Как распознать и предотвратить развитие заикания у детей

Логоневроз (заикание) у детей — причины, лечение

Причины и механизмы развития

Этот дефект речи формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, при появлении его симптомов в 2-3-летнем возрасте этиология связана с нарушением функции головного мозга. Среди перинатальных причин выделяют следующие:

  • заболевания во время беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции матери;
  • патологическое течение родов с травмами головного мозга;
  • нарушение функции желез внутренней секреции;
  • генетическая предрасположенность (у 60% заикающихся в роду есть родственник с подобным отклонением).

Если логоневроз возникает после 4-х лет, при этом малыш до этого разговаривал нормально, речь идет о внешних причинах. Необходима консультация невролога и психолога. Логопедия основана на решении проблем нарушений речи различного характера, ее задача в том числе избавлять пациентов от заикания.

В группе риска дети с психологическими травмами. Это необязательно потеря близкого человека, хронический стресс в семье, причина может заключаться в гиперопеке родителя или завышенных требованиях по отношению к чаду, страхах или фобиях. Даже попытки переделать левшу в правшу могут закончиться возникновением дефекта, потому что для ребенка являются сильным стрессом. Когда родители сконцентрированы только на себе, игнорируя интересы крохи, он может погрузиться в виртуальный мир и начать заикаться. Постоянное проведение свободного времени перед телевизором или компьютером приводит к развитию речевых нарушений.

С физиологической точки зрения, в детском дошкольном возрасте до 5 лет должно проходить созревание полушарий головного мозга, они функционируют в «тестовом» режиме и это может привести к временному заиканию. Перенесенные соматические заболевания могут вызвать темповые нарушения речи: менингит, энцефалопатия, травмы мозга, сахарный диабет, грипп.

Ложное заикание будет проявляться при подражании манере речи близкого человека. Это псевдоболезнь, необходима психологическая коррекция. Лечить его не нужно. Причина запинок может быть связана с анатомическими дефектами уздечки, губы. После их устранения подбирают индивидуальную терапию.

Определением причины логоневроза должны заниматься логопед, невролог при помощи родителей. Оценивается устная речь, обстоятельства, при которых возникло отклонение, симптоматика патологии. После выяснения этиологии определяют тип нарушения – неврозоподобный или приобретенный, невротический. Это необходимо для составления эффективной схемы коррекции состояния.

Лечение заикания

Избавиться от заикания можно только под контролем врача. Специалист корректирует терапию на каждом этапе, при необходимости предлагает следующие варианты:

  • лечение заикания в стационаре — назначается при органических поражениях мозга, тяжелых соматических заболеваниях, психических расстройствах;
  • амбулаторная терапия — необходимо регулярно посещать логопеда, невролога, строго соблюдать предписания врачей в домашних условиях.

При лечении заикания у взрослых активно применяются психотерапевтические методики:

  • субличностный анализ — рассматривает поведение человека, внутренние образы, которые влияют на подсознание и эмоции, вызывают тревогу и раздражительность;
  • нейролингвистическое программирование — специальная методика действует на подсознание, меняет мышление, позволяет ввести лингвистические установки;
  • аутотренинг — эффективное самовнушение улучшает черты характера, снимает эмоциональное перенапряжение, помогает избавиться от вредных привычек.

Со взрослыми пациентами работают психологи. Специальное тестирование помогает понять причину дефекта речи, разобраться с внутренними проблемами, научиться контролировать тревогу в состоянии стресса.

При органических поражениях мозга и лечении заикания у детей дополнительно рекомендуются различные лекарственные препараты:

  • витамины;
  • спазмолитики;
  • транквилизаторы;
  • ноотропные средства;
  • препараты на основе гопантеновой кислоты.

Избавиться от заикания помогает специальный массаж под наблюдением опытного специалиста. Простые упражнения можно выполнять на дому, чтобы укрепить мышцы горла, речевого аппарата, уменьшить их гипертонус (перенапряжение).

Если заикание вызвано психосоматикой, необходима работа с психотерапевтом. Специалисты используют групповые и индивидуальные программы психотерапии, самоанализ, гештальт-терапию

Важно избавить пациента от состояния тревоги после потери близкого, стресса, пережитого насилия.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Ребенок заикается: что можно делать бесплатно

В московском детском саду, куда ходит мой ребенок, все еще есть логопед, хотя, говорят, сейчас это редкость. Тем более, что садик обычный, не логопедический. Но занятия с этим критически важным специалистом только с четырех лет, и они платные. Конечно, они стоят примерно 250 рублей за занятие, не в пример занятиям с частным логопедом, которые раз в пять дороже.

Когда у сына проявилось заикание, его, во-первых, в саду не заметили, а потом сказали, что речь ребенка еще формируется, и заниматься еще рано. И вообще современная американская система лечения заикания утверждает, что надо оставить все как есть и не вмешиваться: в большинстве случаев заикание пройдет само собой. Наш дорогущий невролог подтвердил, что такая идея действительно существует, но в тех случаях, когда заикание все же остается, лечить его куда сложнее. И по-моему, он слегка заикнулся, когда произнес это.

В нашей районной поликлинике логопеда уже нет. А когда он был, к нему было практически невозможно записаться на занятия. Тем более, успевать каждую неделю записываться так, чтобы получалось, что занятия у ребенка как минимум два раза в неделю.

Но варианты бесплатного лечения заикания все же есть. Например, в Москве существует НКО, которое специализируется, в том числе, на лечении заикания. Его реклама висела в нашей детской поликлинике. Но попасть туда на лечение было сложно — у нас это так и не получилось. Вначале в этой НКО говорили, что вся запись забита, потом, видя мою настойчивость, нас все-таки записали на логопедическую комиссию, для которой, кстати, нужно было собрать много документов. При «успешном» ее прохождении мы должны были попасть на занятия только на следующий год с сентября. Но нам отказали.

У сына просто не нашли заикания, как это ни смешно. Пока он играл с логопедом в одном конце большого зала, и она пыталась его разговорить, я сидела с другой стороны зала и отвечала на вопросы комиссии типа: а не сталкивался ли ребенок с серьезными стрессами, к примеру, смертью близких родственников или переездом? Кстати, младший ребенок при этом был при мне, но его рождение, судя по всему, за стресс не считалось.

В результате я не смогла отследить, успел ли мой сын заикнуться во время собеседования с логопедом и как часто, и поэтому не знаю, справедливо ли нас отвергли. В итоге комиссия посоветовала пройти независимого бесплатного невролога в государственной поликлинике, а не дорогого в лучшем неврологическом центре Москвы. Так мы и сделали.

Местный невролог нам, и вправду, заикания не поставил. Хотя, между нами девочками, у него было всего 10 минут на то, чтобы моего ребенка разговорить, в отличие от платного невролога. И большую часть этого времени врач говорил со мной. Как выяснилось, в районной поликлинике заиканием считается гораздо более серьезная форма заболевания. При этом мы с мужем постоянно слышали дома заикание сына, и оно сильно ранило наше сердце.

Какие разновидности заикания считаются приобретёнными в процессе жизни

  1. Проступившая психологическая травма. Если ребёнок перенёс какую-либо сильную утрату, к примеру, близкого человека, его что-то очень испугало, то он начинает испытывать хронический и долгий стресс, который способен сильно повлиять на нормальную речь ребёнка. От заикания могут сильно страдать малыши, которые обладают низким проявлением внимания со стороны родителей и окружающих или наоборот, капризные и слишком распущенные дети. Чаще всего психологическая причина развития болезни лежит в высоких требованиях со стороны родителей ребёнка, а также боязни самого малыша не вписываться в их приоритеты.
  2. В эту группа риска включены и те дети, у которых в семье распространена отрицательная психологическая обстановка, часто происходят различные ссоры и недопонимания, недавно возник развод, а также когда в семье имеется физическое насилие либо наказание ребёнка. Обладать заиканием могут и те дети, которые большую часть времени сидят за компьютером, либо возле телевизора. Они меняют живой мир на виртуальный, им становится намного сложение разговаривать с окружающими.
  3. Физиологические процессы в организме. У малыша в возрасте до пяти лет полушария в головном мозге не сформировались до конца, начинают функционировать в тесном контакте, это может стать фактором для развития естественного течения заикания. Данное нарушение речи не несёт в себе нужды в определённой коррекции, оно устраняется автоматически, по мере того, как малыш становится старше.
  4. Перенесённые в детстве болезни. Причиной появления проблем с речью может стать перенесение определённых заболеваний инфекционного вида — менингита либо энцефалопатии, травмы в головном мозге – сотрясения, ЧМЗ, различные ушибы. В некоторых случаях в основе заикания находится сахарный диабет либо грипп, ОРВИ и другие острые респираторные болезни, которые были перенесены с определёнными осложнениями.
  5. Развитие ложного заикания (самовнушение). Если в семье существует человек, который заикается (папа, бабушка, мам, сестра и так далее), то ребёнок может просто начать копировать особенности речи этого члена семьи. При всём этом у малыша не имеется совершенно никакого заболевания и проблем с речью. Такой процесс именуется как псевдозаикание.
  6. Попытки изменить леворукость. Чаще всего начинают заикаться те дети, родители которых стараются изменить при помощи искусственных методик предпочтения левой руки на правую. Ребёнок левша очень тяжело переносит такие трудности. Если родители начинают регулярно перекладывать все предметы из левой руки в правую, то такая ситуация окажет очень сильный стресс на ребёнка, отразится развитие его речи и нервной системы.

Причины заикания

К развитию заикания приводят как врожденные, так и приобретенные факторы. К врожденным относятся:

  • Патологии плода, которые возникли во время беременности.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Проблемы, возникшие при родах, например, травмы или преждевременные роды.
  • Особенности личности, которые проявляются в повышенной возбудимости и нервозности.

Спровоцировать патологию могут и приобретенные дефекты:

  • Травмы головы.
  • Психологические травмы.
  • Перенесенные патологии.
  • Особенности развития полушарий головного мозга, при которых нарушение речи проходит само.

Некоторые дети могут перенять особенность речи другого человека. Например, если в семье кто-либо заикается, то ребенок может начать копировать речь взрослого, в результате чего начинает заикаться. Такое поведение никак не связано с патологией и называется «ложным заиканием».

Симптоматика и признаки развития болезни

  1. Наличие судорожного спазма в речевом аппарате ребёнка при попытке сказать определённый звук, который расположен вначале либо в середине слова. При всём этом ребёнок может начать спотыкаться как на одной букве, так и на всём слове.
  2. Наличие долгих пауз во время разговора, к примеру, между звуками в середине некоторых слов.
  3. Совместное нарушение речи, когда заметны повторения и странные паузы в середине слов и фраз.
  4. Во время развития заикания малыш чаще всего начинает проявлять сильные нервозности, агрессии и может часто плакать. Он старается много раз выговаривать сложные для него слова, в это время он начинает переживать, когда у него не получается, в результате чего плачет.
  5. У ребёнка чаще всего развиваются определённые нервные тики.
  6. Чаще всего дети, которые ощущают дефекты в речи и во время произношения фраз и целых слов, начинает уходить в себя. Им становится довольно сложно общаться с окружающими, они любят свободное время проводить в одиночестве, бояться стать объектом, над которым будут вечно шутить и смеяться сверстники.
  7. С развитием заикания чаще всего происходят определённые нарушения со сном, может возникать ночной энурез, а также нарушается аппетит и работа пищеварительной системы.

Стоит отметить, что признаки заикания нужно отметить вовремя.

Причины появления заикания

Причины возникновения заикания делят на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Производящие причины — случайные события и действия, которые спровоцировали появление заикания. Предрасполагающие причины — это условия, которые создали почву для возникновения недуга.

Производящие причины заикания

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга;
  • Органические нарушения мозга;
  • Истощение нервной системы;
  • Интоксикации;
  • Соматические хронические заболевания;
  • Болезни носа, глотки, гортани;
  • Задержки речевого развития.

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие);
  • Неправильное воспитание в семье;
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение);
  • Перегрузка речевым материалом;
  • Полиглоссия;
  • Подражание заикающимся;
  • Переучивание леворукости.

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода).
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции.
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания. Например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству.
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы. Например, сотрясения мозга, энцефалопатия.

К возникновению заикания часто приводят и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений.

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то понаблюдайте повнимательнее за его поведением и речью. Также учтите, что мальчики заикаются в 4 раза чаще! Более половины начинают заикаться между 2 и 5 годами, а 90% раньше 10 лет.

Как проявляется?

Первые симптомы заикания обычно проявляются у детей в возрасте 3-5 лет.

Ребенок испытывает трудности с произнесением слов. Распознать признаки заикания можно без проведения специального обследования.

Симптоматика недуга может быть постоянной или иметь временный характер. Например, заикание может быть вызвано волнением ребенка или смущением. Такие состояния также необходимо лечить.

Симптоматика детского заикания проявляется в следующих состояниях:

  1. При попытке начать речь у ребенка возникают судороги речевого аппарата.
  2. Речь ребенка сопровождается усилением мимики (учащенное моргание, раздувание крыльев носа и пр.).
  3. В процессе проговаривания слов ребенок делает паузы и повторяет отдельные звуки.
  4. Нарушение дыхание при произношении отдельных звуков (например, глубокий вдох).
  5. В старшем возрасте для своеобразной маскировки заикания дети могут использовать специфические уловки (в момент паузы ребенок может начать улыбаться, кашлять или зевать).

Методы избавления от заикания

Чтобы преодолеть заикание, необходимо выполнять рекомендации дефектолога или логопеда. 

  • Ребенку потребуется курс логопедического массажа. Он позволит расслабить те мышцы, которые зажимаются при произнесении фраз, и снять спазмы речевого аппарата.
  • Нужно каждый день выполнять определенный комплекс логопедических упражнений. Это поможет нормализовать речевое дыхание и темп речи.
  • Для этой цели отлично подходят дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. Они помогают сформировать правильную воздушную струю и эффективно ее расходовать во время произнесения фразы.
  • Хороший результат дают занятия логоритмикой.
  • Детям часто советуют читать вслух стихи или петь песни. Можно даже заниматься хоровым пением.

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме

Отсутствует внимание к возрастным потребностям

Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта. 

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется

Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью

Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С

Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.

Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Причины возникновения заикания

Причин возникновения заикания может быть несколько:

  1. внутренние причины;
  2. внешние причины.

К внутренним причинам относится:

  • нервная система родителей передается их детям, а именно: если родитель обладает быстрым темпом речи или наоборот заиканием — есть вероятность что это передаться ребенку;
  • на состояние нервной системы и на мозговые функции ребенка, которые отвечают за речь, могут негативно повлиять патологии во время беременности;
  • органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции;
  • болезни органов речи, а именно горла, гортани, носа.

К внешним причинам относится:

  • организм ребенка очень чувствителен к внешним факторам, особенно в промежутке до 5 лет! Но опять же, должна быть предрасположенность, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок и стрессов. Нужно помнить, что не стоит подвергать организм ребенка серьезным нагрузкам и стрессу!
  • заикание может появиться когда у организма ребенка возникает диссонанс, например: ребёнка-левшу переучивают в правшу. P.S. «По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются»;
  • нельзя позволять ребенку подражать заикающегося человека;
  • если ребенку не хватает родительского внимания в момент формирования его речи, то могут возникнуть проблемы.

Чем может быть вызвано?

Заикание может быть врожденным или приобретенным. В первом случае ключевую роль играют период беременности, состояние здоровья родителей, родовая деятельность и заболевания, перенесенные в новорожденный период.

Развиваться заикание может не только на начальных этапах речевого развития, но и в школьном или подростковом возрасте. Например, такая патология нередко становится последствием переучивания левши.

Почему ребенок заикается? Причинами заикания у детей могут стать следующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • врожденная слабость артикуляционного аппарата;
  • последствия внезапных страхов;
  • повреждение головного мозга при родах;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гипотрофия или рахит;
  • последствия тяжелых инфекционных заболеваний;

перегрузка речевого материала и несоответствие его возрасту ребенка;
осложнения болезней, оказывающих негативное воздействие на гортань, язык и ротовую полость в целом;
осложнения во время беременности;
тяжелые психические потрясения (конфликтные ситуации, чрезмерная радость, регулярные нервные напряжения).

Клиническая картина

Судороги мышц языка, нёба, гортани, диафрагмы и брюшной полости проявляются следующими речевыми нарушениями:

  • тонические расстройства — вынужденная пауза с затягиванием звука (соб…ака, р…учка);
  • клоническое расстройство — повторение одного звука/слога/слова (с-с-собака, ру-ру-ручка);
  • смешанное расстройство.

Вдобавок к этому у ребенка наблюдаются следующие признаки:

  • напряженный вид, гримасничанье вплоть до нервных тиков;
  • психологический дискомфорт при общении, замкнутость, порой достигающая социофобии;
  • неврологические расстройства (раздражительность, плаксивость, различные фобии, плохой сон, агрессивность).

Речевые неудачи формируют у ребенка логофобию: в начале общения малыш навязчиво ожидает трудностей с речью, непонимания взрослых и насмешек сверстников. Зачастую малыш отказывается от общения, объясняя свое решение «не могу сказать».

Симптомы

Развитие каждого ребенка индивидуально. У кого-то могут быть симптомы заикания, которые являются частью нормального развития речи и языка ребенка. Если симптомы длятся от 3 до 6 месяцев, ребенок в дальнейшем может иметь проблемы, связанные с развитием заикания.

Симптомы заикания могут различаться в течение дня и в разных ситуациях.

Они могут включать в себя:

  • Повторение звуков, слогов или слов, например, повторение звука, как в В-В-В-Ваня.
  • Пролонгирующие звуки, например, МММама.
  • Использование междометий, такие как «ну» или «тьфу», например: я хочу, ну …
  • Слишком медленную речь или с большим количеством пауз.
  • Остановленную или заблокированную речь. Рот открывается, чтобы сказать, но ничего не говорится.
  • Вероятность задыхаться или нервничать во время разговора.
  • Быстрое моргание глаз или дрожь в теле или дрожание губ при разговоре.
  • Усиление заикания при усталости, возбуждении или стрессе.
  • Боязнь говорить.
  • Симптомы заикания могут быть похожи и на другие состояния здоровья. Чтобы убедиться в диагнозе, следует показаться врачу.

Я сильно заикаюсь – что делать? Как перестать заикаться, как научиться не заикаться? Не хочу заикаться!

Как перестать заикаться при волнении, при выступлении в аудитории, на работе, в школе, в институте, в униерситете, в гимназии, в лицее, в техникуме, или в спокойном состоянии? Наиболее оптимальный подход в ситуации, если ребёнок, подросток, взрослый заикается, это обратиться к специалисту в Сарклиник. Врач разработает наиболее оптимальный план лечения, подберет из 12 методик наиболее эффективную в данном конкретном клиническом случае. И тогда Вы забудете фразу: «Я сильно заикаюсь, или почему я заикаюсь, как говорить, не заикаясь?» В помощь взрослым, заикающимся на работе, разработаны специальные методики. Даются рекомендации родителям заикающихся детей.  

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

Возрастные особенностиПоловые особенностиПоражение ЦНС

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Наследственность Особенности речевого развития

Прогноз и профилактика заикания у детей

Без проведения обследования трудно определить прогноз болезни. Это связано с тем, что к заиканию могут приводить разные факторы, но не каждый, к сожалению, можно легко устранить. Прогноз заикания во многом зависит от формы заболевания и возраста пациента. Обычно детям, которым начали лечить заикание в раннем возрасте, избавиться от патологии легче. У детей с врожденными патологиями речевого аппарата прогноз не такой благоприятный. Прогноз зависит также от разновидности заикания. Так дыхательные судороги легче вылечить, чем тонические. Наилучшего эффекта в лечении можно добиться в 3-5 летнем возрасте. Уже в 12-17 лет расстройство тяжело поддается коррекции. Бывают случаи, когда из-за психологического фактора у ребенка возникает рецидив заболевания.

Чтобы избежать заикания, нужно осознать то, что здоровые дети растут у неконфликтных родителей. Не рассказывайте страшные истории ребенку на ночь и не давайте ему просматривать страшные мультфильмы, не пугайте его и не оставляйте одного в темных помещениях. Любите своего малыша и больше общайтесь с ним, не будьте слишком строгими и требовательными, оберегайте от психических травм. Спокойные дети, которым хватает родительской любви, и заботы, практически никогда не сталкиваются с данным заболеванием.

Причины заикания у детей

Причины заикания могут быть как врожденными (предрасполагающими), так и приобретенными (провоцирующими).

Предрасполагающие причины

К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во внутриутробном периоде развития или во время родов;
  • недоношенность;
  • родовая травма черепа;
  • генетическая наследственность (у близких кровных родственников);
  • возбудимая нервная система (темперамент холерика).

Провоцирующие причины

Иногда ребенок может начать заикаться по таким причинам:

  • испуг, сильное расстройство;
  • хронический стресс;
  • частые физические наказания;
  • неблагополучная ситуация в семье (скандалы, развод родителей);
  • чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания к ребенку;
  • ребенок боится не оправдать завышенные ожидания родителей;
  • взрослые пытаются переучить леворукого малыша;
  • ребенок много времени проводит перед компьютером или телевизором;
  • он неосознанно копирует близкого человека, который заикается;
  • малыш перенес заболевание или травму — например, энцефалопатию или менингит, сотрясение мозга.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: