Развитие мозга у ребенка

Глава vi. дошкольный возраст

Мнемотехники

Существует огромное количество приемов, позволяющих лучше запоминать информацию. Вот лишь несколько из них.

1. Ассоциации. Этот метод весьма эффективен, поскольку позволяет нам превращать слова и идеи в образы, которые запоминаются гораздо легче. Например, готовясь к уроку биологии, ребенок может представить, что плазма — это река, по которой плывут разные типы судов — кровяных клеток. В таком случае лейкоциты — полицейские катера, эритроциты — грузовые корабли, а тромбоциты — аварийно-ремонтные суда

2. Мнемонические фразы. Хорошо известен прием, когда из начальных букв слов, которые необходимо запомнить в определенной последовательности, складывают предложение. Например, фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает вспомнить порядок основных цветов видимого спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Еще один способ лучше запомнить информацию — зарифмовать ее. Вот, к примеру, известный стишок про число Пи:

Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Многие всю жизнь помнят стихи, выученные в детстве, что лишь доказывает эффективность этого способа.

4. Истории. Этот метод особенно эффективен, когда нужно удержать в голове список вещей, которые не связаны друг с другом. Пусть ребенок попробует составить из набора слов, которые нужно запомнить, некую историю. Чем она абсурднее, тем лучше!

Что надо знать о физиологии памяти? Чем отличается память до 3 лет и после?

Да, все дело в физиологии. Помните? До 3 лет ребенок был таким любознательным, ему все было интересно, мог запомнить огромное стихотворение, даже поэму, и читал его с удовольствием.

А как сочинял! Куда же все это пропадает с возрастом?

До 3 лет память ребенка сравнивают с губкой, которая все впитывает. Происходит накопление знаний, впечатлений всеми системами организма.

Ребенок в этот период использует совсем другие отделы мозга для запоминания, чем взрослые, у него имеется совсем другой потенциал.

В его мозге заложено огромное количество связей на все случаи жизни, которые в последствии у взрослого человека исчезают. Это пропажа составляет в некоторых ядрах мозга до 75%. Это, конечно, не делает нас умственно отсталыми)

У ребенка до 3 лет имеются связи между различными участками коры головного мозга. Так слуховая и зрительная память работают в унисон и дополняют друг друга.

Это обеспечивается связями между зрительной и слуховой корой. Любой звук может порождать у них цвет, а цвет превращаться в звучание.  Это явление называется синестезией.

Эксперимент с гениальными людьми

В Англии проводили эксперимент, где исследовали людей, обладающих феноменальной памятью. Так вот, оказалось, что очень большая часть из 52 человек имеют синестезию.

Способность «слышать» цвет или, например, они слышат звук и одновременно идет ассоциация с буквами, а запах порождает тактильные ощущения.

Мозг детей до 3 лет изначально настроен так же, он универсален и может многое

И, конечно, важно использовать это время для закрепления удивительных связей

Что необходимо делать с рождения, чтобы не упустить время, читайте нашу статью Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам? (ссылка откроется  в новом окне).

Что же происходит потом?

Ненужные нейроны, которые не были включены в прочные связи, постепенно отмирают за ненадобностью. После 3-4 лет с ребенком, с которым специально не занимались, сложно выучить простое четверостишье, против целой поэмы до 3 лет.

Совсем другие структуры мозга становятся ответственными за память. У малышей память включается на неожиданное, новое, интересное, им чем ярче, тем лучше.

Это особенности развития памяти этого возраста — она непроизвольная.

Но поскольку мозг ребенка продолжает развиваться, то и структуры мозга, отвечающие за память у ребенка с  4 до 5 лет, не будут иметь решающего значения для оценки его памяти в будущем.

Только к  6-7 годам начинает развиваться память коры головного мозга, произвольная память, которой будет пользоваться ребенок в дальнейшем.

Произвольная память — это когда для запоминания ребенком применяется волевое усилие, воля.

Хорошо бы к этому возрасту вы уже начали с ним заниматься развитием памяти.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то все рекомендации по развитию памяти находятся здесь: Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения (откроется в новой вкладке) и

44 лучшие игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет вы найдете здесь (откроется в новой вкладке). Но если этого не произошло, не печальтесь

Никогда не поздно развивать память ребенку, и взрослому тоже. Но что же нужно делать? С чего начать, куда бежать?

Но если этого не произошло, не печальтесь. Никогда не поздно развивать память ребенку, и взрослому тоже. Но что же нужно делать? С чего начать, куда бежать?

Научите ребёнка мнемотехникам

Чтобы ребёнок лучше запоминал информацию, научите его приёмам мнемотехники. Благодаря ассоциациям можно превращать идеи, текст школьного учебника в запоминающиеся образы. Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик. А строение крови восьмикласснику легче понять, если представить плазму — рекой, по которой плывут полицейские катера лимфоцитов, грузовые корабли эритроцитов и буксиры тромбоцитов.

Для запоминания информации её можно рифмовать («Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам») или придумывать истории с набором слов, которые никак между собой не связаны. Научите ребёнка таким хитростям, и ему станет намного проще учиться.

Законы хорошего запоминания

ЯРКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Любой ребёнок запомнит день рождения, на который получил долгожданный подарок, поход в лес с ночёвкой, первый самостоятельный заплыв — то есть яркие, исключительные впечатления. Они базируются на эмоциональной памяти и сохраняются всю жизнь. Чтобы сделать их ещё лучше, надо задействовать как можно больше источников информации.

ПОВТОРЕНИЕ

Большинство школьников учат стихотворения многократным повторением. Чем чаще повторяется материал, тем лучше он запоминается. 

АССОЦИАЦИИ

Для фиксации сложной информации в памяти можно создавать словесные формулы вроде фразы для запоминания цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Хорошо придумывать связь «новая информация — знакомый образ»: вспоминая образ, невольно возвращаешься к «привязанной» информации. 

Создание перекрестных связей

Лучший способ зафиксировать что-то в долговременной памяти — бомбардировать разные органы чувств информацией, чтобы в мозге сформировалось много перекрестных связей.

Например, чтение вслух вовлекает слух и зрение. Информация лучше запоминается, когда опыт представлен в виде аудиовизуальной пары, как в жизни. А чтение про себя, за партой, — менее естественный способ получения сенсорных данных.

Чтобы ребенок лучше запомнил материал, помогите ему соотнести информацию с запахами, красками, звуками и оттенками вкуса.

К примеру, если вы хотите подключить зрительную память, рисуйте схемы, изучайте иллюстративный материал и пытайтесь придумать яркие визуальные образы. Чтобы задействовать осязание, можно представить текстуру объектов, которые необходимо запомнить.

Легкий способ развития слуховой памяти

Шаг конем или что спасет креативность и феноменальную память?

Но есть еще одна область развития, о которой все забыли.

— Пропадают правополушарники, нация — в опасности! — говорят ученые. Пропадают дети, которые генерируют идеи, обладают прекрасным воображением.

Воображение — это способность создавать новое, пока не существующее в настоящем. Стремясь хорошо успевать в левополушарной школе (а сейчас практически все такие), мы совсем забыли о нашем правом полушарии.

Правое полушарие очень активно в детстве, но мы блокируем его развитие ранним обучением чтению, счету, логическим задачам.

Существует мнение ученых, что даже творческое мышление нельзя насаждать малышам, поскольку к нему физиологически готовы дети только с 12 лет (в этом возрасте созревают нужные структуры мозга).

Но если начать развивать правое образное полушарие (которое с рождения активно) специальными упражнениями, то мы можем получить замечательные результаты: феноменальную память, воображение, интуицию и креативность в будущем.

Представьте, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Они учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме. Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет. Вы спокойны и счастливы.

И делать нужно для этого совсем не много. Нужно только знать секрет. И я собираюсь его вам открыть. Проходите и узнайте нашу систему игр здесь, или кликайте на картинку внизу статьи (ссылки откроются в новой вкладке).

Итак, вы узнали как развивать память и внимание детям 8 лет, упражнения. Но можно пойти дальше

Дети с феноменальной памятью, единожды прочитав книгу, могут ее читать с закрытыми глазами, листать у себя в голове, отвечать по ней на вопросы, а также запоминать огромные объемы информации. Хотите такого для своих деток? Тогда переходите по этой ссылке и узнайте нашу систему занятий.

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова

Как улучшить память ребенку

3 способа улучшить слуховую память

Упражнения в простом варианте подойдут для младших школьников. Учащимся средней и старшей школы задания усложняются.

1. «Нарисуй по памяти» (5-7 минут)

Рисовать дети должны схематично, но с максимальным количеством деталей.

Можно начинать со списка словарных слов, например, «матрешка, берёза, ромашка, лестница, аллея». Лучше всего рисовать в той последовательности, в которой произносились слова. В дальнейшем можно зарисовывать стихотворения или небольшие тексты.

Задание тренирует слуховую, зрительную и двигательную память.

2. «Пары»

Учитель медленно читает пары слов, как-либо связанные друг с другом, например, «яйцо — курица». Начинаем с 5 пар. Затем учитель читает первое слово из пар, а учащиеся записывают их пары. 

Усложненный вариант упражнения: учащиеся записывают пары полностью самостоятельно. Также можно использовать и смысловые группы слов: «яйцо — цыпленок — курица» .

3. «Я беру с собой»

Задание построено по принципу сказки «Репка». Первый ученик произносит фразу «Я беру с собой» и называет предмет, например, банан. Следующий повторяет фразу+первый предмет+называет свой предмет. Так по цепочке. Упражнение развивает слуховую и ассоциативную память, так как каждый предмет надо мысленно связать с тем, кто его назвал.

Как развивать ассоциативную память

Мышление ребёнка ассоциативно. Чаще всего ассоциации возникают спонтанно, особенно у младших школьников. Но процесс можно запустить и на занятиях.

Например, объясняя пятиклассникам, в чём особенность Е, Ё, Ю, Я, рассказываю, что эти буквы — супергерои. Они пытаются спрятать свои способности, но те всё равно проявляются: смягчают впереди стоящие согласные, а если таковых нет — в слове появляется звук Й.

При выполнении фонетических разборов достаточно намека «А нет ли в слове чего-то особенного/ спрятанного?», чтобы учащиеся вспомнили моё объяснение про йотированные буквы.

1. «Прогулка»

Объяснение материала строится как мысленная прогулка. К каждому пункту объяснения учитель «привязывает» тот или иной предмет. В конце урока закрепление материала происходит в обратной последовательности: педагог называет предмет, а ученик должен вспомнить связанный с ним материал. 

При выполнении упражнения с младшими школьниками рекомендуется обращаться к хорошо знакомой им обстановке, например, их комнате; с подростками можно пойти «гулять» по лесу, обращаясь к слуховым, зрительным, тактильным воспоминаниям.

2. «Опиши»

Педагог предлагает на полосках бумаги записать по 10 определений к словам, не повторяясь, не используя однокоренных слов и простых определений. К примеру: небо — хмурое, прозрачное, лёгкое, лазурное и т.д. Через некоторое время 10-20 минут ученику возвращаются его определения; задача — вспомнить, что он описывал ими.

3. «Поиск»

Упражнение можно использовать в конце занятия. Дети самостоятельно подбирают ассоциации к основным пунктам урока. Например, «Лермонтов — единица»: нет семьи=один, романтический герой=исключительный.

Как улучшить долговременную память ребенку

Нельзя дать определённые  упражнения на развитие долговременной памяти, так как длительное запоминание индивидуально. Но есть несколько рекомендаций по развитию долговременной памяти.

Когда внимание и сознание сконцентрированы на работе с материалами в любом виде, на их структурировании и анализе, непроизвольное запоминание информации оказывается лучше, чем при осознанном заучивании. Особенно это проявляется у школьников младшего и среднего звена

Таким образом, правило, выведенное в ходе работы над материалом, запомнится лучше, чем готовое.
Вторая рекомендация для развития долговременной памяти — повторение:в разнообразных формах: пересказ текста/ фильма через некоторое время после просмотра, повторение уже изученного при знакомстве с новым, систематизирующее, обобщающее и т.д.;
с частотностью: заучивать лучше короткими частыми интервалами.

Чтобы знания закрепились в памяти подростков прочно, учитель должен во время работы обращать внимание на детали. 
Не забываем про эмоциональное восприятие: на уроке цепляем детей чем-то ярким, впечатляющим.

Какие занятия развивают мозг ребенка

«Прокачивать» головной мозг помогают специальные занятия. Подбирают их в зависимости от возраста ребенка.

Например:

Песочная анимация. Сыпучий, мелкий песок способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности. Ребенок сам (на начальных этапах с помощью взрослого) воспроизводит знакомые сказки. Перестает быть пассивным слушателем. С возрастом привносит что-то свое, изменяя сюжет или придумывая рассказ самостоятельно. Формируется память, воображение. Работа с песком успокаивает.

Ментальная арифметика. Занятие увеличивает скорость мышления, творческие способности
Специальные тренировки улучшают память, внимание. Способствуют развитию логического мышления
Ребенок учится быстрее визуализировать информацию, работать с большим объемом данных. Тем самым формируются новые нейронные сети.

Чтение. Дети развивают речь, пополняют запас слов. Узнают много новой информации, получают развитый вербальный интеллект

В процессе обучения чтению важно не только обучить ребенка складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Надо, чтобы он анализировал прочитанную информацию.

Чтобы ребенок занимался с удовольствием, не терял интереса к занятиям, их проводят в игровой форме. Для работы с маленькими детьми разработаны специальные методики, программы раннего развития.

Глава 10 — Что на самом деле означает коэффициент интеллекта (IQ)?

Для того, чтобы ответить на вопрос, который вынесен в заглавие, надо прежде всего разобраться в вопросе о происхождении интеллекта. Этим мы сейчас и займемся,

В течение первых шести лет жизни, которые пролетают так незаметно, развитие мозга может быть сильно заторможено, если только мы поставим своей целью добиться этого печального результата.

Все, что для этого надо — запереть ребенка в туалете и подсовывать пищу ему под дверь. В этом случае он не будет получать никакой информации в течение первых шести лет своей жизни и превратится в полного идиота. Если же вы не будете запирать его в туалете, но станете обращаться с ним, как с идиотом, результат не слишком будет отличаться от предыдущего.

Сам он способен научиться не слишком многому: устройству своей игрушки да, благодаря разговорам, которые велись вокруг него, родному языку. К тому времени, когда ему исполнится шесть лет, уровень его развития будет ниже среднего, а его IQ, соответственно, будет ниже 100 (т. е. нормы).

Если же вы будете обращаться со своим ребенком, как с самым заурядным, то он и станет самым заурядным, достигнув среднего уровня IQ, который составляет 100,

Если вы знакомы с принципами развития мозга, то станете обходиться со своим ребенком совсем иначе, организовав для него систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний.

В этом случае ваш ребенок достигнет шестилетнего уровня развития, когда ему исполнится всего четыре года, а его IQ будет равен 150. Если же для этого вы будете руководствоваться методиками, которые изложены в данной книге, то он достигнет того же результата за три года, а его коэффициент интеллекта будет равен 200, а то и выше.

Но самое важное состоит в том, что уже в возрасте трех лет его мозг будет равен в своем развитии мозгу шестилетнего. Подробнее мы поговорим об этом важнейшем обстоятельстве в следующей главе

Когда родители осознают это обстоятельство, то перестают сдерживаться. «Вы понимаете, что вы говорите? Вы отдаете себе отчет в том, насколько важным это является?»

Да, мы понимаем и отдаем себе отчет. Более того, мы говорим об этом уже довольно долго. Почему дети стремятся вырасти как можно быстрее? Да потому, что в каждом из них заложен своего рода психологический императив, который этого требует.

Помните, как вы буквально не могли дождаться того момента, когда станете подростком, как отчаянно вы стремились сначала к шестнадцатилетию, потом к восемнадцатилетию, а потом и к возрасту в двадцать один год?

Все дети хотят стать взрослыми прямо сейчас, это только родители против. Как часто вам приходилось слышать: «Разве не прекрасно было бы, если бы дети навсегда оставались четырехлетними?»

А вот родители детей с мозговыми травмами никогда такого не скажут. Самым страшным для них является именно то, что их ребенок так и останется на соответствующем четырем годам уровне развития. И они не поймут разговоров на тему «нельзя лишать детей детства».

Разумеется, детство — это чудесная пора жизни, тем более что каждый день приносит нечто новое, благодаря чему ребенок непрерывно развивается. Но для больных детей это как раз и недоступно.

Мы посвятили пятьдесят лет тому, чтобы решить эту проблему. И нам удалось это сделать, более того, больные дети стали развиваться быстрее здоровых. Впрочем, благодаря нашим методам и здоровые могут развиваться вдвое быстрее.

<<< Назад Дальше >>>

Какие упражнения для развития памяти дошкольников существуют сегодня?

  1. Например, можно попробовать развить двигательную память. Назовите игру «повтори движение» и предложите своему дошкольнику сыграть в нее вместе. Смысл прост. Вы показываете движение, а малыш его за вами повторяет. Начните с самых простых, а через пару недель можно придумать и заучить собственный танец! Это весело и увлекательно и для детей, и для родителей!
  2. Большинство детей любят рисовать. Используйте это увлечение для тренировки памяти вашего дошкольника! Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Попросите его слушать слова, которые вы будете произносить, и зарисовывать их на бумаге таким образом, чтобы их было легко вспомнить. Начинайте с десятка слов. Давайте малышу время, чтобы он успел зарисовать услышанное.
  3. Даже для самых маленьких детей специалисты разработали упражнения для развития памяти. Они направлены на развитие эмоциональной памяти. Механизм прост: положительные эмоции помогают маленьким детям лучше запоминать информацию. Существует масса упражнений для этого: это и пальчиковые игры, и домашний кукольный театр, и пантомимы.
  4. Рекомендации по развитию памяти и дошкольников касаются и словесно-логической ее области. Например, ученые не рекомендуют разговаривать с малышом уменьшительными, искаженными словами, поскольку это ухудшает развитие памяти. Что касается задач на развитие памяти у дошкольников, то можно вместе учить песни, составлять свои собственные сказки по какой-то картинке или фотографии, на прогулке описывать увиденное. Полезно будет и обсудить просмотренный только что мультфильм или книгу.
  5. Есть еще одно средство для развития памяти у дошкольников. Заранее постарайтесь приготовить 10 пар слов. Например: небо-облако, дерево-лист, собака-кошка и так далее. Попросите ребенка запомнить каждую из пар слов, которую вы произнесете. Дайте возможность малышу подготовиться: произносите парные слова с интервалом в 5 секунд.
  6. Отдельные методики существуют и для развития образной памяти у дошкольников. В дальнейшем это улучшит не только процесс запоминания, но и поможет ребенку лучше ориентироваться в незнакомой обстановке, а также послужит толчком для развития творческого мышления.
  7. Самым маленьким можно давать задания на звуковые воспоминания. Например, попросите ребенка рассказать, как мяукает кошка или как лает собака. Можно задействовать и вкусовые ощущения: попросите малыша рассказать, какое на вкус мороженое, яблоко или его нелюбимая каша. Экспериментируйте с заданиями: чем разнообразнее они будут, тем интереснее будет и вам, и ребенку!

Как видите, способов развития памяти и дошкольников немало. Какие-то упражнения тренируют отдельные навыки, какие-то рассчитаны на тренировку памяти, в целом. Заниматься можно как дома, так и на прогулке, а можно поговорить с воспитателем и включить подобные уроки в ежедневные задания в детском саду. Еще одна особенность развития памяти у младших и старших дошкольников: это необходимость разнообразия. Не выбирайте из предложенного списка одно-единственное упражнение. Выберите, как минимум, несколько. И будет намного интереснее, если вы придумаете свои: чем шире будет список, тем больше вероятность того, что ребенок будет воспринимать подобные методы, как интересную и веселую игру, и тем ярче будет проявляться эффект от такого рода, занятий.

Вместе с тем, не забывайте о системности. Старайтесь уделять упражнениям на развитие памяти дошкольников несколько дней в неделю

Но и здесь важно соблюсти золотую середину. Не выделяйте на упражнения слишком много времени: 15-20 минут игры будет более, чем достаточно, и ребенок не успеет утомиться

Когда у ребенка развивается мозг?

Развиваться головной мозг у ребенка начинает еще когда он находится в утробе матери. На 2-й недели после зачатия появляется нервная пластинка. Клетки быстро делятся и к концу 3-й недели образуется нервная трубка. На 4-й недели ее головной конец расширяется. Так появляется головной мозг. Он постоянно развивается. Формируются его отделы.

Когда малыш рождается, на этой стадии, развитие мозговых структур не окончено. При этом новые нейроны не образуются. Полный набор нервных клеток появился задолго до рождения.

Особенности формирования мозга:

  1. Развитие головного мозга связано не с появлением новых нейронов, а с образованием нейронных сетей. Чем больше их создано, тем легче протекают процессы запоминания. В дальнейшем детям проще обучаться. У них более развита память, мыслительные способности.
  2. Каждый нейрон имеет специальные отростки – дендриты, которыми соединяется с другими клетками. Они получают сигналы, распределяют и отправляют через аксон, другому нейрону.
  3. Нервные импульсы «активируют» нейрон. Стимулируют формирование дендритных ответвлений. Чтобы нервная клетка могла одновременно пропускать множество сигналов. Импульсы проскакивают по аксону к другой клетке головного мозга и создают новый путь. Чем больше таких «дорожек», тем быстрее и проще из мозга «вытащить» информацию, обработать полученные данные.
  4. Больше всего таких «путей» создается в первые годы жизни. Мыслительные способности зависят не от размера мозга, а от количества разветвлений. Так происходит развитие мозга ребенка.

Все отделы мозга формируются до рождения. После появления малыша на свет отдельные участки продолжают дифференцироваться («распределять свои обязанности»).

У ребенка есть потребность узнавать что-то новое. Для этого дети используют все органы чувств. Поэтому все подряд тянут в рот, хватают в руки, внимательно осматривают. В этот момент создаются новые связи между нейронами.

Процесс развития мозга никогда не останавливается. Эксперименты, исследования высшей нервной деятельности показывают, что эти «пути» создаются на протяжении всей жизни, а угасают в старости

Почему же тогда так важно заниматься развитием ребенка в первые годы, а не позднее?

Игры и упражнения на развитие памяти

Игра Мемори

Возраст: от 3 лет

Это одна из самых известных и любимых детьми игр на развитие памяти. Иначе её называют “Найди пару”. Игра представляет собой набор парных картинок с одинаковыми рисунками: для самых маленьких это обычно 12 карточек (6 пар), для детей постарше количество увеличивается. Суть проста — найти одинаковые пары из общего числа карточек, лежащих рубашкой вверх. Если карточки совпадают, игрок их забирает, нет — возвращает назад.

Существует множество как бумажных мемори, так и онлайн-игр. Айкьюша тоже любит такие упражнения, попробуйте найти пары быстрее него?

Игра «Что исчезло?»

Возраст: от 3 лет

Отличная игра на развитие зрительной памяти и увеличение объёма внимания, не требующая дополнительных материалов.

На минуту положите перед ребёнком 4-5 игрушек или небольших предметов и попросите его отвернуться. Затем уберите один предмет и спросите, что исчезло? Малыш должен назвать, что пропало. Если игра наскучила, разнообразьте её, добавив новый предмет.

Задание нужно постепенно усложнять, увеличивая как общее количество игрушек, так и тех, что добавляем или убираем. Ориентируйтесь на возраст малыша: например, к 6-7 годам ребёнок может с лёгкостью запоминать до 10 предметов.

Упражнение «Сложи узор»

Возраст: от 4 лет

Сделайте узор или выложите рисунок из простых геометрических фигур (можно вырезать из картона) или деталей конструктора и попросите малыша запомнить его. Затем ребёнку нужно ненадолго отвернуться, а за это время вы меняете расположение одной фигуры или детали. Задача малыша — найти изменения и восстановить узор. 

Сначала можно начинать с 3-4 деталей, постепенно увеличивая их количество. Если ребёнок легко справляется, уберите несколько деталей или сразу все, попросив собрать узор заново. 

Это упражнение развивает память и воображение, увеличивает объём и концентрацию внимания.

Игра «Замечалки»

Возраст: от 5 лет.

Попросите малыша закрыть глаза и перечислить всё, что он увидел в комнате, помещении, на улице. Чем больше мелких деталей он вспомнит, тем лучше! Задавайте ребёнку наводящие вопросы, если ему пока трудно ответить. Например, сколько детей играют в песочнице? Длинные или короткие волосы были у кассира в магазине? Сколько чашек стояло на столе?

Игра «Паровозик»

Возраст: 4-7 лет

Это очень весёлая и забавная игра для небольшой группы детей. Суть проста — первый ребёнок называет любой предмет, следующий игрок повторяет слово и называет своё. Третий ребёнок повторяет то, что произнесли первые два, и добавляет сам и так далее.

“Паровозик” помогает увеличивать объём памяти, развивать слуховое восприятие и произвольное внимание. А ещё так можно закреплять материал, например, называя только фрукты, овощи, деревья, цветы

Пятнашки

Возраст: от 6-7 лет

Последняя из нашей подборки, но одна из самых известных игр! Пятнашки – это квадратная доска с 16 одинаковыми квадратными секциями внутри. В 15 из них находятся костяшки с цифрами от 1 до 15, которые расположены в коробке случайным образом. Задача игрока — расставить их в правильном порядке, двигая сверху вниз и слева направо.

Игра отлично развивает память и логическое мышление. А вы уже готовы сыграть?

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Повторение — мать учения

Чтобы материал надолго запомнился, его необходимо повторить хотя бы пять раз. Схема повторения проста: сразу после запоминания — через 20 минут — через день — через две недели — через два месяца. А что если у школьника на следующей неделе проверочная работа? Тогда готовимся по такой схеме: первых два повторения сразу в понедельник, третье — через день (среда), четвёртое — через шесть дней (воскресенье).

Мы рассказали об основных приёмах, которые помогут школьнику лучше и быстрее запоминать информацию, а также проще учиться. Эти полезные навыки пригодятся не только в учёбе, но и в будущей работе и просто по жизни. Лёгкого учебного года!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

Игры и упражнения на запоминание последовательностей

В 2009 году специалист по возрастной психологии Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали школьники с дефицитом рабочей памяти.

По 35 минут в день они занимались с обучающей компьютерной программой. Им надо было прослушать, а потом повторить серию букв и цифр, запомнить последовательность ряда огней, наблюдать за огоньками на сетке, а затем воспроизвести их после поворота сетки на 90 градусов.

Эксперимент шел шесть недель, задачи постепенно усложнялись. У большинства детей трудности с запоминанием исчезли, причем эффект занятий сохранялся и спустя полгода. Показатели IQ у детей не изменились, но обучаемость повысилась.

Попробуйте повторить этот эксперимент дома! Познакомьте ребенка с играми, где нужно запоминать порядок событий, например «Я пошел на рынок и купил»: участники по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие позиции. Много игр и упражнений на запоминание последовательностей можно найти в интернете.

Что же такое раннее развитие?

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Не относитесь к обучению маленького ребенка просто как к прелюдии к “реальному” образованию

Во время этой критической фазы, детский мозг способен уникально усваивать информацию. Если уровень интеллекта определяется способностью к обучению, то детей в возрасте от 2 до 7 лет можно считать самыми умными людьми на планете.

Исследования показывают, что некоторые навыки не могут быть усвоены так же хорошо после этого первого критического периода развития мозга. Например, исследования показывают, что дети в этом возрасте лучше всего готовы для изучения закономерностей языкового развития, что позволяет им овладеть вторым языком на том же уровне, что и родным. Однако, как только дети достигают 8-летнего возраста, их уровень владения языком снижается, и они уже не могут говорить на втором языке также хорошо, как на родном. Такой же эффект обнаруживается при развитии музыкальных способностей, например, идеального слуха.

Примечательно, что родители Эйнштейна не записывали его на уроки физики — той области, которая в будущем привела его к Нобелевской премии. Вместо этого отец Эйнштейна познакомил его со своей работой инженера. Мать записала его на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы он любил и ценил музыку. Оба вида деятельности повлияли на комплексное развитие его молодого ума. Заманчиво думать о раннем детском обучении как о подготовке к “реальному» образованию. Но, возможно, именно эти годы имеют наибольшее значение совсем в другом – в оптимальном развитии всей мозговой деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: