Сдвг у детей дошкольного возраста

Гиперактивный ребенок – что делать? советы психолога

Диагностика СДВГ

fizkes/Shutterstock.com

Как правило, первые звоночки и признаки СДВГ замечают родители и специалисты детских дошкольных учреждений. Иногда симптоматику может заметить детский невролог во время стандартного медосмотра. Если родители отнесутся внимательно к словам специалистов, то они смогут своевременно получить правильный диагноз и рекомендации по дальнейшему лечению ребёнка.

Диагноз СДВГ имеют право поставить только психиатр и невролог. Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

Врач разбирается с симптомами, проводит соответствующие исследования, ставит диагноз и даёт рекомендации для лечения. В зависимости от особенностей проявления трудностей он также может порекомендовать занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

Исследования, которые придётся пройти для постановки диагноза СДВГ:

  1. Опрос пациента (или законного представителя) о тех симптомах, что он замечает в поведении. Как он реагирует на те или иные ситуации дома, в саду или школе, на прогулке и т. п.
  2. Опрос о протекании беременности и раннем детстве пациента.
  3. Наблюдение за поведением пациента на приёме и тесты двигательной функции, рефлексов, координации и чувствительности разных частей тела.
  4. Для выявления физиологических предпосылок болезни врач может назначить клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи.
  5. В некоторых случаях могут назначить проверку функций щитовидной железы, надпочечников, половых желёз, МРТ и ЭЭГ.
  6. Врач также проводит опрос ребёнка с целью выявить уровень развития интеллектуальных способностей, речи, умения поддерживать беседу, понимание длинных предложений и концентрации внимания. Он оценивает когнитивные функции ребёнка (умение анализировать, выстраивать причинно-следственные связи).

Далее врач оценивает симптомы, сверяет их со справочником детских болезней DSM-5 и устанавливает диагноз «СДВГ».

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.

Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.

Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина

Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.

Неблагоприятная экологическая и социальная среда.

Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

ОТСТАВАНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано следующими причинами:

  • педагогической запущенностью;
  • задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы;
  • общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

Практический психолог, работающий с дошкольниками, должен уметь дифференцировать указанные типы отставания детей в психическом развитии, поскольку в его компетенцию входит коррекция только педагогической запущенности и легких форм задержки психического развития. Более сложные случаи требуют комплексной медицинской, дефектологической и психотерапевтической помощи.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье

Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:

  • Гипоксия плода
  • Угроза прерывания беременности
  • Стрессы во время беременности
  • Неправильное питание во время беременности
  • Курение

Неблагоприятные факторы в родах:

  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)

Иные факторы:

  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Положение гиперактивного ребенка в социуме

Вполне понятно, что неадекватное поведение малыша вызывает отрицательное отношение окружающих. Они могут делать ему замечания, наказывать, повышать голос, пытаться увещевать его. Однако, как правило, никакие уговоры и замечания не помогают. Чаще всего ребенок и сам испытывает определенные трудности в социуме, которые усложняют его жизнь:

  • эмоциональная нестабильность, когда от быстрых слез малыш переходит к громкому необоснованному смеху, может истощать его нервную систему;
  • своей чрезмерной активностью он вызывает недовольство сверстников и сам же от этого страдает;
  • плохая сосредоточенность мешает ребенку в успешном обучении сначала в детском саду, а потом и в школе;
  • нестабильность поведения приносит проблемы в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • по оценкам специалистов у гиперактивных детей присутствует искаженность восприятия, поэтому они часто получают неверную информацию.

Так как диагноз синдрома гиперактивности может поставить только специалист, родителям, заподозрившим такие проявления у своего малыша, нужно обратиться к врачу. И если специалист подтвердит, что в семье растет гиперактивный ребенок, всем домашним полезно знать, что делать для правильного общения с ним.

Важно: родителям будет полезно знать, что попутно с синдромом гиперактивности проявляется минимальная мозговая дисфункция (ММД). Но наличие и как проявляется дисфункция должен определить невропатолог после специальной диагностики

Кроме того, синдром гиперактивности имеет еще одно название – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Диагностика

Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.

Как помочь своему ребенку прожить СДВГ без потрясений?

Светлана советует следующее:

  1. Относитесь к ребенку и его трудностям с пониманием: не оскорбляйте его и не унижайте, когда у него что-то не получается. Иначе у него может развиться выученная беспомощность, а для детей с СДВГ это особенно нежелательно.
  2. Любите безусловно и принимайте ребенка таким, какой он есть.
  3. Постарайтесь всегда быть на стороне ребенка, особенно когда происходят какие-то конфликты в школе. Судите по справедливости. Понимайте, как на поведение ребенка влияют особенности его нервной системы и объясняйте это другим. 
  4. Исходите не из требований и удобства школы, а из особенностей и потребностей своего ребенка. Можно поменять учителя, школу, город, но не собственного ребенка. Подберите для ребенка хорошие условия для обучения (индивидуальный подход). Да, ребенок с СДВГ может быть очень сложен для социума, а это значит, что необходимо найти или создать поддерживающую социальную среду. В некоторых случаях идеальным вариантом может быть семейное образование. 
  5. Привлекайте специалистов для помощи ребенку — клинический психолог поможет справляться с дефицитами, проработать эмоции и переживания, негативный опыт общения с учителями или одноклассниками.
  6. Помочь ребенку снизить проявления СДВГ можно с помощью некоторых медикаментов и правильного психолого-педагогического подхода.

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
Ребенок часто теряет свои вещи.
Легко отвлекается на внешние раздражители.
Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Рекомендация от психолога

Ground Picture/Shutterstock.com

Если вы замечаете у своего ребёнка признаки гиперактивности и дефицита внимания, постарайтесь не игнорировать своё волнение и не откладывать поход к специалистам.

При комплексном подходе к коррекции СДВГ прогноз относительно благоприятен : у большинства детей по мере роста и коррекции нарушения компенсируются и большинство симптомов уходит.

Кроме того, помните, что никакой специалист и никакое лечение не заменят любви и адекватности родителя. Без искренней заинтересованности родителя работа по коррекции СДВГ будет проходить крайне сложно.

Любите своих детей такими, какие они есть, и верьте, что преодолеть трудности возможно. Главное — делать!

Источник фото обложки: Petr Bonek/Shutterstock.com

4

Как проявляется гиперактивность у ребенка?

Диагноз СДВГ обычно ставит невролог или невропатолог

При этом признаки гиперактивности настолько очевидны, что и сами родители обращают на них внимание. Если вы отмечаете хотя бы половину симптомов из нижеприведенного списка, будет нелишним показать его неврологу

Гиперактивный ребенок, признаки:

гиперактивность в год может проявляться в нетерпимости: если малыш постоянно ерзает, сидя на стуле, дергает руками и ногами, пытается встать даже в транспорте или когда ему читают книжку;
гиперактивный ребенок мгновенно реагирует на каждый раздражитель (шум, лай собаки за окном, песня вдалеке), даже если в это время он разговаривает или чем-то занимается;
на гиперактивность у детей дошкольного возраста можно обратить внимание, если ребенок не в состоянии дождаться очереди в игре, а из всего комплекса игр он предпочитает только подвижные;
часто отвечает на вопрос невпопад, потому что не дослушал фразу до конца. К примеру, на вопрос «Артем, когда ты приходишь… (конец вопроса должен был звучать как «домой, то моешь руки?») — ребенок, не дослушав, отвечает: «Днем»;
гиперактивный ребенок не может действовать по инструкции или определенному заданию в игре;
бросает дело, не завершив и быстро переключается на другое; порой кажется, что он разбросал игрушки и не желает их убирать, но на самом деле он просто забыл о них;
во время общения или игры ведет себя беспокойно, много говорит, стремится все время перебить собеседника, настаивает на своем;
невнимательный ребенок: часто теряет вещи и игрушки;
также синдром гиперактивности у детей проявляется в игнорировании препятствий и ограждений — ребенок их будто не замечает.. Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно

Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова

Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно. Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова.

Есть еще несколько признаков, которые помогут вам оценить поведение своего чада:

  • Гиперактивный и невнимательный ребенок проявляет цикличность в своей работе: он может быть активным около 5-15 минут, после чего ему необходимо «перезагрузиться» в течение 4-6 минут.
  • Вы можете проверить слух ребенка: при гиперактивности ему будет сложно повторить подряд похожие звуки, поскольку у него могут быть трудности с их распознаванием.
  • Выполняя рисунки и спортивные упражнения, гиперактивный ребенок обычно плохо скоординирован: ему сложно делать одинаковые движения обеими руками, а линии его рисунков непропорциональны, в изображении очень трудно распознать оригинал.
  • Гиперактивный ребенок говорит либо быстро, будто не успевая за своими мыслями, либо очень медленно — возможно, с заиканием.

Как связана с синдромом дефицита внимания?

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

Рекомендации для родителей

Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями
Не следует формировать ему «тепличные» условия.
Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
Дома должен быть четкий распорядок дня
Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
Будьте спокойны, как бы это ни было трудно

Вы – пример для вашего ребенка.
Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

Правила общения с гиперактивным ребенком

Диагноз специалистами поставлен! И у семьи сразу возникает вопрос: как воспитывать гиперактивного ребенка? Надо понимать, что малышу требуется внимательное и понимающее отношение не только со стороны близких, но всех окружающих людей. Чем раньше в семье начнут заниматься с малышом, тем быстрее появится положительный результат преодоления СДВГ. Конечно, можно дождаться того момента, когда гиперактивность практически исчезает (в 12-18 лет), однако психологические проблемы могут остаться надолго у ребенка. Поэтому близким людям необходимо понимать, как правильно общаться с гиперактивным ребенком. Специалисты предлагают четкие рекомендации в воспитании гиперактивного ребенка и что делать для его полноценного развития:

необходимо строить жизнь гиперактивного ребенка по четко составленному режиму дня, чтобы нервная система постоянно находилась в стабильном состоянии. Все режимные процессы должны происходить в одно и то же время

Особое внимание обратить на организацию дневного и ночного сна;
в семье должно быть исключено общение на повышенных тонах, которое может излишне возбуждать малыша. Родители должны разговаривать между собой и с ребенком спокойно, доброжелательно;
если вдруг возникает какая-либо непредвиденная семейная ситуация, взрослым не надо паниковать, впадать в отчаяние, тем самым нервировать малыша

Все события и действия обсуждать без него или в его присутствии уверенно, четко, чтобы создавать у ребенка состояние защищенности;
в доме близким необходимо постараться создать уютную атмосферу, располагающую к доброжелательному общению;
ни в коем случае не применять физические наказания по отношению не только к гиперактивному ребенку, но и к другим детям в семье;
нежелательно эмоционально перегружать малыша, например, во время праздничных мероприятий;
при проявлении капризов необходимо постараться отвлечь внимание малыша, без раздражения объяснить ему ситуацию. Если все же ребенка невозможно переубедить, особенно в общественном месте, например, при покупке игрушки, сладостей, лучше компромиссно обсудить с ним необходимость покупки;
хорошо действует на гиперактивного ребенка неспешная увлекательная прогулка. Зная, что любит малыш, лучше заранее продумать маршруты прогулки и наблюдения. Например, очень хорошо, если ребенок будет подолгу наблюдать за птицами, их повадками, слушать пение птиц. Взрослый может предложить научиться на слух определять, какая птичка поет. Такие неспешные прогулки успокаивают гиперактивного ребенка, учат его внимательности;
с гиперактивным ребенком нежелательно быть в многолюдных местах и массовых мероприятиях (концертах, гуляниях),все это может утомлять и провоцировать капризы малыша;
продумать в домашней обстановке игровой уголок, рабочую зону, место отдыха дошкольника, чтобы ничто не отвлекало его от занятий;

хорошей возможностью для снятия эмоционального напряжения и выхода энергии могут стать спортивные кружки, бассейн, секции, куда можно приводить ребенка. Особенно такие кружки будут полезны для мальчика, который в спорте может найти выход своей необузданной энергии;
действенным средством снятия мышечного и эмоционального напряжения, развития внимания, формирования волевой регуляции, умения общаться со сверстниками, могут стать разные виды игр, которые несложно организовать в домашней обстановке и обогатить семейный досуг.

Проявления у детей дошкольного возраста гиперактивности

Гиперактивность у детей дошкольного возраста стала довольно частым отклонением. Достаточно остановиться около детского сада во время общей прогулки и понаблюдать за детьми. В этом возрасте они еще не умеют притворяться. Сразу видно, что кто-то ведет себя спокойно, а кто-то — излишне энергичен и суетлив. Нужно ли родителям беспокоиться и применять какое-то лечение или — «само пройдет»?

Такое поведение часто объясняется возрастом и не является патологией. Но и запускать такое состояние нельзя. Привычка вести себя чересчур деятельно может впоследствии стать причиной непонимания со стороны сверстников и педагогов. Распространенными признаками гиперактивности являются:

  • повышенное беспокойство — ребенок постоянно крутится на стуле или стоя на одном месте;
  • постоянное движение везде, где бы он ни находился;
  • нарушения внимания;
  • двигательная активность тогда, когда попросили тихонько посидеть;
  • высокая активность по сравнению с другими детьми ;
  • нетерпеливость по отношению к делам;
  • отсутствие контроля за собственными действиями;
  • импульсивность при принятии решения — сначала делает, потом думает;
  • подпрыгивание на одном месте, если нужно стоять на одном месте, или частые вскакивания со стула, если нужно сидеть;
  • двигательная активность, подчас не имеющая никакой цели и смысла;
  • при невозможности постоянно двигаться проявление через речь: постоянные разговоры, шумное поведение;
  • неспособность заполнить свой досуг тихими играми или чтением.

Обязательно нужно помнить, что мы сравниваем детей не с нами, не с младшими братьями-сестрами, а только со сверстниками. Причем умственное развитие этих детей должно быть примерно на том же уровне, что наше. Иначе мы рискуем поставить неверный диагноз. Изменение поведения — это всегда наличие проблемы.

Как можно количественно выразить гиперактивность дошкольников, чтобы понять смысл изменений поведения? Особенности складываются из следующих факторов:

  1. Около 70% детей проявляют беспокойство по любому поводу.
  2. Приблизительно половина гиперактивных детей страдает расстройством аппетита: это может быть как его отсутствие, так и излишнее потребление еды.
  3. У 70% детей присутствуют устойчивые приемы поведения.
  4. У 50% гиперактивных детей возникают проблемы со сном.

Такое состояние объясняется часто дефицитом внимания, поэтому происходит объединение причины и следствия под аббревиатурой СДВГ. Что расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности»

Под вниманием подразумевается не забота и чуткость по отношению к младшему члену семьи, а способность внимательно выслушать, рассмотреть, сконцентрироваться на каком-либо объекте

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
бросает начатое дело, не закончив его до конца;
внимание избирательное, неустойчивое;
небрежность, невнимательность во всем;
не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: