Развитие психических функций у детей раннего возраста. внимание и память

Развитие психических функций у детей раннего возраста: внимание и память - статьи центра логопед профи

Развитие эмоционально-волевой сферы

Атмосфера жизни в семье, постоянные эмоциональные связи становятся их источником и примером, который дети после 2-х лет быстро перенимают, подражают. Важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка играют слова-оценки взрослых, которые связаны с соответствующим выражением лица, мимикой, жестами, отношением к ситуации.

Источником эстетических эмоций ребенка являются встречи с яркими, блестящими, цветными, мелодичными, ритмичными явлениями. Дети сразу замечают яркий бантик, бусы, пряжку на сумке, эмоционально относятся к ярким рисункам, любят слушать музыку, двигаются под музыку. Дети 2-х, 3-х лет проявляют особый интерес к сказкам, стишкам, потешкам.

Наряду с развитием положительных эмоций в детях раннего возраста формируются негативные эмоциональные состояния. Они сердятся, боятся, завидуют, ревнуют, чувствуют досаду, застенчивость, обидчивость. Негативные эмоции у детей, являются реакциями на ту или иную неблагополучность в их жизни.

Повторяясь, такие эмоции приводят к формированию неправильной внутренней позиции ребенка. На конец раннего возраста эмоциональная жизнь ребенка становится достаточно богатой. У них появляется устойчивое отношение к определенным лицам, которое не зависит от ситуации. Под влиянием социальных отношений детей формируется самолюбие.

Благоприятное развитие: советы для родителей

Необходимо следить за распорядком дня ребенка и избегать его переутомления

Стоит провести коррекцию режима в соответствии с нормами для двухлетнего возраста.
Для развития речи малыша важно сопровождать свои действия речевыми комментариями, говорить четко и правильно, простым языком. 
Инструкции взрослых должны быть короткими и предельно ясными. Пространные разъяснения могут запутать ребенка.
Стоит как можно больше читать и беседовать с малышом, а также многократно повторять прочитанные сказки и стихотворения.
Надо поощрять самообслуживание в ребенке, и лишь при необходимости оказывать минимальную помощь. 
Как бы ни хотелось, не надо закачивать действие за малыша, не надо перехватывать инициативу

Стоит лишь подсказать ему, как проще сделать, или облегчить задачу вообще.
Не нужно ругать ребенка, если, исследуя, он сломал игрушку.
Важно одобрять его собственные задумки и начинания.
Стоит предоставлять малышу условия для изобразительной деятельности — давать почаще краски, карандаши, бумагу.
Ребенку 2-3 лет нужны подвижные игры на улице.
Взрослому нужно быть внимательным к интересам ребенка.
Важно радоваться вместе с малышом его новым достижениям.
Если нужно успокоить и отвлечь ребенка, поможет ритмическая стимуляция: можно обнять его, погладить, похлопать по спине, попрыгать вместе, держась за руки и т.д.
Необходимо спокойно реагировать на упрямство и капризы двухлетки. Не нужно кричать и наказывать. Стоит искать вместе с ним компромиссы
Малышу будет проще примириться с отказом, если родители объяснят ему причину.
Взрослым необходимо быть последовательными — выполнять свои же правила и договоренности, следовать установленному распорядку.
Нужно не заставлять ребенка сделать что-то, а постараться увлечь его процессом.
Взрослому стоит почаще ставить себя на место своего чада.
Ребенку важно понимать различие между словами “нельзя и “не стоит”, “надо” и “не обязательно”.
По возможности нужно акцентировать внимание на хорошем поведении малыша, поощрять его за помощь.
Любому ребенку необходим телесный контакт с близким взрослым. Поэтому надо почаще позволять ему обниматься, прижиматься к родителям.
Важно внушать малышу веру в свои силы, подбадривать и поддерживать его.

В 2-3 года психика ребенка продолжает совершенствоваться. Развиваются его интеллектуальные способности, усложняются умения и навыки. Малыш становится более общительным, любознательным и целеустремленным. В то же время он стремится к “взрослости” и самостоятельности, что зачастую ведет к конфликтам с родителями

Важно находить верные пути взаимодействия с ребенком и поддерживать его на этом этапе взросления

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Свойства внимания

Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.

С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.

Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения

Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания

Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста

Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.

Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового

И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание

Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.

Ощущение и восприятие

Основой развития всех психологических процессов у ребенка раннего возраста является его собственная активность, что проявляется в общении со взрослыми, в предметном манипулировании, самостоятельном передвижении и тому подобное.

Оперируя предметами, ребенок выделяет их новые признаки, всесторонне обследует их глазами и губами, рассматривает их при разном освещении, в разных положениях и связях с другими вещами, познает их свойства, прежде всего формы.

Особенно интенсивно развивается у ребенка на этой стадии зрительная чувствительность, а также эстетическая чувствительность рук, манипуляция предметами. На 3 — м году дети хорошо распознают основные цвета и некоторые их оттенки, усваивают названия цветов.

Быстро развивается слух. Расширяются возможности сенсорного воспитания детей этого возраста, что обеспечивает их перцептивную, моторную и речевую активность, обусловливает развитие фонематического и музыкального слуха. На конец 3-го года жизни ребенок уже практически ориентируется в окружающей среде, а именно: в знакомой комнате, дворе, различает направления (вперед, назад, вверх, вниз).

Внимание

С развитием активности ребенка неуклонно расширяется круг объектов, которые привлекают ее внимание. Начиная со 2-го года, ребенок присматривается, прислушивается к ним, рассматривает их

Предметом ее внимания становятся живые и неживые объекты, взрослые и дети, музыка, песни, рисунки в книжке, отражение в зеркале.

Больше всего привлекает внимание все, что движется, меняется, раскрывая какие-то свои новые стороны. На этом этапе не сами объекты, а действия с ними больше всего привлекают ребенка

Он может 10-20 минут играть в любимую игру, любимой игрушкой.

Внимание в раннем возрасте развивается от безусловно-рефлекторного сосредоточения к условно-рефлекторному, от самопроизвольной формы до первых проявлений произвольного (действие по указанию, преодолению трудностей). Объем внимания в раннем возрасте еще очень узкий

Внимание легко отвлекает каждый новый, более яркий объект. Эта его особенность дает возможность взрослым отвлекать внимание ребенка от непозволительной для него вещи, от нежелательного воздействия

В конце 3-го года слово может вызвать внимание и направить его, что создает условия для проведения коротких занятий в группах детей.

Память и внимание

О достижениях в развитии памяти ребенка судят, прежде всего, по тому, что он познает на каждом этапе своей жизни, и как расширяется круг узнаваемых им объектов. На 2-м году жизни значительно увеличивается количество объектов, которые вызывают у ребенка реакции узнавания и становятся все дифференцированнее.

На конец 3-го года ребенок узнает не только родных, но и других взрослых и детей, с которыми встречался, различные бытовые предметы, игрушки, песенки.

В целом процессы памяти на раннем этапе развития ребенка имеют непроизвольный характер. Она легче воспринимает образный материал, чем словесный, которые не подкреплен рисунком. Понимание ребенком слова и особенно овладение активной речью делает возможным первые проявления произвольности в работе памяти ребенка. Они возникают, когда взрослые стимулируют ребенка к ответам на свои вопросы, предлагают показать, рассказать.

Под влиянием такого общения ребенок начинает проявлять инициативу в произвольном воспроизведении, рассказывать близким о том, что видел, говорил или слышал.

Если жизнь ребенка организована правильно, то уже до 3-ох лет он приобретает целый ряд привычек и навыков, которые являются процессом запоминания (моет руки перед едой, приветствует других, аккуратно ест и т. п).

Мышление

Характерные особенности мышления дошкольника проявляются в осознании им количества тех или иных вещей. На этом этапе проходит усвоения таких математических понятий как «одинаково», «больше», «здесь два» и тому подобное.

Первые обобщения в раннем мышлении осуществляются на основе отдельных, наиболее заметных признаков, порой и вовсе несущественных.

Например, словом «гага» ребенок называет гуся, чайник, и зайца, потому что все они нарисованы одним цветом (так называемые сенсорные обобщения), словом «ля» называет радио, телевизор, пианино, и каждого, кто поет (функциональные обобщения).

В связи с обогащением опыта дети начинают употреблять слова в их обобщенном значении, мысленно объединяя предметы по их существенным признакам, выполнять некоторые задачи в наглядно-речевом и мнимо-языковом плане.

Трудности возраста

2-3 года — довольно непростой период как для родителей, так и для ребенка.

В это время дети отвергают помощь взрослых и стремятся все сделать сами. При этом они очень злятся и раздражаются, если у них что-то не получается

Близится так называемый “Кризис 3 лет”, когда ребенку очень важно отстоять свою самостоятельность, свои желания, чтобы заявить о себе как об отдельном от мамы человеке. 

Дети становятся упрямыми и капризными, и по малейшему поводу могут начать истерику. Некоторые даже проявляют агрессию..

Любому двухгодовалому малышу хочется самостоятельности: ему нужно, чтобы с ним считались, как со взрослым. Зачастую он выдвигает свои “требования” родителям и упорно настаивает на их выполнении

Если же взрослый не примет их во внимание, то, скорее всего, его ждет истерика со стороны ребенка. 

Поэтому родителям сейчас нужно сохранять спокойствие и находить компромиссы. К примеру, если двухлетнему малышу нужно спуститься именно на грузовом лифте, а не на пассажирском, а родители как раз в это время торопятся, придется договариваться. Например, сейчас ехать на пассажирском, а на обратном пути дождаться именно того лифта, который “необходим” малышу.

