Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Слайд 18Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям

принадлежит Е. К. Грачевой (1866 — 1934). Благотворительная деятельность имела большое значение в возникновении учреждений для умственно отсталых детей. Именно Е.К.Грачевой принадлежат начинания в этой благородной миссии. Привлекая многих видных деятелей к участию в благотворительной деятельности, Е. К. Грачевой удалось создать первые в России приюты для детей — идиотов и эпилептиков.В.П.Кащенко (1870— 1943) был одним из активных участников организации системы обучения и воспитания аномальных детей. Его мировоззрение формировалось в процессе посещения революционных кружков.Только после Октябрьской революции 1917 г. учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями передаются в Народный комиссариат просвещения. Начинается создание государственной системы народного образования

Слайд 11История оказания помощи детям с нарушениями интеллектуального развития, их

воспитания и обучения распадается на три больших периода: до Октябрьской революции, в СССР и в настоящее время. Каждый из выделенных периодов отличается конкретными подходами и направлениями. До Октябрьской революции общественность в лице передовых мыслителей, философов, педагогов и медиков высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. В статье «Учение с медленным пониманием», опубликованной в 1858 г. в «Журнале для воспитателей», Добролюбов Н.А. писал: «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя называют бездарными, бестолковыми. … А между тем они-то заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя»1.

Условия формирования и развития навыков самообслуживания

Замечание 1

Обучение навыкам самообслуживания может проходить на специально организованных занятиях, в бытовых ситуациях, в играх. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях.

Основные условия формирования и развития навыков самообслуживания у детей с ТМНР:

  1. Определение точного навыка, который необходимо сформировать.
  2. Сопровождать все действия словесно. Например, сейчас мы с тобой будем мыть руки, для этого нужно вначале закатать рукава и т.д.
  3. Сообщать четко, кратко и последовательно ребенку, что ему необходимо выполнить. Например, закатай рукава, открывай кран, бери в руки мыло, намыливай и т.д.
  4. Все указания произносить медленно и только лишь тогда, когда ребенок смотрит на взрослого и по выражению его лица понятно, что он слышит и хорошо понимает, что ему говорят.
  5. Разделять весь процесс на отдельные небольшие действия, которые ребенок способен выполнить самостоятельно по указанию взрослого. Если ребенок забыл, как это делать, то помимо словесного напоминания следует показать ему собственным примером, как это следует делать.
  6. При показе необходимо помнить, что показ должен быть четким, последовательным и неторопливым.
  7. Весь процесс овладения навыками самообслуживания должен проходить в благоприятной психологической обстановке.
  8. Помимо выполнения непосредственно действий, относящихся к обслуживанию относительного самого себя, следует организовывать разнообразные игровые ситуации, в которых ребенок проигрывает данные навыки с игрушками. Например, ребенок кормит Мишку, умывает куклу, укладывает спать Зайчика и т.д.
  9. Разработать алгоритм выполнения действия по самообслуживанию и повесить его в месте совершения. Например, последовательность мытья рук над раковиной, последовательность одевания и раздевания. Наглядности могут быть готовые, купленные в магазине, а могут быть созданы родителем при участии ребенка.

Формирование навыков самообслуживания связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Для этого используются разнообразные игры, задания и упражнения. В целях закрепления этих представлений используются дидактические игры.

Слайд 15Учреждение имело свою структуру, цели и задачи и успешно оказывало медицинскую

и педагогическую помощь. Во врачебном отделении оказывалась медицинская помощь; в воспитательном проводилось обучение по методу Э.Сегена и Е.Х.Маляревской; в кабинете по типу современных медико-педагогических консультаций проводился амбулаторный прием детей, велось их обследование, давались рекомендации по обучению, лечению

Большое внимание уделялось урокам рисования, лепки, гимнастики, музыки. Воспитанник мог пребывать в учреждении от нескольких месяцев до пяти лет

Со временем в учреждение стали поступать дети со всех концов России. Опыт работы этого заведения лег в ос­нову организации учреждений для этой категории детей.

Прогноз при умственной отсталости

https://youtube.com/watch?v=DtnLuOSQ3m0

Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

инвалидностиДетям с умственной отсталостью могут присвоить:

  • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
  • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
  • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: