Игра на автоматизацию звуков г-к-х

Автоматизация звука [ х ]

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Задачи:Формировать навык правильного воспроизведения звука «Х» в разных позициях в слогах, словах.
    Развитие мелкой моторики, зрительно –моторной координации, пространственной ориентации.
    Воспитывать положительный настрой на занятии и желание учиться.

  • Слайд 3

    Белочка Хана вместе с ёжиком отправились на прогулку. Шли они, шли и вдруг увидели слоника который никак не мог собрать букет цветов, потому что боялся их растоптать.
    -Надо помочь слонику, -сказал ёжик.
    -Но как? –удивилась белочка.
    -Если вы будете правильно
    произносить слоги со звуком
    , то мы соберем
    букет для слоника.

    Белочка

    Хана

    вместе

    с

    ёжиком

    отправились

    на

    прогулку

    .

    Шли

    они,

    шли

    и

    вдруг

    увидели

    веселую

    лягушку

    .

    Лягушка

    широко

    улыбалась

    .

    Попробуй

    улыбнуться

    как

    лягушка

    .

    Это

    наше

    первое

    упражнение

    ,

    сказал

    ёжик

    .

    Упражнение

    «Лягушка»

    Лягушка сидела возле забора.

    А

    вот

    и

    вторая

    игра

    .

    Упражнение

    «Забор»

    .

    Раскрой

    губы

    и

    покажи

    сомкнутые

    зубы

    .

    Вот

    какой

    заборчик

    получился!

    Улыбнуться

    .

    Раскрыть

    губы

    .

    Зубы

    стоят

    ровно

    .

    Упражнение «Забор»

    Вдруг

    из

    за

    забора

    выскочил

    белый

    кролик

    .

    В

    лапках

    он

    держал

    красную

    морковку

    .

    А вот и третья игра,

    сказал ёжик.

    Упражнение «Кролик»

    Приподнять верхнюю губу и показать верхние зубы. Опустить нижнюю губу и

    показать нижние зубы. Вот какие зубы у кролика!

  • Слайд 4

    хе-хе — хе-хе-хе хя-хе-хю-хи хи-хи — хи-хи-хи хе-хю-хи-хя хи-хи-хи — хи-хи хю-хи-хя-хе хя-хя-хя — хя-хя хы-хя-хе-хю

  • Слайд 5

    -Большое спасибо, –сказал слоник, когда друзья собрали для слоника большой красивый букет.
    -Вы мне очень помогли. Пойдемте вместе со мной в гости к лягушке.
    -Ква, ква, -проквакала
    лягушка,
    которая сидела на
    другом берегу речки.
    -Называйте картинки и
    переходите
    мостик по бревнышкам.

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    -Какие вы молодцы, -проквакала лягушка, -правильно назвали все картинки.
    -А вот еще одно задание: пальчиковая гимнастика.
    «Хомячок»
    Хомячок, хомячок —
    рука сжата в кулак, с силой разжимаем по
    порядку все пальцы.
    Разожми мой кулачок.
    Разожми, разожми.
    Что найдёшь – себе возьми.

    Белочка Хана справилась с заданием, хотя это было для нее очень непросто.

  • Слайд 8

    И друзья отправились дальше по тропинке. Но что такое? На ее пути лежала большая-пребольшая гусеница. Назови слова — картинки от моих рожек до хвоста, потом я вас пропущу.

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    Друзьям было очень весело.

  • Слайд 11

    Пока Белочка Хана и ежик шли по тропинке они смотрели по сторонам и играли.

  • Слайд 12

    Друзьям было очень весело. Но вдруг на солнышко набежала тучка. Одна, потом другая. Вскоре тучки закрыли все небо.
    -Не грусти, белочка,
    -ответил ёжик.

    Солнышко для тебя приготовило задания.
    Если ты его выполнишь, то оно снова будет светить.

  • Слайд 13

    Домашнее задание

  • Слайд 14

  • Слайд 15

    -Молодец. И с этими заданиями ты справилась.
    Выглянуло солнышко.
    И нам пора возвращаться
    домой.
    -Вам понравилась наша прогулка?
    -Какой звук мы сегодня учились
    произносить?

  • Слайд 16

    Домашнее задание

    1.«Зевака» мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.
    2. «Запомни, повтори» (Запоминать по 2-3 слога)
    ах – ох – (ух) юх – ах — ох
    ох – их – (ах) ух – ох – их
    3.Проговаривать (по 5-7 раз)
    бах мох? подвох отдых
    птах вдох обух петух
    монах? Выдох мех конюх?
    4. «Запомни, повтори» хобот – хата – муха конюх – отдых — помеха
    охота – мех – петух уха – ахать — обух
    5. Закончить предложения словом «петух» или «муха».
    — На банке сидит … (муха). – В окно влетела … .
    — На заборе сидит … (петух). – Около дома гуляет ….
    — Громко кукарекает …. – Петя на тарелке увидел ….
    — Вика рисует …. – Красивый гребень у ….

Посмотреть все слайды

Работа в тетради

Дефектолог. Мы молодцы, мы собрали букву Х. Показывает картинку с буквой х.

— X — на ножницы похожа,Но в работе, а не лежа.Хочешь — порешь,Хочешь — шьешь,Хочешь — сам себя стрижешь.

Дефектолог переворачивает картинку озера.

— Ребята, посмотрите, буква Х ещё нет в нашей кассе букв. Ребята перед нами очень глубокое озеро, чтобы нам его перейти что нам нужно? (Построить мост)

— Предлагаю вам построить его из буквы х

— На что похожа буква X? (Ответы детей)

— Сделаем букву X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук. Действие.

— Сколько элементов у буквы х? (Два).

— Пропишем её в воздухе. Действие.

— Теперь нам осталось её пропечатать в тетрадях и построить мост

Дети печатают в тетради букву Х. Пока дети печатают дефектолог меняет картинки и ставит озеро с мостом.

Различение звука Х и Хь на слух.

Игра «Сигнальщики» (определение звуков Х и Хь в звуках, слогах, словах).

— Наша обезьянка  привела нас в город Звуков и хочет, чтобы мы помогли ей отыскать слова со звуком Х и Хь. Для этого нам нужно стать сигнальщиками, Приготовиться, внимательно слушать и в нужный момент дать ей сигнал.

— Ну что поможем нашей Хохотушке? Тогда слушайте задание. Когда вы услышите звук Х, вы поднимите руки вверх, если услышите звук Хь- разведете руки в стороны (сначала называются звуки, потом слоги).

Дети встают в круг, на расстоянии вытянутой руки.

Дефектолог: П, х, к, хь, н, х;

Ми, хи, хр, ви, пи, ха, ох, их;

Кошка, мох, петух, лапша, хорёк, коньки, подсолнухи, машина, духи, хомяк.

Нескучные занятия

На этапе автоматизации изолированного звука и слога хорошо бы предложить ребятам такие дидактические игры:

Самое простая развивающая игра – «Лесенка». Сделать ее легко из конструктора. Суть такова: на следующую ступеньку можно подняться только в том случае, если удалось правильно произнести звук (любой К, Г, Х или дальше по этапу слоги, слова). Можно «шагать» пальчиками, что полезно для сенсорного развития.

  • Тактильна звуковая дорожка: дидактическая игра, предполагающая прохождение пальцами или фишками нарисованных лабиринтов, полей-бродилок, произнося на каждом повороте изолированный звук или слог. Сделал шаг – произнес звук, слог. Дальше можно усложнить – произносить нужно уже слово. Существует большое количество вариантов этой забавы, смотрите в магазинах.
  • «Накорми птицу, рыбку, животное»: используется картинка, игрушка, самодельный атрибут, изображающий любое существо, и вот его нужно накормить. Но прежде чем дать петушку, например, зернышко, нужно четко произнести звук, слог, слово: к-к-к, ко-ко-ко, кушай. Точно также на другие звуки.

Можно усложнить: из ряда предметов или изображений выбирать лишь те в качестве корма, в названии которых есть заданный звук: в начале, середине, конце.

  • «Нагрузи грузовик»: принцип тот же, что и с «кормлением». Нужно класть в кузов груз, но вначале произнести звук, слог, слово.
  • Широко используются игры с карточками: на картинках изображены предметы или живые существа, необходимо выбрать те, в названии которых есть определенный звук. Или находим на рисунке с множеством предметов необходимое изображение. Также соединяем графическое изображение звука с изображением предмета на этот звук.

Еще хорошо тренирует мозг задание на поиск и вычеркивание лишних изображений, в названии которых нет нужного звука или слога. Отлично воспринимается детьми задача дорисовать деталь рисунка, которая начинается на определенный звук: птичке – клюв, лошадке – копыто. Это уже под силу для детей 5-6 лет.

«Рыбалка»: удочка с металлическим грузиком, к которому хорошо прилипают магнитные карточки с изображениями, позволит разнообразить логопедические занятия. Задача: поймать на удочку необходимые карточки.

Автоматизация Х в скороговорках и чистоговорках

Хороший эффект дают скороговорки и чистоговорки. Они легко запоминаются и обеспечивают тренировку верного произношения.

Хорошая халва — хозяйке хвала.Хохотушка буква ХА хохотала: «Ха-ха-ха».Прохор да Пахом ехали верхом.Муха-горюха села на ухо.

Закрепить звук в речи в игровой форме помогут стихи:

Иха-иха-иха-иха — громко топала слониха,Иха-иха-иха-иха — быстро прыгала зайчиха,Иха-иха-иха-иха — быстро бегала лосиха,Аха-аха-аха-аха — не спешила черепаха.

* * *Ха-ха-ха — варится уха.Хи-хи-хи — поедим ухи.Ху-ху-ху — съели мы уху.Хи-хи-хи — больше нет ухи.

* * *

Ходил хорек на елку к волку,Унес хлопушку втихомолку.Теперь хорек своей хлопушкойЗверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Постановка и закрепление в речи звука Х достигается достаточно быстро. В самых сложных случаях произношение исправляют механически (например, из С’ при помощи шпателя).

Чистоговорки, стихи и загадки ускорят процесс процесс автоматизации и сделают его более увлекательным.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Я хочу загадать вам загадку.

На лице цветет

От радости растет.

(Улыбка)

Подарите друг другу улыбку для хорошего настроения

А я сегодня ребята получила письмо, давайте прочтем его и узнаем кто нам пишет. А пишет нам буква
«Х»

Здравствуйте ребята, я очень хотела попасть к вам, но заблудилась, помогите мне отыскать дорогу к вашему детскому саду. Буква написала
, что она сможет вернуться, если вы выполните задания. Поможем?

Но прежде, мы должны подготовим наш язычок для работы.

Возьмите зеркала давайте выполним упражнения. (Дудочка, улыбка, часики, качели, вкусное варенье, лошадка)

Хорошо! А теперь скажите звук
«Х»
гласный или согласный? Бывает твердый, бывает мягкий, проверьте какой он, звонкий или глухой. Возьмите синий и зеленый квадратики.

Ну что ж наш язычок готов и можно посмотреть карту и начать выполнять задания.

За каждое выполненное задание вы будете получать вот такой фрагмент, посмотрим что же у вас получиться в конце.

1. У вас в руках квадратики, я буду называть слоги, если вы слышите твердый звук
то поднимаете синий квадратик, если мягкий, то зеленый.

(Ха, хи, хо, ху, хе, хё, ха, ах, ух, ох,)

Молодцы справились.

Посмотрим какое же следующее задание нам нужно выполнить.

2. Распределите картинки по двум группам, к синему с твердым звуком
, к зеленому с мягким звуком
, вместе проверим. (Находим место звука в слове
, полным ответом)

Физминутка. «Чударики»
(видео игра)

3. следующее задание. Давайте составим предложение с каждым из этих слов. (используются картинки из предыдущего задания)

4. Найди лишнее слово. (на экране)

5. Назовите только те слова в названиях которых есть звук
«Х»

Вот и буква
! Вернулась она к нам?

Давайте украсим нашу букву
. (выкладываем камнями.)

Итог занятия
: Если вы считаете
, что у вас все получилось возьмите оранжевую звездочку, если вы считаете, что не все получилось, то желтую.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква О»

Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Конспект занятия «Звук и буква Ч»

Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; — учить детей.

Конспект занятия «Звук и буква Ж»

Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

Конспект занятия «Звук и буква А»

Задачи: познакомить детей с гласным звуком и буквой А; учить определять позицию звука в слове; упражнять в интонационном выделении.

Конспект занятия «Звук и буква Б»

Конспект НОД в подготовительной группе МБДОУ №61 для детей с ОНР второго года обучения. Учитель-логопед Носова Г. Г. Тема: «Звук и буква.

Конспект занятия «Звук и буква Т. Продукты питания»

Цель: 1. Знакомство с продуктами питания 2. Нахождение звука Т в словах 3. Деление слогов на слоги 4. Нахождение звука в слове 5. Отвечать.

Игра «Собери букву Х»

— Мы добрались до глубокого и очень опасного озера. Мы его не перейдём, если не выполним задание.

Нам нужно построит мост из буквы Х. Давайте, найдем букву Х в нашей кассе букв.

В кассе этой букве нет, но в кассе записка.

Дефектолог. Ребята, я нашла записку, вот что в ней говорится: «Где найти вам букву ха спросите у петуха».

— Ребята ищите, где — то в группе должен быть петух.

Дети находят петуха на хвосте части буквы Х.

Дефектолог. Давайте спросит у петуха: «Где найти нам букву Х?»

Дефектолог от имени петуха:

Посчитав в уме до двух,Отвечает нам Петух:- Ни в окне, ни на плитеУ меня она — в Хвосте!

Дефектолог. Посмотрите ребята у петуха на хвосте какие — то части может эта буква х? Давайте все вместе её соберём.

Дети собирают букву из частей

Характеристика звуков Х и Хь.

Дефектолог: Какой звук мы произносили, когда грели руки? (Звук Х).

— Посмотрите в зеркала  произнесите звук Х, зубы у нас при этом разомкнуты, кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки поднимается к небу и создает щель, через которую проходит воздушная струя.

— Можно ли петь этот звук? (Нет)

— Если препятствие для воздуха?(Да).

— Какое? (Язык).

— Значит этот звук согласный или гласный? (Согласный).

— А теперь рукой дотроньтесь до горлышка, вибрируют ли голосовые складки? (Нет).

— Значит звук какой? (Глухой)

— А теперь ребят обратите внимание на карту на нашем пути, мы встречаем обезьянку. Дефектолог переворачивает картинку

Дефектолог переворачивает картинку.

— А зовут ее Хохотушка. В название имени Хохотушка, какой звук?(звук Х).

— Дайте характеристику звуку Х. (Ответы детей)

— Наша обезьянка умеет весело смеяться хи-хи-хи. Какой вы звук слышите? (Ответы детей)

Ход занятия

Организационный момент

На доске картинки горы соединены штрих линией и перевернутые картинки: обезьяны, сигнальщика, озера, пирата и сундука. В группе спрятан сундук с призами и петух с частями буквы на хвосте.

Дефектолог: Мы сегодня будем путешествовать по необычному острову, нам надо пройти очень сложный маршрут и в конце пути найти клад. Давайте с вами представим, что мы стоим на вершине заснеженной горы. Снега здесь много и сейчас, мы поиграем в снежки. Лепите снежки, подбрасывайте, ловите, кидайте их сугроб. Замерзли? Теперь погреем руки. Дышите на них легко-легко: Х-Х-Х. Давайте спустимся с горы и сядем на свои места.

Отработка звука в рассказах

Можно предложить ребенку небольшой рассказ. Например, можно приготовить разные картинки с изображениями животных и предметов, в названиях которых встречается звук Х.

Вместе с ребенком, раскладывая картинки, можно придумывать рассказ по этим карточкам.

Акцент при произнесении каждой карточки делать на Х. Также можно озвучивать высказывания героев своего рассказа.

Приведем пример.

Собраны картинки с изображениями: хомяка, хитрой лисы, хромого зайца, хлеба, хаты в лесу, храброй мыши.

Показываем карточку и начинаем рассказ:

Как-то раз Храбрая мышь повстречала Хомяка — соседа. УХ и весело было им вдвоем, просто уХаХатывались, рассказывая друг другу истории — ХА-ХА-ХА, да ХО-ХО-ХО. Мышка то и дело подХиХикивала — Хи-Хи-Хи.

Вдруг на полянку выскочил Хромой заяц. Храбрая мышь не испугалась, но за Хомяка спряталась. Заяц был чем-то взволнован и пристанывал — оХ-оХ-оХ.

Храбрая мышь уХитрилась приблизиться к Хромому зайцу и ХХХвать его за Хвостик. Заяц и вовсе расстроился и говорит: аХ, ты Храбрая мышка. Зачем сХватила меня за мой Хвостик! АХ, аХ, аХ.

Храбрая мышка отвечает: потому что я Хоть и маленькая, но очень ХХХрабрая!

Заяц говорит: да не слишком ты ХХХвастайся. не ХХХвались пока. Вон там Хворост Хрустит. Посмотрим, будешь ли ты теперь Храбрая.

Из-за Хвойных деревьев появилась Хитрая лиса. УХ-уХ-уХ, умаялась я. ХХХоть бы кто помог мне, Хворост тащу в свою Хатку. Хочу печку истопить, Хлебушек постряпать.

Храбрая мышь вызвалась помочь, Хвалится — я Хлебушек люблю, я тебе помогу, Хворост твой до Хатки донесу.

А лиса была ХХХитрая, преХХХитрая. СХватила Храбрую мышку, да и Ходу дала в Хвойный лесок, в свой Хуторок.

Вот и рассказику конец.

Публикация «Тетрадь-тренажер для автоматизации звука [Х]» размещена в разделах

  • Буква Х и звук , . Конспекты занятий
  • Дифференциация и автоматизация звуков
  • Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
  • Темочки

спонтанной речи.

В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и упражнения могут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала предлагаются упражнения на автоматизацию звука изолированно, на закрепление графического образа буквы, на развитие фонематических процессов. Затем автоматизацию в слогах, словах, во фразах, предложениях, чистоговорках, тексте.

Постепенно выполнив с дошкольником все задания тетради- тренажера, вы без особых усилий добьетесь полной автоматизации звука в свободной речевой деятельности.

1. Упражнение «Шустрый хомячок». Помоги хомячку добраться до зернышек, домика, пробежать по колесу и убежать от кошки.

Веди пальчик по дорожкам произнося отчетливо звук х-х—х-х.

2. Упражнение «Бабушка спит». Ты научился произносить звук х — правильно. А у звука х есть сестра буква — х, ты будешь учиться ее читать и писать. Бабушка спит, ей приснились буквы, но они перепутались. Найди все буквы х, назови их и раскрась кружочки рядом с ними фиолетовым цветом.

3. Упражнение «Найди слова». Помоги Хельге определить и назвать слова со звуком х. Обведи слова со звуком х в кружок.

4. Упражнение «Хоккеист». Хоккеист тренируется забивать шайбы в ворота. Давай с ним поиграем. Повтори слоги на шайбах, забивай голы вместе с хоккеистом. Отчетливо произноси звук х.

5. Упражнение «Поймай бабочку». Помоги детям поймать бабочек на полянке, произноси слоги, закрывай пойманных

бабочек фишками.

6. Упражнение «Собери посылки». Из грузовика выполи посылки, помоги собрать их, называй картинки нарисованные на посылках.

Словарь: халат, хата, халва, хорек, хобот, хурма, художник, холодильник, хлеб, хлопушка, хлопья, хвост, черепаха, уха, муха, яхта, пихта, охотник

7. Упражнение «Воздушные шарики». Помоги клоуну собрать воздушные шарики, называй картинки, дорисуй ниточку от шарика до клоуна.

Словарь: смех, петух, мех, орех, пух, мох, подсолнух, горох, пастух, воздух

8. Упражнение «Найди слово». Найди слова, в которых звук «х» находится в начале, середине и в конце слова. В зависимости от того, где находится звук, раскрась соответствующий квадрат.

Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Словарь: хлопушка, хорек, пастух, хомяк, муха, халат, охотник, подсолнух, хоккеист, хурма, петух, ухо

9. Упражнение «Муха». Назови на что (кого) села муха. Продолжи фразу: «муха на.

Словарь: халат, охотник, холодильник, яхта, горох, хлеб, подсолнух, орех, хата

10. Упражнение «Закончи предложение». Послушай начало предложения и закончи его подходящими словами. Повтори предложение полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки.

Словарь: муха, петух, пароход, горох, охота, уха

11. Упражнение «Рифма». Послушай начало фразы и закончи е подходящими словами. Повтори фразу полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки.

12. Упражнение «Кто быстрее?». Назови картинки в таблице как можно быстрее, отчетливо произнося звук «х».

Словарь:Хата, холм, петух, халва.

Муха, ухо, смех, хурма.

Пихта, шахта, шах, орех,

Воздух, запах, ах и мех.

13. Упражнение «Расскажи». Послушай рассказ о хомяке. Перескажи его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.

Тихон очень хотел, чтобы ему подарили хомяка. и вот наконец они с папой поехали на птичий рынок и купили хомячка. Этот хомячок был хорошенький зверек с пушистым мехом. Тихон попробовал кормить хомячка сахаром, хлебом, халвой. Хлеб хомячок съел, а сахар и халву даже не попробовал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: