Зоны актуального и ближайшего развития с точки зрения современных педагогов

Зона ближайшего развития - psychologypro

Что такое зона ближайшего развития.

Человек начинает получать знания, приобретает опыт и пополняет навыки в тесном контакте с родителями, воспитателями детского сада, школьными учителями и преподавателями в вузах. Ценность согласованного сотрудничества с окружающими обсуждалась в трудах педагогов XX века, когда сформировалось определение, что такое зона ближайшего развития, укрепившееся в советской педагогике.

В XIX веке термин «зона ближайшего развития» или ЗБР утвердился степенью развития ребенка, которая достигнута во взаимодействии со старшими, не отражающийся в границах самостоятельного труда. Невероятную актуальность обретает теория зоны ближайшего развития и сегодня, применительно ко всем людям, квалифицированным специалистам и тем, кто стремится освоить другую профессию.

Основные концепции этой области.

Главные постулаты концепции о зоне ближайшего развития созданы и разработаны советским ученым в сфере педагогики и психологических практик Львом Семеновичем Выготским. Теория характеризовалась разницей реального умения решать задачи и ступенью потенциального развития. Приоритет был обозначен обязательной совместной деятельностью со старшими товарищами и с одаренными ровесниками.

Существование зоны ближайшего развития является основной идеей эффективности получаемых необходимых навыков. Твердые знания являются базисом освоения более сложными умениями. Согласно теории Л. С. Выготского уже завтра ученик должен выполнять самостоятельно задания, еще вчера выполнявшего с помощью учителя. Приобретение последующего уровня открывает двери дальнейшему получению новых знаний на пути к образованности.

Смысловой контекст зоны ближайшего развития наполняет концепция «более осведомленного другого человека». Товарищ с более глубокими знаниями имеет больший круг умений, нежели только наполняющийся знаниями человек. С «более осведомленным другим» – будь то родители, педагоги или грамотный друг, происходит заполнение зоны развития. И позитивно складывается дальнейшее научение с актуализацией целей зоны ближайшего развития.

Специалисты не рекомендуют предъявлять повышенные требования к ученику. Человек, от которого изначально запрашивают больше имеющегося в багаже, начинает испытывать различные трудности. Исчезает мотивация к дальнейшему познанию, возникают негативные реакции, снижающие работоспособность.

Зона ближайшего развития в психологии.

Совершенно очевидна необходимость присутствия учителя для изучения любого объема навыков. И тем более на начальном этапе. По мере освоения материала целесообразна практика, когда наставник постепенно вводит в программу профильный материал дополняя копилку умений. В комфортной обстановке системности, обучаемый, частично сам, достигает положительные результаты.

В теории зоны ближайшего развития основное состоит в развитии, совершенствовании логичных умозаключений в ходе учебной практики. А в термине о зоне ближайшего развития психологи рекомендуют признавать приоритет созревающего функционала уже хорошо сформированному. Искусство преподавателя увидеть и расшевелить таланты дает возможность спрогнозировать и придать верное направление дальнейшему поступательному движению образования личности.

Определяющее значение зоны ближайшего развития выражается процессом обучения в тесной связи с психологическим состоянием ученика. Подразумевалось присутствие личностных психических функций и умений, которые необходимо выкристаллизовать. И лишь когда они приняли устойчивый характер, у человека наблюдаются хорошие предпосылки к автономному образу действий.

Становление ЗБР формируется в результате улучшения качества когнитивности:

  • речи;
  • памяти;
  • перцептивных способностей – тех, которые обеспечивают связуемость внутреннего и внешнего мира с работой органов чувств.

Развиваются они системно, задачи вводятся по мере возрастания. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о главенствующей сущности обучения и последующим совершенствованием личности в сферах, где выбран свой путь реализации возможностей. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» – писал Л. С. Выготский. Научение дает начало жизни множества функций ЗБР, когда проходит в этих рамках.

Взаимодействие с социумом

Может казаться, что в качестве более осведомленного другого может выступать взрослый учитель, но это не всегда так. В определенной ситуации сверстники или даже те, кто младше, могут обладать более обширными познаниями и опытом. К примеру, в подростковом возрасте, когда особая роль в развитии отводится формированию идентичности. Дети в это время зачастую обращаются к своим сверстникам для получения информации о том, как одеваться и вести себя в обществе.

Выготский указывал, что контакт со сверстниками – существенная часть образовательного процесса. Чтобы дети в будущем смогли освоить определенные навыки, он предложил выделять более компетентных учащихся для взаимодействия с менее опытными.

Комментарии

Жуков не только маршал Победы, но и один из соавторов катастрофы лета 1941г.

Игорь Гриценко
24 мая в 12:18

Дачная поездка сержанта Цыбули

Vistal
24 мая в 10:27

Не врать? Они даже не ошибаются!

Alexander53
22 мая в 12:14

Коммунисты — вперёд!

Аким Сокол
21 мая в 12:43

Освоение замыслов, концепций устройства власти и общества

СБ СССР
20 мая в 08:55

Контра потеряла берега

Олег Низамов
14 мая в 19:51

Взаимосвязи, взаимодействия биосферы и ноосферы Земли

СБ СССР
12 мая в 11:28

Отскок от Сизифова камня.

Vistal
12 мая в 07:39

Грядку вскопать, иль башку проломить? (Наши, не наши, никогда не СВОИ)

Вадим
11 мая в 13:42

Попить чайку на Лубянке, или Военная тайна Русской цивилизации

Игорь Гриценко
7 мая в 23:01

Ко Дню Победы. Напоролись на молодёжь и демаскировались!

Vistal
7 мая в 20:42

Кинжал хорош…

Олег Низамов
6 мая в 20:09

Война Амон-Ра против Атон-Ра — древние мировоззренческие истоки современной войны Запада против России

vodjanitsa
5 мая в 22:27

Жизнь человечества миллиарды лет тому вперёд

СБ СССР
4 мая в 08:59

Концептуальных дел мастера

Алексей Михайлович
3 мая в 23:21

Терроризм и теория единого поля

АМ
29 апреля в 21:54

Автономность периферии Глобального предиктора

Vistal
18 апреля в 14:28

Марш, марш отсюда, русские?!

Вальтер Железный
14 апреля в 00:04

Психотроцкизм. Алгоритм перехвата управления

Вальтер Железный
13 апреля в 23:45

Эй, захватчики, Боривой проснулся!

Агафонов
3 апреля в 12:19

Взаимоотношения с Жизнью

СБ СССР
2 апреля в 19:42

Почему критикуют ЗБР Выготского

С введением в психологию понятия ЗБР, вокруг концепции Выготского появилось немало споров. Главный аргумент критиков – это прививание «несамостоятельности» детям, когда им всё время предлагается действовать по шаблону, механически следуя готовым советам взрослых. Всё это лишает развивающуюся личность оригинальности мышления, подрывает её независимость.

Тематический материал:

  • Бородич А М — методика развития речи детей
  • Методика Шичида

Критикуя Выготского, сторонники естественного развития предлагают такое освоение действительности, при котором маленький человечек сам решает, что ему делать и выполняет свою деятельность без помощи взрослого.

Тем не менее, концепция учёного, безусловно, является плодотворной. Практическим путем неоднократно доказано, что без опыта взрослых развитие детей обязательно замедляется и не достигает возможного уровня.

Каждый  родитель может использовать ЗБР для обучения и воспитания своего отпрыска. Главное, научиться сотрудничать, чувствовать, где угасает познавательный интерес, и вновь его возвращать новыми подходами и способами взаимодействия.

Самостоятельное развитие и обучение

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

Понятие и определение, сущность

Наиболее часто в гуманитарных науках встречается следующее понимание термина ЗБР.

Определение

Зона ближайшего развития — это такой уровень развития ребенка, которого он способен достичь в процессе взаимодействия с взрослыми, но не в состоянии повторить в индивидуальной деятельности.

Лев Выготский подчеркивал, что ЗБР определяет несозревшие психические функции, которые находятся в стадии становления.

Лучше понять сущность ЗБР помогают примеры.

Пример 1

Мальчику 3-х лет отец купил конструктор, предназначенный для детей 6-летнего возраста. Ребенок не может справиться с этой игрушкой ни сам, ни с помощью родителей. Это значит, что она не входит в его зону ближайшего развития.

Пример 2

Девочке пяти лет подарили развивающую игру. Она легко справилась с ней самостоятельно и быстро потеряла к ней интерес. Значит, игра уже не актуальна для нее. Ее психические функции развились настолько, что готовы к решению более сложных задач.

Пример 3

Мальчику исполнилось 6 лет. На день рождения родители подарили ему собирающегося робота. Мальчик проявил интерес к игрушке, начал его собирать, но у него никак не получалось. Папа стал помогать ему, при этом наблюдая за тем, чтобы большую часть работы по сборке робота совершал сын. Данный вид деятельности входит в ЗБР ребенка, поскольку он:

  1. Может осуществить данную работу с помощью взрослых.
  2. Проявляет к ней интерес.
  3. Не может справиться с ней индивидуально.

Пример 4

Девочке 4 года. Она пробует завязать себе шнурки на ботинках. У нее не получается, она пробует совершить это действие снова и снова. Подбегает мама, и сама завязывает шнурки. Это ошибка, поскольку отработка данного навыка входит в зону ближайшего развития девочки.

Таким образом, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы:

  1. Правильно определять зоны актуального, ближайшего и потенциального развития.
  2. Не заставлять детей выполнять задачи, не входящие в ЗБР.
  3. Не выполнять за них работу, а направлять и корректировать их деятельность.
  4. Стратегически планировать зону потенциального развития.

Теория Выготского

В марте 1932 года Выготский выступил с проектом книги «Мышление и речь» в Институте научной педагогики. В ней он впервые на широкую публику озвучил свои идеи о зоне ближайшего развития.

Выготский прожил очень короткую жизнь. Он умер в возрасте 37 лет от туберкулеза. В 1934 году посмертно вышло собрание его работ. Многие идеи Выготский не успел детально разработать, поскольку ему не хватило на это времени. Его взгляды получили дальнейшее развитие в трудах отечественных педагогов и психологов, которые взяли концепцию ЗБР на вооружение. К 1960-м годам теория Выготского получила мировое признание.

Основные идеи теории Выготского:

  1. Развитие и обучение — это взаимосвязанные, но разные процессы.
  2. Только такое обучение является эффективным, которое идет впереди развития.
  3. Процесс обучения должен базироваться на позиции сотрудничества ребенка со взрослыми.
  4. Социальная среда не противоречит детской природе, а является необходимым источником развития высших психических функций.
  5. Влияние среды определяется переживаниями ребенка. Ключевое переживание по Выготскому — «это основная динамическая единица сознания».
  6. Функции психики, находящиеся в стадии созревания, формируют ЗБР.
  7. ЗБР ограничивается, с одной стороны, областью, где ребенок может эффективно действовать сам, с другой — сферой, где он не может выполнять задачи даже с помощью взрослых.
  8. Теория ЗБР применима не только к когнитивным процессам, но и к формированию разных сторон личности.

Выготский рассматривал ЗБР в первую очередь через развитие языковых компетенций ребенка. Он указывал на то, что именно речевое развитие способствует социализации и усвоению опыта в разных сферах:

  • нравственной;
  • интеллектуальной;
  • эстетической;
  • культурной;
  • практической.

Формирование языковых компетенций включает 3 главных компонента:

  1. Ориентировочный — формирование умений ориентироваться в смысловых значениях единиц языка, стилистических и грамматических особенностях.
  2. Операциональный — выполнение ребенком определенных операций при решении поставленных задач.
  3. Эмоционально-волевой — усилия, прилагаемые детьми при освоении материала и выполнении заданий, а также эмоциональный фон, который присутствует при этом.

Позиции общения

Приемы развивающего обучения дают отличный результат, когда требуется подтянуть слабоуспевающего ребенка. Их используют все грамотные учителя. Они помогут и родителям, особенно родителям школьников младших классов. Ведь многие свойства памяти, мышления, других необходимых для успешной учебы качеств у младшеклассников еще находятся в стадии формирования.

Как же применить понятие «зона ближайшего развития» на практике? Рассмотрим простую, но часто встречающуюся ситуацию.

Мальчик-второклассник выполняет домашнюю работу по математике и не может решить задачу

На самом ли деле это трудная задача или ребенок плохо понял объяснения учителя в классе? А может быть, просто математика дается ему нелегко? В контексте нашего примера это не важно. Мальчику нужна помощь

Мама (папа) видит затруднения сына, или он сам просит о помощи. Оказать помощь можно по-разному. Кто-то отложит домашние дела, присядет за стол и постарается вместе с ребенком вникнуть в условия задачи, записать их, порассуждать о ходе решения, записать действия, а в конце попросит сына еще раз рассказать, как решается эта задача.

Кто-то попытается выяснить, что именно не понимает ребенок и оказать помощь только в этом конкретном вопросе, с тем, чтобы остальное мальчик делал самостоятельно. Кто-то будет задавать наводящие вопросы: «Запиши условия задачи, а я проверю. Подумай, что получится, если сложить это и это? Как эта сумма поможет найти ответ?» А кто-то, возможно, предложит нарисовать задачку и поиграть с ее участниками, ненавязчиво подталкивая ребенка к нужным действиям с цифрами.

Все это – разные позиции общения (взаимодействия взрослого с ребенком). От того, какую позицию выберет взрослый, зависит успех ребенка в решении задачи. Кроме того, позиция общения характеризует ширину зоны ближайшего развития.

Принято различать пять позиций общения:

  1. Независимая позиция – взрослый оказывает самую малую, точечную помощь, либо начинает действие, а ребенок подхватывает и завершает.
  2. Позиция «на равных» – взрослый действует одновременно с ребенком, но не в команде с ним. Вариант этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, небольшими подсказками, провоцирует активность намеренными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, объясняет непонятное, демонстрирует способы и ход решения задачи.
  5. Позиция «мы» — взрослый и ребенок объединяются команду для решения задачи.

Одним детям достаточно небольшой подсказки, с другими необходимо делать все вместе, вплоть до мелочей. Чем меньше помощи оказывает взрослый, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Если же ребенок не справляется и никакая, даже самая серьезная помощь не обеспечивает выполнения задачи, значит, материал пока находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Эффективность образовательной среды

Любая образовательная среда, которая организуется взрослыми и в которой обитает ребенок, включает в себя следующие компоненты:

  • знания, умения, правила, которые присваивает ребенок;
  • отношение ребенка к получаемым знаниям, умениям, правилам;
  • отношение ребенка к себе, к окружающим его людям в том числе и сверстникам, понимание им собственной роли в этой среде, его эмоциональное самоощущение в ней.

Эффективность образовательной среды находится в прямой зависимости от того, каким образом выбранные средства, методы обучения и воспитания учитывают психологические закономерности возрастного и индивидуального развития и предоставляют возможность для их дальнейшего развития

Это о многом определяется тем, как взрослые в работе с детьми разного возраста уделяют внимание процессу формирования у них интереса к окружающей жизни, способности к самостоятельному получению знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются. Иначе говоря, обучение должно вызывать у ребенка интерес к жизни, пробуждать и приводить в движение те внутренние процессы развития, которые в самом пути своего развития возможны только при взаимодействии с окружающими, а же затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся опытом самого ребенка

Другие понятия

Американский психолог Джером Сеймур Брумер продолжил формулировку теории Выготского и добавил новый элемент — строительные леса.

Этот процесс происходит в результате взаимодействия между экспертом субъекта или с большим опытом в определенной деятельности или знания и другого новичка, или менее эксперт. Цель этого взаимодействия состоит в том, что новичок постепенно присваивает знания своего партнера-эксперта..

В начале решения задачи новичок будет зависеть почти исключительно от эксперта. Поскольку он может выполнять задачу самостоятельно, его партнер отказывается от поддержки, также известной как строительные леса.

Эта концепция лесов относится к деятельности, которая разрабатывается совместно, и в начале эксперт (почти) полностью контролирует ситуацию, и постепенно новичок приобретает эти знания. В зависимости от задач и предметов, он будет развиваться определенным образом.

Леса имеют две характеристики:

Леса должны быть регулируемыми. Другими словами, он должен соответствовать уровню начинающего субъекта и прогрессу, достигнутому в ходе выполнения задачи..

Это также временно. Это означает, что строительные леса не являются обычным процессом, потому что в противном случае производительность не будет одинаковой

Важно адаптироваться к обстоятельствам каждой задачи.

Относительность оценки

Оценка по пятибалльной шкале остаётся мерилом успешности для большинства из нас. Мы привыкли мыслить категориями двоек и пятёрок, хотя отлично помним разницу между честно заработанной тройкой, натянутым трояком с двумя минусами и тройкой, поставленной по инерции. Приходится признать: оценка отражает не знания, а некий социальный статус ученика.

Выготский иллюстрирует это данными статистического исследования: одна группа детей на момент поступления в школу читала 20 слов в минуту, другая — 5. После года обучения скорость первых увеличилась до 30 слов в минуту, вторых — до 15. Очевидно, успехи второй группы значительнее, но лучшие оценки получит первая группа. Останется ли у второй мотивация стараться и дальше? Эта проблема стояла уже в начале XX века, но попытки решить её начались лишь недавно. 

Создатели лучших школьных программ утверждают: успехи школьников можно сравнивать только с их собственными успехами, а не проводить параллели с другими учениками. У каждого свой потенциал и темп обучения, и это нельзя не учитывать. Поэтому в некоторых системах обучения полностью отказываются от оценок, другие заменяют их рейтинговой шкалой. В у нас в «Домашней школе Фоксфорда» ученики за выполнение заданий получают очки опыта (XP), которые отражают их собственный прогресс.       

Атмосфера сотрудничества

Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» — таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди. 

Чтобы ребёнок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребёнке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. 

Эти идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей. 

Этот проект был в чём-то успешен, в чём-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нём школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития. 

Современный вариант Единой трудовой школы, исправленный и дополненный, — демократические школы, в которых дети управляют учебным процессом наравне со взрослыми.

<<Форма семейного образования>>   

Рекомендации

Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».

  • Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
  • Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
  • Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
  • Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
  • В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
  • Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
  • Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
  • Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.

Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!

То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: