Гиперактивность у детей (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) сегодня встречается у 7-18% детей, то есть практически у каждого пятого ребенка.
Родители гиперактивных детей знают, что воспитывать такого ребенка непросто:
— ребенок все время в движении, не способен сосредоточиться на каком-то одном занятии и постоянно отвлекается;
— у ребенка серьезные проблемы с обучением, он мгновенно забывает все, чему его учили, не усваивает информацию. При ярко выраженных симптомах СДВГ ребенок вообще не может обучаться в общеобразовательной школе;
— его практически нельзя оставить одного, потому что совершенно невозможно предсказать, что он сделает в следующую минуту;
— ребенок непослушный, ему сложно следовать правилам, из-за чего возникают сложности при посещении детского сада, а позже — и школы.
Что делать, если у ребенка выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Прежде всего, необходимо обратиться к врачам. Но кроме этого, при СДВГ ребенку нужна помощь психолога, который поможет гиперактивному ребенку развить те качества, которых ему не хватает: усидчивость, внимание, память, способность целенаправленной деятельности, умение слушать и многое другое. В результате ребенок научится контролировать себя, усваивать информацию, ему станет проще учиться и легче заводить отношения со сверстниками
Кроме того, психолог проводит работу и с родителями: обучает родителей методам взаимодействия с гиперактивным ребенком, подсказывает, как вести себя в общении с ним.
Признаки и сопутствующие симптомы заболевания
Задержка речевого и психического развития сопровождается следующими симптомами:
- частой сменой настроения;
- нарушениями координации движений;
- неустойчивым психическим состоянием;
- агрессивным поведением;
- расстройством внимания;
- повышенной активностью;
- малообщительностью;
- плохим распознаванием речи;
- отсутствием реакции на источник звука;
- нарушенным логическим мышлением;
- отсутствием попыток самостоятельно говорить;
- сложностями в составлении фраз;
- преобладанием зрительной памяти;
- неправильным произношением звуков;
- нарушениями слуха;
- стереотипным поведением;
- незрелостью психического развития.
Грубая задержка речевого и психического развития в большинстве случаев диагностируется в возрасте от 3 до 5 лет. Это объясняется тем, что дети в данный период должны начинать активно взаимодействовать с окружающими и адаптироваться в социуме.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: задержка психического развития у детей: прогноз, симптомы и лечение
Лечение и коррекция
Коррекцию необходимо начать как можно раньше. В основе лечения должен быть комплексный подход. Чем раньше оно начинается, тем больше вероятности того, что задержку удастся скорректировать. К основным методам лечения относят:
- микротоковую рефлексотерапию, т. е. метод влияния электрических импульсов на работающие точки мозга. Метод применяется при ЗПР церебрально-органического происхождения;
- постоянные консультации с дефектологами и логопедами. Применяется логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, методы развития памяти, внимания, мышления;
- лекарственную терапию. Она назначается только врачом-неврологом.
Дополнительно необходима работа с детским психологом, особенно если задержка вызвана социальными факторами. Можно также использовать альтернативные методы, такие, как дельфинотерапия, иппотерапия, арттерапия, а также многие психолого-педагогические развивающие занятия. Главную роль в коррекции играет участие родителей. Создание благополучной атмосферы в семье, правильное воспитание и поддержка близких поможет ребенку обрести уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение и добиться эффективных результатов в лечении, и прогноз будет благоприятным.
Правила воспитания ребенка с ЗПР
Каждый родитель после услышанного диагноза, в первую очередь, должен эмоционально собраться и подготовится к сложной борьбе за полноценное будущее ребенка. Ведь в медицинской практике есть достаточно много примеров, когда дети после диагностирования ЗПР учились в обычных школах и демонстрировали пусть не высокие, но среднестатистические образовательные успехи.
Второе, что нужно понять, – у ребенка что-то не получается не по причине его лени, ему просто все дается немного сложнее и медленнее.
Не нужно самостоятельно развивать у своего крохи чувство неполноценности постоянными упреками и руганью. Основная задача родителей – поддержать, мотивировать, помочь, продемонстрировать понимание и любовь.
Методы лечения задержек развития речи и психо-речевого развития.
Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей
Советы для родителей:
- Не отвергайте явного. Чем раньше вы обратитесь к экспертам, тем легче будет помочь.
- Оказывайте помощь. Не следует слишком опекать детей, однако и предоставлять ему абсолютную независимость также не нужно. До тех пор пока он просто не может сладить с учебой, однако все возможно откорректировать. Ориентируйте, корректируйте его действия, однако не берите все на себя.
- Если доктор прописал медицинские препараты, следовательно это необходимо. Но это не значит, что с ребенком не нужно работать. Непосредственно занятия с психологом, нейропсихологом и при потребности логопедом-дефектологом могут помочь справиться с проблемой.
- Подберите оптимальных экспертов. Легче будет отыскать необходимых преподавателей в одном центре. Ребенку нужны обучения по формированию речи, мелкой моторики, логики. Преподаватель-специалист по психологии будет работать с коммуникативными способностями.
- Создайте дома развивающую среду. Непременно выполняйте задания педагогов.
Роль чувства защищенности и безопасности у ребенка в развитии ЗПР, ЗРР и ЗПРР
Мама — самый близкий человек для ребенка, и самый важный. Она дает ему чувство защищенности и безопасности. Это является обязательным условием для развития психики малыша. Мама сохраняет его жизнь и психологический комфорт. Тогда ребенок способен развить свойства в своих векторах максимально.
Потеря чувства защищенности и безопасности чревата для него остановкой в развитии. Тогда в ребенке начинают проявляться еще незрелые свойства векторов, некоторые из которых распознаются как симптомы и признаки ЗПР, ЗРР и ЗПРР.
До 6-7 лет бессознательная связь ребенка с мамой абсолютна — он перенимает ее внутреннее состояние без слов. Если мама раздражена, подавлена, расстроена, сама подвержена частым стрессам, то и ребенок не будет чувствовать себя защищенным. Когда мама приводит свою психику в порядок, состояние малыша улучшается. Спокойная, уравновешенная мама способна не совершать ошибок в воспитании, правильно реагировать на любое поведение ребенка и не срываться на него.
Когда мама узнает, что ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР и ЗПРР, ее накрывает волной страха за его будущее. Нарастает внутреннее напряжение, чувство вины. Она стремится дать ему самое лучшее, и если результата нет, наступает отчаяние. Такое тревожное состояние мамы влияет на ребенка негативно. Маме необходимо знать, что делать, обрести уверенность в своих действиях, повысить стрессоустойсивость.
Получить знания на тренинге «Системно-векторная психология» — лучший совет, какой можно дать в этой ситуации.
Обучение
Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте
Чтобы дошкольник, страдающий ЗПР, смог догнать по развитию своих сверстников, ему нужно своевременно поставить точный диагноз, и начать лечебный процесс. Чтобы ребёнок с отклонениями в психическом развитии имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, его родители должны заручиться поддержкой психолога, психиатра, логопеда (а иногда – и психотерапевта), сформировав с ними общую и единую команду. Для успешной коррекции ЗПР часто применяется комплексный подход, с использованием гомеопатических и медикаментозных средств.
Основная нагрузка при лечении ЗПР ложиться на плечи родителей особенного ребёнка. Главный упор делается на исправление нарушений на психолого-педагогическом уровне. Процедура способствует улучшению эмоционально-коммуникативных и когнитивных функций.
После обнаружения у детей симптомов ЗПР, лечение назначается врачом по комплексным методикам. С малышом занимаются логопед, психолог, невролог и дефектолог.
Просто отличные результаты дают развивающие игры для детей!
Иногда психокоррекция не даёт положительных результатов, поэтому медики рекомендуют для достижения стойкого результата подкрепить психокоррекцию медикаментозной терапией, основу которой составляют ноотропные препараты.
Коррекция ЗПР медикаментами предусматривает применение следующих лекарственных препаратов:
- гомеопатические лекарства (в том числе – Церебрум Композитум);
- антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
- Глицин;
- Аминалон, Пирацетам;
- Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты группы В);
- лекарственные составы общетонизирующего действия (Лецитин, Когитум).
Причины
Оснований возникновения ЗПР несколько. Их делят на факторы биологического или социального типа. К причинам биологического типа можно отнести:
- Негативное протекание беременности. К этому относятся сильный токсикоз, инфекция, интоксикация и травма, гипоксия плода.
- Недоношенность, асфиксия или повреждения при родах.
- Перенесенные в младенчестве инфекционные, токсические или травматические заболевания.
- Генетические факторы.
- Нарушения конституционального развития, соматические заболевания.
- Нарушения работы центральной нервной системы.
К социальным причинам, порождающим ЗПР, относят:
- Препятствия, ограничивающие активную жизнедеятельность малыша.
- Неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующая обстановка в жизни ребенка, его семьи.
ЗПР возникает из-за нарушений работоспособности нервной системы, наследственных заболеваний, а также многих социальных причин
Поэтому важно помнить, что особенности коррекции задержки психического развития зависят от того, насколько быстро устранят причины появления задержки
Симптомы или как проявляется заболевание
Поставить точный диагноз можно только на этапе подготовки к школе, когда возникают сложности с обучением и усвоением материала. Но при внимательном наблюдении за детьми отклонение можно выявить намного раньше.
К ранним симптомам заболевания относят:
отставание возрастных норм по развитию речи, зачастую, ребенок начинает позже гулить;
к 12 месяцам ребенок не умеет распознавать разные предметы (например, показать собачку);
дети с ЗПР не могут полностью прослушать даже простейшие сказки;
игры, мультфильмы и иные занятия, требующие понимания, не вызывают интереса (сосредоточить внимание удается только очень короткий промежуток времени);
возможно появление проблем с координацией движения;
иногда ребенок с ЗПР начинает позже ходить;
усиленное слюнотечение и высунутый язык;
при задержке нервно психического развития у ребенка может быть трудный характер, он проявляет нервозность и постоянно капризничает;
из-за сбоя в работе ЦНС у детей могут возникнуть сложности с засыпанием и проблемы со сном;
не распознает обращенную речь, но идет на контакт;
не различает цветовую палитру;
дети не могут выполнять просьбы, особенно сложные;
агрессивность и истерики на пустом месте (пациент не может выразить собственные эмоции, поэтому на все реагируют криком). Когда ребенок с ЗПР взрослеет, он может жаловаться на головную боль, укачивание в транспорте
У него плохо складываются отношения с ровесниками. Из-за неспособности выразить себя пациент закрывается, становится подавленным и агрессивным. У детей, имеющих проблемы задержки психического развития, могут возникнуть сложности в интеллектуальной сфере:
Когда ребенок с ЗПР взрослеет, он может жаловаться на головную боль, укачивание в транспорте. У него плохо складываются отношения с ровесниками. Из-за неспособности выразить себя пациент закрывается, становится подавленным и агрессивным. У детей, имеющих проблемы задержки психического развития, могут возникнуть сложности в интеллектуальной сфере:
- слабое усвоение счета;
- скудный запас слов;
- проблемы с моторикой;
- невнятная речь;
- не могут запомнить буквы;
- слабая успеваемость в школе;
- несоответствие эмоциональных реакций возрасту;
- не могут установить контакт с ровесниками, предпочитают общаться с малышами.
В 4 года при своевременном выявлении нарушения следует начинать коррекционную работу. При отсутствии лечения симптомы ЗПР усиливаются. Возникают вторичные признаки: развиваются психосоматические патологии, ухудшаются когнитивные функции, происходит социальная дезадаптация.
У младшеклассников задержка в развитии видна более отчетливо. Такой ребенок сильно отличается от ровесников поведением и способностью к усвоению материала. Если взрослые упустили наличие отклонения в детском саду, то педагоги в школе могут просто проигнорировать проблемы ученика. Это приводит к сложностям в учебе и адаптации в коллективе.
Причины отставания в развитии
Развитию ЗПР способствует влияние различных биологических и социально-психологических факторов:
- Биологические (незрелость ЦНС, связанная с повреждениями локального характера, заболевания во время беременности, недоношенность, родовые травмы, перенесенный рахит, грипп и др.).
- Социально-психологические (гипоопека или гиперопека ребенка, недостаток общения, авторитарное воспитание).
Существует классификация ЗПР по этиопатогенетическому признаку:
- ЗПР конституционная – характеризуется отставанием в созревании ЦНС. Помимо отставания в психических процессах ребенок не успевает и в физическом развитии.
- ЗПР соматогенная – наличие в анамнезе ребенка заболеваний тормозящих развитие ЦНС, это бронхиальная астма, диспепсические расстройства, частые пневмонии.
- ЗПР психогенная – неблагоприятные условия жизни ребенка, жестокое обращение, недостаток внимания и общения.
- ЗПР церебрально-органическая – возникает от первичного негрубого повреждения головного мозга. Встречается у большей половины детей с ЗПР.
- Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка.
Для выявления задержки психического развития у ребенка имеются специально разработанные тесты:
Тест для детей до 1 года – специалист проверяет держит ли ребенок головку (не позднее 1,5 мес.), умеет ли поворачиваться (не позднее 5 мес.), сидеть и стоять на ножках (к 8 мес)
При обследовании также уделяется внимание и речевому развитию. Наличие лепета (не позднее 8 мес.), умение говорить слоги (к 1 году).
Тест для детей от 9 до 12 мес
– специалист проверяет способность к формированию простейших мыслительных навыков. Спрятав при ребенке игрушку, просят показать где она, ребенку в этом возрасте нужно понимать что игрушка не исчезает и пытается ее найти.
Тест для детей от года до полутора лет – у ребенка в данном возрасте должен проявляться интерес к происходящему в окружающем его пространстве, проявлять радость при виде мамы, папы. Если в этом возрасте данной активности не наблюдается – это тревожный сигнал.
Тест для детей 2-х , 3-х лет. Специалист наблюдает за тем, как ребенок вставляет детальки в соответствующие отверстия. В этом возрасте ребенок с данной задачей должен справляться с легкостью.
Тест для детей от 3-х до 5-летнего возраста. У ребенка должен к этому возрасту уже сформироваться небольшой словарный запас и кругозор.
Тест для детей 5-7 лет. В этом возрасте ребенку должно быть интересно рисовать лепить. Иметь способности к простым вычислительным действиям, счету до 10.
Что такое кризис 3 лет?
Ребенок взрослеет, психика развивается, внутри происходят изменения, с которыми самостоятельно он справиться не может.
Часто взрослые люди не могут держать себя в руках, проявляя ярость, агрессию. Тогда что говорить о ребенке: психика, взгляды на жизнь и понимание её принципов в маленькой голове еще не сформировались.
У одних детей кризис проходит без ярко выраженных симптомов, другие проявляют чрезмерную агрессию, непослушание и бунт.
Почему наступает кризис трех лет у ребенка, каковы причины:
Самая главная причина – взросление маленького члена семьи;
Хотя он – все еще беззащитная кроха, самому себе ребенок таким не кажется.
Самостоятельность проступает со всех сторон: малыш хочет сам одеваться, сам переходить через дорогу, не держась за родительскую руку, играть, как ему нравится и т.д.
Воспитание.
Чрезмерная опека, постоянные ограничения, не предоставление самостоятельности в пределах его развития, вызывают бурю негодования у подросшего малыша.
Но сам кризис не имеет четких границ, может начаться и намного раньше – в 2,5 года или чуть позже, в 3,2 года.
«Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?» – встает логичный вопрос. Тут все зависит от:
- родителей, согласованности их действий;
- от характера ребенка (некоторые дети могут более ярко проживать этот период. Читайте, к примеру, статью Ребенок-холерик>>>);
- выбранной методики воспитания;
- какие усилия прикладывают близкие, чтобы помочь маленькому человечку.
Как правило, родителей интересует вопрос: «Когда заканчивается кризис 3 лет у ребенка?».
При правильно выбранной методике поведения «равновесие любви и требовательности», этот период негативизима и сопротивления длится не более 1-2 месяцев.
Меня очень расстраивает, что некоторые психологи говорят о сроке в 1-2 года. Это тогда не кризис, а непроходящая проблема воспитания.
Чтобы научиться правильно общаться с подрастающим ребенком и умело преодолевать спорные моменты воспитания, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>
Классификация ЗПР
Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития
Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.
ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
ЗПР соматогенного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
ЗПР психогенного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы
Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР
А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.
Шпаргалка родителям: что делать, если подросток ничего не хочет
- Перестать диктовать свое видение, даже если оно правильное на ваш взгляд. Вместо этого приглашать к диалогу: задавать вопросы, внимательно слушать, уважать мнение ребенка.
- Проверить нагрузку. Если дел слишком много — подумать, от чего можно отказаться. А если наоборот — вместе обсудить интересные ребенку занятия и помочь ему с организацией: вместе погуглить курсы по гитаре, выбрать классный мяч, предложить поучаствовать в той идее для видео в тикток.
- Убедиться, что у ребенка нет депрессии. В таком состоянии вообще бесполезно разговаривать и перебирать кружки — нужно обратиться к психологу и вернуть ресурс.
- Подавать пример и делиться с домашними энтузиазмом и вдохновением от любимого дела.
И главное — всегда быть заодно с ребенком. Какой бы период он сейчас ни проживал, крепкое плечо и внимательное участие родителей обязательно помогут справиться с чем угодно.
ЗПРР с элементами аутизма
Иногда задержка развития сопровождается аутичными чертами, такой тип болезни возникает в результате нарушений работы ЦНС, патологий головного или спинного мозга, воздействия инфекций. Симптомы ЗПРР с элементами аутизма:
- частые истерики;
- отсутствие реакции на раздражители;
- вялость движений;
- безразличное отношение к близким;
- отсутствие попыток говорить.
У детей старше 3-5 лет признаки аутизма становятся более явными:
- ребенок не контактирует с людьми, избегает общения (даже не улыбается родителям);
- дети не смотрят в глаза;
- небольшой запас слов;
- частые проявления агрессии, которые могут быть направлены на самого себя;
- повторение одинаковых ритмичных движений;
- непринятие перемен;
- проблемы с засыпанием и сном.
Такое осложнение заболевания необходимо начать лечить как можно раньше. Подобное сочетание патологий подвергается только комплексному лечению, обязательны занятия сразу с несколькими специалистами.
Причины возникновения[править | править код]
Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.
- Синдром психического инфантилизма
- Церебрастенический синдром
- Гипердинамический синдром
- Психоорганический синдром
Причины ЗПР выделяют следующие:
- Биологические:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, внутриутробные инфекции, интоксикации, травмы, конфликты в системе крови), внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- асфиксия и травмы при родах;
- инфекционные, токсические, травматические, тяжелые хронические соматические заболевания на ранних этапах развития ребёнка; сенсорная депривация в связи с дефектами зрения и слуха;
- генетическая обусловленность (наследственные болезни обмена, наследственные формы инфантилизма и олигофрении, генные мутации и т. д.).
- Социальные:
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка;
- педагогическая запущенность.
Можно ли забеременеть, если у партнеров разные резусы?
Разные резус-факторы партнеров не влияют на возможность зачатия. Однако резус-конфликт, который может развиться впоследствии, ставит под угрозу беременность и рождение ребенка. Поэтому при планировании зачатия рекомендуется определить резус-факторы партнеров, чтобы заранее знать о возможном риске.
Как правило, первая беременность у таких пар проходит без осложнений. Пока в крови женщины еще не выработались антитела (на это нужно время), резус-конфликт с плодом не развивается. Если же у будущей мамы ранее были резус-несовместимые беременности, то есть механизм формирования антител уже был запущен, они начнут вырабатываться очень быстро.
С каждой беременностью число антител в крови увеличивается. Вероятность возникновения резус-конфликта также возрастает, если ранее имели место прерванные или внематочные беременности, а также переливание крови. Поэтому не позднее 3 суток после прерывания беременности или гемоинфузии женщинам с отрицательным резус-фактором внутримышечно вводят человеческий антирезусный иммуноглобулин. Это позволит минимизировать риск осложнений в будущем – при следующей беременности.
За беременными с высоким риском резус-конфликта обязательно наблюдают врачи: женщина должна регулярно сдавать анализ крови, который позволяет отслеживать наличие антител к эритроцитам плода. В настоящее время во многих странах принято делать инъекцию антирезусного иммуноглобулина на 28 неделе большинству резус-отрицательных женщин. Иногда эту процедуру повторяют на 32 неделе.
Причины задержки речевого развития
К причинам задержки речевого развития специалисты относят:
- органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
- генетические заболевания и синдромы;
- психические заболевания;
- нарушения слуха;
- влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
- сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи
Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.
В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).
Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.
При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.
Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение и т.д.
Советы родителям
Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста
Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.
А что еще может сделать родитель сам?
- Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
- Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
- Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
- Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
- Всячески поощрять словотворчество ребенка;
- Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
- Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).
Причины появления болезни
Причин задержки психического развития много, но специалисты делят их на 2 основные группы: биологические и социальные. К первым относятся негрубые локальные нарушения в ЦНС и их остаточные проявления. Биологические факторы вызывают сбой в процессе созревания разных отделов мозга, что влечет за собой торможение в психическом развитии. Среди основных причин биологического характера стоит отметить:
- заболевания и осложнения во время беременности (кислородное голодание плода, родовые травмы, сильный токсикоз или перенесенная инфекция у матери, резус-конфликт, многоплодие, недоношенность);
- тяжелые соматические патологии у ребенка в первые годы жизни (астения, ядерная желтуха, врожденные проблемы со слухом или зрением);
- наследственность (если кто-то из родителей сталкивался с подобным диагнозом, то высока вероятность, что ребенок столкнется с аналогичной проблемой, даже при отсутствии иных факторов риска).
К социальным причинам ЗПР относят:
- недостаток общения;
- психологические травмы;
- легкие интеллектуальные отклонения у отца или матери (либо у обоих родителей);
- неблагоприятные условия воспитания;
- сокращение или отсутствие возможности у ребенка взаимодействовать с другими детьми или взрослыми.
Среди неблагоприятных условий воспитания, которые могут спровоцировать задержку в психическом здоровье, наиболее распространенными являются:
Безнадзорность. Если детям не уделять внимания, не заниматься их развитием, то они вырастут импульсивными и легко внушаемыми. Такой ребенок не может усвоить простые правила поведения, у него отсутствуют умственные интересы. Чтобы успешно развиваться и обучаться, ему не хватает элементарных знаний об окружающем мире. Таких детей можно сравнить с Маугли, который неожиданно оказался в огромном мегаполисе. В результате происходит аномальное формирование личности по типу психической нестабильности.
Чрезмерная опека
Если слишком мнительные родители с малых лет будут уделять повышенное внимание ребенку и потакать всем его капризам, то нарушается его социальная адаптация. Такие дети слишком зависимы от отца с матерью, они не могут самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями
У ребенка нарушается развитие волевой сферы, он становится эгоцентричным и безынициативным.
Авторитаризм. Дети, которых с малых лет родители пытаются «задавить» собственным авторитетом, постоянно сталкиваются с грубостью, агрессией и жестокостью. Зачастую взрослые прибегают к физическому насилию. На таком фоне у ребенка развиваются неврозы, патологическая тревожность, разнообразные фобии. Наблюдаются проблемы с умственным развитием, поскольку перед пациентом стоит задача избежать неудачи (чтобы не столкнуться с очередным наказанием), а не достичь высокого результата. Такие личности являются эмоционально незрелыми и не нацелены на успех.