытой. Тренировка диафрагмы позволит до конца произнести самое длинное предложение. Для этого делают глубокий вдох носом и, выдыхая через рот, произносят любую гласную «а», «о», «и», «у». Повторяют упражнение 3–4 раза ежедневно. Когда удастся достичь показателя в 25 секунд, можно попробовать изменить тембр голоса: ниже или выше. Еще один способ укрепит диафрагму и увеличит объем легких – надувать воздушные шарики или резиновый мяч (круг, матрас).
Проблемы с артикуляцией чаще всего выявляют у детей. Это связано с формированием голосового аппарата. У взрослых дикция может быть нарушена в результате травмы, системного заболевания, вредных привычек или проблем с зубами. Если патологической причины нет, исправить произношение можно самостоятельно в домашних условиях или обратившись к логопеду. Важна регулярность занятий. Это позволит быстро добиться четкой и правильной дикции.
Упражнения для дикции и артикуляции
Артикуляция
Так как в четком произношении очень активно «работает» кончик языка, есть несколько упражнений, которые помогут улучшить его активность.
1.Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да-да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
2.Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
3.Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
4.Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом
Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
При регулярном декларировании текста с увеличенной громкостью вы в скором времени сможете контролировать необходимо количество воздуха и сможете с успехом выступать перед большой аудиторией.
5.Есть еще одно упражнение для улучшения артикуляции. Возьмите несколько строк из вашего любимого стихотворения. После чего исключите из этих строк согласные звуки и пропойте только гласные. Затем вставьте согласные и звонко произнесите их не изменяя стиль произношения гласных.
Также артикуляцию можно улучшить с помощью таких упражнений:
дикция
дикция
Если вы заметили у себя проглатывание окончания слов, то прочтите любой текст, подчеркивая окончания написанных в нем слов. Делать это нужно ежедневно, и через некоторое время можно будет забыть о такой проблеме своей дикции.
При проблеме с произношением какой-либо отдельной буквы, возьмите толковый словарь русского языка и четко прочтите все слова на эту букву. Делайте это регулярно. При желании запишите это упражнение на диктофон.
Причины неправильного прикуса
Как и почему появляется неправильный прикус? И есть ли какие-то способы уберечь зубки ребенка на раннем совсем этапе развития зубочелюстной системы?
Давайте начнем пояснять, что такое неправильный прикус и каковы его виды.
Неправильный прикус — достаточно обширная тема. Лучше всего начать с профилактики прикуса у детей. Итак,
Профилактика прикуса у ребенка
С первых дней ребенка, с младенчества очень важно грудное вскармливание, потому что на сегодняшний день рекомендуется 6-9 месяцев ребенка кормить, ребеночек старается, сосет грудь, мышцы у него работают — челюсти развиваются. То есть при недостаточной активности мышц происходит недоразвитие костей челюсти, что за собой ведет в дальнейшем на более поздних стадиях развития ребенка уже к более сложно исправимым ситуациям
Потому что, если челюсть у ребенка недоразвита — зубки выросли и им не хватает места, дальше нужно думать что делать, поэтому профилактику и наблюдение надо начинать с младенчества. Бывают, конечно, ситуации, когда нет молока у мамы, в этом случае лучше выбирать такие бутылки и такие соски, которые трудно сосать, чтобы не само молоко лилось.
С какого возраста нужно начинать наблюдение ребенка у ортодонта?
Правильно было бы показать доктору ребенка, которому исполнился год, если у него нет никаких аномалий — ортодонту. И уже врач-ортодонт скажет, что мы ждем пока все зубки у ребенка появятся, и потом будем предпринимать или не предпринимать какие-то действия.
Конечно, если у ребенка есть кариес, то мы предпринимаем все действия, чтобы эту ситуацию облегчить, вплоть до того, что показываем мамам как правильно нужно чистить зубы, и дети при этом принимают активное участие.
В нашей команде специалистов работают врачи, которые принимают детей. Сейчас этот возраст от 6 лет
Истоки
Демосфен
В Древней Греции ораторское искусство было ярким и почётным занятием. Тот, кто решался соревноваться в искусстве красноречия, должен был соответствовать самым высоким требованиям. От мастерства оратора зависели политические события и судьба обвиняемого. Оратор мог достичь славы благодаря яркой речи. Демосфен (384 г. до н. э. — 12 октября 322 г. до н. э.), древнегреческий афинский государственный деятель и оратор, создал особое подземное помещение, похожее на пещеру и проводил там целые дни, тренируя дикцию. Он провёл несколько месяцев в своём подземелье. Чтобы не соблазниться покинуть это добровольное затворничество, он выбрил половину головы: в таком виде нельзя было показаться перед людьми!
Демосфен, набирая в рот камешки, читал поэтические отрывки, стремясь произносить их ясно и отчётливо. Он укреплял свой голос, говоря сам с собой во время бега или восхождения на гору, и произносил длинные фразы, не задерживая дыхания. В итоге он стал знаменитым оратором и политическим деятелем, и его речи запечатлены в истории.
К какому врачу обратиться, если есть проблемы с дикцией?
Обычно при проблемах с произношением сразу идут к логопеду. Но прежде чем записываться к нему на прием, обратитесь к стоматологу и хирургу. Стоматолог оценит состояние зубов после протезирования. Из-за неудачного протезирования зубов у взрослых возможно несоответствие протеза анатомической конфигурации челюсти.
Хирург же определит, все ли в порядке с тканями и костями. В некоторых случаях для правильности голоса требуется операция. К примеру, такое заболевания, как анкилоглоссия. Это врожденная патология, при которой уздечка языка очень короткая. И если с возрастом она не вытянется, потребуется ее подрезать.
Что такое дикция речи?
Дикция — это четкое произношение звуков и слов. Понятная и красивая речь положительно сказывается на восприятии человека, который ее имеет. Поэтому обладать четкой и внятной дикцией должен не только диктор центрального телевидения, но и каждый из нас.
Если вы хотите не просто говорить, а сделать так, чтобы ваши собеседники вас поняли, необходимо работать над своей дикцией. Особенно, если она нуждается в этом.
Из чего состоит дикция:
Отчетливая артикуляция (Правильное и четкое произношение звуков). Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция (Согласованное движение мышц артикуляционного аппарата). Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки и т.п. При таких физиологических отклонениях может появится картавость, гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Причины нарушения дикции
Причины плохой дикции могут быть разделены на две основные категории:
- Биологические причины. Они включают в себя нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые воздействовали на организм во время внутриутробного развития или в детском возрасте. Такие нарушения могут быть вызваны тяжёлыми инфекциями или травмами. Также в эту категорию входят нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Симптомы биологических причин включают заикание, гнусавость голоса, замедленную речь и проблемы с произношением отдельных звуков.
- Социальные причины связаны с проблемами в общении с окружающими, личными комплексами, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Человек, неуверенный в своих способностях, может говорить тихо и невнятно, «проглатывать» звуки и стараться быстро закончить разговор, чтобы уйти в тень.
Логопедия связывает возникновение нарушения дикции с различными факторами:
- травмы челюсти,
- неправильно подобранный зубной протез (слишком тугая конструкция приводит к ухудшению дикции),
- патологии строения зубов,
- отсутствие одного или нескольких зубов,
- появление щелей между зубами,
-
нарушенный прикус.
Болезнь Альцгеймера
В головном мозге могут произойти изменения, которые вызывают расстройство дикции. Различные факторы (патологические или физиологические) могут спровоцировать это расстройство. Например, пациенты, перенесшие ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) или тромбоэмболию, могут испытывать невнятную речь или её полное отсутствие. Это также может быть признаком наличия опухоли в головном мозге. Возрастные пациенты сталкиваются с трудностями в произношении, что связано с развитием деменции или болезней Альцгеймера и Паркинсона.
Спровоцировать проблемы с дикцией также могут следующие заболевания:
- парез или паралич,
- мышечная дистрофия,
- рассеянный склероз,
- черепно-мозговые травмы,
- болезнь Лайма,
- алкогольная или наркотическая зависимость,
- поражения лицевого нерва.