При этом двухлетние дети — очень активные, любознательные и неусидчивые. Им хочется все потрогать, до всего добраться. А это, зачастую, опасно и требует запретов со стороны родителей. Что, в свою очередь, опять-таки, провоцирует “бунт” ребенка.

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.

Развитие памяти

Память — психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.

Память носит разный характер — кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока)

Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение — непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание — выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка

Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.

Воспроизведение — важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.

Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента

1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций

При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать)

На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.

2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.

Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений

Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития

Эмоционально-волевая сфера

В 2 года малышу все еще сложно дается управление своими эмоциями. Он проявляет их бурно и непосредственно. Ближе к 3 годам настроение становится более стабильным, но все же ребенку бывает очень непросто совладать с сильными чувствами. 

Чтобы успокоиться, ему необходима помощь взрослого

При этом внимание малыша можно легко переключить с одного на другое, чтобы отвлечь от раздражающего фактора

Ребенок 2-3 лет легко”заражается” чужими эмоциями. 

Иногда можно заметить, что он причиняет кому-то боль. Например, таскает кота за хвост. Это происходит не по злому умыслу. Ребенок пока не понимает, что могут чувствовать окружающие. В 2 года он еще эгоцентричен.

У малышей 2-3 лет из-за появившегося воображения могут возникнуть страхи. Дети часто боятся животных, темноты, автомобилей и т.д.

Эмоции ребенка тесно связаны с его физическими ощущениями. К примеру, он легко начинает капризничать из-за колючей кофты.

В целом, малыши 2-3 лет находятся в преобладающе приподнятом настроении.

Дети этого возраста открыты и искренни. Они не умеют скрывать свои чувства и говорить неправду.

Игровая деятельность

Игра в 2-3 года — это способ познать мир. 

Сейчас им нравится подражать взрослым, а также исследовать и изучать окружающее пространство. 

К 3 годам появляется цель в играх.

К этому же возрасту малыши начинают играть игрушками-заменителями (не коробка, а машина; не тарелка, а руль и т.д.)

Какие игры и игрушки подойдут для детей 2-3 лет?

Ребенку сейчас важно развивать речь и моторику, тренировать координацию и обучаться самообслуживанию. Все это легче осваивать в процессе игры. . Поэтому важно, чтобы у ребенка в 2-3 года были подходящие по возрасту игрушки

Поэтому важно, чтобы у ребенка в 2-3 года были подходящие по возрасту игрушки. Наборы для сюжетно-ролевой игры: посуда, чемоданчик доктора, инструменты и т.д

Дети с удовольствием будут копировать поведение взрослых. 

Наборы для сюжетно-ролевой игры: посуда, чемоданчик доктора, инструменты и т.д. Дети с удовольствием будут копировать поведение взрослых. 

Мальчиков и девочек могут пока не интересовать игрушки, предназначенные для их пола, и это нормально. К примеру, мальчику сейчас может быть интересно изображать мамины заботы по хозяйству, поэтому ему больше понравится набор посуды, чем вертолет или танк. 

  • Обучающие игрушки: шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы. Сначала нужно показать малышу, как играть. Ему не должно быть слишком сложно. Игрушка должна быть такая, чтобы он справлялся сам или с небольшой помощью.
  • Развивающие игры и материалы: кубики, пластилин, краски, карандаши, мозаика, пазлы.
  • Музыкальные инструменты: дудочка, барабан, бубен, пианино и т.д.
  • Инвентарь для подвижных игр: мяч, скакалка, спортивный уголок, кегли. 
  • Детский транспорт: самокат, беговел, велосипед.
  • Обучающие планшеты.

Этапы развития дошкольников

Дошкольный возраст – период бурного развития

В это время ребенок учится владеть своим телом, развивается речь, восприятие, внимание, память, воображение, формируется эмоциональная сфера и самосознание. Это возраст формирования и развития у детей умственных способностей

Этап младенчества (от рождения до 1 года)

В этом возрасте ребенок осваивает координацию, развивает чувственное (сенсорное) восприятие мира – слух, зрение и осязание, которое в дальнейшем будет оказывать влияние на физическое, психическое и умственное развитие ребенка. Происходит накопление опыта. К году ребенок произносит только отдельные звуки, но понимает почти все слова, которые вы ему говорите.

Этап раннего детства (от 1 года до 3 лет)

Ребенок становится более автономным, он уже успел насладиться первыми победами, поэтому с удовольствием продолжает развивать навыки и умения. Это возраст «почемучек».

Этап дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

Ребенок учится отстаивать свое мнение и проявлять характер. Проявляются первые попытки осознанного контроля эмоциональной сферы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: